СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие по теме "Атмосфера" довольно увлекательный и познавательный! На уроке мы узнали, как беречь нашу природу и не загрязнять воздух: нужно внедрять новые технологии, рационально использующие ресурсы и сокращающие выбросы отходов в атмосферу, защищая при этом окружающий мир!

Просмотр содержимого документа
«Атмосфера - воздушная оболочка Земли»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Изобильненского муниципального округа Ставропольского края












Открытый урок в 6 классе.


Тема: Обобщение по теме: «Атмосфера»









Составитель:

Пугачева Евгения Георгиевна

учитель географии


















14 апреля 2025 г

Тема урока: Обобщение по теме: «Атмосфера».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся, полученных в ходе изучения темы, повторение ключевых терминов и понятий темы;

Форма урока: Урок-путешествие.

Оборудование урока: атлас, учебники, рабочие листы, учебные принадлежности.

Задачи урока:

Учебная: закрепить знания учащихся по изученной теме, повторение ключевых терминов и понятий темы;

Развивающая: развивать умение анализировать, выделять причинно- следственные связи диалектического мышления, правильной и выразительной устной речи учащихся, умения работать в группе;

Воспитательная: воспитывать чувство любви к Родине, любознательности, чувства единения человека и природы.


ПЛАН УРОКА.

Этап урока

Цель и содержание этапов

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент. Мотивация.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Постановка цели урока. Целеполагание. Сообщение правил урока-путешествия

Отвечают на приветствие.

Формирование групп.

2.

Беседа по вопросам.

Фронтальная беседа по теоретическим вопросам с целью проверки знаний учащихся. Блиц-турнир.

Отвечают на вопросы.

3.

Этап обобщения и систематизации знаний по теме «атмосфера».

Организация деятельности учащихся по применению изученного материала, повторении терминов, понятий темы. Тренировочные упражнения.

Учащиеся работают с учебником, карточками.


4.

Этап информации о домашнем задании.

Дать информацию о домашнем задании и комментарии к его выполнению.

Запись домашнего задания.

5.

Рефлексия, выставление оценок.

Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся.









Ход урока:

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости, поздоровайтесь с ними.

- Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успехов: «Получить «пять», я тебе помогу, поработаем вместе». Коснитесь друг друга ладошкой.

II. Актуализация знаний

Ребята, наш урок я хочу начать с притчи.

Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ».
Успехов вам.

Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в воздушный океан, который называется? (атмосфера).

Сформулируйте цель нашего урока (учитель помогает сформулировать, записывает на доске).

Чтобы наше (урок) путешествие вам запомнилось, было увлекательным, вы должны показать свои знания, умения и навыки по теме «Атмосфера», которую мы изучали на протяжении нескольких последних уроков.

Вам придётся побывать на следующих станциях: разминка, метеорологическая, практическая, географические ошибки, экологическая. На партах у каждого лежат маршрутные листы с названиями станций; после выполнения заданий на каждой станции вы должны оценить свои знания по баллам (по количеству выполненных правильных ответов) – после моего разъяснения.

Маршрутные листы подпишите и в конце путешествия сдадите мне вместе с выполненными заданиями на станции практическая.




III. Практическое применение знаний и умений

1 станция «РАЗМИНКА». Географический диктант.

1. Воздушная оболочка земли - …(атмосфера).

2. Разница между максимальной и минимальной среднемесячной температурой за год - … (годовая амплитуда за год).

3. Сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся на ней тела - … ( атмосферное давление).

4. Горизонтальное движение воздуха из области высокого давления в область низкого - … (ветер).

5. Многолетний режим погоды, характерный для той или иной местности - …(климат).

6. Вся вода, выпавшая из атмосферы на земную поверхность - (осадки).

7. Количество водяного пара в граммах, содержащегося в 1 м3 воздуха - …(абсолютная влажность).

8. Состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени - … (погода).

9. Отношение количества влаги, находящегося в воздухе, к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре - … (относительная влажность).

10. Наука, изучающая строение и свойства атмосферы – …(метеорология).


2 станция – «МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ»


Человечество интересовалось воздушным океаном очень давно, но только 300 – 400 лет назад были изобретены первые приборы для изучения атмосферы.

Сегодня изучение атмосферы Земли ведётся под руководством Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Для наблюдения за состоянием Атмосферы создана сеть наземных метеорологических станций, оборудованных различных приборами.

- Ребята, с какими приборами мы познакомились на уроках?

А теперь давайте вспомним, для чего нужны эти приборы метеорологам на станциях. Установите соответствие между элементами погоды и приборами, которыми они измеряются.


1) Термометр

2) Барометр

3) Флюгер

4) Снегомерная рейка

5) Осадкомер (дождемер)

6) Гигрометр

А) Направление ветра

Б) Температура воздуха

В) Высота снежного покрова

Г) Влажность воздуха

Д) Давление воздуха

Е) Осадки


1

2

3

4

5

6

Б

Д

А

В

Е

Г


На маршрутных листах (под названием 2 станции), сосчитайте и поставьте количество баллов.

Признаки погоды изображают с помощью условных знаков.

Знание знаков позволяет нам решать задачи.


ВПР. 6.2. На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.


Ответ. Рисунок: А

В этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха составляла 74%.


ВПР. Задание 6.1. Анализ графической интерпретации погоды

1. «РОЗА ВЕТРОВ»

1. На метеорологической станции города N в январе были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы.

Какой ветер чаще всего дул в январе? ___________________


В каком направлении дует этот ветер?___________________


Пояснение:

Название ветра принято считать оттуда, откуда он дует. На линиях графика отмечены цифрами дни с этими ветрами.

Чаще всего, то есть, надо найти самое большое значение. Это 7, на отрезке Ю-В, то есть, юго-восточный ветер. Дует он в направлении северо-запада.


Пояснение: Больше всего выпало осадков в июле. Наименьшее количество осадков пришлось на февраль, март, апрель.


Пояснение: Самый холодный месяц – январь. Годовая амплитуда 450 С.


3 станция «Географические ошибки»

Найти «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ»

Однажды со мной произошел очень интересный случай. Дело было летом, в марте. Проснулся я, посмотрел в окно и увидел, что твориться на улице: деревья со страшной силой раскачивались из стороны в сторону, я сразу понял, что это штиль. По небу плыли огромные серые перистые облака. Термометр показывал -20˚С. «Да,- подумал я, – как может быстро испортиться климат».

Верный ответ

Найти «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ»

Однажды со мной произошел очень интересный случай. Дело было летом, в июне. Проснулся я, посмотрел в окно и увидел, что твориться на улице: деревья со страшной силой раскачивались из стороны в сторону, я сразу понял, что это ураган. По небу плыли огромные серые кучево-дождевые облака. Термометр показывал +20˚С. «Да,- подумал я, – как может быстро испортиться погода».

Цифры в географии могут о многом рассказать. Давайте вспомним цифры, которые встречались в этой теме, отгадаем их тайну

  1. 78%, 21%, 1% (состав воздуха)

  2. 18 км – верхняя границы тропосферы (у экватора)

  3. 55 км - верхняя границы стратосферы

  4. 760 мм. рт. ст. – нормальное атмосферное давление на параллели 45 при t О°C на уровне моря

  5. 1 мм рт. ст. на каждые 10,5 м – понижается давление с высотой

  6. 60 С – понижение t на каждые 1000 м высоты

  7. 22 декабря, 22 июня - дни солнцестояния

  8. 21 марта, 23 сентября - дни равноденствия – день равен ночи

  9. 365 или 366 дней – год

Почему происходит смена времен года? (Земля вращается вокруг Солнца, сохраняя постоянный угол наклона земной оси 66,50 к плоскости орбиты).


Я предлагаю вам немного отдохнуть (Просмотр видеоролика «Времена года»)


4 станция «ПРАКТИЧЕСКАЯ»

На уроках мы с вами:

- строили графики годового хода t и угла падения солнечных лучей, строили «розу ветров» для нашего города; решали задачи.

Закрепим полученные знания. Каждый из вас за правильное выполнение задания получит максимальный балл – 5.


ВЗАИМОПРОВЕРКА (пары меняются работами и проверяют их используя ответы слайда, озвучивают результаты проверки)

Вопросы учителя:

1. Почему в течение суток меняется температура воздуха? (изменяется угол наклона солнечных лучей к поверхности Земли)

2. Что такое амплитуда температуры? Может ли она быть отрицательной? (нет)

3. Продолжите фразу: чем больше разница давления, тем (сильнее ветер).

4. Почему чем выше, тем холоднее? (воздух нагревается от поверхности земли)

5. Почему в горах труднее дышать? (воздух разряжен)


5 станция – «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»


Атмосфера необходима нашей планете, жизнь на ней была бы невозможна.

Перечислите значение атмосферы.

Значение атмосферы.

(Возможные ответы:

- Предохраняет:

от сильного нагревания и охлаждения. Как стекло в окне, пропускает солнечные лучи и препятствует выходу тепла; Днем защищает от перегрева солнечными лучами , а ночью удерживает тепло.

- от космической пыли и метеоритов, астероидов. Если бы не было атмосферы, метеориты бомбили бы нашу планету. Сотни метеоритов сгорают в плотных слоях атмосферы, не долетая до поверхности Земли.

- от губительного воздействия на все живое ультрафиолетовых излучений Солнца. Атмосфера вращается вместе с Землей.

- кислород поддерживает дыхание.)

Атмосфера самым непосредственным образом влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Иногда случаются атмосферные аномалии. Об атмосферных аномалиях нам расскажут (фамилии учащихся).

Человек – маленькая частица в огромном океане, называемом атмосферой, физическое состояние которого меняется ежедневно и даже ежечасно. Изменения атмосферного давления и температуры, влажности воздуха, степень его загрязнения способны разрушить наше здоровье. Наше плохое самочувствие – ответная реакция организма на изменения атмосферного давления, температуры и влажности воздуха. То есть, каждый из нас тоже является барометром.

Сегодня далеко не везде воздушная атмосфера чистая – причем, по вине самого человека. Хозяйственная деятельность человека, рост числа автомобилей увеличивают количество вредных веществ в атмосфере, загрязняют её.

Ребята! Ответьте, пожалуйста, какие 3 «подарка» человек сам себе подарил (преподнес) в результате хозяйственной деятельности.

1) Кислотные дожди

2) Парниковый эффект

3) Озоновые дыры

(Сообщения учащихся)

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы начинаем замечать тогда, когда нам его начинает не хватать. Мы не дорожим воздухом и не думаем о нем пока нормально и беспрепятственно дышим. В нашей стране принят «Закон об охране атмосферного воздуха». А что можем сделать мы для сохранения чистоты воздуха? (Сажать деревья, не сжигать опавшую листву, не засорять природу, убирать за собой мусор.) Помните, наше здоровье зависит от чистоты воздуха!

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все. навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

(Н. Старшинов)

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы их? Все ли нам удалось?

- Какие затруднения испытали?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Где могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- Выскажите мысли об уроке.

- Давайте подведем итог нашего путешествия. Посмотрим, сколько баллов набрал каждый. Учащиеся выставляют себе отметки в листы самооценки.

Домашнее задание: Нарисовать листовку «Охрана окружающего воздуха»

Повторить  тему атмосфера.

 Учитель:  Подводит итоги урока, выставляет оценки, анализирует типичные ошибки, допущенные учениками. Благодарит за работу на уроке. 

В сем спасибо за внимание!