Психолого –педагогическое сопровождение педагогов в аттестационный период.
В связи с многочисленными инновационными процессами (переход на новый образовательный стандарт) в сфере образования к педагогам предъявляются очень высокие требования. В связи с этим усложнилась и процедура аттестации воспитателей. Педагоги пребывают в состоянии дискомфорта, неуверенности, психологического напряжения, а иногда и просто депрессии. Поэтому, просто необходимо, чтобы учитель прошел аттестацию не только успешно в профессиональном плане, но и без ущерба для своего здоровья. В качестве такого проводника выступает в дошкольном учереждении педагог – психолог. Он призван придать уверенность педагогу, проанализировать свою педагогическую деятельность, с помощью своих методик помочь полностью раскрыться педагогу.
Просмотр содержимого документа
«Аттестация педагогических работников - стресс или путь к успеху?»
Аттестация педагогических работников - стресс или путь к успеху?
Одним из важных условий современной системы образования является профессиональный рост педагога. Данное условие направлено на повышения квалификации, переподготовку и аттестацию педагогического работника.
Аттестация это комплексная процедура уровня квалификации как профессиональной, так и продуктивной деятельности педагога.
В системе аттестации педагог решает несколько составляющих: внешнюю - анализирует и дает оценку своей профессиональной деятельности, внутреннюю – производит самоанализ своей учебно-воспитательной педагогической деятельности, своих поставленных целей, задач и результатов достижения. А также проводит оценку особенностей своего профессионального и личностного потенциала.
Аттестация создает определенную напряженность у аттестующего педагога, так как она сопряжена с оценочными процессами. Ее результаты очень важны для личности и во многом определяют дальнейшую профессиональную деятельность.
Актуальные аспекты, возникающие при нежелании проходить аттестацию заключаются в проблеме связанной с индивидуальными установками педагога и психологическими особенностями человека.
Для хорошей подготовке к аттестации педагога необходима не только помощь руководителя учреждения и методиста, а также важно психологическое сопровождения педагога в период подготовки к аттестации педагога или психологической службы.
Психологическая активность, как составляющая аттестации, мотивирует механизмы саморазвития педагога. И является одним из главных в личном отношении к профессиональному труду. Создает уверенность, увлеченность и стремление к полноценной отдаче в работе.
Педагоги понимают и правильно оценивают важность высокого профессионального мастерства при прохождении аттестации, понимают необходимость работать с интересом, с полной отдачей, для внешней оценки их труда для подтверждения своей самореализации, самосовершенствования.
С другой стороны аттестационный процесс рождает в педагоге переживания постоянного характера, сталкивает его с трудностями негативными ситуациями, в которых он чувствует себя психологически незащищенным, плохо принимает их, затрудняется самостоятельно решать возникающие проблемы, не знает как дальше вести себя в создавшейся ситуации. Отсутствие эмоционально-волевой готовности к таким испытаниям, приводит к чрезмерному напряжению, сильным негативным переживаниям, постоянным страхам и нервному возбуждению. Недостаточный уровень личностного развития, вот что не дает педагогу жить в настоящем, переживать жизнь во всей ее полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего.
Для того чтобы активизировать развитие личности педагога, необходимо создавать особую психологическую атмосферу, благоприятствующую проявлению личностной активности.
Хочется отметить, что психологическую поддержку, помощь и победу над своими переживаниями могут оказать руководители, коллеги, члены семьи и близкие люди. Можно смело сказать, что психологическая поддержка педагогов во время прохождения аттестационной процедуры вопрос очень важный и актуальный в любом дошкольном учреждении. Важно создавать условия психологической поддержки в учреждении, включать этот компонент в работу психологической службы, включать психолога в работу аттестационной комиссии, для наименьших психологических затрат и наибольших позитивных результатов в развитии педагогов.
Аттестация должна направлять на развитие и уважение личности педагога, а не приводить к стрессам и нервным перегрузкам.