Городская августовская педагогическая конференция
25 августа 2023 года
Аудирование на уроках английского языка
как компонент функциональной грамотности (креативное мышление),
развивающий 4К компетенции
Мастер-класс
Салтыкова Елена Александровна,
учитель иностранного языка МБОУ «СОШ №10»
Общая цель деятельности всех педагогов – это дать выпускнику в соответствии с требованиями образовательной программы не только знания по предмету, но и их практическое применение в реальной жизни.
Что такое «реальная жизнь» с точки зрения любого языка?
Это четыре вида речевой деятельности:
— аудирование/понимание на слух/;
— говорение/устная речь (диалог/монолог);
— чтение;
— письмо.
Журнал ELT Journal* провел исследование и было выяснено, что 50% времени общения мы слушаем других, 30% времени мы разговариваем, остальные 20% остаются на чтение и письмо.
Всегда остро стоял вопрос как этап обучения аудированию сделать интересным, чтобы дети ждали урока, выполняли задания с полной отдачей.
В соответствии с современными требованиям обучения и воспитания мы говорим о внутренней и внешней цели. Внешняя цель направлена на развитие жизнеобеспечения общества на конкретных исторических условиях, производительных силах, общей культуре, цивилизованности, укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества.
Внутренняя цель заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.
Поэтому функциональная грамотность говорит о способности человека применять приобретаемых в течение всей жизни знания для решения разнообразных задач в различных сферах деятельности человека.
А 4К компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникативность, коллаборация) являются основными личностными качествами, которые определяют способность человека осознанно применять их для разнообразных задач в жизни человека.
Компетентность – это личностное качество определяющее способность мотивационно и ответственно применять компетенции для решения широкого круга разнообразных задач.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач.
Добиться поставленных целей помогает применение технологии критического мышления. Она делает процесс обучения аудирования более привлекательным для обучающихся. Разнообразные методические приемы этой технологии позволяют сделать этап урока разнообразным и интересным.
Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка достигается различными способами. Учитель должен понимать и определять с какой целью выполняется задание, какие методы и приемы помогут успешно достигнуть его выполнения и основной цели – общения на иностранном языке.
Для более эффективного обучения аудированию как одному из основных компонентов коммуникативной компетенции данная классификация помогает в процессе отбора методов, средств и приемов обучения аудированию.
Что происходит в нашей школьной реальности не секрет. Если во 2-6 классах использование материалов ГДЗ обучающимися еще как то можно регулировать, то в 8-11 классах этот процесс терпит неудачу. Решение заданий из УМК, как правило, можно найти на различных подобных сайтах. И дети, не задумываясь, списывают. Поэтому было принято решение об анализе ресурсов интернета, которые были бы интересны детям. И таким стал YouTube-канал It’s AumSum Time. Канал был создан в Индии в 2014 году. На данный момент имеет более миллиарда просмотров. Это познавательный канал обо всем, что окружает наш мир. Видео практически всегда начитаются в вопроса. Например, Why…? How…? What if…? Темы разнообразны. Охвачены физические, биологические, математические, социальные явления.
Предлагаю Вам принять участие в этапе урока английского языка. Эту тему можно использовать для детей с 5 по 11 класс. Она звучит: «Что случится, если исчезнет красный цвет?». Давайте посмотрим сюжет. При просмотре отрывка можно отрегулировать скорость воспроизведения до 0,75 для обучающихся, имеющих трудности при прослушивании и включить субтитры. При обучении аудированию этот этап урока разбит на три стадии: пред прослушивание, само прослушивание и пост прослушивание (в рамках технологии критического мышления: вызов – осмысление – размышление). Первая стадия направлена на снятие лексических и грамматических трудностей, на второй (само прослушивание), работа по заданию, представление результата и третья – дальнейшее самостоятельное развитие темы (размышление).
Итак, начнем с пре-стадии. Основная фраза звучит так: «What if red colour Disappeared?», которая переводится: «Что случиться, если исчезнет красный цвет?». Давайте посмотрим сюжет. (1 мин. 10 сек)
https://www.youtube.com/watch?v=c1p3xeyEotE
Основная часть.
Подумайте 2 мин. и запишите 2-3 примера по теме «Что случиться, если исчезнет белый цвет?».
Объединитесь в группу и составьте общий список (2 мин.).
Давайте создадим общий банк идей (просьба не повторять идеи). (5 мин.)
Домашнее задание – творческое: написать мини сообщение (до 50 слов), если исчезнет ваш любимый цвет.
Сделаем небольшой анализ этапа. Если его рассматривать с точки зрения формирования функциональной грамотности, то здесь четко определяется работа по развитие критического мышления и креативности.
С точки зрения развития 4К компетенций (коммуникация, креативность, коллаборация (при условии работы в группе), критическое мышление), идет работа по развитию всех четырех качеств личности.
Несколько примеров тем для аудирования, которые были разработаны во время работы по теме моего самообразования:
«What if teacher Disappeared?» (Д/З: напишите эссе на тему: «Что случится, если исчезнет профессия, которую вы выбрали для себя?» (100-150 слов).
«What if Movie Theaters Disappeared?» (Д/З: напишите эссе на тему «Что случится, если исчезнет театр? (50-100 слов).
«What if We Ate Junk Food?» (Д/З: придумайте 2-3 факта о том, что случится, если вредная еда исчезнет).
«What if we used Cellphones all the Time?» (Д/З: придумайте 2-3 факта по теме: «Что случится, если мобильные телефоны исчезнут?»).
Положительная динамика использования данной технологии можно отследить через результаты работ ВПР, ГИА, промежуточной аттестации по английскому языку.
За два года работы по этой теме процент выполнения заданий по аудированию вырос около 12% в 8-9 классах и на 20-30% в 9-11:
класс | ГИА | ВПР | Промежуточная аттестация |
2022 | 2023 | 2022 | 2023 | 2022 | 2023 |
7-8 класс | - | - | 30 | 42 (+12%) | 33 | 45,6 (+12,6) |
9 класс | - | 100% | - | - | - | - |
11 класс | 85% | - | 33,33 | 60 (+26,7%) | - | - |
Приемы технологии критического мышления широко используются на уроках по разным предметам и практически для детей всех возрастов. Для данного мастер-класса это были мозговая атака (это когда происходит активизация имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом), групповая дискуссия и эссе. Ресурсы интернета позволяет подобрать необходимый контент, который поможет повысить мотивацию обучающихся, сделать процесс обучения аудирования интересным. И как итог – повышение качества образования по предмету, развитие личностных качеств обучающихся, расширение их кругозора и формирование критического отношения к событиям и фактам современного общества.
Литература:
Богдагнова М.А. Методы и приемы технологии критического мышления. –
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-ekhnologii/library/2012/11/21/metody-i-priemy-tekhnologii
Дубинина С.А. Функциональная грамотность как инструмент формирования 4К-компетенций. –https://dzen.ru/video/watch/62397bd92f6af701adb7a7c4
Сидорова Л.С. Цели и задачи современного образования. – https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/09/08/tseli-i-zadachi-sovremennogo-obrazovaniya
Интернет ресурс:
It's AumSum Time. – https://www.youtube.com/@AumSum