СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестационная работа.Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аттестационная работа.Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Полякова Ольга Павловна   учитель начальных классов МБОУ СШ №6  городской округ г. Выкса  высшей квалификационной категории   стаж педагогической работы 38 лет   награждена:  Почетной грамотой Министерства образования Нижегородской области 2008г.   Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации 2013г.

Полякова Ольга Павловна учитель начальных классов МБОУ СШ №6 городской округ г. Выкса высшей квалификационной категории стаж педагогической работы 38 лет награждена: Почетной грамотой Министерства образования Нижегородской области 2008г. Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации 2013г.

Тема работы:  Формирование исследовательских умений у  младших школьников на уроках и во  внеурочное время

Тема работы:

Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках и во внеурочное время

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования  научно-исследовательские: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий на уроках и во внеурочное время  методические: разработка содержания занятий, подбор приемов, форм и методов, направленных на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников  организационно-педагогические: транслирование опыта педагогической деятельности по организации исследования и формирования исследовательских умений учащихся

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

  • научно-исследовательские: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий на уроках и во внеурочное время
  • методические: разработка содержания занятий, подбор приемов, форм и методов, направленных на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников
  • организационно-педагогические: транслирование опыта педагогической деятельности по организации исследования и формирования исследовательских умений учащихся
Актуальность  Противоречия Между традиционными формами обучения и потребностью общества в поколении, способном к саморазвитию Между необходимостью приобретать знания и несформированностью навыков самостоятельной работы Между большим потоком учебной информации и необходимостью быстрого усвоения учебного материала

Актуальность Противоречия

Между традиционными формами обучения и потребностью общества в поколении, способном к саморазвитию

Между необходимостью приобретать знания и несформированностью навыков самостоятельной работы

Между большим потоком учебной информации и необходимостью быстрого усвоения учебного материала

Цель педагогической деятельности: Формирование исследовательских умений младших школьников через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время Задачи педагогической деятельности: Изучить психолого-педагогическую литературу по организации исследовательской деятельности младших школьников, определить особенности формирования универсальных учебных действий учащихся в рамках ее организации; Разработать систему деятельности по формированию исследовательских умений  на уроках и во внеурочное время ; Внедрить систему работы по формированию исследовательских умений в педагогическую практику и проанализировать ее результативность.

Цель педагогической деятельности:

Формирование исследовательских умений младших школьников через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время

Задачи педагогической деятельности:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по организации исследовательской деятельности младших школьников, определить особенности формирования универсальных учебных действий учащихся в рамках ее организации;
  • Разработать систему деятельности по формированию исследовательских умений на уроках и во внеурочное время ;
  • Внедрить систему работы по формированию исследовательских умений в педагогическую практику и проанализировать ее результативность.
Ведущая педагогическая идея: Формирование исследовательских умений младших школьников будет наиболее эффективно, если исследовательскую работу на уроках осуществлять в комплексе с внеурочными формами работы по исследовательской деятельности

Ведущая педагогическая идея:

  • Формирование исследовательских умений младших школьников будет наиболее эффективно, если исследовательскую работу на уроках осуществлять в комплексе с внеурочными формами работы по исследовательской деятельности
Формируемые общеисследовательские умения и навыки Видеть проблемы; Задавать вопросы; Выдвигать гипотезы; Давать определения понятиям; Классифицировать; Наблюдать; Проводить эксперименты; Делать выводы и умозаключения; Структурировать материал; Работать с текстом; Доказывать и защищать свои идеи

Формируемые общеисследовательские умения и навыки

  • Видеть проблемы;
  • Задавать вопросы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Давать определения понятиям;
  • Классифицировать;
  • Наблюдать;
  • Проводить эксперименты;
  • Делать выводы и умозаключения;
  • Структурировать материал;
  • Работать с текстом;
  • Доказывать и защищать свои идеи
Система работы в организации исследовательской деятельности учащихся 1 .Занятия объединения «Я - исследователь» (тренинги, самостоятельная исследовательская практика) 2.Учебные занятия ( уроки-исследования , экспресс-исследование, уроки с элементами исследования , уроки-проекты ) 3.Внеклассная деятельность ( исследовательские и творческие проекты , участие в олимпиадах, конференциях, организация и проведение конкурсов, недель предметов) 4

Система работы в организации исследовательской деятельности учащихся

1 .Занятия объединения «Я - исследователь» (тренинги, самостоятельная исследовательская практика)

2.Учебные занятия ( уроки-исследования , экспресс-исследование, уроки с элементами исследования , уроки-проекты )

3.Внеклассная деятельность ( исследовательские и творческие проекты , участие в олимпиадах, конференциях, организация и проведение конкурсов, недель предметов)

4

Диапазон личного вклада 1.Организация системы занятий «Урок – внеурочная работа» по формированию исследовательских умений младших школьников. 2.Разработка и внедрение в практику обучения занятий по исследовательской деятельности. 3.Обмен опытом работы по организации исследовательской деятельности учащихся.

Диапазон личного вклада

  • 1.Организация системы занятий «Урок – внеурочная работа» по формированию исследовательских умений младших школьников.
  • 2.Разработка и внедрение в практику обучения занятий по исследовательской деятельности.
  • 3.Обмен опытом работы по организации исследовательской деятельности учащихся.
Экспресс-исследование на уроках литературного чтения Рассказ К.Паустовского «Растрепанный воробей»  Расследуй , о каком важном историческом событии упоминается в рассказе? Стихотворение Фёдора Тютчева «Зима недаром злится…» Расследуй , какой приём использует поэт в стихотворении? А ты пользуешься этим приёмом? Рассказ Антона Чехова «Белолобый» Задание исследователю . Видишь ли ты какое – нибудь сходство в рассказах «Гриша» (А.Чехов) и «Белолобый» : трудно ли в мире быть маленьким? Можно ли сказать, что рассказ «Гриша» написан от лица Гриши, а рассказ «Белолобый» от лица Волчицы?

Экспресс-исследование на уроках литературного чтения

  • Рассказ К.Паустовского «Растрепанный воробей»
  • Расследуй , о каком важном историческом событии упоминается в рассказе?
  • Стихотворение Фёдора Тютчева «Зима недаром злится…»
  • Расследуй , какой приём использует поэт в стихотворении? А ты пользуешься этим приёмом?
  • Рассказ Антона Чехова «Белолобый»
  • Задание исследователю . Видишь ли ты какое – нибудь сходство в рассказах «Гриша» (А.Чехов) и «Белолобый» : трудно ли в мире быть маленьким? Можно ли сказать, что рассказ «Гриша» написан от лица Гриши, а рассказ «Белолобый» от лица Волчицы?
Задания на уроках математики

Задания на уроках математики

Результативность исследовательской деятельности Повысился интерес к исследовательской деятельности, Возросла познавательная активность учащихся, Формируемые УУД способствуют организации самостоятельной учебной деятельности на более высоком уровне, Увеличилось количество участников исследования,  Ученики становятся призерами школьных и муниципальных научных конференций, Рощина Алена стала победителем Всероссийского и Международного исследовательских конкурсов в номинации «Моя семья в истории страны».

Результативность исследовательской деятельности

  • Повысился интерес к исследовательской деятельности,
  • Возросла познавательная активность учащихся,
  • Формируемые УУД способствуют организации самостоятельной учебной деятельности на более высоком уровне,
  • Увеличилось количество участников исследования,
  • Ученики становятся призерами школьных и муниципальных научных конференций,
  • Рощина Алена стала победителем Всероссийского и Международного исследовательских конкурсов в номинации «Моя семья в истории страны».
Задания для исследования на уроках окружающего мира Исследовать: какие птицы живут в окрестностях школы, какие деревья растут во дворе школы, каких насекомых можно встретить на территории школы и т.п.  Уши спящих кошки или собаки даже во сне мгновенно поворачиваются в сторону звука. Что заставляет уши поворачиваться? Как поднимается дым из труб печей и котельных, дым от костра? Какое свойство воздуха здесь проявляется? Как вы дышите – через нос или через рот? Долго ли вы можете не дышать? Замерьте вашу грудную клетку при вдохе и выдохе. Сравните результаты.

Задания для исследования на уроках окружающего мира

  • Исследовать:
  • какие птицы живут в окрестностях школы,
  • какие деревья растут во дворе школы,
  • каких насекомых можно встретить на территории школы и т.п.
  • Уши спящих кошки или собаки даже во сне мгновенно поворачиваются в сторону звука. Что заставляет уши поворачиваться?
  • Как поднимается дым из труб печей и котельных, дым от костра? Какое свойство воздуха здесь проявляется?
  • Как вы дышите – через нос или через рот?
  • Долго ли вы можете не дышать?
  • Замерьте вашу грудную клетку при вдохе и выдохе. Сравните результаты.
Формы организации деятельности коллективная индивидуальная парная групповая

Формы организации деятельности

коллективная

индивидуальная

парная

групповая

Проектирование.

Проектирование.

Коллекционирование

Коллекционирование

Эксперименты

Эксперименты

Исследования учащихся. Почему магнит притягивает предметы. Дождь и снег. Чудесные превращения воды. Моя коллекция раковин. Роль дождевых червей в образовании почвы. Опыты с воздушными шарами. Как образуются мыльные пузыри.

Исследования учащихся.

  • Почему магнит притягивает предметы.
  • Дождь и снег. Чудесные превращения воды.
  • Моя коллекция раковин.
  • Роль дождевых червей в образовании почвы.
  • Опыты с воздушными шарами.
  • Как образуются мыльные пузыри.
Результативность исследовательской деятельности

Результативность исследовательской деятельности

Транслируемость педагогического опыта ШМО, РМС, Областные семинары. Сайты:  Инфоурок: https :// infourok.ru/user/polyakova-olga-pavlovna2 Мультиурок: https://multiurok.ru/Polyakova_OP /

Транслируемость педагогического опыта

ШМО, РМС, Областные семинары.

Сайты:

Инфоурок: https :// infourok.ru/user/polyakova-olga-pavlovna2

Мультиурок:

https://multiurok.ru/Polyakova_OP /

Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Москва: «Просвещение», 2010г. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования/Москва, «Просвещение»2010г. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ Издательство «Учебная литература», 2011г. * А.И.Савенков Психологические основы исследовательского обучения школьников/ 2007г. Москва. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ/ Нижний Новгород, НИРО, 2011г. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя/ Екатеринбург, «Дом учителя», 2000г. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?/ Москва, «Генезис»,1998г.  Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000г.

Литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Москва: «Просвещение», 2010г.
  • Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования/Москва, «Просвещение»2010г.
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ Издательство «Учебная литература», 2011г.

* А.И.Савенков Психологические основы исследовательского обучения школьников/ 2007г. Москва.

  • Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ/ Нижний Новгород, НИРО, 2011г.
  • Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя/ Екатеринбург, «Дом учителя», 2000г.
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать?/ Москва, «Генезис»,1998г.
  • Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000г.