Защита
Слайд 1.
Волкова Елена Викторовна - учитель начальных классов
первой квалификационной категории МБОУ СШ №36 г. Дзержинска Нижегородской обл. Педагогический стаж - 26 лет.
Слайд 2.
Представляю опыт работы по теме «Развитие познавательной активности младших школьников средствами внеурочной деятельности».
Слайд 3.
Работаю по образовательной системе «Школа России». В своей работе руководствуюсь Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Совершенствую уровень профессионального мастерства через курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, изучение трудов по вопросам внеурочной деятельности. Стараюсь внести новое в свою деятельность, разрабатывая тематические внеклассные мероприятия, интеллектуальные игры, конкурсы. Делюсь опытом с коллегами через публикации на профессиональных сайтах, выступления на ШМО.
Слайд 4.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Проблема развития познавательной активности младших школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Познавательная деятельность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни.
Но процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Работая с детьми младшего школьного возраста, наблюдаю противоречие между наличием у них познавательного интереса и отсутствием его развития и мотивации, а также неумение применять имеющиеся знания, т. е. дети хотят узнавать новое, но недостаточно мотивации для того, чтобы эти знания получать, не знают, где применить свои знания и приобретённые навыки.
Слайд 5.
Одно из требований ФГОС – активизация познавательной деятельности как необходимое условие достижения нового качества образования. Тему стимулирования познавательной активности рассматривали в своих трудах Щукина, Бондаревский, предлагая обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. Целостную систему обучения и воспитания, основанную на возбуждении познавательного интереса школьников, на организации их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А. Амонашвили
Слайд 6.
Цель моей работы: создать во внеурочной деятельности условия для развития у учащихся познавательной активности, принимая во внимание потребности и интересы обучающихся
Слайд 7.
Активизация познавательной деятельности помогает создать оптимальные условия для повышения познавательной самостоятельности учащихся. Активная работа с информацией и участие в конкурсах, викторинах разного уровня способствует развитию интеллекта ребёнка, творчества, личных качеств. Знание теории переходит в умение применять её на практике.
Слайд 8.
Познавательный интерес младшего школьника формируется в процессе активной умственной деятельности в условиях ощущения успеха. Поэтому я стараюсь создать такие условия, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать себя «знатоком» и проявить свои умственные способности.
В рамках работы кружка «Умники и умницы» (Прил. № 1)
1) перейти по ссылке
ежегодно проводились интеллектуальные игры: «Лингвистический турнир», посвящённый году Литературы в России, интеллектуально - познавательная игра «Знание-сила!», познавательная игра « Умники и умницы». Младшим школьникам предстояло помериться силами и показать, какими знаниями в области русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира они обладают. Ребята имели возможность проявить наблюдательность, смекалку и находчивость. А умение применять накопленные знания в нестандартных ситуациях и вести интеллектуальные бои помогало моим ученикам одерживать победу.
вернуться по ссылке на слайд «Деятельностный аспект…»
Одной из форм внеурочной работы по развитию любознательности младших школьников стал клуб Любознаек (Приложение №2)
перейти по ссылке на
Слайд 18
Цель занятий клуба Любознаек – обучение приёмам аналитико-синтетической деятельности, развитие мышления, способности творить, сочинять, фантазировать.
На занятиях клуба ученикам предлагались задания, которые впоследствии размещались в классном уголке. Это нестандартные вопросы, задания повышенной сложности, ребусы (примеры таких заданий приведены на слайдах, а также размещены в газетах, изготовленных ребятами клуба Любознайки). Задания могли пересекаться с изучаемыми темами по учебным предметам
Этапы проведения занятий:
пробуждение познавательного интереса к предлагаемому заданию;
актуализация и обобщение имеющихся необходимых знаний для его выполнения;
при обнаружении недостаточности наличных знаний -
обучение способам и приёмам их выполнения;
побуждение к работе с новой информацией, активной деятельности.
В течение недели дети обдумывали эти задания, находили информацию, отвечали на вопросы, и на следующем занятии клуба мы вместе обсуждали то, что у них получилось, а во второй части занятия снова предлагались новые задания.
Работа клуба Любознаек строилась по принципу:
1-2 классы – «Делай, как я!». Это задания на формирование умения сравнивать и находить в предметах общее и различное, выделять в предмете существенное и несущественное, видеть изменения в предмете, происходящие в результате перестановки, убавления, добавления в них деталей, устанавливать закономерности на основе анализа исходных данных.
Слайд 19
3 класс – «Делай со мной!». Это задания на формирование умения правильно формулировать вопросы, обобщать слова, выделять часть из целого, делать выводы, отличать истинное умозаключение от ложного, владеть рациональными, осмысленными способами использования логических операций, обобщать различные объекты, планировать действия, необходимые для выполнения задания
На этом этапе создаётся «Ящик Незнайкиных вопросов», интересующих детей. Лучшие, по общему мнению учащихся, размещаются в классном уголке.
Начиная с этого периода, на занятиях клуба Любознаек используются приёмы критического мышления. Обучаясь правильной формулировке вопроса - приемы «толстых и тонких» вопросов, «Ромашка Блума», «Кубик Блума».
Слайд 20
Для развития умения планировать действия - «Корзина понятий, идей, определений», «Покопаемся в памяти», таблица «З-Х-У». К концу 4 класса дети овладевают множеством приёмов развития мышления, которые нацеливают детей думать критически, ставить перед собой вопросы и осуществлять поиск ответов.
Слайд 21
4 класс – «Делай лучше меня!». Четвероклассники должны научиться участвовать в коллективном обсуждении проблем, соблюдая принятые правила поведения во время беседы, спора, использовать методики релаксации, строить собственные рассуждения, доказательства, готовить сообщение, создавать тексты-рассуждения по заданной теме.
На этом этапе работы клуба Любознаек дети совершенствуют навык публичных выступлений, выходят на более широкий круг аудитории, представляя результаты своей деятельности учащимся из других начальных классов в виде творческих выступлений, презентаций, выставок работ, устных журналов, газет (одна из них – перед вами).
Слайд 22
На данном слайде представлены работы учащихся клуба Любознаек. (Некоторые из них - в Приложении 3).
Благодаря участию в работе клуба, дети приобретают способность к самостоятельной познавательной деятельности, легче адаптируются к обучению в среднем звене.
вернуться по ссылке на слайд «Деятельностный аспект…»
Для организации систематической работы по развитию интересов и способностей учеников у учителя начальных классов во внеурочной деятельности широкие возможности: это и прогулки в режиме ГПД, и экскурсии, и кружковая работа, и клубные часы.
перейти по ссылке на
Слайд 23
Проведение интеллектуальных викторин, познавательных экскурсий, театрализованных праздников не только обогащает младших школьников знаниями, но и даёт возможность проявить полученные на уроках знания, а также получить опыт поведения в ситуации стресса и эмоционального подъёма.
вернуться по ссылке на слайд «Деятельностный аспект…»
Ребята моего класса частые участники городских и интернет-конкурсов и олимпиад.
перейти по ссылке на
Слайд 24
Победы в таких конкурсах вселяют в них уверенность в своих силах и стимулируют познавательный интерес.
вернуться по ссылке на слайд «Деятельностный аспект…»
Влияние на познавательную активность ребёнка оказывает и социальное партнёрство.
перейти по ссылке на
Слайд 25.
Постоянное сотрудничество с социумом расширяет для младших школьников рамки общения и даёт возможность проявить свои творческие способности.
перейти по ссылке на
Слайд 9.
Для развития познавательной активности во внеурочной деятельности использую следующие образовательные технологии.
Слайд 10.
На данном слайде представлены интересные моменты внеурочной деятельности: работа клуба Любознаек, участие в интеллектуальных играх, проекты, театрализация при проведении Библиотечных праздников.
Слайд 11.
Результатом направленной деятельности стало повышение уровня школьной мотивации (Приложение 4)
диагностика школьной мотивации по Лускановой
Слайд 12
и познавательной активности у младших школьников. (Приложение 5 и 5.1)
диагностика познавательной активности по Щукиной
Слайд 13.
В своих анкетах ребята отмечают, что они хотят участвовать в интеллектуальных играх и соревнованиях, т.к. это интересно, познавательно, весело. (Приложение № 6).
Слайд 14.
Интерес к учению рождается там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.