2. | Основной этап. Артикуляционные упражнения. Цель и задачи для детей: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Цель и задачи для логопеда: способствовать выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. форма организации деятельности детей: - игровая. Методы: словесный, наглядный, практический 2) Знакомство с упражнением «Пальчики здороваются» Цель и задачи для детей: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Цель и задачи для логопеда: создать положительный эмоциональный настрой, развивать мелкую моторику и артикуляционный аппарат. форма организации деятельности детей: - игровая. Цель: Учить образовывать формы множественного числа именительного падежа существительных, развивать фонематический слух 3) Знакомство с упражнением «Подбери слово» Цель и задачи для детей: развивать голос и артикуляцию, развивать слуховое внимание и память. Цель и задачи для логопеда: развивать голос и артикуляцию, слуховое внимание и память детей форма организации деятельности детей: - игровая. Физкультминутка Цель и задачи для детей: развивать координацию движений, развивать голос, артикуляцию. Цель и задачи для логопеда: переключить детей на иной вид деятельности, тем самым активизировать их умственную работоспособность, учить согласовывать прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода; форма организации деятельности детей: - игровая. Знакомство с игрой «Один – много» Цель и задачи для детей: научиться согласовывать прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода. Цель и задачи для логопеда: учить согласовывать прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода, развивать фонематический слух форма организации деятельности детей: - игровая. Знакомство с упражнением «Найди домик звука [Ж]. Цель и задачи для детей: закрепить правильность произношения звука [Ж] в словах, и нахождение места звука в слове ( в начале и середине). Цель и задачи логопеда: продолжать развивать фонематическое восприятия и правильность произношения звука [Ж] в словах, учить определять положение звука в слове (вначале, середине); форма организации деятельности детей: - игровая.
| Логопед и дети садятся перед зеркалом. Логопед напоминает детям артикуляцию звука [Ж]. Губы округлены, широкий язык имеет форму «чашечки», поднять к верху, и подключается голос «голос поёт». Артикуляционные упражнения: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки».
Упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ. Сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками. Логопед: - Какая буква похожа на жука? Повторяем стихотворение про эту букву. Эта буква широка И похожа на жука, И при этом точно жук Издаёт жужжащий звук: « Ж – Ж – Ж». Логопед: - Правильно, это буква [Ж]. Выложи фотографию буквы [Ж] из разноцветных палочек. Дети выполняют задание Логопед: Принёс нам жук «Чудесный мешочек». Посмотри, что там лежит, а там мячик кожаный. Поиграем в игру «Изменялки». Звук [Ж] поможет нам сделать из большого предмета – маленький (конечно на словах). Флаг – флажок Друг – дружок Берег – бережок Утюг – утюжок Круг – кружок Снег – снежок Логопед: - Жук прислал нам конверт. А какого он цвета? Ребёнок: - Желтого. Логопед: - Правильно.
Игровое упражнение «Подбери слово». Логопед: Какого цвета изображены предметы на картинках? Логопед: - Песок (какой?) Ребёнок: - Жёлтый. Логопед: - Корзина (какая?) Ребёнок: - Жёлтая. Логопед: - Платье (какое?) Ребёнок: - Жёлтое. Логопед: - Фонари (какие?) Ребёнок: - Жёлтые. Физкультминутка Логопед: - А теперь встанем и полетаем вместе с нашим жуком. (дети «летают» и произносят звук «Ж», а затем ложатся на спину). Логопед: - Жук упал и встать не может, Ждёт он, кто ему поможет (помогает встать детям)
Логопед: - Жук придумал для нас интересную игру «Один – много» (перекатывание мяча по платку). - Я скажу про один предмет, а ты про множество предметов. Чиж-чижи Ёж – ежи Стриж- стрижи Морж – моржи Этаж – этажи Гараж – гаражи. Логопед: - Ты уже научился говорить слова со звуком [Ж]. И ты знаешь, что звук [Ж] может стоять в слове по – разному.
Игровое упражнение « Найди домик звука [Ж]». Ход игры: Логопед раскладывает карточки, на которых нарисованы – жук, живот, жаба, флажок, ножницы, снежинка, ежевика. Логопед: - Какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. Дети: - Звук «Ж» Логопед: - Этот звук есть в наличии всех предметов. Но слышится он в разных местах слова. Вам надо определить, в начале или в середине слова слышится этот звук. И под каждую карточку положить картинку со звуком «Ж» Логопед: - Мы благодарны жуку за интересные и поучительные задания, которые он нам приготовил. А мы ему тоже приготовили подарок (на доске фотография с буквой «Ж»). |
3. | Заключительный этап: подведение итогов занятия, постановка домашнего задания Цель для детей: учиться применять полученные знания Цель для логопеда: создать ситуацию успеха, подвести итоги занятия, сформулировать домашнее задание. Методы организации: - словесный ( диалог) | Логопед: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что больше всего понравилось? Какое задание было для тебя сложным? (похвалить детей). Домашнее задание. 1.Выучить чистоговорки: Жа – жа –жа - мы видели ежа. Жи – жи – жи – у камней ежи. Жу – жу –жу – молока дадим ежу. 2.Подобрать картинки. «Детёныши и их мамы» (ёж – ежонок, медведь – медвежонок, лошадь – жеребёнок) 3.Обводка буквы «Ж» в тетради. |