СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                 « Из искры возгорится пламя «

В последние годы весьма актуальной стала проблема сбора и обработки показателей образовательного процесса. Введение ФГОС, резкое расширение сферы образовательных услуг, в том числе обучение студентов и слушателей повышения квалификации на дистанционной основе, переход на систему качества образования  соответствующую требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и «Стандартов и Директив ENQA» и т.д. потребовало выработать иные индикаторы оценки образовательного процесса. С 2013 года,   осуществили переход к ежемесячной, семестровой и годовой оценкам деятельности преподавателя. Теперь каждого 20 числа месяца преподаватель самостоятельно собирает, обрабатывает исходные данные, заполняет формы и в печатном виде сдает администрации. Получив результаты от преподавателей, администрация  осуществляет контроль объективности показателей, преобразует в баллы, вручную заполняет сводную ведомость. Кроме того, преподаватель в конце каждого месяца подсчитывает и заполняет «Учетная  карточка». В ней для каждого подразделения указывается количество часов занятий по дням, проведенных в истекшем месяце, подсчитывает итоги. Существует еще несколько «узких» мест, где преподаватель вынужден вручную собирать и обрабатывать исходные данные, например, расписание. Во многих образовательных учреждениях расписание занятий на следующую неделю размещается на соответствующем сайте и/или в преподавательской комнате в бумажном виде. Оно ориентировано на студентов. Переписать его в свой «Талмуд», вычленить оттуда те  подразделения, в которых преподаватель ведет занятия в разрезе дней, пар и аудиторий. Понятно, что вероятность допущения ошибок относительно высокая, что чревато срывом занятий.

Частенько занятия, которые следует записать в журнал, не совпадают с теми, которые фактически проводишь. Значит и на этом уровне возможны ошибки,  неплохо бы и тут подсказать, помочь преподавателю.

В колледже группы разбиты на 2 подгруппы, числом не более 15. Каждый из 3-ех компьютерных классов содержит по 15 компьютеров(ПК) + 1 для преподавателя. Если одна подгруппа занимается изучением дисциплины, скажем, «Информатика», другая,  например, иностранным языком. Понятно, что ряд занятий проводят всей группой или несколькими группами.

У меня нагрузка в текущем учебном году составляет 1316 часов, обучаю студентов 1 курса, принятых в колледж на базе 9 классов, дисциплине «Информатика» и 2-го курса - «Информационные технологии в профессиональной деятельности», общим числом 18 подгрупп. Очевидно, что вручную формировать подобные отчеты трудоемко, избежать ошибок при подсчете трудно.

 

Просмотр содержимого документа
«АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



О.Б.Смоляр, преподаватель

E-mail: [email protected] , тел: 8-952-150-75-48

ОГБОУ « Томский базовый медицинский колледж «



« Из искры возгорится пламя «

В последние годы весьма актуальной стала проблема сбора и обработки показателей образовательного процесса. Введение ФГОС, резкое расширение сферы образовательных услуг, в том числе обучение студентов и слушателей повышения квалификации на дистанционной основе, переход на систему качества образования  соответствующую требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и «Стандартов и Директив ENQA» и т.д. потребовало выработать иные индикаторы оценки образовательного процесса. С 2013 года, осуществили переход к ежемесячной, семестровой и годовой оценкам деятельности преподавателя. Теперь каждого 20 числа месяца преподаватель самостоятельно собирает, обрабатывает исходные данные, заполняет формы и в печатном виде сдает администрации. Получив результаты от преподавателей, администрация осуществляет контроль объективности показателей, преобразует в баллы, вручную заполняет сводную ведомость. Кроме того, преподаватель в конце каждого месяца подсчитывает и заполняет «Учетная карточка». В ней для каждого подразделения указывается количество часов занятий по дням, проведенных в истекшем месяце, подсчитывает итоги. Существует еще несколько «узких» мест, где преподаватель вынужден вручную собирать и обрабатывать исходные данные, например, расписание. Во многих образовательных учреждениях расписание занятий на следующую неделю размещается на соответствующем сайте и/или в преподавательской комнате в бумажном виде. Оно ориентировано на студентов. Переписать его в свой «Талмуд», вычленить оттуда те подразделения, в которых преподаватель ведет занятия в разрезе дней, пар и аудиторий. Понятно, что вероятность допущения ошибок относительно высокая, что чревато срывом занятий.

Частенько занятия, которые следует записать в журнал, не совпадают с теми, которые фактически проводишь. Значит и на этом уровне возможны ошибки, неплохо бы и тут подсказать, помочь преподавателю.

В колледже группы разбиты на 2 подгруппы, числом не более 15. Каждый из 3-ех компьютерных классов содержит по 15 компьютеров(ПК) + 1 для преподавателя. Если одна подгруппа занимается изучением дисциплины, скажем, «Информатика», другая, например, иностранным языком. Понятно, что ряд занятий проводят всей группой или несколькими группами.

У меня нагрузка в текущем учебном году составляет 1316 часов, обучаю студентов 1 курса, принятых в колледж на базе 9 классов, дисциплине «Информатика» и 2-го курса - «Информационные технологии в профессиональной деятельности», общим числом 18 подгрупп. Очевидно, что вручную формировать подобные отчеты трудоемко, избежать ошибок при подсчете трудно.

При создании подобных отчетов произошло резкое увеличение нагрузки на преподавателей. В идеале хорошо-бы освободить или хотя-бы уменьшить нагрузку в части сбора, обработки и заполнения всевозможных отчетов и иной «непрофильной» информацией, т.е. автоматизировать процесс, сконцентрировать преподавателей на решении главной задачи: обучению и воспитанию студентов.

Благодаря выигранному инновационному проекту имеем локальную вычислительную сеть(ЛВС) с выходом в Интернет, охватывающую все аудитории и кабинеты. В структуре ЛВС предусмотрены личные папки для каждого преподавателя, а также «Общая» – для общего доступа. Каждая аудитория содержит ПК(ноутбук)(Рис. 1 и 2).Существует возможность, используя компьютерные технологии, непосредственно во время занятий отмечать отсутствующих студентов, оценивать в электронном виде уровень знаний. Если преподаватель не сделал этого, восполнить это можно в преподавательской комнате(в библиотеке(Рис. 4), в компьютерных классах(Рис. 5)). В преподавательской комнате имеются стационарные ПК(Рис. 3), а также сетевой принтер, сканер.







Рис. 1 и 2. На занятиях в колледже.









Рис. 3. Преподавательская. Рис. 4. В библиотеке. Рис. 5. Один из комп. классов.

Ряд преподавателей и я, в том числе, не один год ведем в электронном виде учет посещений студентами занятий, оценку знаний непосредственно во время прохождения занятий. Для этого используем EXCEL. Большинство преподавателей это делают на бумаге, используя самодельные журналы. Напомню, что занятия в подгруппах идут параллельно, а журнал группы имеется только в одном экземпляре. Структура информации в электронной форме журнала идентична структуре самодельного журнала в бумажной форме. На Рис. 6 представлен журнал в электронной форме, электронный журнал(ЭЖ).

С недавнего времени на сайте колледжа http://tbmc.tomsk.ru (и папке «Общая» в рамках ЛВС) стали публиковать расписание занятий на следующую неделю для всех подразделений колледжа. На Рис. 7 оно представлено для 631 гр. Расписание ориентировано на студентов, преподавателю нужно «выискивать» свои группы, день и время проведения его занятий.









Рис. 6. ЭЖ. Рис. 7. Расписание 631 гр.

Идея состоит в том, что в ЭЖ расписание преподавателя, автоматически считывается с папки «ОБЩАЯ» в рамках ЛВС, распознается и заносится в электронном виде. Цель данной функции состоит в том, чтобы освободить преподавателя от рутинной работы по ручному вводу в ЭЖ расписания его занятий, проверить расписание на предмет наличия двойников. Двойник – ошибка в расписании, когда на одну и ту же пару (в один и тот же день) ошибочно планируется провести занятия с разными подразделениями. Пример автоматической установки расписания, считанной с папки «Общая» приведен на рис. 7а.

В конце учебного года каждый преподаватель получает тарификацию. В ней изложена учебная нагрузка: название дисциплин, подразделения, вид занятий (лекции/практика) и количество часов на каждый семестр следующего учебного года. Наверное, каждый преподаватель сталкивался с ситуацией, когда в конце семестра выясняется, что он пропустил какое-то занятие или провел лишнее. Чтобы такого не происходило, вовремя выявлялись возможные просчеты, и существует сверка. Сверка количества часов, заложенная в тарификацию (ПЛАН) с фактически проведенными занятиями (ФАКТ) для каждого преподавателя в разрезе каждого подразделения, по семестрам, за год.

Сводная ведомость выполнена на EXCEL. Зав. Отделами проверяют качество исходных данных и результатов обработки, созданные преподавателями, преобразуют в баллы, вносят ихв сводную ведомость.Этим пользуются замдиректора по УР и работники плановой службы для расчета величины премии и заработной платы. Отсюда вытекает срочность и точность выполнения данной работы.

Резюмируя, делаем следующие выводы:

  • исходные журналы лучше всего иметь в электронной форме на EXCEL;

  • осуществлять автоматическое считывание с сайта(ЛВС «Общая») расписание занятий, автоматически распознав ФИО преподавателя, заносить в электронный журнал для соответствующей подгруппы дату и время занятий;

  • сбор и обработку данных выполнять автоматически для каждого подразделения в требуемом формате;

  • отчеты формировать ежемесячно, в конце семестра и года;

  • итоговые данные сформированного отчета автоматически размещать в соответствующее место сводной таблицы;

  • отчет «УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА» формировать ежемесячно в автоматическом режиме в разрезе всех подгрупп для каждого преподавателя;

  • тарификацию вести в EXCEL-формате, хранить ее в личной папке каждого преподавателя;

  • автоматически контролировать количество запланированных по тарификации часов с фактически проведенным количеством по каждой дисциплине.

Требования к выбору инструмента программирования:

  • должен быть открытым, допускать редактирование текста программ при минимальных затратах;

  • по степени освоения не должен быть очень сложным, допускать относительно быстрое применение;

  • позволять на уровне подпрограмм (макросов) взаимодействовать с данными, находящимися в формате программ MicrosoftOffice.

Такой инструмент есть – VisualBasicforApplications (VBA) - упрощённая реализация языка программирования Visual Basic, встроенная в линейку продуктов Microsoft Office.




П А Р А

 

1

4

2

2

 

 

 

 

 

 

634_1

13 января

06.06.2014

12.06.2014

19.06.2014

21.06.2014

ЗАЧЕТ

6 сентября 2013

9 сентября 2013

19 декабря 2013

ЗАЧЕТ

 

на базе 9 классов

18

38

39

40

41


1

2

17


 

Факт.занятие №

17

37

38

39

40


1

2

16


1

Клик А.А.

5

Н

5

4

5


3

5

4


СЕМЕСТР ЛЕТНИЙ СЕМЕСТР ЗИМНИЙ

















Рис. 7а. Вид ЭЖ с установленным автоматически расписанием.

Такую программу я разработал, большая часть функций на сегодня она выполняет. На Рис. 8 представлен общий вид данной программы. Каждый преподаватель должен иметь свою версию, заточенную под его дисциплины, подразде-ления и пр. параметры.

Рис.8. Общий вид программы «ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО».

Уже 2-ой год автоматически формирую и сдаю отчеты (Рис. 9-11).



.













Рис. 9. Отчет за февраль. Рис. 10. «УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА»



ФИО преподавателя:

Смоляр О.Б.

СВЕРКА ТАРИФИКАЦИИ

Подгруппа

ПЛАН

ФАКТ

ПЛАН

ФАКТ

ПЛАН

ФАКТ

 

1-ый сем.

2-ой сем.

Уч.год

ЗИМНИЙ

ЛЕТНИЙ

2013-2014

 

Ч А СЫ

624_1

34

34

32

32

66

66

624_2

34

38

32

28

66

66

625_1

34

32

32

34

66

66

625_2

34

30

32

36

66

66

626_1

34

28

32

38

66

66

635_1

42

28

40

54

82

82

635_2

40

30

42

52

82

82









Сверка на 12.06.14 г.


Данная программа позволяет минимизировать затраты всего делопроизводства преподавателя, а в ближайшем будущем и взаимоотношения с кадрами, бухгалтерией и др. службами учебного заведения.









Рис. 11. Сверка с тарификацией.