ГОУ ДПО НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра начальных классов
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИГРУШКИ, НЕСУЩИЕ РАДОСТЬ» (ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ)
Выполнила:
учитель МБОУ СОШ № 6 г. Выксы
Полякова Ольга Павловна
2011 учебный год
Пояснительная записка, цели и задачи
- Программа представляет собой систему занятий направленных на духовно-нравственное развитие личности, формирование патриотизма. Рассчитана на учащихся 3 класса. Количество часов: 34 часа (1 час в неделю).
- Программа представляет собой систему занятий направленных на духовно-нравственное развитие личности, формирование патриотизма. Рассчитана на учащихся 3 класса. Количество часов: 34 часа (1 час в неделю).
- Цель программы: Приобщение обучающихся к русской национальной культуре;
- Приобщение обучающихся к русской национальной культуре;
- Задачи программы:
- Задачи программы:
- познакомить с жизнью и бытом русского народа, возникновением народной игрушки – неотъемлемой частью русской национальной культуры; раскрыть творческий потенциал обучающихся в области декоративно-прикладного и театрального искусства; прививать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его национальную культуру; формировать активную жизненную позицию, потребность творчества, несущего радость окружающим.
- познакомить с жизнью и бытом русского народа, возникновением народной игрушки – неотъемлемой частью русской национальной культуры;
- раскрыть творческий потенциал обучающихся в области декоративно-прикладного и театрального искусства;
- прививать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его национальную культуру;
- формировать активную жизненную позицию, потребность творчества, несущего радость окружающим.
Психолого-педагогическое обоснование
Активность
Дети младшего школьного возраста
Любознательность
Впечатлительность
Восприимчивость
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты первого уровня (усвоение социальных знаний, базовых ценностей)
- -обучающиеся имеют представления о духовно-нравственных ценностях, стремятся к проявлению нравственных норм поведения,
- -получат представления об истории своего народа, его культурного наследия.
Ожидаемые результаты второго уровня (приобретение позитивного отношения к базовым ценностям общества)
- -приобретут способность к анализу своих поступков и поступков других людей,
- -научатся осуществлять преобразовательскую и созидательную деятельность в социальной сфере под руководством и контролем взрослых,
- -в начальной форме овладеют ценностными ориентациями, национальными, духовными ценностями,
- -ощутят потребность и проявят начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности.
-
Ожидаемые результаты третьего уровня (самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД в организации отношений с людьми различного возраста, проявление любви к малой и большой Родине, объективно оценивать поступки других и свои собственные )
- - обучающиеся овладеют навыками культурного поведения,
- -научатся организовывать свой досуг и досуг своих товарищей в различных видах деятельности на основе создания кукольных театров, показов спектаклей,
- -приобретут навыки уважительного отношения к людям разного возраста,
- чувство гордости за свой народ.
Используемые технологии, методы, формы организации деятельности
В основе реализации программы лежат гуманно- личностный и
коммуникативно -деятельностный подходы.
Творческая мастерская
Экскурсии
Проектная деятельность
КТД
Интегрированные занятия
Тематическое планирование занятий
№ П/П
ТЕМЫ
1.
ВСЕГО ЧАСОВ
Вводное занятие. Ознакомление с жизнью и бытом народа края. Экскурсия в краеведческий музей.
2.
История создания куклы. Кукла из соломы. «Бычок – смоляной бочок»
ТЕОРИЯ
3.
1
4.
4
Куклы из глины. Создание диафильма «Репка».
1
ПРАКТИКА
1
3
Тряпичные куклы. «Маша и медведь».
5.
3
1
4
6.
Проект:Игрушки из бумаги. Настольный театр. Сказка «Теремок»
1
2
4
Игрушки из природного материала. Создание диафильма по русской народной сказке «Колобок». Участие в школьной выставке.
3
1
2
3
2
Тематическое планирование занятий
№ П/П
7.
ТЕМЫ
8.
Игрушки из разных материалов. Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
ВСЕГО ЧАСОВ
ТЕОРИЯ
2
Посещение кукольного спектакля и его обсуждение.
9.
ПРАКТИКА
Проект: Игрушки из ткани. Сказка «Заюшкина избушка». Показ спектакля в подшефном детском саду.
1
2
10
КТД : Этнокультурные традиции моего народа. Праздничные куклы. Подготовка и проведение праздника «Масленица».
5
2
1
11.
1
2
12
Мы – актеры. КТД с родителями. Отчетный спектакль перед родителями, в детском саду, на празднике творчества в школе.
1
4
4
Составление альбома о творческой деятельности мастерской.
1
1
1
3
1
Разработка занятия творческой мастерской Проект: «Создание настольного театра».
- Тип проекта: творческий.
- Тип проекта по предметной области: надпредметный;
- Тип проекта по форме: коллективный;
- Тип проекта по временным рамкам : краткосрочный;
- Постановка проблемы: зачем нужны игрушки, что можно сделать полезного с их помощью.
- Цели проекта: научить изготавливать простейшие куклы. Познакомить с понятием проект, научить работать над проектом.
- Задачи проекта:
- Развивать творческие способности детей;
- Укреплять веру в собственные силы и способность создавать самостоятельно полезные вещи;
- Формировать практические навыки и умения при работе с разными материалами;
- Воспитывать чувство удовлетворения от собственной деятельности, желание приносить радость окружающим.
- Создание настольного театра по сказке: «Теремок».
Этапы занятия и виды деятельности учеников
№ п/п
Этап
1
Выбор и обоснование проекта
Теоретические сведения
2
Выбор изделий, материалов и инструментов.
Практическая работа
Постановка проблемы. Изучение поля деятельности по использованию игрушек. Понятие «проект»
3
Выбор оптимальной технологии.
Просмотр презентации по теме «Виды театров»
Выбор оптимальных вариантов изделий, работа по микрогруппам, разработка «звездочки обдумывания». Выбор материалов, инструментов.
4
Планирование работы с опорой на технологические карты (работа по микрогруппам). Повторение с помощью шефов 5 класса правил безопасного труда.
Практическая работа и корректировка деятельности.
Заполнение «звездочки обдумывания». Определение героев и персонажей сказки.
5
Запись плана работы
Корректирование проекта.
6
Критерии оценки качества изделий.
Защита проекта.
Изготовение кукольных персонажей по микрогруппам.
Предложения по усовершенствованию. Экономические расчеты. Проверка и оценка.
Усовершенствование проекта.
Кукольный спектакль – защита творческого проекта.
Приглашение гостей из детского сада. Праздничная защита проекта.
Контроль и оценивание, рефлексия
Оценка деятельности коллектива по проекту «Изготовление настольного театра».
Вид деятельности
Поиск информации
1 группа
2 группа
Слаженность в работе
3
2
5
3 группа
Аккуратность
4
4 группа
4
Надежность
5
1
3
5 группа
5
Взаимопомощь
4
Итого баллов
3
3
4
Защита проекта
4
5
5
13 б
5
4
3
4
20 б
4
4
4
4
4
5
20 б
5
22 б
4
4
22 б
5
22б
Итого: 28 22 23 20 26 119 б
Контроль и оценивание, рефлексия
Лист моих достижений к проекту «Создание настольного театра».
№ занятия
1
Чему я научился
Слож
Сгибать бумагу, резать по контуру
2
Помощь друзей
+
ность работы
3
Работать в цвете
Помог Вале обвести ровно по шаблону
Эстетичность изделия
4
Собирать из деталей игрушку
-
Надеж
-
Скреплять детали надежно
+
Помог советом
Над чем мне нужно поработать
Надо дорабо
+
ность изделия
+ -
Обратился за помощью к Нине
+
Коле
Аккуратно приклеивать детали
тать
Мои чувст
+
-
Мы репетировали сказку
Мне понравилась работа
ва
_
+
+
+
Хорошее настроение
Надо укрепить детали
Хорошо выучить слова
Было интересно
Здорово!
Коллективное творческое дело
Игрушки из ткани
Проект: «Создание кукольного театра»
Настольный театр.
Кукольный спектакль
На экскурсии в музее.
В театре
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Москва: «Просвещение», 2010 г.
2. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13)
3. Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. Проектная деятельность младших школьников / Москва: издательский центр «Вентана - граф»,2004 г.
4. М.Ю.Шатилова и др. Проектирование в начальной школе / Волгоград: издательство «Учитель», 2010 г.
5. Т.В.Панафидина и др. Современные технологии воспитательной работы / Волгоград: издательство «Учитель», 2009 г.
6. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности / Москва: «Просвещение», 2011 г.
7. О.В.Ворошилова. Русские фольклорные традиции / Волгоград: издательство «Учитель», 2007 г.
8. В.П.Ватаман. Мир народной культуры / Волгоград: издательство «Учитель», 2009 г.
9. Н.В.Шайдурова .Тряпичная кукла. / Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2011 г.
10. Интернет- ресурс. Сайт: www . rukukla . ru
11. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Простакова Н. А.
12. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников/ Москва, «Просвещение», 2010 г.
13.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/А.Б.Воронцов, В.М.Заславский и др.: Москва «Просвещение»,2010 г.
14 Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ/ Нижний Новгород, НИРО, 2011г.
15. Планируемые результаты начального общего образования. Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др./Москва «Просвещение», 2010 г.»