Лучкин Максим Вадимович, преподаватель БПОУ ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна»
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Астрономия» на тему «Планеты земной группы» / сост. М.В Лучкин. – Вологда: БПОУ ВО ВКТиД, 2018. – 16 с.
© М.В. Лучкин, 2018 г.
© БПОУ ВО ВКТиД, 2018 г.
№ | Этап урока | Время | Содержание материала на этап | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Результат формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | 1 мин | Приветствую студентов. Отмечаю явку. | Приветствует студентов, проверяет готовность к занятию | Приветствуют преподавателя | |
2 | Актуализация знаний | 2 мин. | Мы с вами на прошлом учебном занятии начали изучать новый раздел «Сравнительная планетология» и разобрали тему предыдущего учебного занятия «Строение и происхождение Солнечной системы». Мы знаем, что планеты разделяются на две группы: планеты земного типа и планеты-гиганты. | Фронтальный опрос по теме «Строение и происхождение Солнечной системы». | Отвечают на вопросы преподавателя, слушают комментарии к ответам и дополнения одногруппников | Предметные: Что такое Солнечная система? Что называется планетой? Сколько планет в Солнечной системе? На какие группы они разделены? |
3. | Постановка цели урока | 2 мин | Цель сегодняшнего нашего учебного занятия рассмотреть планеты земной группы и провести их сравнительный анализ. | Подводит итог этапа и помогает обучающимся сформулировать цель и тему занятия | Высказывают предположения по теме и цели занятия: Применить полученные ранее знания, | Личностные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем Метапредметные: строить речевое высказывание в устной форме |
4. | Мотивация инструктаж | 5 мин | Сегодня мы будем рассматривать планеты по определённому алгоритму и сравнивать их с земными параметрами. В ходе занятия вы будете заполнять информацию в таблицы про планеты, по мере нашего продвижения по материалу. Помимо таблиц, в тетрадь запишем новую терминологию, которая прозвучит на сегодняшнем уроке. | Мотивирует предстоящую деятельность обучающихся, сообщает план работы | Воспринимают информацию, определяют мотивы деятельности на уроке, задают вопросы | Личностные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
5. | Объяснение с использованием технологических средств поэтапно | 25 мин | Планеты земной группы: Природа планеты Меркурий Природа планеты Венера Природа планеты Земля Природа планеты Марс | Преподаватель объясняет новый материал с использованием демонстраций анимационных моделей планет земной группы, активизирует студентов на сравнительный анализ изучаемого материала. | Студенты слушают доклады одногруппников «Меркурий», «Венера», «Земля», «Марс», объяснение преподавателя, заполняют таблицу «Характеристика планет земной группы» систематизируя учебный материал и формулируют выводы. | Предметные Проводят сравнительный анализ планет земной группы. Помечают характеристики планет, такие как: расстояние от Солнца до планеты, диаметр, рельеф, состав атмосферы, температура поверхности, период обращение вокруг своей оси и Солнца, наличие спутников, строение, силу гравитации и массу. Метапредметные самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; анализировать и осмысливать учебный материал темы, на основе докладов одногруппников и демонстраций анимационных моделей планет земной группы. Систематизируют учебный материал, заполняя таблицу «Характеристика планет земной группы». Формулируют выводы по теме урока. Личностные формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению. |
6. | Рефлексия деятельности | 3 мин. | Пора подвести итог сравнительной характеристики по планетам земной группы: Обобщите массу и плотность планет. Каковы особенности строения планет земной группы? Назовите сходные признаки рельефа. Наличие и особенности внешних оболочек. | Подводит итог урока – возвращается к цели занятия, контролирует однозначность понимания материала, ставит задачу на следующее занятие. | Отвечают на вопросы. Анализируют итоги занятия, формулируют и записывают выводы и свое отношение к занятию подобного типа. | Личностные Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
7. | Тестовое задание | 5 мин | Студенты выполняют тестовое задание | Инструктирует выполнение тестового задания | Выполняют тестовое задание | Закрепление пройденного материала |
8. | Домашнее задание | 2 мин | Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. — М. : Дрофа, 2017, страница 98—107, §18, прочитать и ответить на вопросы после параграфа. | Мотивирует на выполнение домашнего задания | Слушают, задают вопросы | |
№ п/п | Задание | Вариант ответа | Кол-во баллов |
Выберите единственный правильный ответ |
1 | Выберите планеты земной группы: | а) Меркурий, Венера, Марс, Земля б) Земля, Юпитер Сатурн, Марс в) Марс, Земля, Уран, Юпитер | 1 б. |
2 | Какая из планет Солнечной системы имеет самый короткий год? | а) Земля; б) Меркурий; в) Венера. | 1 б. |
3 | Какая из планет имеет самые длинные сутки по сравнению с его годом? | а) Марс; б) Меркурий; в) Земля. | 1 б. |
4 | Какая из планет является самой яркой на ночном небе? | а) Меркурий; б) Марс; в) Венера. | 1 б. |
5 | Какую планету называют красной? | а) Земля; б) Марс; в) Меркурий. | 1 б. |
(Ответы: 1-а, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б). На эти вопросы учащиеся должны ответить в течение пяти минут.