СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аварийно - спасательное дело

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аварийно - спасательное дело»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Настоящая программа предназначена для обучения учащихся в кадетском классе пожарных-спасателей и рассчитана на 1 год. Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к первоначальной подготовке спасателей, а также Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», "О гражданской обороне".

2. В профильные классы подготовки кадетов пожарных-спасателей зачисляются учащиеся, окончившие 10 классов общеобразовательного учреждения, успешно прошедшие конкурсный отбор и медицинскую комиссию.

3. Обучение кадетов пожарных-спасателей осуществляется в профильных учебных классах на базе общеобразовательного учреждения, курсов ГО МУ «УГОЧС» (по наиболее сложным темам), аварийно-спасательного формирования МУ «УГОЧС» и 11-й пожарной части. Занятия проводятся один раз в неделю в теченииодного учебного часа.

Последовательность отработки тем определяется Тематическим планом.

4. Теоретические знания закрепляются на практических занятиях, осенних, весенних соревнованиях среди кадетских классов области.

5. По окончании учебного года кадеты пожарные-спасатели сдают зачет в объеме изученной программы. При успешной сдаче экзаменов по общеобразовательным предметам выдаётся аттестат о полном среднем образовании, а по аварийно-спасательному делу – свидетельство об окончании кадетского класса пожарных-спасателей.





6. В результате обучения кадет пожарный-спасатель должен:

знать:

  • назначение, цели, задачи и возможности аварийно-спасательных служб;

  • обязанности, права и правовую ответственность спасателей;

  • основные нормативно-технические и правовые документы, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб;

  • штатные средства связи, оповещения и управления;

  • порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность к выполнению возложенных задач;

  • основы пожарной безопасности;

  • инструменты, приспособления, механизмы, машины, приборы и средства, используемые при проведении аварийно-спасательных работ, их назначение, технические данные, порядок применения и возможности;

  • основные средства и способы защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и современных средств поражения;

  • характер и последовательность проведения аварийно-спасательных работ (далее – АСР) в различных чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС);

  • порядок проведения дезактивации, дегазации и дезинфекции;

  • порядок проведения разведки, ориентирования на местности;

  • порядок определения состояния пострадавших и последовательность оказания им первой медицинской помощи;

  • физико-химические и поражающие средства радиоактивных веществ и АХОВ;

  • меры безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;

  • правила проведения эвакуационных мероприятий;

  • приемы проведения реабилитационных и восстановительных мероприятий;

  • психологические особенности поведения больших групп людей;

  • способы оказания помощи пострадавшим на воде;

уметь:

  • применять полученные знания в практической деятельности при ведении АСР;

  • вести АСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

  • вести разведку местности и аварийно-спасательных объектов экономики;

  • применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи;

  • спускаться по веревке, поднимать и опускать пострадавших с использованием полиспаста и различных спусковых и подъемных устройств;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

  • работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;

  • контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;

  • применять приемы управления своим состоянием;


иметь представление:

  • об отечественном и зарубежном опыте ведения аварийно-спасательных работ (далее – АСР) в различных ЧС природного и техногенного характера;

  • о перспективных отечественных и зарубежных аварийно-спасательных средствах;

  • об основных направлениях совершенствования технологий АСР;

  • об особенностях тушения пожаров на различных объектах;

  • об основах психологических знаний, необходимых при действиях в ЧС.






РАСЧЕТ

часов по предметам обучения


Разделы

Предмет обучения

Всего

10 класс

Теор.

Пр.

I

О Общая подготовка

6

2

4

II

П Психологическая подготовка

2

2

-

III

М Медицинская подготовка

9

4

5

IV

О Организация и проведение поисково-спасате спасательных работ в чрезвычайных ситуациях


8

2

6

V

Т Туристическая подготовка

6

-

6

VI

П Противопожарная подготовка

4

-

4






Вс Всего:

35































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА

Тематический расчет часов


№№ тем

Наименование тем

Количество часов

Всего

1 год

Теор.

Прак.

1

Основные положения документов, регламентирующие деятельность АСС и формирований МЧС России

1

1

1

-

2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны России

1

1

1


3

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи

1

1


1

4

Оружие массового поражения и защита от него

1

1

-

1

5

Общие понятия о радиационно- и химически опасных объектах

1

1

-

1

6

Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля

1

1

-

1


Всего:

6

6

2

4






Раздел 1.ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА

В результате изучения раздела 1 кадет пожарный-спасатель должен:


знать:

  • назначение, цели, задачи и возможности аварийно-спасательных служб;

  • обязанности, права и правовую ответственность спасателей;

  • основные нормативно-технические и правовые документы, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб;

  • основные средства и способы защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и современных средств поражения;

  • физико-химические и поражающие свойства радиоактивных веществ и АХОВ;

  • порядок проведения дезактивации, дегазации и дезинфекции;

  • правила проведения эвакуационных мероприятий;


уметь:

  • применять полученные знания в практической деятельности при ведении АСР.

  • применять и эффективно использовать СИЗ.


РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА


Тема 1.1. Основные положения документов, регламентирующих деятельность аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России


Нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статус спасателя, аварийно-спасательные службы и формирования. Законы и постановления Правительства РФ, определяющие их.



Тема 1.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона России


РСЧС. История создания РСЧС, необходимость защиты людей в ЧС. Задачи, решаемые РСЧС, ее структура и силы. Режимы функционирования РСЧС. Служба спасения города Железногорска.

Гражданская оборона России. История создания ГО. Задачи, структура и силы ГО. Степени готовности ГО.


Тема 1.3. Профессиональная подготовка спасателя


Требования, предъявляемые к спасателям. Социально-правовые аспекты трудовой деятельности. Профессиональный отбор спасателей.


Тема 1. 4. Средства индивидуальной защиты органов дыхания

и кожи


Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение, классификация, принцип действия и возможность табельных средств индивидуальной защиты. Промышленные СИЗ. Простейшие и подручные средства защиты.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Средства индивидуальной защиты кожи.

Использование СИЗ при чрезвычайных ситуациях.






Практическое занятие


Отработка практических навыков в использовании фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов различных типов, средств защиты кожи (ОЗК, Л-1, ЗФО-5Е, защитный комбинезон, промышленные защитные костюмы).


Тема 1.5. Оружие массового поражения и защита от него


Ядерное оружие. Физико-технические основы устройства ядерного оружия. Химическое оружие. Характеристика поражающего действия. Биологическое оружие. Поражающее действие основных видов биологического оружия. Краткая характеристика новых видов оружия массового поражения.



Тема 1.6. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля


Приборы радиационной разведки. Виды ионизирующих излучений. Естественные и искусственные источники радиации. Источники радиации Курской области. Методы обнаружения ионизирующих излучений. Классификация дозиметрических приборов и единицы измерения уровней и доз радиации. ТТД приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля, принципы их работы.

Приборы химической разведки. АХОВ и ОВ. Принципы обнаружения АХОВ и ОВ. Смертельные, поражающие и предельно допустимые концентрации химических веществ. ТТД приборов химической разведки, принцип их работы.


Практическое занятие


Определение уровней радиации на местности, степени зараженности техники и сооружений, доз облучения людей и их регистрация. Определение вида химических веществ и их концентрации в воздухе, на местности, технике, в сыпучих материалах, в дыму и при низких температурах.




















РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Тематический расчет часов


№ темы

Наименование тем

Количество часов

Всего

1 год

Теор.

Прак.

1


Морально-психологические основы профессионального статуса пожарных, спасателей в современном обществе.

Профессиональные качества пожарных, спасателей



1

1



1




1




-



2

Психологическая подготовка пожарных, спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях

Методы управления психологическим состоянием пожарных спасателей при действиях в ЧС



1



1



1



-



Всего:

2

2

2




























Раздел II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


В результате изучения раздела 2 кадет пожарный-спасатель должен:

знать:

  • приемы проведения реабилитационных и восстановительных мероприятий;

  • психологические особенности поведения больших групп людей;


уметь:

  • контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;

  • применять приемы управления своим состоянием.



иметь представление:

  • об основах психологических знаний, необходимых при действиях в ЧС.


Тема 2.1. Адаптация спасателя к работе в чрезвычайных ситуациях


Адаптация к работе на высоте, под водой, под землей, в условиях высокогорья. Адаптация к работе в средствах защиты. Адаптация к работе в условиях эмоционального напряжения (лимит времени, наличие пострадавших, травмированных, трупов). Адаптация к работе в различных позах, в условиях потенциальной опасности, при воздействии значительных физических нагрузок. Адаптация к работе в больших коллективах. Адаптация к работе при воздействии неблагоприятных погодных и климатических условий.


Формирование профессионально-волевых качеств

пожарных и спасателей


Понятие психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Основные направления формирования психологической готовности: развитие чувства ответственности за выполнение своего служебного долга, приобретение и постоянное совершенствование опыта действий в реальных ЧС (землетрясение, взрывы, наводнение, пожары, аварии на химически и радиационно-опасных объектах, эпидемии и др.), отработка действий на их моделях, развитие способности переносить интенсивные, экстренные и длительные физические нагрузки, накопление опыта острых эмоциональных воздействий при работе с ранеными, погибшими, развитие волевых качеств, тренировка оперативного мышления.

Методы психологической подготовки к действиям в ЧС: создание моделей ЧС; проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ, создание трудных ситуаций по спасению пораженных (манекенов) из-под завалов при наличии загораний; тушение загораний на манекенах; преодоление водных преград в специальном снаряжении; тренировки по решению задач с применением видео компьютерных имитаторов ситуаций аварий на химически и радиационно-опасных объектах; принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки; психологическая закалка, посещение морга, анатомического театра, демонстрация учебных фильмов по подготовке врачей-травматологов.


Тема 2.2. Роль коллектива в совершенствовании нравственных

качеств пожарных и спасателей


Значение дружбы, товарищества, коллективизма при выполнении спасателями своих задач. Необходимость взаимопомощи, взаимовыручки и поддержки, согласованных действий в ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени.


Роль высоких морально-волевых качеств при выполнениизадач пожарными и спасателями и пожарными в чрезвычайных

ситуациях


Личностные качества спасателей и пожарных (морально-психологические, профессиональные, физические).

Приемы воспитания выносливости, стойкости, дисциплины.

Права, обязанности и ответственность спасателей и пожарных, их статус.


Тема 2.5. Методы управления психическим состоянием пожарных и спасателей при действиях в ЧС


Профессиональная подготовленность, опыт действий в ЧС, индивидуальные особенности - факторы, определяющие психологическую активность спасателя.

Изменения текущего состояния спасателей при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и объективные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления. Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием спасателя и повышение эффективности спасательных работ, сохранение здоровья спасателей. Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника ее проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении работ.








РАЗДЕЛ III. МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА


Тематический расчет часов


№ тем

Наименование тем

Количество часов

Всего

1 год

Теор.

Прак.

1

Юридические основы прав и обязанностей спасателей в оказании первой медицинской помощи

1

1

1


2

Оказание помощи при травмах, ранениях, ожогах и обморожениях

3

3

1

2

3

Оказание помощи при поражении АХОВ и природными токсинами

2

2

1

1

4

Помощь при внезапной потере сознания, остановке дыхания и кровообращения, терминальных состояниях

3

3

1

2


Всего:

12

12

5

7






























Раздел III.МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

В результате изучения раздела 3 кадет пожарный-спасатель должен:


знать:

  • порядок определения состояния пострадавших и последовательность оказания им первой медицинской помощи;


уметь:

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.



Тема 3.1. Юридические основы прав и обязанностей пожарных-спасателей в оказании первой помощи


Задачи и объем первой помощи. Силы и средства спасателя при оказании первой медицинской помощи. Правила использования и порядок их применения. Юридические основы прав и обязанностей спасателя при оказании первой помощи.


Тема 3.2. Оказание помощи при травмах, ранениях, ожогах, обморожениях


Понятие о травме. Признаки ушиба, гематомы, перелома костей. Классификация переломов.

Оказание помощи при травматических повреждениях: обезболивание, иммобилизация, перевязки. Профилактика осложнений: травматический шок, острая кровопотеря.

Понятие о ране. Классификация ранений. Признаки различных видов ранений. Наиболее грозные осложнения ранений: пневмоторакс, повреждения внутренних органов, острая кровопотеря.


Практическое занятие


Принципы и способы оказания помощи при ранениях: окклюзионная повязка, остановка кровотечения. Профилактика осложнений.

Понятие об ожогах. Классификация ожогов. Клиника различных видов ожогов. Первая помощь при различных видах ожогов. Ожоговый шок, клиника, диагностика оказания неотложной помощи, профилактика. Понятие об общем перегревании.

Понятие об обморожениях. Профилактика осложнений. Понятие о синдроме общего охлаждения. Способы согревания организма.

Понятие о синдроме длительного сдавливания (СДС). Клиника, диагностика СДС. Оказание помощи при СДС. Понятие о синдроме позиционного сдавливания.





Практическое занятие


Особенности оказания помощи в завалах и способы извлечения пострадавших.


Тема 3.3. Оказание помощи при поражениях АХОВ и природными токсинами


Понятие обАХОВ и природных токсинах. Классификация АХОВ. Химические и физические свойства АХОВ и природных токсинов. Способы защиты от АХОВ.

Правила поведения на зараженной местности.

Клиника поражения наиболее распространенными АХОВ природного и техногенного характера. Первая помощь при поражении АХОВ и природными токсинами. Принципы антидотной терапии. Правила пользования индивидуальными средствами защиты.


Тема 3.4. Помощь при внезапной потере сознания, остановке дыхания и кровообращения, терминальных состояниях


Понятие о внезапной потере сознания. Причины внезапной потери сознания. Оказание помощи при внезапной потере сознания.

Причины остановки дыхания и кровообращения.

Понятие о терминальных состояниях, их виды, диагностика и клиника.

Комплекс реанимационных мероприятий при различных видах терминальных состояний. Оценка эффективности реанимационных мероприятий.

Признаки биологической смерти.


















РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


Тематический расчет часов



Наименование тем

Количество часов

Всего

1 год

Теор.

Прак.

1

Ориентирование на местности

1

1

-

1

2

Основы выживания и жизнедеятельности

1

1

1

-

3

Деблокирование, извлечение и транспортировка пострадавших

3

3

1

2

4

Экипировка спасателей



-

1

5

Такелажные работы в чрезвычайных ситуациях

1

1

-

1

6

Аварийно-спасательные работы в условиях пожаров

1

1

-

1

7

Узлы, используемые спасателями для передвижения в горах

1

22 1

-

1


Всего:

8

8

2

6


































РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


В результате изучения раздела 4 кадет пожарный-спасатель должен:


знать:

  • назначение, цели, задачи и возможности аварийно-спасательных служб;

  • меры безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;

  • порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность к выполнению возложенных задач;

  • штатные средства связи, оповещения и управления;

  • порядок проведения разведки местности и аварийно-опасных объектов экономики;

  • инструменты, приспособления, механизмы, машины, приборы и средства, используемые при проведении аварийно-спасательных работ, их назначение, технические данные, порядок применения и возможности;

  • характер и последовательность проведения аварийно-спасательных

работ в различных чрезвычайных ситуациях;

  • способы оказания помощи пострадавшим на воде;


уметь:


  • вести АСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

  • применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи;

  • спускаться по веревке, поднимать и опускать пострадавших с использованием полиспаста и различных спусковых и подъемных устройств;


иметь представление:

  • об отечественном и зарубежном опыте ведения аварийно-спасательных работ в различных ЧС природного и техногенного характера;

  • о перспективных отечественных и зарубежных аварийно-спасательных средствах;

  • об основных направлениях совершенствования технологий АСР.



Тема 4.1. Ориентирование на местности


Карты: назначение, масштабы, условные обозначения. Определение расстояния и оптимальных путей перемещения. Определение сторон горизонта. Определение географического местонахождения. Определение времени, азимута и географических координат. Ориентирование по специальным приборам, компасу, топографической карте, звездам и местным приметам.


Практическое занятие


Формирование практических навыков ориентирования на местности.


Тема 4.2. Основы выживания и жизнедеятельности

Возможные случаи автономного существования человека в природных условиях. Факторы выживания. Влияние на автономное существование климата и среды.



Тема 4.3. Деблокирование, извлечение и транспортировка

Получение задачи на спасение людей. Подготовка к поисково-спасательным работам. Определение места нахождения пострадавших.Классификация средств поиска. Механические средства поиска пострадавших. Ультразвуковые, акустические и инфракрасные поисковые приборы. Магнитные приборы. Газоанализаторы. Приборы, регистрирующие продукты метабуляции.

Вывод (вынос) пострадавших из опасной зоны, оказание первой медицинской помощи. Меры безопасности при работе.

Действия спасателей в районе ЧС


Подготовка к поисково-спасательным работам. Подготовка инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, экипировки, средств, необходимых для проведения работ. Организация временного лагеря.

Расчет ориентировочной скорости передвижения спасателей в зоне ЧС в зависимости от конкретных условий (плохой видимости, температуры

окружающей среды, повышенной влажности и т.д.). Расчет кислорода (воздуха) при следовании в зону ЧС с непригодной для дыхания атмосферой в изолирующих дыхательных аппаратах.


Тема 4.4. Экипировка спасателей


Экипировка спасателя в соответствии с современными требованиями. Табель оснащения АСС. Положительные и отрицательные стороны экипировки.

Экипировка спасателя в экстремальных условиях. Страховочное снаряжение личное. Скорость экипировки, подогнанность. Уход за личным снаряжением. Периодичность проверок.

Страховочное снаряжение групповое. Веревочное и тросовое снаряжение. Методы использования. Периодические проверки. Степень погрешности. Условия хранения.

Бивуачное снаряжение. Места бивуаков. Организация бивуаков в экстремальной ситуации. Последовательность проводимых действий. Бивуаки без использования палаток.

Бивуачное снаряжение. Питание, раскладка. Весовые характеристики. Энергетические характеристики. Влияние денежных условий. Проблемы воды. Влияние регионов.

Такелажные работы в чрезвычайных ситуациях


Грузоподъемные средства, применяемые при проведении АСР. Определение способов и средств строповки. Сигналы, применяемые при проведении работ. Техника безопасности при проведении такелажных работ.


Практическое занятие


Формирование практических навыков в креплении и перемещении грузов.



Тема 4.5. Аварийно-спасательные работы в условиях пожаров


Понятие о зоне с высокой температурой (ЗВТ) и выполнении работ в изолирующем дыхательном аппарате (ИДА). Порядок движения и работы спасательного звена в ЗВТ. Резервное спасательное звено. Меры, принимаемые в ЗВТ для предотвращения перегревания спасателей.

Расчет времени на движение и пребывание в зонах с высокой температурой в ИДА.


Тема 4.6. Узлы, используемые спасателями для передвижения в горах


Классификация узлов. Узлы для обвязывания. Узлы для связывания веревок и лент. Вспомогательные узлы. Применение узлов. Максимально допустимые нагрузки.

Техника лазания по различным видам рельефа. Работа с применением веревочного и тросового снаряжения. Средства обеспечения групповой страховки.

Искусственные точки опоры.

Спасение пострадавших с верхних этажей здания. Определение мест нахождения пострадавших, отработка способов снятия пострадавших с верхних этажей здания.

Самоспасение по спасательной веревке и пожарной лестнице.

Транспортировка пострадавших с помощью спасательной веревки.

Оказание первой медицинской помощи.


Практическое занятие


Отработка различных способов транспортировки пострадавших. Погрузка их на транспорт и отправка в лечебные учреждения.





































РАЗДЕЛ V. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тематический расчет часов


№ п/п


Наименование тем

Количество часов

Всего

1 год

Теор.

Прак.

1

Ориентирование на местности. Формирование практических навыков работы на местности

1

1

4

1

2

Работа с применением веревочного и тросового снаряжения

2

2

-

2

3


Техника лазания по различным видам рельефа

Искусственные точки опоры.

1


1


-

-

1


4

Правила поведения при вынужденном автономном существовании

0,5

0,5


12 0,5

5

Проблемы вынужденного автономного существования

0,5

0,5


0,5

6

Устройство и эксплуатация простейших плав.средств

0,5

0,5

1

0,5

7

Поисково-спасательные работы на воде

0,5

0,5


0,5


Всего:

6

6

-

6






















Раздел V.ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


В результате изучения раздела 5 кадет пожарный-спасатель должен:

знать:

  • порядок проведения разведки, ориентирования на местности;


уметь:

  • работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;

Тема 5.1. Ориентирование на местности

Карты: назначение, масштабы, условные обозначения. Определение расстояния и оптимальных путей перемещения. Определение сторон горизонта. Определение географического местонахождения. Определение времени, азимута и географических координат. Ориентирование по специальным приборам, компасу, топографической карте, звездам и местным приметам.


Практическое занятие

Формирование практических навыков ориентирования на местности.

Тема 5.3. Возможные случаи автономного существования

Возможные случаи автономного существования человека в природных условиях. Авария транспортного средства в малонаселенной местности. Если вы заблудились в лесу, в горах, в степи. Если вы отстали от группы в туристическом походе. Факторы выживания. Влияние на автономное существование климата и среды.

СЕМИНАР

Тема 5.4. Правила поведения при вынужденном автономном существовании

Преодоление страха и возможного стресса. Последовательность действий при вынужденной автономии. Сроки автономного существования в зависимости от климата и среды. Сигналы бедствия и сигнальные средства. Организация жилья, укрытия, питания в экстремальных природных условиях (жара, холод, условия задымленности). Перемещение в природной среде.

Тема 5.5. Проблемы вынужденного автономного существования


Ориентирование на местности. Обеспечение пищей и проблемы выживания в условиях голодания. Обеспечение водой в пути и преодоление отрицательного воздействия жажды. Способы добывания огня без спичек. Способы разведения огня и виды костров. Приготовление пищи. Одежда и обувь. Вязка узлов. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Профилактика возможных заболеваний и оказание самопомощи в различных случаях. Способы выживания в зимних условиях.

Защита от животных и насекомых.


















































ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА

Тематический расчёт часов



№ п/п


Наименование тем

Количество часов

Всего

1 год

Теор.

Прак.

1


Общие меры пожарной безопасности

Первичные средства пожаротушения

1


1


-

-

1

1

2

Системы автоматического пожаротушения и пожарные сигнализации

1

1

-

1

3

Пожарные автомобили и подготовка их к применению

1

1

2

1

4

Действия пожарных и спасателей при тушении пожара. Спасение людей на пожарах и самоспасение. Участие в пожарно-тактических учениях

1

1

-

1


Всего:

4

4

-

4






























Раздел VI.ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА


В результате изучения раздела 6 кадет пожарный-спасатель должен:

знать:

  • основы пожарной безопасности;


иметь представление:

  • об особенностях тушения пожаров на различных объектах.



Тема 6.1. Общие понятия о пожаре, определение его причины, характера и силы


Что такое огонь? Общие понятия о пожаре и краткая характеристика явлений, происходящих на пожаре. Основные причины пожаров. Последствия пожаров. Способы прекращения горения. Меры предосторожности в обращении с огнем.


Общие меры пожарной безопасности


Противопожарные меры на территории. Содержание дорог, проездов к зданиям, источникам пожарного водоснабжения, местам открытого хранения имущества и техники, разрывов между зданиями и сооружениями.

Общие режимные меры пожарной безопасности в зданиях и помещениях различного назначения. Содержание проходов, выходов, лестничных клеток, подступов к огнетушителям, пожарным кранам.

Содержание подвалов и чердаков. Обязательный осмотр помещений после окончания работы до закрытия их на ночь.


Меры пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок, систем централизованного и местного отопления, вентиляционных установок, при хранении и обращении с огнеопасными жидкостями, проведении огневых работ и ремонтных мастерских


Пожарная опасность электротока. Причины возникновения пожаров в электроустановках: перегрузка, замыкание, нарушение правил эксплуатации. Меры защиты электроустановок от последствий коротких замыканий и перегрузок. Автоматические и плавкие предохранители.

Краткая пожарная оценка системы центрального местного отопления. Меры пожарной безопасности при эксплуатации печей, плит, кипятильников, газовых нагревательных приборов и т. д.

Понятие о назначении и устройстве общей и местной вентиляции. Меры пожарной безопасности при эксплуатации вентиляционных установок (вентиляторы, циклоны, воздуходувы). Краткая характеристика легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Требования к местам хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Факторы, определяющие их пожарную опасность: температура, свет, давление и т.д.

Документы, определяющие порядок проведения огневых работ. Ответственные лица за обеспечение мер пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ. Порядок допуска лиц к проведению сварочных и других огневых работ. Газосварочные работы, электросварка. Правила пожарной безопасности.


Первичные средства пожаротушения


Назначение, виды, область применения, состав огнетушащего вещества, маркировка, сроки перезарядки огнетушителей. Приведение в действие огнетушителей, техника безопасности при их использовании. Физические и огнетушащие свойства газовых составов, пены различной кратности, смачивателей и порошка, их эффективность.

Назначение, устройство, принцип работы, порядок использования воздушно-пенных и порошковых стволов, генераторов пены средней и высокой кратности, переносных пеносмесителей, подъемников – пеносливов.

Краткие сведения о назначении и применении ручного пожарного инструмента. Подсобные средства тушения пожара.


Тема 6.2. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации


Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дрен черные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.

Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, ультразвуковые. Понятие о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.


Тема 6.3. Пожарный автомобиль и подготовка его к применению


Классификация пожарных автомобилей по назначению (основные, специальные и вспомогательные). Назначение и тактико-технические характеристики пожарных автонасосов (насосно-рукавных автомобилей), автоцистерн и специальных пожарных автомобилей. Взаимодействие отделений на пожаре, схема боевого развертывания.

Назначение и тактико-технические характеристики пожарных мотопомп. Схема боевого развертывания.


Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования и стволов. Ручной немеханизированный и механизированный инструмент. Назначение, устройство и краткая характеристика, область и порядок применения пожарного инструмента.

Гидроинструмент и пневмоинструмент. Назначение, устройство, область применения. Дымонасосы: назначение и устройство, принцип действия.

Средства и способы защиты от высоких температур и теплового излучения: теплозащитные, теплоотражательные костюмы, порядок их эксплуатации.


Тема 6.4. Действия пожарных и спасателей при возникновении пожара

Спасение людей на пожарах и самоспасение. Участие в пожарно-тактических учениях.

Техника безопасности при работе с огнетушащими веществами. Техника безопасности при работе с пожарными аварийно-спасательным оборудованием. Приведение в действие огнетушителей, техника безопасности при их использовании. Поведение спасателей при проникновении в помещение через окно, крышу, верхний этаж здания, пожарную лестницу. Проделывание отверстий в полу, в потолке, обесточивание электропроводки. Вскрытие кровли из металла, теса, черепицы, шифера, рубероида. Определение путей эвакуации.


Практическое занятие

Отработка приемов и способов спасения людей на пожарах. Вязка одинарной и двойной спасательной петли, без надевания и с надеванием ее на спасаемого. Спасение пострадавшего с этажей учебной башни. Спасение и эвакуация получивших травму.

Спасение с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки. Техника безопасности при проведении разведки пожара. Правильная эвакуация людей и материальных ценностей.