Спасательные работы в группе
Силы и нагрузки
Спасательный груз в обычных ПСР – более 200 кг. Нагрузки в страховочной цепи растут пропорционально массе груза.
« Худший случай »
В обычной практике
На спасательных работах с грузом около 200 кг
«Худший случай»
При факторе рывка 0.3 и весе груза 200 кг на статической веревке - рывок с усилием 8-12 кН. Вопрос: с помощью какого устройства можно удержать такой рывок?
Выбор тормозного устройства для работ с тяжелым грузом.
- Альпинистские тормозные устройства - тормозное усилие от 8 до 15 раз.
- Человек одной рукой - тормозное усилие 0.21 кН (в среднем).
- Механические зажимы разрушают веревку при нагрузке 4-5 кН.
- Схватывающие узлы «пруссик в три оборота начинают «ползти» при нагрузке 7-8 кН, и при нагрузке 12 кН разрушают веревку.
Компетентная страховка
Страховка на спасработах должна обеспечить:
- Усилие на груз и станцию не более 12 кН.
- Остановку груза после срыва на дистанции не более 1 метра.
- Сохранение не менее 80% прочности от прочности исходной системы.
- Сохранение работоспособности системы после отказа .
Страховка, соответствующая этим требованиям, получила название
КОМПЕТЕНТНАЯ СТРАХОВКА.
Тандем пруссик
Простая и надежная система, полностью соответствующая требованиям «компетентной страховки».
- Репшнур 7-8 мм.
- Отрезки длиной 140 и 170 см.
- Расстояние между схватывающими
узлами 7-10 см.
- При работе на спуске или подъеме система «Тандем пруссик» крепится к станции с помощью узла Радиум.
- Узлы завязаны в одну сторону.
- Петли завязаны узлом грейпвайн.
Тандем пруссик
- При задержании срыва груза 200 кг с фактором 0.3 страховка системой «тандем пруссик» создает нагрузку на станцию в пределах 7.5 – 9.5 кН.
- Протравливание страховочной веревки через узлы в пределах 30 – 60 см.
Узел Радиум
«Плавающее» крепление «тандем пруссика» к станции необходимо для того, чтобы после задержания срыва можно было снять нагрузку с затянувшихся прусиков и продолжить работу по страховке.
Основные принципы организации спуска и подъема пострадавшего
Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.
Этап 1: Преодоление перегиба (переход через край полки).
Риск:
- Падение спасателя и пострадавшего в момент перехода через перегиб.
Метод снижения риска:
- Организация «компетентной страховки» ненагруженной веревкой.
Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.
Этап 2: Следующие метры (около 10) спуска после выхода на вертикаль.
Риск:
- Потеря контроля за направлением спуска, маятник, острые края, «живые» камни.
Метод снижения риска:
- Коммуникация через спасателя-контроллера.
- Четкое руководство спасработами, своевременный переход к «зеркальной системе».
Вопросы к сопровождающему от руководителя:
Нашел линию спуска? Есть опасность маятника?
Надежно контролируешь груз?
Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.
Этап 3: Дальнейший спуск по склону крутизной 50-90 градусов.
Риск:
- Отказ одной из веревок. Часто вследствие ошибок спасателей или камнепадов.
Метод снижения риска:
- Использование «зеркальной системы».
Этапы подъема по склону 50-90 градусов соответствуют этапам на спуске, но выполняются в обратном порядке.
Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.
Преимущества «зеркальной системы»:
- Уменьшение раскачивания груза.
- Снижение вероятности сброса камней свободновисящей веревкой.
- Уменьшение просадки груза в случае отказа одной из веревок.
- Снижается нагрузка на спасателей и снаряжение – на каждую веревку приходится всего половина нагрузки.
Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.
Этап 4: Спуск по склону крутизной менее 50 градусов.
Риск:
- Снижается нагрузка на веревки – ветер может приподнять или передвинуть груз.
- Порыв ветра может сымитировать нагрузку на веревку - груз может просесть.
- Слабо натянутые веревки могут быть брошены на выступы и застрять.
- Слабо натянутые веревки могут сбросить «живые» камни с рельефа.
Методы снижения риска:
- Убрать одну из веревок.
- Добавить второго сопровождающего.
- Поменять метод работы.
Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.
Крепление груза к веревкам узлом «перекрещенный булинь»:
Перекрещенные узлы булинь с длинными свободными концами крепятся к акье с помощью муфтованного карабина. Длина свободных концов в узлах булинь - около 3 – 5 метров.
Преимущества узлов:
- Минимальная просадка при отказе одной из веревок.
- Низкая вероятность нагрузить карабин по 3-м осям.
- Легко отвязать одну из веревок при необходимости.
Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.
Крепление акьи и сопровождающего к веревкам:
На крутых склонах акья транспортируется в горизонтальном положении.
Важно:
- Угол между ветвями подвесной системы не должен быть более 90°.
- Один из концов веревок крепится к пострадавшему, другой – к спасателю.
- Для подвески акьи удобно использовать 4 «Парсел прусика» или штатный «паук».
- Для крепления сопровождающего используется Парсел прусик самостраховка.
Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 30-50 градусов.
Вариант 1:
С 3 сопровождающими, акья в вертикальном положении.
- Организуется «зеркальная система» для страховки.
- При спуске спасатели синхронно оттягивают акью вниз вдоль склона –
натягивая рабочие веревки и приподнимая акью от рельефа.
- Правильная позиция боковых сопровождающих – примерно на середине акьи.
Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим(и) по склону 30-50 градусов.
Вариант 2: С одним сопровождающим, с помощью направляющих перил, акья в горизонтальном положении.
- Организуется «зеркальная система» для страховки.
- Закрепление и натяжение направляющей линии в нижней части склона – с помощью полиспаста 5:1 с фактором тяги не более 12.
- Спасатели внизу ослабляют или натягивают направляющую веревку, так чтобы сохранить расстояние не более 1 метра от земли.
Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим(и) по склону 30-50 градусов.
- Сопровождающий может быть подстрахован к концу одной из веревок «зеркальной системы», или двигаться без страховки.
- Для удобства управления акьей к ней привязывается петля, с помощью которой спасатель контролирует акью при спуске.
Этот метод спуска\подъема пострадавшего удобен на склонах со сложным рельефом, где транспортировка акьи обычным способом слишком трудоемка.
Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим(и) по склону 15-30 градусов.
- Акья транспортируется в вертикальном положении.
- Грузовая веревка не используется, организуется только страховка акьи с помощью одной веревки и системы Тандем пруссик.
Навесная переправа
- Предварительное натяжение с фактором тяги 2.
- Груз подвешивается после предварительного натяжения, после этого осуществляется основное натяжение.
- Механические зажимы применять нельзя.
- Необходимо все время думать о минимизации нагрузки на перильную веревку.
- Независимые станции для каждого закрепления веревки.
Навесная переправа
- Страховочные\тянущие веревки присоединены к ролику, а не к самому пострадавшему, акье, сопровождающему.
- Ролик должен быть большим, и разработан для вщелкивания нескольких карабинов в разном направлении. Либо использовать мягкую петлю.
Укладка пострадавшего
- Удобная поза.
- Защищен от дождя и снега.
- Надежно закреплен.
- Использование только штатных ремней акьи – недостаточно.
Предварительное натяжение и проверка системы.
Проверка системы:
- Излишняя слабина выбрана.
- Система блокируется.
- Сопровождающий нагружает систему.
- Производится финальная проверка системы.
- По командам руководителя система разблокируется, самостраховки пострадавшего и сопровождающего снимаются, начинается спуск.
Правило СТОП!
Любой спасатель ДОЛЖЕН скомандовать СТОП! если он заметил неполадки в работе системы.
Все спасатели должны СРАЗУ ЖЕ остановиться и передать СТОП! по цепочке, чтобы услышал каждый. Только после этого они выясняют, в чем причина остановки.
Правило потерявших сознание .
Если все спасатели вдруг одновременно потеряют сознание, система не должна разрушиться, а члены группы или пострадавший - получить повреждения.
Отличие от ПСР в двойке – работа с тяжелым грузом – 200 кг и больше. Поэтому:
У каждого спасателя:
Вместо узла проводник – узел грейпвайн:
Конец