СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аварийно - спасательные работы в группе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Транспортировка пострадавшего в горной местности 

Просмотр содержимого документа
«Аварийно - спасательные работы в группе»

Спасательные работы в группе

Спасательные работы в группе

Силы и нагрузки Спасательный груз в обычных ПСР – более 200 кг.  Нагрузки в страховочной цепи растут пропорционально массе груза.

Силы и нагрузки

Спасательный груз в обычных ПСР – более 200 кг. Нагрузки в страховочной цепи растут пропорционально массе груза.

« Худший случай » В обычной практике На спасательных работах с грузом около 200 кг

« Худший случай »

В обычной практике

На спасательных работах с грузом около 200 кг

«Худший случай»  При факторе рывка 0.3 и весе груза 200 кг на статической веревке - рывок с усилием 8-12 кН.   Вопрос: с помощью какого устройства можно удержать такой рывок?

«Худший случай»

При факторе рывка 0.3 и весе груза 200 кг на статической веревке - рывок с усилием 8-12 кН. Вопрос: с помощью какого устройства можно удержать такой рывок?

Выбор тормозного устройства для работ с тяжелым грузом. Альпинистские тормозные устройства - тормозное усилие от 8 до 15 раз. Человек одной рукой - тормозное усилие 0.21 кН (в среднем). Механические зажимы разрушают веревку при нагрузке 4-5 кН. Схватывающие узлы «пруссик в три оборота начинают «ползти» при нагрузке 7-8 кН, и при нагрузке 12 кН разрушают веревку.

Выбор тормозного устройства для работ с тяжелым грузом.

  • Альпинистские тормозные устройства - тормозное усилие от 8 до 15 раз.
  • Человек одной рукой - тормозное усилие 0.21 кН (в среднем).
  • Механические зажимы разрушают веревку при нагрузке 4-5 кН.
  • Схватывающие узлы «пруссик в три оборота начинают «ползти» при нагрузке 7-8 кН, и при нагрузке 12 кН разрушают веревку.

Компетентная страховка Страховка на спасработах должна обеспечить: Усилие на груз и станцию не более 12 кН. Остановку груза после срыва на дистанции не более 1 метра. Сохранение не менее 80% прочности от прочности исходной системы. Сохранение работоспособности системы после отказа . Страховка, соответствующая этим требованиям, получила название КОМПЕТЕНТНАЯ СТРАХОВКА.

Компетентная страховка

Страховка на спасработах должна обеспечить:

  • Усилие на груз и станцию не более 12 кН.
  • Остановку груза после срыва на дистанции не более 1 метра.
  • Сохранение не менее 80% прочности от прочности исходной системы.
  • Сохранение работоспособности системы после отказа .

Страховка, соответствующая этим требованиям, получила название

КОМПЕТЕНТНАЯ СТРАХОВКА.

Тандем пруссик  Простая и надежная система, полностью соответствующая требованиям «компетентной страховки».  Репшнур 7-8 мм.  Отрезки длиной 140 и 170 см.  Расстояние между схватывающими узлами 7-10 см.  При работе на спуске или подъеме система «Тандем пруссик» крепится к станции с помощью узла Радиум.  Узлы завязаны в одну сторону.  Петли завязаны узлом грейпвайн.

Тандем пруссик

Простая и надежная система, полностью соответствующая требованиям «компетентной страховки».

  • Репшнур 7-8 мм.
  • Отрезки длиной 140 и 170 см.
  • Расстояние между схватывающими

узлами 7-10 см.

  • При работе на спуске или подъеме система «Тандем пруссик» крепится к станции с помощью узла Радиум.
  • Узлы завязаны в одну сторону.
  • Петли завязаны узлом грейпвайн.

Тандем пруссик  При задержании срыва груза 200 кг с фактором 0.3 страховка системой «тандем пруссик» создает нагрузку на станцию в пределах 7.5 – 9.5 кН.  Протравливание страховочной веревки через узлы в пределах 30 – 60 см.

Тандем пруссик

  • При задержании срыва груза 200 кг с фактором 0.3 страховка системой «тандем пруссик» создает нагрузку на станцию в пределах 7.5 – 9.5 кН.
  • Протравливание страховочной веревки через узлы в пределах 30 – 60 см.

Узел Радиум «Плавающее» крепление «тандем пруссика» к станции необходимо для того, чтобы после задержания срыва можно было снять нагрузку с затянувшихся прусиков и продолжить работу по страховке. 

Узел Радиум

«Плавающее» крепление «тандем пруссика» к станции необходимо для того, чтобы после задержания срыва можно было снять нагрузку с затянувшихся прусиков и продолжить работу по страховке. 

Основные принципы организации спуска и подъема пострадавшего

Основные принципы организации спуска и подъема пострадавшего

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов. Этап 1: Преодоление перегиба (переход через край полки). Риск: Падение спасателя и пострадавшего в момент перехода через перегиб. Метод снижения риска: Организация «компетентной страховки» ненагруженной веревкой.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.

Этап 1: Преодоление перегиба (переход через край полки).

Риск:

  • Падение спасателя и пострадавшего в момент перехода через перегиб.

Метод снижения риска:

  • Организация «компетентной страховки» ненагруженной веревкой.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов. Этап 2: Следующие метры (около 10) спуска после выхода на вертикаль. Риск: Потеря контроля за направлением спуска, маятник, острые края, «живые» камни. Метод снижения риска: Коммуникация через спасателя-контроллера. Четкое руководство спасработами, своевременный переход к «зеркальной системе». Вопросы к сопровождающему  от руководителя: Нашел линию спуска? Есть опасность маятника? Надежно контролируешь груз?

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.

Этап 2: Следующие метры (около 10) спуска после выхода на вертикаль.

Риск:

  • Потеря контроля за направлением спуска, маятник, острые края, «живые» камни.

Метод снижения риска:

  • Коммуникация через спасателя-контроллера.
  • Четкое руководство спасработами, своевременный переход к «зеркальной системе».

Вопросы к сопровождающему от руководителя:

Нашел линию спуска? Есть опасность маятника?

Надежно контролируешь груз?

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов. Этап 3: Дальнейший спуск по склону крутизной 50-90 градусов. Риск: Отказ одной из веревок. Часто вследствие ошибок спасателей или камнепадов. Метод снижения риска: Использование «зеркальной системы». Этапы подъема по склону 50-90 градусов соответствуют этапам на спуске, но выполняются в обратном порядке.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.

Этап 3: Дальнейший спуск по склону крутизной 50-90 градусов.

Риск:

  • Отказ одной из веревок. Часто вследствие ошибок спасателей или камнепадов.

Метод снижения риска:

  • Использование «зеркальной системы».

Этапы подъема по склону 50-90 градусов соответствуют этапам на спуске, но выполняются в обратном порядке.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов. Преимущества «зеркальной системы»: Уменьшение раскачивания груза. Снижение вероятности сброса камней свободновисящей веревкой. Уменьшение просадки груза в случае отказа одной из веревок. Снижается нагрузка на спасателей и снаряжение – на каждую веревку приходится всего половина нагрузки.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.

Преимущества «зеркальной системы»:

  • Уменьшение раскачивания груза.
  • Снижение вероятности сброса камней свободновисящей веревкой.
  • Уменьшение просадки груза в случае отказа одной из веревок.
  • Снижается нагрузка на спасателей и снаряжение – на каждую веревку приходится всего половина нагрузки.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов. Этап 4: Спуск по склону крутизной менее 50 градусов. Риск: Снижается нагрузка на веревки – ветер может приподнять или передвинуть груз. Порыв ветра может сымитировать нагрузку на веревку - груз может просесть. Слабо натянутые веревки могут быть брошены на выступы и застрять. Слабо натянутые веревки могут сбросить «живые» камни с рельефа.  Методы снижения риска: Убрать одну из веревок. Добавить второго сопровождающего. Поменять метод работы.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.

Этап 4: Спуск по склону крутизной менее 50 градусов.

Риск:

  • Снижается нагрузка на веревки – ветер может приподнять или передвинуть груз.
  • Порыв ветра может сымитировать нагрузку на веревку - груз может просесть.
  • Слабо натянутые веревки могут быть брошены на выступы и застрять.
  • Слабо натянутые веревки могут сбросить «живые» камни с рельефа.

Методы снижения риска:

  • Убрать одну из веревок.
  • Добавить второго сопровождающего.
  • Поменять метод работы.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов. Крепление груза к веревкам узлом «перекрещенный булинь»:  Перекрещенные узлы булинь с длинными свободными концами крепятся к акье с помощью муфтованного карабина. Длина свободных концов в узлах булинь - около 3 – 5 метров. Преимущества узлов: Минимальная просадка при отказе одной из веревок. Низкая вероятность нагрузить карабин по 3-м осям. Легко отвязать одну из веревок при необходимости.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.

Крепление груза к веревкам узлом «перекрещенный булинь»:

Перекрещенные узлы булинь с длинными свободными концами крепятся к акье с помощью муфтованного карабина. Длина свободных концов в узлах булинь - около 3 – 5 метров.

Преимущества узлов:

  • Минимальная просадка при отказе одной из веревок.
  • Низкая вероятность нагрузить карабин по 3-м осям.
  • Легко отвязать одну из веревок при необходимости.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов. Крепление акьи и сопровождающего к веревкам:  На крутых склонах акья транспортируется в горизонтальном положении. Важно: Угол между ветвями подвесной системы не должен быть более 90°. Один из концов веревок крепится к пострадавшему, другой – к спасателю. Для подвески акьи удобно использовать 4 «Парсел прусика» или штатный «паук». Для крепления сопровождающего используется Парсел прусик самостраховка.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 50-90 градусов.

Крепление акьи и сопровождающего к веревкам:

На крутых склонах акья транспортируется в горизонтальном положении.

Важно:

  • Угол между ветвями подвесной системы не должен быть более 90°.
  • Один из концов веревок крепится к пострадавшему, другой – к спасателю.
  • Для подвески акьи удобно использовать 4 «Парсел прусика» или штатный «паук».
  • Для крепления сопровождающего используется Парсел прусик самостраховка.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 30-50 градусов. Вариант 1:  С 3 сопровождающими, акья в вертикальном положении.   Организуется «зеркальная система» для страховки.  При спуске спасатели синхронно оттягивают акью вниз вдоль склона – натягивая рабочие веревки и приподнимая акью от рельефа.  Правильная позиция боковых сопровождающих – примерно на середине акьи.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим по склону 30-50 градусов.

Вариант 1:

С 3 сопровождающими, акья в вертикальном положении.

  • Организуется «зеркальная система» для страховки.
  • При спуске спасатели синхронно оттягивают акью вниз вдоль склона –

натягивая рабочие веревки и приподнимая акью от рельефа.

  • Правильная позиция боковых сопровождающих – примерно на середине акьи.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим(и) по склону 30-50 градусов. Вариант 2: С одним сопровождающим, с помощью направляющих перил, акья в горизонтальном положении. Организуется «зеркальная система» для страховки. Закрепление и натяжение направляющей линии в нижней части склона – с помощью полиспаста 5:1 с фактором тяги не более 12. Спасатели внизу ослабляют или натягивают направляющую веревку, так чтобы сохранить расстояние не более 1 метра от земли.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим(и) по склону 30-50 градусов.

Вариант 2: С одним сопровождающим, с помощью направляющих перил, акья в горизонтальном положении.

  • Организуется «зеркальная система» для страховки.
  • Закрепление и натяжение направляющей линии в нижней части склона – с помощью полиспаста 5:1 с фактором тяги не более 12.
  • Спасатели внизу ослабляют или натягивают направляющую веревку, так чтобы сохранить расстояние не более 1 метра от земли.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим(и) по склону 30-50 градусов. Сопровождающий может быть подстрахован к концу одной из веревок «зеркальной системы», или двигаться без страховки. Для удобства управления акьей к ней привязывается петля, с помощью которой спасатель контролирует акью при спуске. Этот метод спуска\подъема пострадавшего удобен на склонах со сложным рельефом, где транспортировка акьи обычным способом слишком трудоемка.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим(и) по склону 30-50 градусов.

  • Сопровождающий может быть подстрахован к концу одной из веревок «зеркальной системы», или двигаться без страховки.
  • Для удобства управления акьей к ней привязывается петля, с помощью которой спасатель контролирует акью при спуске.

Этот метод спуска\подъема пострадавшего удобен на склонах со сложным рельефом, где транспортировка акьи обычным способом слишком трудоемка.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим(и) по склону 15-30 градусов. Акья транспортируется в вертикальном положении. Грузовая веревка не используется, организуется только страховка акьи с помощью одной веревки и системы Тандем пруссик.

Техника организации спуска\подъема пострадавшего с сопровождающим(и) по склону 15-30 градусов.

  • Акья транспортируется в вертикальном положении.
  • Грузовая веревка не используется, организуется только страховка акьи с помощью одной веревки и системы Тандем пруссик.

Навесная переправа  Предварительное натяжение с фактором тяги 2.  Груз подвешивается после предварительного натяжения, после этого осуществляется основное натяжение.  Механические зажимы применять нельзя.  Необходимо все время думать о минимизации нагрузки на перильную веревку.  Независимые станции для каждого закрепления веревки.

Навесная переправа

  • Предварительное натяжение с фактором тяги 2.
  • Груз подвешивается после предварительного натяжения, после этого осуществляется основное натяжение.
  • Механические зажимы применять нельзя.
  • Необходимо все время думать о минимизации нагрузки на перильную веревку.
  • Независимые станции для каждого закрепления веревки.

Навесная переправа  Страховочные\тянущие веревки присоединены к ролику, а не к самому пострадавшему, акье, сопровождающему.  Ролик должен быть большим, и разработан для вщелкивания нескольких карабинов в разном направлении. Либо использовать мягкую петлю.

Навесная переправа

  • Страховочные\тянущие веревки присоединены к ролику, а не к самому пострадавшему, акье, сопровождающему.
  • Ролик должен быть большим, и разработан для вщелкивания нескольких карабинов в разном направлении. Либо использовать мягкую петлю.

Укладка пострадавшего Удобная поза. Защищен от дождя и снега. Надежно закреплен. Использование только штатных ремней акьи –  недостаточно.

Укладка пострадавшего

  • Удобная поза.
  • Защищен от дождя и снега.
  • Надежно закреплен.
  • Использование только штатных ремней акьи – недостаточно.

Предварительное натяжение и проверка системы.    Проверка системы: Излишняя слабина выбрана. Система блокируется. Сопровождающий нагружает систему. Производится финальная проверка системы. По командам руководителя система разблокируется, самостраховки пострадавшего и сопровождающего снимаются, начинается спуск.

Предварительное натяжение и проверка системы.

Проверка системы:

  • Излишняя слабина выбрана.
  • Система блокируется.
  • Сопровождающий нагружает систему.
  • Производится финальная проверка системы.
  • По командам руководителя система разблокируется, самостраховки пострадавшего и сопровождающего снимаются, начинается спуск.

Правило СТОП!   Любой спасатель ДОЛЖЕН скомандовать СТОП!  если он заметил неполадки в работе системы.    Все спасатели должны СРАЗУ ЖЕ остановиться и передать СТОП! по цепочке, чтобы услышал каждый. Только после этого они выясняют, в чем причина остановки. Правило потерявших сознание . Если все спасатели вдруг одновременно потеряют сознание, система не должна разрушиться, а члены группы или пострадавший - получить повреждения.

Правило СТОП!

Любой спасатель ДОЛЖЕН скомандовать СТОП! если он заметил неполадки в работе системы.

Все спасатели должны СРАЗУ ЖЕ остановиться и передать СТОП! по цепочке, чтобы услышал каждый. Только после этого они выясняют, в чем причина остановки.

Правило потерявших сознание .

Если все спасатели вдруг одновременно потеряют сознание, система не должна разрушиться, а члены группы или пострадавший - получить повреждения.

Отличие от ПСР в двойке – работа с тяжелым грузом – 200 кг и больше. Поэтому: У каждого спасателя: Вместо узла проводник – узел грейпвайн:

Отличие от ПСР в двойке – работа с тяжелым грузом – 200 кг и больше. Поэтому:

У каждого спасателя:

Вместо узла проводник – узел грейпвайн:

Конец

Конец