СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аутизм, советы педсообществу

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема становится все более актуальной в связи с резким увеличением количества детей-аутистов. Среди мальчиков аутистов больше, чем среди девочек. Соотношение примерно 4:1. За последние пять лет количество детей-аутистов увеличилось на 75%. Многие специалисты считают, что 25% можно объяснить появившейся тонкой диагностикой. Но, даже учитывая этот факт, совершенно очевидно, что эта патология стремительно наступает на современных детей

Просмотр содержимого документа
«Аутизм, советы педсообществу»

АУТИЗМ



Аутизм называют болезнью цивилизации. Полностью вылечить аутизм нельзя, но симптомы можно скорректировать: научить ребенка общаться, учиться. И если правильный диагноз поставить хотя бы до двух лет, шансы на нормальную жизнь увеличатся: ребенок сможет ходить в обычную школу, даже поступить в университет, сможет работать. Программа обучения для такого ребенка должна быть индивидуальной, и учитель должен быть знаком с особенностями поведения и обучения детей-аутистов.

Аутизм является сложным нейробиологическим отклонением, которое обычно сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается в нарушении контакта с окружающими, эмоциональной холодности. Аутичный ребенок не стремится к контактам с окружающими. Он либо не говорит вообще, либо произносит что-то, не обращаясь ни к кому конкретно. Для этих детей характерно повторение одних и тех же слов и движений, что оказывает на них успокаивающее действие.

Неспособность такого ребенка к контактам и общению очень затрудняет его обучение и получение профессии в будущем. Однако отдельные способности у таких детей проявляются на исключительно высоком уровне. Никто не может объяснить, почему некоторые аутисты легко решают сложнейшие математические задачи, копируют картины великих художников и могут с первого раза воспроизвести серьезные музыкальные произведения. Обычно аутистов интересует три области: математика, живопись и музыка. Математические способности встречаются наиболее часто и проявляются в достаточно раннем возрасте. Кроме того, у некоторых ярко проявляются способности к программированию. Аутисту ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, что для обычного человека достаточно сложно.

В последние годы тема помощи аутистам начинает обсуждаться все больше и больше. И эта тема становится все более актуальной в связи с резким увеличением количества детей-аутистов. Среди мальчиков аутистов больше, чем среди девочек. Соотношение примерно 4:1. За последние пять лет количество детей-аутистов увеличилось на 75%. Многие специалисты считают, что 25% можно объяснить появившейся тонкой диагностикой. Но, даже учитывая этот факт, совершенно очевидно, что эта патология стремительно наступает на современных детей.

К сожалению, сегодня еще не существует никаких медикаментов, которые могли бы исправить эту ситуацию. И до сих пор неизвестна причина этого заболевания. Некоторые исследователи называют одной из причин — искусственное оплодотворение, другие — использование ГМО-продуктов, генетику, плохую экологию, стресс мамы во время беременности и др. Но ни одна из гипотез не имеет точного подтверждения.

В России есть и еще одна большая проблема: детей с аутизмом практически приравнивают к людям, больным шизофренией. Их пытаются лечить, и если применяют фармпрепараты, которые используют при шизофрении, то это самым негативным образом сказывается на состоянии аутистов. Неверный диагноз, неправильное лечение — все это приводит к катастрофическим последствиям.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) очень разнообразны по поведению, по реакциям на окружающий мир. Их условно можно разделить на две группы.

• Первая группа. Тяжелые — это те, кто практически не разговаривают и нуждаются в постоянной помощи разных специалистов: психиатра, педиатра, невролога.

• Вторая группа. Легкие — это те, кто способен к адаптации, но также с помощью специалиста, помощника. Со временем возможна полная социализация в обществе и полная самостоятельность.

В отличие от детей с другими видами расстройств (например, с умственной отсталостью) у аутичных детей есть хороший потенциал преуспеть в освоении школьной программы. Сохранный интеллект, хорошая память, хорошее визуальное восприятие позволяют ребенку успешно осваивать академический материал. Например, в Англии более 80% аутистов учатся в обычных школах.

Формы обучения детей с РАС могут быть разными:

— надомное образование (для наиболее сложных);

— коррекционная среда (коррекционные школы и классы);

— обучение в обычной образовательной школе.

Когда речь идет о полной инклюзии аутичного ребенка в обычную систему образования, то подразумевается, что ребенка будет сопровождать тьютор, целью которого является оказание помощи только в тех ситуациях, в которых ребенок испытывает затруднения. Данный вид инклюзии подходит в основном для детей с высокой функциональностью, и основная цель данного процесса — привести ребенка к полной самостоятельности и функционированию на уровне сверстников. Другими словами, подразумевается, что помощь тьютора со временем будет уже не нужна и ребенок научится обучаться самостоятельно.

Еще один вид инклюзии — это частичная инклюзия. В этой ситуации коррекционная система образования является основной для ребенка, а в обычной системе ребенок находится несколько часов в соответствии с индивидуальной программой обучения. Например, ребенок обучается в коррекционном детском саду (или в коррекционной школе) на постоянной основе, но два раза в неделю на 1−2 часа приходит в обычный детский сад в сопровождении тьютора и обучается там. Такой вид инклюзии больше подходит для аутичных детей с функциональностью среднего уровня и может быть подготовительным этапом для полной интеграции. Основная цель данного вида инклюзии — это привыкание и адаптация к среде, в которой обучаются нормативные сверстники и в которой содержится много раздражающих стимулов, таких как шум и скопление детей.

Для аутичных детей, которые затрудняются приспособиться к шумной нормативной среде, существует еще один вид инклюзии — обратная инклюзия. В данном случае ребенок продолжает находиться в коррекционном учреждении, но в эту коррекционную систему включаются нормативно развивающиеся сверстники, которые участвуют в совместной деятельности с аутичным ребенком. Основная цель данного вида инклюзии заключается в обучении навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками, а также данный вид инклюзии может быть подготовительным этапом для частичной инклюзии. Присутствие тьютора в этом случае не требуется, так как занятие ведет подготовленный коррекционный педагог.

В школах, где возможно обучение здоровых детей и детей с различными отклонениями в развитии, желательно, чтобы один нестандартный ребенок находился в обществе пяти обычных детей. Как показывает опыт, если же количество аутистов и здоровых детей будет примерно одинаково, аутисты «перетянут» обычных детей на свою сторону. То есть вероятно, что здоровые дети быстро обучатся стилю общения аутистов. Во Франции, например, соотношение здоровых детей в классе и детей с отклонениями в развитии 2:15.

По мнению специалистов, чем больше аутист будет проводить в нормальных неспециализированных детских учреждениях, тем больше шансов у него адаптироваться в обычном мире. Каждый выход в среду обычных детей — это большая победа такого ребенка и открытие для него новых возможностей для развития. Школа дает ему не только знания, но и шанс научиться жить вместе с другими людьми. Поэтому для таких детей крайне важно удержаться в школе и не остаться в стенах дома, перейдя на индивидуальное обучение.

С другой стороны, аутичные черты и проблемы восприятия могут стать серьезным препятствием при обучении в школе. Затруднения в установлении контакта со сверстниками, поверхностные и специфические межличностные отношения могут стать причиной социальной отстраненности как со стороны одноклассников, так и учителей. Ребенок, который игнорирует интересы сверстников и характеризуется чрезмерно навязчивым поведением, может оказаться изгоем в классе. Неадекватное поведение, даже в самой легкой форме — выкрикивания в классе или раскачивание на стуле, — может раздражать учителя и мешать вести урок.

Опыт показывает, что для адаптации аутичных детей в классе необходима направленная психологическая помощь, а именно продуманная организация школьной жизни детей. Основная проблема педагогов — это непонимание реакции ребенка. В частности, нередкое агрессивное поведение ребенка-аутиста связано именно с отсутствием понимания происходящего. Если ребенок посещает образовательное учреждение, то воспитателям или учителям следует учитывать их особенности. А именно:

• ребенку нужны частые паузы в работе. Если имеется сопровождение, то с таким учеником лучше выходить периодически в коридор;

• «за деревьями не видит леса» — эта поговорка в полной мере отражает особенность аутиста. Имеется в виду, что такому ученику очень трудно выделить главное из всей информации;

• не смотрит в глаза при разговоре. Совет — не стремитесь смотреть в глаза аутисту, лучше взаимодействовать во фронтальном пространстве;

• многие дети с РАС лучше справляются в условиях формальной окружающей среды школьного класса, когда свободное передвижение по кабинету ограниченно. Хорошо, если у учителя будет план класса, согласно которому у каждого из учеников есть свое постоянное рабочее место;

• некоторые аутичные дети предпочитают, чтобы их личное пространство было «защищено», к примеру, размещено в углу комнаты или на задних рядах, где они не будут на виду у своих сверстников. Так они чувствуют себя безопаснее и, соответственно, спокойнее.

Часто встает вопрос, насколько полно ребенок с аутизмом понимает речь. Исследование таких детей показывает, что им трудно понимать многословное пояснение задания. Подробности и уточнения обычно не помогают, а, наоборот, выбивают их из колеи. Это происходит в тех ситуациях, когда речь непосредственно обращена к ним и необходимо потом выполнить инструкцию. И в то же время, когда речь не обращена к нему, такой ребенок может воспринимать сложные обращения и он учитывает полученную информацию. Учителю следует ясно и коротко объяснять новый материал, давать простые инструкции к действию, в случае если они обращены к этому ребенку, и более развернутые и неупрощенные, если они обращены к его одноклассникам. И это еще одно основание необходимости обучения такого ребенка в обычной школе. Только в этом случае он не попадет в обедненную речевую среду и получит возможность присутствовать при разговоре с другими, слышать развернутую речь, обращенную к сверстникам.

В помощь учителю

1. Люди, страдающие аутизмом, испытывают трудности с абстрактным и концептуальным мышлением. Некоторые из них в конечном итоге приобретают небольшой объем абстрактных навыков, а другие так никогда ими и не овладевают. Избегайте абстрактных понятий по мере возможностей.

2. Большинство высокофункциональных аутичных людей используют и интерпретируют речь буквально. Если вы не знаете индивидуальных возможностей понимания речи конкретного ребенка, вы должны избегать использования выражений, в которых слова используются в переносном смысле, слов и выражений с двойным смыслом. (Большинство шуток содержат слова и высказывания с двойным смыслом).

3. Избегайте задавать такие вопросы, как: «Почему ты это сделал?» Вместо этого лучше сказать: «Мне не понравилось, как ты захлопнул книгу и бросил ее на стол, когда я сказала, что пришло время для тренажерного зала. Пожалуйста, положи книгу на стол тихо, а потом встань, и мы отправимся в тренажерный зал».

4. Избегайте словесных перегрузок. Будьте точны в своих высказываниях. Используйте короткие предложения, если вы считаете, что ученик не в полной мере может вас понять.

5. Заранее готовьте аутичного ребенка к любым изменениям в окружающей среде или распорядке дня, к замене учителя, реструктуризации и т. д. Желательно использовать наглядное расписание или визуальные объяснения для подготовки к изменениям.

6. Для детей школьного возраста с РАС будет полезным указывать точную продолжительность и последовательность всех видов деятельности и уроков в течение учебного дня.

7. Если ваш ученик, страдающий аутизмом, склонен к использованию повторяющихся навязчивых выражений или вопросов, попробуйте предложить ему записать вопрос или утверждение. Затем напишите ему ваш ответ. Когда начинается процесс написания, аутичный человек, как правило, отвлекается и прекращает повторяющееся поведение.

8. В присутствии такого ребенка не следует организовывать соревнования в классе, кто быстрее или лучше сделает то или иное задание. Соревнования могут быть, но при этом все должны получить вознаграждение: одни за быстроту, другие за аккуратность и т. д. Это позволит избежать поведенческого срыва ребенка с аутизмом.

Педагоги и психологи должны помнить о повышенной ранимости и тревожности аутиста. Если это учитывать и дозировать «трудные» впечатления, то можно предотвращать возможные срывы, проявления страха, возникновение негативизма.

Важно не допускать увеличения уровня тревожности у школьников с РАС. Специалисты выделяют следующие «тревожные ситуации» для детей с РАС:

— многолюдные места, такие как раздевалки и коридоры. У некоторых детей с аутизмом нахождение в непосредственной физической близости от других людей может провоцировать тревогу, например сидение в группе на ковре или ожидание в очереди;

— кроме того, переходы от классов к классам в средней школе также могут представлять собой проблему для аутичного ребенка;

— большие помещения, такие как актовый зал, шумные места, например столовая, или открытые пространства, такие как спортивная площадка, могут представлять собой определенные трудности. Предварительное определение места, в котором ребенок будет находиться, к примеру, размещение его имени на стуле или же карточка на полу, поможет снизить уровень тревоги;

— аутичный ребенок может чувствовать себя некомфортно во время приема пищи в многолюдном месте. Для начала он может приходить в столовую пораньше и садиться за маленький столик неподалеку от двери;

— в средней школе индивидуальное расписание, расположенное на рабочем месте учащегося или выдаваемое ему на входе в класс, может снизить первоначальное беспокойство и тревогу ребенка в отношении ожиданий от происходящего.

Одной из составляющих школьной жизни являются школьные праздники. Существует мнение, что дети с аутизмом их не любят. Однако опыт показывает, что это не так. Праздники им доставляют такое же удовольствие, как и всем детям. Но привлечение таких детей к участию в праздниках должно быть постепенным и индивидуальным. Ребенку надо объяснять, почему и для чего дети собираются вместе и что будет происходить и в какой последовательности.

Несмотря на многочисленные проблемы, у такого ребенка все же существуют и положительные особенности. Так, сильной стороной аутистов является приверженность к выработанному порядку, старательность, направленность на учебу, большая ответственность, хорошая память. Для них характерны музыкальные способности, способности к языкам и точным наукам. Они могут усваивать большой объем информации. Освоенные ими навыки, как правило, довольно прочные. Стремление аутистов к освоенным формам поведения является одновременно и сильной и слабой стороной. Они в большинстве случаев стремятся пунктуально следовать правилам поведения на уроке. И учитель в дальнейшем может надежно опираться на уже сформированный порядок.

Отзывы экспертов

«К стыду своему и, думаю, многих своих коллег в полной мере не осознавал (да наверняка не осознаю и до сих пор) той пропасти, которая лежит между подходами к обучению и воспитанию особенных детей и наработками в этом плане обычной массовой школы. Такие материалы по-настоящему “открывают глаза”».

«Подобные дети есть в каждой школе. Работать с ними трудно всем: педагогам, классным руководителям, администрации школы. Но самая главная проблема — в общении таких детей с одноклассниками. Спасибо автору статьи за конкретные советы по преодолению проблем с обучением и воспитанием таких детей».

«Оказывается, в моей школе был ребенок-аутист! А врачи поставили ему диагноз “шизофрения”! Но все перечисленные признаки поведения аутиста прослеживались в том ребенке. Нам рекомендовали перевести его на домашнее обучение, что лишь усугубило положение. Теперь, прочитав статью, понимаю, что это было ошибкой. А ведь умный парень был, действительно хороший математик. Да, врачи иногда тоже ошибаются. А нам это надо понимать и знать. Много знать. И нужны вот такие статьи».

«Это малоизученная область и большая проблема. Статья — наработанные методы, формы, приемы и рекомендации по организации обучения аутистов. Это делает ее актуальной и незаменимой для педагогов-практиков».



6