СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автореферат к магистерской диссертации Химия

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автореферат к магистерской диссертации "Формирование метапредметных компетенций школьников на уроках химии"

Просмотр содержимого документа
«Автореферат к магистерской диссертации Химия»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»


На правах рукописи



МАРКОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание квалификационной академической степени магистра образования

Направление: 44.04.01-Педагогическое образование,

Программа: Химическое образование








Уфа -2016


Работа выполнена на кафедре химии, естественно-географического факультета Башкирского государственного педагогического университета им М. Акмуллы


Научный руководитель: Ефимова Елена Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент

Башкирского государственного

педагогического университета им. М. Акмуллы,








Защита диссертации состоится «27» июня 2016 г. в 10:00 часов на заседании государственной аттестационной комиссии при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, корпус 2, аудитория 606.



С диссертацией можно познакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»



Автореферат разослан 2016 года




Общая характеристика работы

Актуальность работы. Введение нового федерального государственного образовательного стандарта изменило содержание образования и требования, которые предъявлены к результатам обучения, они сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных. Личностные и предметные результаты были представлены ранее в традиционной системе обучения, следовательно, новыми для образования они не являются. Напротив, метапредметные компетенции можно с полной уверенностью отнести к новым образовательным компетенциям, поскольку стандарт второго поколения данного понятия не рассматривал.

Федеральный государственный образовательный стандарт не имеет в своем содержании определения понятия метапредметные компетенции, а также отсутствует информация об условиях их формирования.

Актуальность работы заключается в том, что данный вопрос не изучен ранее учеными педагогами и является важным в результате введения новых образовательных стандартов.

Объект исследования: процесс формирования метапредметных компетенций школьников;

Предмет исследования: условия формирования метапредметных компетенций школьников на уроках химии.

Цель работы – поиск и теоретическое обоснование условий формирования метапредметных компетенций, проведение педагогического эксперимента по их апробации.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • на основе анализа литературы обосновать содержание и структуру метапредметных компетенций школьников;

  • выявить педагогические условия формирования метапредметных компетенций на уроках химии;

  • провести педагогический эксперимент по апробации выявленных педагогических условий;

  • разработать методические рекомендации по проектированию инновационного образовательного процесса в средней школе


Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды ученых, посвященные изучению определению сущности понятия метапредметные компетенции и условиям их формирования.

Личный вклад автора. Личный вклад автора состоит в анализе литературных данных, планировании и проведении теоретических и экспериментальных исследований, обработке, обобщении и анализе полученных результатов, формулировании выводов, подготовке и публикации научных статей.

Научная новизна работы состоит в том, что:

- впервые определены положительные условия формирования метапредметных компетенций;

- на основании полученных данных впервые апробирован данный комплекс психолого-педагогических условий при формировании метапредметных компетенций школьников на уроках химии;


Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что:

  • анализ литературных данные позволил сконструировать условия формирования метапредметных компетенций школьников;

  • установленные условия формирования метапредметных компетенций апробированы на уроках химии;

  • разработан комплекс методических рекомендаций по формированию метапредметных компетенций школьников на уроках химии.

Основные положения, выносимые на защиту:

  • условия формирования метапредметных компетенций школьников;

  • результаты апробации разработанного комплекса условий формирования метапредметных компетенций школьников на уроках химии.


Апробация работы:

  1. Л.С. Солиев, И.М. Борисов, Дж.М. Мусоджонова, А.А. Набиев.О фазовых равновесиях в системе K, Са//SO4, F-Н2О при 250С. «Достижения химии в агропромышленном комплексе» Материалы всероссийской молодежной конференции-школы с международным участием (27-30 апреля 2015) Уфа 2015.

  2. Набиев А.А., Солиев Л, Борисов И М. Исследование фазовых равновесий в системе K,Са// SO4,F-Н2О ПРИ 250С методом трансляции. «Научное и экологическое обеспечение современных технологий». Материалы I Всероссийской конференции молодых ученых. Уфа 2015.

  3. СолиевЛ., ХудоёрбековаЗ.П., Набиев А.А. Фазовые равновесия системе К,Са//SО4,СO32O при 25°С.Вестник таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни , №2(63-1) Душанбе -2015.

  4. Борисов И.М., Набиев А.А. Об опыте реализации системно-деятельностного подхода в химическом образовании. «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы». Материалы международной научно-практической конференции. г. Уфа 27 марта 2015 года.

  5. Солиев Л., Борисов И.М., Мусоджонова Д.М., Худоёрбекова З.П., Набиев А.А., Шолидодов М.Р. Исследование фазовых равновесий в системе К,Са//SО4,СO32O при 25°С. Журнал «Научный альманах» №12-2(14) 2015 год.

  6. Солиев Л., Борисов И.М., Мусоджонова Дж. М., Джаборов И.И., Набиев А.А., МухамедьяноваА.А. Исследование фазовых равновесий в системе K, Са//SO4, F-Н2О при 250С методом трансляции. Актуальные проблемы естественных и математических наук в России и за рубежом Выпуск III Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (10 февраля 2016г.) г. Новосибирск 2016 г.

  7. Солиев Л., Борисов И.М., Шолидодов М. Р., Набиев А. А., Мусоджонова Дж. М., Худоёрбекова З.П., Мухамедьянова А.А. Исследование фазовых равновесий в системе К,Са//SО4,СO32O при 25°С. Методом трансляции. Достижения молодых ученых: химические науки: тезисы II Всероссийской молодежной конференции г. Уфа, 18-21 мая 2016 г. С.284

  8. Солиев Л., Борисов И.М., Мухамедьянова А.А., Набиев А. А., Мусоджонова Дж. М., Джаборов И.И., Шолидодов М. Р. Исследование фазовых равновесий в системе K, Са//SO4, F-Н2О при 25°С. Методом трансляции. Достижения молодых ученых: химические науки: тезисы II Всероссийской молодежной конференции г. Уфа, 18-21 мая 2016 г. С.34.

  9. Л.С. Солиев, И.М. Борисов, М. Р. Шолидодов, М.Т. Джумаев, А.А. Набиев. О фазовых равновесиях в системе Na, Ca//SO4, CO3-H2O при 250С. «Достижения химии в агропромышленном комплексе» Материалы II всероссийской молодежной конференции-школы с международным участием (01-03 июня 2016) Уфа 2016.

  10. И.М. Борисов, Мухамедьянова А.А., М. Р. Шолидодов, А.А. Набиев. Равновесные состояния сульфата натрия в водно-этанольных растворах. «Достижения химии в агропромышленном комплексе» Материалы II всероссийской молодежной конференции-школы с международным участием (01-03 июня 2016) Уфа 2016.

Публикации. По материалам диссертационной работы опубликовано 7 статей в журналах из списка РИНЦ (1 в журнале, рекомендованном ВАК РФ) и 3 тезиса докладов.


Объём и структура диссертационной работы. Диссертация представляет собой рукопись, изложенную на 110 страницах компьютерного набора, состоит из введения, трех глав и выводов, содержит 12 таблиц, список цитируемой литературы включает 61 наименование.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность темы, цели и задачи исследования, раскрыто основное содержание диссертационной работы.

В первой главе рассмотрены сущность и структура метапредметных компетенций школьников и условия их формирования на уроках химии.

Во второй главе приведены результаты исследования по апробации условий формирования метапредметных компетенций школьников на уроках химии.

В третьей главе приведен комплекс методических разработок, позволяющих сформировать данный тип компетенций.

Диссертационная работа завершается общими выводами и списком цитированной литературы.


Глава 1. Методы исследования многокомпонентных систем

Анализ литературных данных показал, что существует множество определений термина метапредметные компетенции и нет однозначности на этот счет. При этом сам федеральный государственный образовательный стандарт не дает четкого определения данному термину. Опираясь на работы российского ученого-педагога, мы сделали вывод о том, что наиболее содержательным и логичным является определение автора Хуторского А.В., еще потому что оно имеет наибольшую согласованность с самим стандартом. Таким образом, метапредметные компетенции – это универсальные учебные действия, применение которых не ограничивается решение проблем, возникших при обучении, но и в реальной жизни.

Структура метапредметных компетенций по мнению отечественных педагогов-исследователей также не однозначна. Здесь мы придерживаемся наиболее распространённого мнения среди авторов предметных и личностных компетенций, которые отметили, что любого рода компетенции имеют общую последовательную структуру, состоящую из: знаний, умений и деятельности. Таким образом по словам автора Хуторского А.В. структура метапредметных компетенций представлена: метазнанием, метаумением и метадеятельностью.

Анализируя зарубежных ученых педагогов отметим что наиболее оптимальными условиями для формирования и развития метапредметных компетенций является комплекс условий, здесь авторы расходятся во мнении, при этом большинство из них отмечают, что условия для формирования данного типа компетенций неоднозначны и представлены прежде всего модульной организацией образовательного процесса, поскольку данный тип организации образования позволяет отслеживать формирование определенных компетенций согласно освоенным темам в срок.

Вторым условием считают, межпредметную организацию образования, которая прежде всего базируется на самом принципе метапредметности. Здесь интеграция происходит не только с традиционными предметами, такими как биология, математика, физика, но и с изобразительным искусством, основами безопасности жизнедеятельности, географией и другими предметами.

Следующим условием являемся активизация исследовательской деятельности, поскольку исследовательские компетенции имеют много общего с метапредметными компетенциями.

При этом важным условием является применение данных условий к организации образовательного процесса комплексно.


Глава II. Экспериментальная часть

В ходе педагогического эксперимента апробированы заявленные условия формирования метапредметных компетенций.

Анализ знаниевого контроля показал, что показатели успеваемости и качества знаний имеют высокий уровень у учащихся экспериментальной группы, где обучение строилось по принципу метапредметности.

Психологический контроль дает возможность соотносить показатели знаниевого и психологического контроля, с целью противопоставления результатов знаниевого и психологического контроля друг другу, для того чтобы обосновать полученные результаты.

Сопоставление двух типов показателей контроля показало, что существует определенная зависимость, позволяющая определить зависят ли результаты химического теста от психологического. Данная зависимость существует еще потому, что проведенная нами математическая обработка данных устанавливает истинность данного предположения.

При этом показатели сформированности метапредметных компетенций исследовательской деятельности также дают наибольшие процентные показатели в экспериментальной группе.

А значит, условия, установленные нами с помощью анализа литературных данных, действительно являются верными. Но следует отметить, что данные условия использовались комплексно, и, существует определенная взаимосвязь между установленными условиями.

Глава III.

Проведя эксперимент по апробации условий формирования метапредметных компетенций и установив, что данные условия верны, мы разработали комплекс методических рекомендаций.

Данные разработки являются базисом при проведении инновационного образовательного процесса, строящегося на принципе метапредметности.

Главной и основной разработкой считаем календарно-тематическое планирование курса «Химия 8 класс», поскольку образовательная программа является основой практической образовательной деятельности в школе. Данная программа позволяет рассмотреть каждый урок как модуль отдельно взятого образовательного момента. А также рассмотреть каждый отдельно взятый урок с точки зрения формируемых на данном этапе метапредметных компетенций. Также программа включает блок по химической тематике, где указаны проводимые на каждом уроке опыты и демонстрации, с перечислением необходимого оборудования и реактивов.

Нами разработаны задачи, которые основываются на принципе метапредметности, каждая задача имеет как межпредметную интеграция с другими курсами, так и элементы исследовательской работы.

Особым пунктом методических рекомендаций считаем технологическую карту урока химии, поскольку данный тип оформления конспекта урока популярен и информативен. Технологическая карта урока позволяет раскрыть все виды деятельности, которые реализовали в течение урока и ученик, и учитель. В технологической карте отражены все методы и формы работы учителя с учащимися, а также обязательная форма – исследовательская деятельность учащихся.


Выводы

1. обоснованы педагогические условия формирования метапредметных школьников на уроках химии;

2. проведен педагогический эксперимент по апробации выявленных условий;

3. проведена статистическая обработка результатов эксперимента;

4. методические разработки: программа курса «Химия 8», 68 технологических карт урока, 35 мероприятий внеурочной деятельности












Основные положения диссертации опубликованы в следующих публикациях:

  • Ефимова Е.В., Маркова Е.Л. Диагностика качества химического образования. Материалы III Всероссийской студенческой конференции с международным участием - «Химия и химическое образование XXI века». – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2015

  • Ефимова Е.В., Маркова Е.Л. Формирование метапредметных компетенций школьников на уроках химии. Материалы второй научно-практической конференции - "Модернизация образования и векторы развития современного поколения». - Москва: Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова.

Публичные выступления:

  • конкурс учитель года – 2016;

  • конференция "Химия и химическое образование XXI века» РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург 2015

  • выступление на заседании методического объединения учителей города.