Авторитет или авторитарность?
Давайте обсудим различия между двумя понятиями: авторитет и авторитарность.
Авторитарным называют человека, который стремится к власти и, пользуясь силой, добивается от других подчинения. Авторитетен тот, чьё влияние на поступки других основано на признании и уважении его мнения, его личных качеств: компетентности, справедливости и т.п.
Для маленького ребёнка родители- существа, которых он почитает и обожает. В глазах малыша папа- самый сильный, самый умный, самый справедливый, мама- самая красивая, самая добрая, самая замечательная.
Этот авторитет родители имеют просто потому, что они взрослые, а ребёнок ещё мал, неумел и слаб. В первые годы жизни такой авторитет даёт ребёнку очень много. Он бессознательно впитывает от родителей всё: манеры поведения, вкусы и взгляды, ценности и моральные нормы. Но со временем соотношение сил меняется. Происходит неизбежное выравнивание возможностей детей и родителей. Может случиться, что папа уже не знает, как решить задачу, с которой справляется сын, а мама не прочла книг столько, сколько её дочь. Наступает критический момент, когда авторитет родителей перестаёт держаться на преимуществах возраста.
Что же тогда происходит?
Родители оказываются между драматическим выбором между заслуженым авторитетом и авторитарностью.
Путь авторитарности – абсолютно тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, престаёт действовать. Ребёнок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели, и делает это со своей энергией своих юных сил. Дело порой доходит до открытой войны. И самое опасное на этом пути – ощущение невозможности повернуть назад.
По мнению известного учёного, талантливого педагога и практического психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер выбор один - понять, что путь насилия над ребёнком безнадёжен и рано или поздно приведёт к разрыву отношений. Взрослый (а в нашем случае педагог) теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ.
Педагог сохраняет авторитет, если остаётся образцом силы и опытности, но не приказа, а духовной, личностной силы, и той опытности, которая состоит не в механическом запасе знаний, а в мудром поведении.
Способ, который предлагает Ю.Б. Гиппенрейтер, помогает проявить мудрость в трудных для вас и ваших детей ситуациях, и удержит вас от опасного крена в авторитарность
Конструктивный способ решения конфликтов:
«Выигрывают обе стороны: и педагог, и ребёнок»
Этот способ основывается на двух навыках общения: активном слушании и «Я сообщении». Сначала убедитесь, что вам удаётся послушать ребёнка и сообщить ему о своих чувствах в более простых, бесконфликтных ситуациях, и только потом переходите к более сложным случаям.
Сам метод предполагает несколько последовательных шагов или этапов:
Прояснение конфликтной ситуации.
Сбор предложений.
Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
Детализация решения.
Выполнение решения; проверка.
Итак, первый шаг: прояснение конфликтной ситуации.
Сначала педагог выслушивает ребёнка. Уточняет, в чём состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д.
Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребёнка. После этого он говорит о своём желании или проблеме, используя форму «Я - сообщения».
После того как ребёнок убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения.
Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребёнка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось «простым упрямством», начинает восприниматься педагогом, как проблема, заслуживающая внимания. Тогда возникает готовность пойти навстречу ребёнку.
Выслушав ребёнка, нужно сказать ему о своём желании или проблеме.
Второй шаг: сбор предложений.
Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или: «Как нам поступить?».
После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребёнку первому предложить решение (решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее с вашей точки зрения, предложение, не отвергается с места. Сначала предложения набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.
Третий шаг: оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
На этом этапе происходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.
Если в выборе лучшего решения участвуют несколько человек, то лучшим считается то, которое принимается единодушно.
Практика показывает, что при повторении таких ситуаций мирное решение споров становится для ребят привычным делом.
Четвёртый шаг: детализация принятого решения.
Предположим, педагоги решили, что воспитанник уже взрослый, и ему пора самостоятельно мыть посуду. Однако одного решения мало. Нужно научить ребёнка тщательно и аккуратно мыть посуду и убирать её в шкаф.
Пятый шаг: выполнение решения, проверка
Приведём пример: в группе было принято решение о равномерном распределении обязанностей между воспитанниками, что облегчить работу воспитателей. Решение записали на листочке и повесили на стену.
Предположим, на одного из воспитанников возложили такие обязанности: выносить мусор, отводить младших детей в школу, мыть посуду по вечерам.
У этого воспитанника, который раньше регулярно не выполнял таких обязанностей на первых порах возможны срывы.
Не упрекайте воспитанника при каждой неудаче. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас и никто не раздражён, спросите: «Ну как у тебя идут дела? Получается ли?».
Лучше, если о неудачах скажет сам ребёнок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чём, по его мнению, причина.
Может быть что-то не учли, или нужна какая-то помощь; или он предпочёл бы другое, «более ответственное поручение».
Этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все!