Просмотр содержимого документа
«Аттестационная работа.Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Полякова Ольга Павловна учитель начальных классов МБОУ СШ №6 городской округ г. Выкса высшей квалификационной категории стаж педагогической работы 38 лет награждена: Почетной грамотой Министерства образования Нижегородской области 2008г. Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации 2013г.
Тема работы:
Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках и во внеурочное время
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
- научно-исследовательские: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий на уроках и во внеурочное время
- методические: разработка содержания занятий, подбор приемов, форм и методов, направленных на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников
- организационно-педагогические: транслирование опыта педагогической деятельности по организации исследования и формирования исследовательских умений учащихся
Актуальность Противоречия
Между традиционными формами обучения и потребностью общества в поколении, способном к саморазвитию
Между необходимостью приобретать знания и несформированностью навыков самостоятельной работы
Между большим потоком учебной информации и необходимостью быстрого усвоения учебного материала
Цель педагогической деятельности:
Формирование исследовательских умений младших школьников через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время
Задачи педагогической деятельности:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по организации исследовательской деятельности младших школьников, определить особенности формирования универсальных учебных действий учащихся в рамках ее организации;
- Разработать систему деятельности по формированию исследовательских умений на уроках и во внеурочное время ;
- Внедрить систему работы по формированию исследовательских умений в педагогическую практику и проанализировать ее результативность.
Ведущая педагогическая идея:
- Формирование исследовательских умений младших школьников будет наиболее эффективно, если исследовательскую работу на уроках осуществлять в комплексе с внеурочными формами работы по исследовательской деятельности
Формируемые общеисследовательские умения и навыки
- Видеть проблемы;
- Задавать вопросы;
- Выдвигать гипотезы;
- Давать определения понятиям;
- Классифицировать;
- Наблюдать;
- Проводить эксперименты;
- Делать выводы и умозаключения;
- Структурировать материал;
- Работать с текстом;
- Доказывать и защищать свои идеи
Система работы в организации исследовательской деятельности учащихся
1 .Занятия объединения «Я - исследователь» (тренинги, самостоятельная исследовательская практика)
2.Учебные занятия ( уроки-исследования , экспресс-исследование, уроки с элементами исследования , уроки-проекты )
3.Внеклассная деятельность ( исследовательские и творческие проекты , участие в олимпиадах, конференциях, организация и проведение конкурсов, недель предметов)
4
Диапазон личного вклада
- 1.Организация системы занятий «Урок – внеурочная работа» по формированию исследовательских умений младших школьников.
- 2.Разработка и внедрение в практику обучения занятий по исследовательской деятельности.
- 3.Обмен опытом работы по организации исследовательской деятельности учащихся.
Экспресс-исследование на уроках литературного чтения
- Рассказ К.Паустовского «Растрепанный воробей»
- Расследуй , о каком важном историческом событии упоминается в рассказе?
- Стихотворение Фёдора Тютчева «Зима недаром злится…»
- Расследуй , какой приём использует поэт в стихотворении? А ты пользуешься этим приёмом?
- Рассказ Антона Чехова «Белолобый»
- Задание исследователю . Видишь ли ты какое – нибудь сходство в рассказах «Гриша» (А.Чехов) и «Белолобый» : трудно ли в мире быть маленьким? Можно ли сказать, что рассказ «Гриша» написан от лица Гриши, а рассказ «Белолобый» от лица Волчицы?
Задания на уроках математики
Результативность исследовательской деятельности
- Повысился интерес к исследовательской деятельности,
- Возросла познавательная активность учащихся,
- Формируемые УУД способствуют организации самостоятельной учебной деятельности на более высоком уровне,
- Увеличилось количество участников исследования,
- Ученики становятся призерами школьных и муниципальных научных конференций,
- Рощина Алена стала победителем Всероссийского и Международного исследовательских конкурсов в номинации «Моя семья в истории страны».
Задания для исследования на уроках окружающего мира
- Исследовать:
- какие птицы живут в окрестностях школы,
- какие деревья растут во дворе школы,
- каких насекомых можно встретить на территории школы и т.п.
- Уши спящих кошки или собаки даже во сне мгновенно поворачиваются в сторону звука. Что заставляет уши поворачиваться?
- Как поднимается дым из труб печей и котельных, дым от костра? Какое свойство воздуха здесь проявляется?
- Как вы дышите – через нос или через рот?
- Долго ли вы можете не дышать?
- Замерьте вашу грудную клетку при вдохе и выдохе. Сравните результаты.
Формы организации деятельности
коллективная
индивидуальная
парная
групповая
Проектирование.
Коллекционирование
Эксперименты
Исследования учащихся.
- Почему магнит притягивает предметы.
- Дождь и снег. Чудесные превращения воды.
- Моя коллекция раковин.
- Роль дождевых червей в образовании почвы.
- Опыты с воздушными шарами.
- Как образуются мыльные пузыри.
Результативность исследовательской деятельности
Транслируемость педагогического опыта
ШМО, РМС, Областные семинары.
Сайты:
Инфоурок: https :// infourok.ru/user/polyakova-olga-pavlovna2
Мультиурок:
https://multiurok.ru/Polyakova_OP /
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Москва: «Просвещение», 2010г.
- Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования/Москва, «Просвещение»2010г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ Издательство «Учебная литература», 2011г.
* А.И.Савенков Психологические основы исследовательского обучения школьников/ 2007г. Москва.
- Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ/ Нижний Новгород, НИРО, 2011г.
- Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя/ Екатеринбург, «Дом учителя», 2000г.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать?/ Москва, «Генезис»,1998г.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000г.