Урок произношения во 2 классе.
Тема: Автоматизация звука [ж].
Цель: -закреплять правильное произношение звука в слогах, словах и предложениях;
-развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, связную речь;
-воспитывать внимание к звуку, слогу, слову.
Оборудование: индивидуальные зеркала, касса букв, предметные картинки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Артикуляционная гимнастика.
-Установите зеркала перед собой так, чтобы вам было хорошо видно лицо.
а) Упражнения для щёк.
-Надуйте щёки. Выдохните (5 – 6 раз)
-Надуйте левую щеку. Выдохните.
-Надуйте правую щеку. Выдохните.
б) Упражнения для губ.
- «Улыбка» (Улыбнитесь с напряжением, обнажив сомкнутые зубы)
- «Трубочка» (Губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперёд).
в) Упражнения для языка.
- «Накажем непослушный язычок» (Широкий язык положить между губами и пошлёпаем его говоря «пя-пя-пя»).
- «Лопатка» (Улыбнитесь, откройте рот. Широкий язык положите на нижнюю губу и удерживайте его неподвижно).
- «Фокус» (Язык в форме «чашечки» плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с носа).
- «Грибок» (Улыбнитесь, откройте рот. Присосите широкий язык к нёбу. Кончик языка не подворачиваем, губы – в улыбке).
- «Вкусное варенье» (Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизываем верхнюю губу сверху – вниз).
-Пожужжите, как жук жужжит.
-Какие звуки мы произносили?
III. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы будем закреплять правильное произношение звука [ж] в слогах и в словах.
IV. Артикуляционный уклад.
-Как жужжит жук?
-В каком положении губы?
-В каком положении язык?
V. Характеристика звука.
-Какой это звук?
-Какой буквой обозначается звук [ж]? Покажи.
VI. Автоматизация произношения звука [ж].
1.Звук [ж] в слогах.
а) Сейчас мы будем произносить слоги с этим звуком.
жа-жо-жу-жи-же
ажа-ожо-ужу-ажо-ажу
б) Повторение ряда слогов
Жда-жду-жда,
Жгу-жга-жги,
Жда-жды-жду.
в) Развитие ритмического рисунка.
- Произнесите слог с ударением.
Жа-жа-жа
Жо-жо-жо
Жу-жу-жу (на доске)
2.Закрепление звука в словах.
а) Звуковой анализ.
- Что изображено на рисунке? (одежда)
- Приготовить ладошки. Разделим слово на слоги.
- Сколько слогов?
- Первый слог?
- Второй слог?
- Третий слог?
- Читаем и запоминаем это слово.
- Произнесём его с ударением.
- На какой слог падает ударение?
б) Выбор слов с данным звуком.
На доске картинки: жук, корова, баклажан, собака, ёжик, журавль, коза, жираф.
- Выберите те картинки, где есть звук [ж].
- Кто это?
- Где стоит звук [ж]?
3.Звук [ж] в предложениях.
а) Чистоговорка.
Жи-жи-жи- здесь живут ежи.
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу- молока дадим ежу.
б) О ком говорили?
- Кто это?
- Где живет ёж?
- А как называют детёнышей ежа?
- Составьте предложение. Кто у ежа?
в) Заучивание стихотворения.
- Кто это? (жук)
- Давайте выучим о нем стихотворение.
Жук жужжит и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
г) Игра «Что изменилось?»
- Посмотрите на картинки. Кто (что) это?
- Запомните их последовательность.
- Что изменилось?
VII. Итог урока.
- С каким звуком работали?
- Какой это звук?
- Назовите слова со звуком [ж].