Учебный творческий проект. «Здоровый образ жизни»
Учебный предмет: ОБЖ.
Возраст учащихся: 8 класс.
Продолжительность проекта: 2 учебные недели.
Тип проекта — исследовательский, способ исследования – опытная работа.
Руководитель: Учитель ОБЖ Матлай Сергей Федорович.
2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
\
Введение:
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение понятия «здоровье человека»: «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». С целью профилактики болезней и укрепления здоровья каждому человеку необходимо вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Здоровье — важнейшая ценность. Оно определяет качество жизни человека и благополучие общества. Высокое качество образования также не может быть достигнуто без учета потенциала здоровья всех участников образовательного процесса — обучающихся, педагогов, работников школы, родителей. Одним из объектов проектной деятельности школьников является здоровье человека и здоровый образ жизни.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Поднимая проблему воспитания здорового поколения, мы чаще говорим об охране здоровья детей в образовательном учреждении, в семье, то есть о создании здоровой среды обитания. Социальное пространство должно быть безопасным – это важная гуманитарная задача, но она не решает главной актуальной проблемы – формирования у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
Мотивация здоровья и здорового образа жизни занимает центральное место в формировании и сохранении здоровья каждого человека. Под мотивацией здоровья и здорового образа жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни. При отсутствии мотивации у человека любые программы и мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны. Например, если человек сам не осознаёт, что курение вредно, не убедится в его пагубности, малоэффективными окажутся любые мероприятия по борьбе с курением. Однако наличие мотивации у человека плюс борьба с ним обеспечивают практически 100% успех.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.
Традиционный информационный подход к изучению норм и правил ЗОЖ позволяет предоставить подросткам лишь необходимую информацию о своем здоровье, но не даёт ему возможности сделать свой выбор варианта сохранения здоровья.
Описание проблемы:
. Многие молодые люди считают, что алкоголь, никотин, наркотики не очень опасны и не смогут причинить существенного вреда. Начинается с малого – изредка выкуриваемой сигареты, выпитой по праздникам рюмки. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультатны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия. Данная работа призвана показать пагубное влияние вредных факторов (алкоголя и никотина) на живой организм (семена гороха и головки лука).
Цель: способствовать формированию здорового образа жизни, показав на практическом опыте отрицательное влияние вредных факторов на живой организм.
Задачи:
изучить литературу о влиянии вредных факторов на организм человека; провести экспериментальную работу;
сделать выводы;
Основные этапы проекта:
I этап – погружение в проект. Педагог формирует проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи (совместно с обучающимися). Деятельность детей: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие цели и задач проекта, дополнение задач проекта.
II этап – организация деятельности: объединение в рабочие группы, определение и принятие роли в группе, участие в планировании деятельности по решению задач проекта.
III этап – осуществление деятельности: формирование необходимых знаний, умений и навыков, развитие надпредметных компетентностей, подготовка продукта к презентации.
Опыи№1. Поставим в две 300 граммовые банки с водой по три черенка герани. Разместим их светлом и теплом месте. В одну банку добавляем 3 мл водки. Начинаем наблюдать за развитием черенков и корнеобразованием.
1 образец (контрольный). 2 образец (экспериментальный).
Начало эксперимента :
1. Черенки с хорошо развитыми листовыми пластинками, корни отсутствуют.
2. Черенки с хорошо развитыми листовыми пластинками, корни отсутствуют.
Через неделю:
1. Листовые пластинки зеленые, здоровые, увеличились в размерах, пробиваются корешки.
2. На листовых пластинках появились бурые сухие пятна и ободок, черенок не растет, угнетен, корни отсутствуют.
Через 2 недели:
1. Черенки крепкие, здоровые, хорошо развитая корневая система.
2. Вода помутнела, разложение нижней части черенков, листья отмирают, корни не образовались.
Эксперимент был прекращен, так как экспериментальный образец стал нежизнеспособным. Все образцы были высажены в горшок с землей. Экспериментальные образцы погибли, а контрольные хорошо развиваются и сейчас.
Опыт№2. Готовим два образца: между двумя ватными дисками помещаем по пять штук семян огурцов. Первый образец намачиваем простой теплой водой. Второй образец намачиваем пивом. Оба образца помещаем в теплое место, периодически добавляя воду и пиво, чтобы не пересохли. Через неделю в первом образце проклюнулись корешки, а семена во втором образце набухли, корешки не проклюнулись, но покрылись плесенью.
Опыт№3. В три пластмассовые ёмкости поместили почву на высоту ½ ёмкости. В каждую ёмкость высадила по два проросших семя гороха на глубину 0,5 см. Поливку проводили в одно и то же время одинаковым объемом воды. Рассадник 1 (контрольный) поливали водопроводной водой, рассадник 2 поливали раствором сигаретного дыма и воды. Через 6 дней в рассаднике 1 на поверхности почвы появились побеги гороха на высоту 0,5 сантиметра. В рассаднике 2 побеги не взошли.
Выводы:
Нами было установлено, что любой алкоголь (пиво, водка, спирт) оказывает неблагоприятные воздействия на живые организмы. Даже небольшая концентрация алкоголя наносит вред растущему организму, будь то семена или развитое растение. Чем моложе живой объект, тем вред больше и значительнее (гибель зародышей семени в опытах).Научные данные о влиянии алкоголя на живые объекты не расходятся с нашими выводами. Не зря спирт давно используют для дезинфекции, он убивает все живое. Думаем, что эти данные и опыты проведенные нами заставят задуматься наших одноклассников о вреде употреблении алкогольных продуктов, в том числе пива. ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, значительно снижают продолжительность жизни личинок мух, вызывают их гибель.
Раствор табачного дыма вызывает гибель проросших семян и гниение семян в почве. Сигаретный дым разрушающе действует на живой организм, бросить курить сложно, но это необходимо и возможно. Государством проводится работа по предупреждению распространения курения, но она должна быть поддержана в каждой школе, в каждой организации, в общественных местах. Ничто не убеждает так, как наглядный эксперимент, их необходимо проводить открыто и регулярно в образовательных учреждениях.
Список литературы:
1. Алексеев С.В. и др. Педагогика окружающей среды, безопасности и здоровья человека: интерактивные образовательные технологии: Учебно-методическое пособие/С.В. Алексеев, Э.В. Гущина, С.А. Шаров: Под ред. Э.В. Гущиной. – СПб.: СПбАППО, 2008–(Постдипломное образование педагога) — с.104.
2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студ. пед. бакалавриата, педагогов-практиков. – СПб.: Просвещение, 1995.
3. Методика обучения технологии./Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск-Ишим: Издательство ИГПИ, НМЦ «Технология», 1998.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-с.64-102.
6. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология».– М.: АПКиПРО, 2004.