СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аутизм.Основные аспекты логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аутизм. Этиопатогенез РДА. Клинические признаки аутизма. Особенности речевого развития детей с РАС. Этапы логопедической работы.

Просмотр содержимого документа
«Аутизм.Основные аспекты логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.»

ГБОУ «Селенгинская коррекционная (специальная) общеобразовательная школа-интернат»     Доклад: Аутизм  Основные аспекты логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.           Подготовил: учитель-логопед              Метелева С.Ю.     Селенгинск , 2021г.

ГБОУ «Селенгинская коррекционная (специальная) общеобразовательная школа-интернат» Доклад: Аутизм Основные аспекты логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Подготовил: учитель-логопед Метелева С.Ю. Селенгинск , 2021г.

Цель доклада: дать определение понятию «аутизм у детей», сообщить об основных аспектах логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Цель доклада: дать определение понятию «аутизм у детей», сообщить об основных аспектах логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

 Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром Э.Блейлером в 1939г. Название происходит от греч. «autos» - «сам»  Лео Каннер выделил аутизм, как расстройство аффективного общения, обозначив это явление как

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром Э.Блейлером в 1939г. Название происходит от греч. «autos» - «сам» Лео Каннер выделил аутизм, как расстройство аффективного общения, обозначив это явление как "инфантильный аутизм, появляющийся уже в раннем детском возрасте. Так возник термин " ранний детский аутизм " (РДА), носящий также название " синдром Каннера ".

Лео Каннер (1943)

Ганс Аспергер (1944)  описал состояние, названное им аутистической психопатией необычайно раннее «ненатуральное» речевое развитие; своеобразное использование языка; необычное интонирование речи; словотворчество; неспособность создать полноценный визуальный контакт; бедность мимики и жестов; дисгармоничные, угловатые движения; несформированность простейших социальных навыков; импульсивность детей, без принятия во внимание требований обстановки; стериотипизированные,привычные действия.  Пришел к выводу, что аутистическая психопатия наследственно обусловлена .

Ганс Аспергер (1944)

описал состояние, названное им аутистической психопатией

  • необычайно раннее «ненатуральное» речевое развитие;
  • своеобразное использование языка;
  • необычное интонирование речи;
  • словотворчество;
  • неспособность создать полноценный визуальный контакт;
  • бедность мимики и жестов;
  • дисгармоничные, угловатые движения;
  • несформированность простейших социальных навыков;
  • импульсивность детей, без принятия во внимание требований обстановки;
  • стериотипизированные,привычные действия.

Пришел к выводу, что аутистическая психопатия наследственно обусловлена .

Андреас Ретт(1966) описал психоневрологическое наследственное заболевание, которое встречается исключительно у девочек и является специфической причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек. Беременность матери и развитие ребёнка до 1-1,5 лет протекает нормально. Затем появляется: распад приобретённые речевых, двигательных и других навыков.

Андреас Ретт(1966)

описал психоневрологическое наследственное заболевание, которое встречается исключительно у девочек и является специфической причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек.

Беременность матери и развитие ребёнка до 1-1,5 лет протекает нормально. Затем появляется:

распад приобретённые речевых, двигательных и других навыков.

Ранний детский аутизм  Поставил под сомнение использование только метода психотерапии в коррекции аутистических тенденций у детей, подчеркнув необходимость комплексного подхода к данной проблеме. С.С. Мнухин (1947)

Ранний детский аутизм

Поставил под сомнение использование только метода психотерапии в коррекции аутистических тенденций у детей, подчеркнув необходимость комплексного подхода к данной проблеме.

С.С. Мнухин (1947)

К.С. Лебединская –отечественный психиатр:  «Аутизм – это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.»

К.С. Лебединская –отечественный психиатр:

«Аутизм – это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.»

В.Е. Каган  « Аутизм, как психопатологический синдром, характеризуется недостаточностью общения, формирующейся на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение.»

В.Е. Каган

« Аутизм, как психопатологический синдром, характеризуется недостаточностью общения, формирующейся на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение.»

 В МКБ-11 аутистические проявления объеденены в расстройства аутистического спектра (РАС).К РАС относят детский аутизм (F84.0) , атипичный аутизм (F84.1),  синдром Ретта (F84.2), дезинтегративое расстройство детского возраста( F84.3), гиперактивное расстройство в сочетании с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F 84.4) и синдром Аспергера (F84.5) .

В МКБ-11 аутистические проявления объеденены в расстройства аутистического спектра (РАС).К РАС относят детский аутизм (F84.0) , атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), дезинтегративое расстройство детского возраста( F84.3), гиперактивное расстройство в сочетании с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F 84.4) и синдром Аспергера (F84.5) .

 Статистические данные распространенности РАС неоднозначны. недостаточная определённость диагностических критериев, их качественный характер; различие в оценках возрастных границ синдрома (в России – не старше 15 лет, в странах Западной Европы, США и Японии – без возрастных ограничений); Ранее считалось, что 5 из 10 000 человек страдают аутизмом, но последние исследования, проведённые с использованием диагностических критериев , дали ,вдвое превышающие предыдущие показатели – 10 человек из 10 000.

Статистические данные распространенности РАС неоднозначны.

  • недостаточная определённость диагностических критериев, их качественный характер;
  • различие в оценках возрастных границ синдрома (в России – не старше 15 лет, в странах Западной Европы, США и Японии – без возрастных ограничений);
  • Ранее считалось, что 5 из 10 000 человек страдают аутизмом, но последние исследования, проведённые с использованием диагностических критериев , дали ,вдвое превышающие предыдущие показатели – 10 человек из 10 000.
Этиопатогенез РДА (пример)

Этиопатогенез РДА (пример)

Этиологические факторы детского аутизма: Генетические факторы; Врожденные дефекты обмена; Перинатальные нарушения (инфекции, интоксикация и др.); Накопление консервантов и ртути; Гипотеза аутоиммунности;

Этиологические факторы детского аутизма:

  • Генетические факторы;
  • Врожденные дефекты обмена;
  • Перинатальные нарушения (инфекции, интоксикация и др.);
  • Накопление консервантов и ртути;
  • Гипотеза аутоиммунности;

Генетические факторы  Механизм наследования не ясен, но он заведомо не моногенный, т. е. развитие РАС зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным считается так называемый мультифакторный механизм.

Генетические факторы

Механизм наследования не ясен, но он заведомо не моногенный, т. е. развитие РАС зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным считается так называемый мультифакторный механизм.

Клинические признаки аутизма

Клинические признаки аутизма

Нарушение визуального контакта  не фиксирует взгляда, особенно на лице, деталях лица другого человека  не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»  не фиксирует взгляда, особенно на лице, деталях лица другого человека  не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»

Нарушение визуального контакта

  • не фиксирует взгляда, особенно на лице, деталях лица другого человека не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»
  • не фиксирует взгляда, особенно на лице, деталях лица другого человека
  • не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»
Эмоции  Первая улыбка хоть и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, аффективными реакциями других людей.

Эмоции

Первая улыбка хоть и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, аффективными реакциями других людей.

Отношение к окружающим  К окружающим аутичный ребёнок относится индифферентно: на руки не просится, часто предпочитает находиться сам по себе, позу готовности не проявляет ; не делает встречного «облегчающего» движения; на руках остаётся напряжённым; в то же время иногда легко идёт на руки ко всем.

Отношение к окружающим

К окружающим аутичный ребёнок относится индифферентно: на руки не просится, часто предпочитает находиться сам по себе, позу готовности не проявляет ; не делает встречного «облегчающего» движения; на руках остаётся напряжённым; в то же время иногда легко идёт на руки ко всем.

феномен тождества Проявляется в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем . Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточения.

феномен тождества

  • Проявляется в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем . Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточения.
Особенности моторики  Движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребёнок выполняет успешнее, чем более лёгкие, иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движения, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается труднодоступным в произвольной деятельности.

Особенности моторики

Движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребёнок выполняет успешнее, чем более лёгкие, иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движения, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается труднодоступным в произвольной деятельности.

Гиперактивность резко сменяется пассивностью

Гиперактивность резко сменяется пассивностью

страхи  Могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребёнок боится определённых предметов и явлений. При этом перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, всё белое, машины, подземные переходы и др. В одних случаях причина страха – повышенная чувствительность к сенсорным воздействиям.

страхи

Могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребёнок боится определённых предметов и явлений. При этом перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, всё белое, машины, подземные переходы и др. В одних случаях причина страха – повышенная чувствительность к сенсорным воздействиям.

 В других случаях объект страха действительно является источником определённой опасности, но опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, то при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но и усиливают страх, фиксируют его, делают стойким.  Общей особенностью страхов при РАС является их сила, стойкость, труднопреодолимость. .

В других случаях объект страха действительно является источником определённой опасности, но опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, то при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но и усиливают страх, фиксируют его, делают стойким.

Общей особенностью страхов при РАС является их сила, стойкость, труднопреодолимость.

.

Интеллектуальное развитие  Главная особенность интеллектуального развития – неравномерность, парциальность. Следует отметить особый характер этой парциальности: справляясь с задачами абстрактного характера ребёнок с трудом справляется с такими же конкретного содержания.

Интеллектуальное развитие

Главная особенность интеллектуального развития – неравномерность, парциальность. Следует отметить особый характер этой парциальности: справляясь с задачами абстрактного характера ребёнок с трудом справляется с такими же конкретного содержания.

Расстройства аутистического спектра и соответствующие им варианты речевого развития Блок наруше-ний Шифр F80-F89 Расстройства психологического развития Рубрика по МКБ-10 Общие расстройства развития Типичные варианты речевого развития при РАС F84 F84.1 Атипичный аутизм. F84.2 F84.3 Первичный мутизм Синдром Ретта Формально «правильное» развитие речи до 2-2,5 лет с последующим глубоким (до мутизма) распадом. Формально «правильное» развитие речи до 2-2,5 лет с последующим регрессом (в 2,5 – 6 лет) и регредиентно-искаженной динамикой после 5-7 лет. Задержка (или недоразвитие) речи в сочетании с искажением ее развития. Другое дезинтегративное расстройство детского возраста F84.4 F84.5 Гиперактивное расстро-йство,сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными дви-жениями Синдром Аспергера Искаженное развитие речи (нарушение коммуникативной функции при формально правильном речевом развитии).

Расстройства аутистического спектра и соответствующие им варианты речевого развития

Блок наруше-ний

Шифр

F80-F89 Расстройства психологического развития

Рубрика по МКБ-10

Общие расстройства развития

Типичные варианты речевого развития при РАС

F84

F84.1

Атипичный аутизм.

F84.2

F84.3

Первичный мутизм

Синдром Ретта

  • Формально «правильное» развитие речи до 2-2,5 лет с последующим глубоким (до мутизма) распадом.
  • Формально «правильное» развитие речи до 2-2,5 лет с последующим регрессом (в 2,5 – 6 лет) и регредиентно-искаженной динамикой после 5-7 лет.
  • Задержка (или недоразвитие) речи в сочетании с искажением ее развития.

Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4

F84.5

Гиперактивное расстро-йство,сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными дви-жениями

Синдром Аспергера

Искаженное развитие речи (нарушение коммуникативной функции при формально правильном речевом развитии).

Особенности речевого развития детей с РАС   - Мутизм -отсутствие речи (у большинства детей);   - Отсутствует реакция на обращённую речь;   - Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другими людьми), часто отставленные, т. е. воспроизведённые не тотчас, а спустя некоторое время);   - фонографичность ( большое количество слов штампов, фраз-штампов, «попугайность» речи;   - позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление

Особенности речевого развития детей с РАС - Мутизм -отсутствие речи (у большинства детей); - Отсутствует реакция на обращённую речь; - Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другими людьми), часто отставленные, т. е. воспроизведённые не тотчас, а спустя некоторое время); - фонографичность ( большое количество слов штампов, фраз-штампов, «попугайность» речи; - позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление

Когда говорят ты? Когда говорят я?   В ранних работах психоаналитиков, неправильное употребление местоимений рассматривается как доказательство того, что аутичные люди сознательно отказываются от личностной идентификации. То, что они систематически не использовали «я» считалось символичным показателем этого. Однако основываясь только на одних наблюдениях, невозможно понять, почему один и тот же человек называет себя и «я» и «мы» (если он не один), другие называют его «ты», а иногда «он» . Чтобы понять это , нужно обладать гибкими интеллектуальными способностями, но многие аутичные люди их не имеют. Это никак не связано с их нежеланием говорить «я».

Когда говорят ты? Когда говорят я?

В ранних работах психоаналитиков, неправильное употребление местоимений рассматривается как доказательство того, что аутичные люди сознательно отказываются от личностной идентификации. То, что они систематически не использовали «я» считалось символичным показателем этого. Однако основываясь только на одних наблюдениях, невозможно понять, почему один и тот же человек называет себя и «я» и «мы» (если он не один), другие называют его «ты», а иногда «он» . Чтобы понять это , нужно обладать гибкими интеллектуальными способностями, но многие аутичные люди их не имеют. Это никак не связано с их нежеланием говорить «я».

Нарушение семантики  Метафорическое замещение, чрезмерное – до буквальности – сужение толкования значений слов.  Образные выражения, абстрактные слова, вызывают много трудностей «Вытереть ноги». «Выплакала все глаза». «Молоко убежало». «Надвигаются сумерки». «Прикован к постели».

Нарушение семантики

Метафорическое замещение, чрезмерное – до буквальности – сужение толкования значений слов.

Образные выражения, абстрактные слова, вызывают много трудностей

  • «Вытереть ноги».
  • «Выплакала все глаза».
  • «Молоко убежало».
  • «Надвигаются сумерки».
  • «Прикован к постели».
Сесть в лужу.  молоко убежало.

Сесть в лужу. молоко убежало.

Речь как отражение фрагментарного мышления  Если «нормальное» значение слова меняется, это может привести аутичных детей в большое замешательство.

Речь как отражение фрагментарного мышления

Если «нормальное» значение слова меняется, это может привести аутичных детей в большое замешательство.

Возможности развития, образования и социализации зависят от нескольких факторов: тяжесть и глубина аутистических расстройств;  ранняя диагностика;  раннее начало специализированной коррекции (комплексный подход) последовательность, продолжительность, достаточный объём коррекции; единство усилий специалистов и семьи.

Возможности развития, образования и социализации зависят от нескольких факторов:

  • тяжесть и глубина аутистических расстройств;

ранняя диагностика;

  • раннее начало специализированной коррекции (комплексный подход)
  • последовательность, продолжительность, достаточный объём коррекции;
  • единство усилий специалистов и семьи.
Методы раннего вмешательства холдинг- терапия («усиленное касание»); игровая терапия; групповая терапи метод выбора («любить – это быть счастливым с тем, кто у тебя есть»); эвритмия (подкреплённая музыкой коммуникативная терапия). бихевиористический (поведенческий подход).

Методы раннего вмешательства

  • холдинг- терапия («усиленное касание»);
  • игровая терапия;
  • групповая терапи
  • метод выбора («любить – это быть счастливым с тем, кто у тебя есть»);
  • эвритмия (подкреплённая музыкой коммуникативная терапия).
  • бихевиористический (поведенческий подход).
ТЕАССН-программа По мнению сторонников ТЕАССН-программы, следует направлять усилия не на адаптацию ребёнка к миру, а на создание соответствующих ему условий существования.

ТЕАССН-программа

  • По мнению сторонников ТЕАССН-программы, следует направлять усилия не на адаптацию ребёнка к миру, а на создание соответствующих ему условий существования.
бихевиористический (поведенческий подход) Метод профессора Ловаас. Основан на теории обучения для каждого ребёнка таким образом, что любое положительное проявление его поведения вознаграждается (усиливается), а любое негативное – либо игнорируется, либо порицается или даже наказывается.

бихевиористический (поведенческий подход)

  • Метод профессора Ловаас. Основан на теории обучения для каждого ребёнка таким образом, что любое положительное проявление его поведения вознаграждается (усиливается), а любое негативное – либо игнорируется, либо порицается или даже наказывается.
Имитация является центром этого метода. Ключевые моменты в развитии речи у детей с РАС – это развитие подражания, развитие понимания речи и вызывание речи . Критики бихевиористических программ считают, что они наиболее эффективны в выработке контролируемых имитационных действий на элементарном уровне, однако менее пригодны для осуществления вариативного самостоятельного поведения
  • Имитация является центром этого метода.
  • Ключевые моменты в развитии речи у детей с РАС – это развитие подражания, развитие понимания речи и вызывание речи .

Критики бихевиористических программ считают, что они наиболее эффективны в выработке контролируемых имитационных действий на элементарном уровне, однако менее пригодны для осуществления вариативного самостоятельного поведения

АВА –терапия  АВА- терапия-прикладной анализ поведения.  Метод терапии аутизма, интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях.  В последнее время в нашей стране вырос интерес к применению данного метода.

АВА –терапия АВА- терапия-прикладной анализ поведения. Метод терапии аутизма, интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях. В последнее время в нашей стране вырос интерес к применению данного метода.

Логопедическая работа с детьми с РАС отличается от традиционной. Логопед в данном случае выступает как универсальный специалист по коммуникации . Коррекционная работа по формированию навыков речевой коммуникации у детей с РАС включает 7 основных направлений: 1.Формирования умения выражать просьбы/требования; 2.Социальная ответная реакция; 3.Навыки комментирования и сообщения информации; 4. Умение привлекать внимание; 5.Умение выражать эмоции, чувства; 6.Социальное поведение; 7. Формирование диалоговых навыков.
  • Логопедическая работа с детьми с РАС отличается от традиционной. Логопед в данном случае выступает как универсальный специалист по коммуникации .
  • Коррекционная работа по формированию навыков речевой коммуникации у детей с РАС включает 7 основных направлений:

1.Формирования умения выражать просьбы/требования;

2.Социальная ответная реакция;

3.Навыки комментирования и сообщения информации;

4. Умение привлекать внимание;

5.Умение выражать эмоции, чувства;

6.Социальное поведение;

7. Формирование диалоговых навыков.

Подготовительный этап логопедической работы адаптация ребёнка к новым условиям под прикрытием лекарственной терапии; диагностика

Подготовительный этап логопедической работы

  • адаптация ребёнка к новым условиям под прикрытием лекарственной терапии;
  • диагностика
Первый этап: Установление эмоционального контакта с ребенком; Формирование первичных учебных навыков; Обучение осязанию : - ощупывание частей тела ребенком (все действия комментируются речью) - взаимодействие с предметами, способными привлечь внимание ребенка(тактильные, сенсорные)

Первый этап:

  • Установление эмоционального контакта с ребенком;
  • Формирование первичных учебных навыков;

Обучение осязанию :

- ощупывание частей тела ребенком (все действия комментируются речью)

- взаимодействие с предметами, способными привлечь внимание ребенка(тактильные, сенсорные)

развитие мелких мышц кисти подвижные игры с пальцами: поочерёдное сжимание разгибание раздвигание складывание соединение их особым образом касание частей тела поочерёдное сжимание разгибание раздвигание складывание соединение их особым образом касание частей тела

развитие мелких мышц кисти

подвижные игры с пальцами:

  • поочерёдное сжимание разгибание раздвигание складывание соединение их особым образом касание частей тела
  • поочерёдное сжимание
  • разгибание
  • раздвигание
  • складывание
  • соединение их особым образом
  • касание частей тела
указательный жест пассивно охватывается указательный палец ребёнка, производится: касание объёмных предметов; оконтуривание; называние касание объёмных предметов; оконтуривание; называние

указательный жест

пассивно охватывается указательный палец ребёнка, производится:

  • касание объёмных предметов; оконтуривание; называние
  • касание объёмных предметов;
  • оконтуривание;
  • называние
Ориентировочная реакция реакция оживления слежение взглядом за движением собственной руки, за предметами, захваченными рукой ребёнка реакция оживления слежение взглядом за движением собственной руки, за предметами, захваченными рукой ребёнка

Ориентировочная реакция

  • реакция оживления слежение взглядом за движением собственной руки, за предметами, захваченными рукой ребёнка
  • реакция оживления
  • слежение взглядом за движением собственной руки, за предметами, захваченными рукой ребёнка
Второй этап: развитие гнозиса и праксиса

Второй этап: развитие гнозиса и праксиса

Закрепление зрительно-моторного комплекса предметы обводятся указательным пальцем ребёнка им дается словесная классификация определяются свойства предметов конструирование этих же предметов из частей с предварительным показом порядка действия, постепенным вводом новых образцов

Закрепление зрительно-моторного комплекса

  • предметы обводятся указательным пальцем ребёнка
  • им дается словесная классификация
  • определяются свойства предметов
  • конструирование этих же предметов из частей с предварительным показом порядка действия, постепенным вводом новых образцов
- Разрезание плоскостных изображений: не закрашенные контуры знакомых предметов; цветные изображения;  - складывание их в нужной последовательности-

- Разрезание плоскостных изображений:

  • не закрашенные контуры знакомых предметов;
  • цветные изображения;

- складывание их в нужной последовательности-

Третий этап - Альтернативная аугментивная коммуникация (ААС)

Третий этап - Альтернативная аугментивная коммуникация (ААС)

MAKATON PECS - Picture Exchange Communication System (система коммуникации через обмен картинками)
  • MAKATON
  • PECS - Picture Exchange Communication System (система коммуникации через обмен картинками)
Жестовый язык упрощён максимально

Жестовый язык

  • упрощён максимально
правильное воспроизведение услышанного слова деление слова на слоги; многократное повторение начальных, последних и ударных слогов; сливание слогов в нужном порядке в необходимое слово

правильное воспроизведение услышанного слова

  • деление слова на слоги;
  • многократное повторение начальных, последних и ударных слогов;
  • сливание слогов в нужном порядке в необходимое слово
Речевые клише и штампы обучение умению спонтанно воспроизводить словесные штампы.  По мере накопления «штампов» возникает прорыв в спонтанной речи

Речевые клише и штампы

  • обучение умению спонтанно воспроизводить словесные штампы.

По мере накопления «штампов» возникает прорыв в спонтанной речи

В работе с ребенком-аутистом важно сокращение и упрощение языка уменьшение длинных фраз обращения отдельными словами ограничение речи ключевыми словами в предложении

В работе с ребенком-аутистом важно сокращение и упрощение языка

  • уменьшение длинных фраз
  • обращения отдельными словами
  • ограничение речи ключевыми словами в предложении
постепенный переход от конкретных вещей к абстрактным
  • постепенный переход от конкретных вещей к абстрактным
многократное повторение одних и тех же вопросов без изменений
  • многократное повторение одних и тех же вопросов без изменений

Фразовая речь обучение фразовой речи с помощью сюжетных картинок

Фразовая речь

  • обучение фразовой речи с помощью сюжетных картинок
диалогическая речь беседы на заданные темы обучение навыкам разговора (социальное использование речи)

диалогическая речь

  • беседы на заданные темы
  • обучение навыкам разговора (социальное использование речи)
Монологическая речь Составление рассказа по сериям сюжетных картинок; Пересказ; Работа над стихотворной речью, её плавностью, громкостью, тональностью.

Монологическая речь

  • Составление рассказа по сериям сюжетных картинок;
  • Пересказ;
  • Работа над стихотворной речью, её плавностью, громкостью, тональностью.
Четвёртый этап  переход от индивидуальных к групповым занятиям

Четвёртый этап

переход от индивидуальных к групповым занятиям

Специфика логопедической коррекции с детьми с РАС заключается в формировании у них коммуникативных навыков. Коррекционная работа должна охватывать все стороны развития речи, однако предпочтение отдается функциональным коммуникативным навыкам, т.к они не формируются у детей с РАС спонтанно, но являются жизненно необходимыми. Обучение навыкам коммуникации и развитие речи у детей с РАС должно реализовываться одновременно с другими направлениями корррекционной работы с ребенком –аутистом.
  • Специфика логопедической коррекции с детьми с РАС заключается в формировании у них коммуникативных навыков. Коррекционная работа должна охватывать все стороны развития речи, однако предпочтение отдается функциональным коммуникативным навыкам, т.к они не формируются у детей с РАС спонтанно, но являются жизненно необходимыми.
  • Обучение навыкам коммуникации и развитие речи у детей с РАС должно реализовываться одновременно с другими направлениями корррекционной работы с ребенком –аутистом.
Важно, чтобы в процесс коррекционной работы были вовлечены специалисты различного профиля: медицинские работники, логопеды, дефектологи, психологи, родители детей с РАС. В связи с тяжестью, первазивным характером расстройств аутистического спектра у детей, коррекционная работа должна начинаться в раннем возрасте и носить комплексный, системный и индивидуализированный характер.
  • Важно, чтобы в процесс коррекционной работы были вовлечены специалисты различного профиля: медицинские работники, логопеды, дефектологи, психологи, родители детей с РАС.
  • В связи с тяжестью, первазивным характером расстройств аутистического спектра у детей, коррекционная работа должна начинаться в раннем возрасте и носить комплексный, системный и индивидуализированный характер.
Благодарю за внимание !

Благодарю за внимание !