Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр внешкольной работы»
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района
Хабаровского края
Принята на заседании методического совета
от «____» ________ 20___г.
Протокол №____________
Утверждено на заседании педагогического совета
МБОУ ДО ЦВР п. Ванино
Протокол №______ от
«___» _____________201__
Директор ЦВР п. Ванино
____________ М.В. Дмитриева
Приказ №______
«____» ________ 20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ИЗОбражайка»
Художественная направленность
Возраст обучающихся: 7-8 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шафранова Валентина Игоревна, педагог дополнительного образования
п. Ванино
2019 г.
Содержание
1. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 3 |
| 1.1. | Пояснительная записка | 3 |
| 1.2. | Цель и задачи | 4 |
| 1.3. | Учебно-тематический план | 5 |
| 1.4. | Содержание программы | 6 |
| 1.5. | Планируемые результаты | 7 |
2. | Комплекс организационно-педагогических условий | 8 |
| 2.1. | Условия реализации образовательной программы | 8 |
| 2.2. | Форма аттестации | 9 |
| 2.3. | Оценочные материалы | 9 |
| 2.4. | Методическое обеспечение | 11 |
3. 4. | Список литературы Приложения | 12 15 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗОбражайка» имеет художественную направленность.
По уровню усвоения содержания является стартовой.
По степени авторского вклада в программу: авторская.
Актуальность:
В основе данной программы лежит идея создания условий для «ситуации успеха», которая поможет снять психоэмоциональное напряжение, повысить самооценку, поверить в собственные силы, раскрыть задатки и развить творческие способности.
Данная образовательная программа не только актуальна, но и востребована. Ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство Центра. Основная часть контингента детей, занимающаяся по данной программе, составляют обучающиеся, прошедшие дополнительную общеобразовательную общеразвивающую комплексную программу «Карусель», в которую был включен ознакомительный блок изобразительного искусства. После прохождения данной программы ребенок может продолжить свое обучение изобразительному искусству по базовой программе «НАтвори».
Педагогическая целесообразность программы «ИЗОбражайка» состоит в возможности сформировать положительную мотивацию, раскрыть индивидуальный творческий потенциал ребенка, приобрести значимый для ребенка творческий опыт, закрепить полученные знания и приобретённые им навыки. А также, в возможности найти педагогу эффективные пути и способы выявления и развития творческих способностей обучающихся для более качественной работы и профессионального развития.
Новизна программы заключается в:
- Использовании элементов интуитивного рисования;
- В организации занятий «Родитель и ребенок»;
- В организации организации отчётных выставок;
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 7-8 лет.
Объем и сроки освоения программы: Программа рассчитана на один год обучения. Общий объем программы - 144 часа.
Режим и формы организации занятий:
Занятия проводятся в группе 12-15 человек. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия производятся два раза в неделю по два часа.
Формы организации занятий: беседа, галерея, мастер-класс, экскурсия.
1.2. Цель и задачи.
Цель: Развитие изобразительных способностей и базовых основ рисования.
Задачи:
- Познакомить с начальными практическими приемами и навыками изобразительного мастерства.
- Способствовать развитию творческих способностей в области изобразительного искусства;
- Развивать мотивацию к художественному творчеству, потребность в самостоятельности, аккуратности и активности;
- Создавать ситуации успеха для каждого ребенка в рамках образовательного процесса.
1.3. Учебно-тематический план.
№ | Называние раздела, темы. | Кол-во часов | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводные занятия. Знакомство с материалами. | 12 | 3 | 9 | Готовая работа. |
2. | Основы колористки и композиции. | 20 | 7 | 13 | Готовая работа. |
3. | Интуитивное рисование. | 19 | 6 | 13 | Готовая работа. |
4. | «Изображайка» Основы рисования- предметы. | 16 | 4 | 12 | Готовая работа. |
5. | «Изображайка» Основы рисования- растения. | 14 | 4 | 10 | Готовая работа. |
6. | «Изображайка» Основы рисования- животные. | 20 | 4 | 16 | Готовая работа. Грамоты. |
7. | Декоративно прикладное искусство | 19 | 4 | 15 | Готовая работа. |
8. | Нетрадиционное рисование. | 18 | 3 | 15 | Готовая работа. |
9. | Моя первая выставка. | 6 | 2 | 4 | Фото, отзывы. |
Итого часов | 144 | 37 | 107 | |
1.4. Содержание программы.
1. Тема: Проверка возможностей учащихся «Я умею рисовать» или «Каждый художник был маленьким».
Теория: Правила безопасности на уроке ИЗО. Вводная беседа об изобразительном искусстве. Борьба с боязнью белого листа. Знакомство с художественными материалами.
Практика: Художественные материалы и их использование; простой карандаш и старательная резинка, краски, цветные карандаши и восковые мелки. Тематическое рисование.
2. Тема: Основы колористки и композиции.
Теория: Основные знания о цвете, основных и составных цветах. Знакомство со смешением цвета. Холодный и теплый колорит.
Практика: Тематические композиции. Схемы смешения цветов. Схема холодного и теплого колорита.
3. Тема: Интуитивное рисование.
Теория: Основные понятия о пейзаже.
Практика: Пейзажи передающие различные погодные условия и веремя суток.
4. Тема: «Изображайка» Основы рисования - предметы.
Теория: Основы жанра- натюрморт. Форма, силуэт, отличительные особенности.
Практика: Натюрморты с натуры и по памяти из одного, двух и трех предметов.
5. Тема: «Изображайка» Основы рисования - растения.
Теория: Основы жанра- натюрморт. Форма, силуэт, отличительные особенности.
Практика: Рисование различных необычных растений, произрастающих на пяти континентах.
6. Тема: «Изображайка» Основы рисования - животные.
Теория: Творчество художников, работающих в анималистическом жанре. Основные особенности в изображении животных.
Практика: Изображение различных домашних и диких животных, птиц и морских обитателей.
7. Тема: Декоративно-прикладное искусство.
Теория: Виды декоративно прикладного творчества. От истоков к современности.
Практика: Знакомство с различными традиционными техниками в декоративно прикладном искусстве. Выполнение композиции на заданную тему.
8. Тема: Нетрадиционное рисование.
Теория: Знакомство с художниками, изображающими в нетрадиционных техниках.
Практика: Не традиционные техники рисования: отпечатки, штампы, монотипия, граттаж, рисование мыльными пузырями, соломинкой, рисование на мятой бумаге и рисование мятой бумагой.
9. Тема: Моя первая выставка.
Теория: Экскурсия на выставки. Подготовка работ к выставке. Правила экспонирования и оформления работ.
Практика: Оформление и выставка работ. Проведение выставки «Моя первая выставка».
Планируемые результаты
Предметные:
• Познакомятся с основными изобразительными материалами: акварель, кисти, палитра, простой карандаш, ластик, восковая пастель, цветная бумага, клей, ножницы.
• Будут знать способы работы с базовыми художественными материалами: акварель, кисти, палитра, простой карандаш, ластик, восковая пастель, цветная бумага, клей, ножницы.
• Познакомятся с различными техниками исполнения: живопись, графика, смешенная техника, аппликация.
Метапредметные:
• Научаться самостоятельно подготавливать своё рабочее место к работе.
• Будут иметь представление о правилах экспонирования работ.
Личностные:
• Повысят мотивацию на дальнейшее обучение изобразительным искусством.
• Будут развивать эстетический и художественный вкус.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации образовательной программы.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия осуществляется в светлом, просторном кабинете соответствующим санитарным нормам СанПиН.
Для удобного размещения детей в кабинете расположены парты для изобразительного искусства и стулья, которые легко передвигаются. Имеются мобильные мольберты, магнитная доска, шкафы для хранения методического пособия и демонстрации работ.
Для обеспечения данной образовательной программы необходимо иметь: наглядный материал (репродукции, иллюстрации и т.д.), методические пособия по ИЗО, набор изобразительных средств.
Информационное обеспечение:
- Методическая продукция (бесед, презентаций, сценариев мероприятий);
- Карты для проведения диагностики;
- Дидактические материалы:
Картинно-динамический (фотоматериалы, иллюстрации);
Цветовой круг
Схемы смешения цвета
Колористические схемы
Дидактические пособия (практические задания);
Естественный и натуральный (натюрморты и образцы материалов, живые объекты).
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным требованиям в данной направленности.
2.2. Формы аттестации.
Формы отслеживания образовательных результатов: готовая работа, свидетельство, грамота, фото, отзывы родителей.
Формы представления результатов: выставка, готовое изделие, диагностическая карта, праздник.
2.3. Оценочные материалы.
Для повышения эффективности реализации программы проводится мониторинг освоения программы. В начале и конце учебного года проводится диагностика, которая позволяет определить уровень развития учебных и личных показателей.
Учебные показатели, фиксирующие предметные и обще учебные знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе освоения образовательной программы (Приложение № 1).
Личностные показатели, выражающие изменения личностных качеств детей под влиянием занятий в детском объединении.
Измеряемые показатели разделены на несколько групп:
Первая группа показателей – теоретическая подготовка ребенка включает:
1. Теоретические знания по программе – то, что определяется словами “Дети должны знать”.
2. Владение специальной терминологией по тематике дополнительной образовательной программы – набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого курса.
Вторая группа показателей – практическая подготовка ребенка включает:
Практические умения и навыки, предусмотренные программой – то, что определяется словами “Дети должны уметь”.
Владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса.
Творческие навыки обучающегося – творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте (изделии).
Третья группа показателей – общеучебные умения и навыки воспитанника:
Учебно-интеллектуальные умения.
Учебно-коммуникативные умения.
Учебно-организационные умения и навыки.
Возможные уровни освоения ребенком программного материала и обще учебных умений и навыков оцениваются по бальной системе.
Фиксация полученных результатов проводится в индивидуальной карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе.
В конце диагностической карты выделена графа – “Предметные достижения обучающегося”, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка и отмечаются результаты участия обучающегося в выставках, конкурсах, фестивалях, слетах и т.д.
Суммарный итог, определяемый путем подсчета баллов, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося, проследить реальную степень усвоенного ребенком, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения.
По итогам диагностики составляется сводная таблица и диаграмма позволяющая увидеть динамику развития учебных показателей (Приложение №2) и личностных показателей (Приложение №3)
2.4. Методические материалы.
Для реализации поставленных задач программы педагогу необходимо подобрать эффективные образовательные технологии, методы, формы обучения и воспитания.
Педагогические технологии: личностно-развивающая технология, технология «портфолио», технология коллективно-творческой деятельности.
Организация учебного занятий строится с учетом психологического состояния ребенка, его темперамента, эмоционального фона, базы знаний и психологического вхождения в занятие.
Структура учебного занятия включает в себя следующие этапы:
1 | Введение – создание эмоционального отношения к работе |
2 | Обсуждение пройденного ранее материала |
3 | Знакомство с новым материалом – беседа, рассматривание дидактических материалов |
4 | Физ. минутка |
5 | Подготовка к совместной или самостоятельной деятельности |
6 | Творческая деятельность детей |
7 | Выставка-просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия |
3. Список литературы.
Нормативная база:
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2012. - N 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : приказ Министерства образования и науки РФ от 29 авг. 2013 г. № 1008 // М-во юстиции Рос. Федерации. - 2013. - № 30468.
О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей: письмо Министерства образования и науки РФ от 11 дек. 2006 г. № 06-1844 // Вестник образования. – 2007. - № 2.
Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 4 сент. 2014 г. № 1726-р. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.09.2014).
Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей : постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 г. № 41 // М-во юстиции Рос. Федерации. - 2014. - № 3660.
Устав МБОУ ДО ЦВР городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края от 11 дек. 2015 г. №784.
Проект методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp content/uploads/2015/10/Project_DOD.pdf (дата обращения: 12.12. 2015).
для педагога:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский, М.: Просвещение. – 1991.- 168с., [3] е.: ил.
Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1998.-208с.: ил.
Дрезнина, М.Г. Каждый ребенок художник: Обучение дошкольников
Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства». Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. — М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192с.
Комарова, Т.С. Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. – М.: Педагогическое общество России, 2002.-240 с.
Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1—2 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 1.- М.: Дрофа, 1997.
Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1—2 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Дрофа, 1997.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Изд-во РОУ, 2006.
Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учебное пособие. - М: ООО Издательство АСТ,2003
Сахарова, О.М. Сказки и краски: 14 сказочных историй для развития речи и творческих способностей / О.М. Сахарова. – Санкт – Петербург: Литера, 2006. – 32 с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: Академия, 2003.
Углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/3_160470_uglublennoe-izuchenie-predmetov-hudozhestvenno-esteticheskogo-tsikla.html ( дата обращения: 12.05.14)
для родителей:
Лыкова И.А. Вот моя деревня! Рисуем красками. – М.: Карапуз, 2007
Шалаева Г.П. Серия: Хочу стать художником - М.: Издательство: АСТ - Слово, 2009.
для обучающихся:
Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник. Обучение дошкольников рисованию. + рабочая тетрадь : Учимся рисовать. Обучение композиции.- М. Издательство Ювента, 2002, 2003.
Приложение № 1
Учебные показатели, фиксирующие предметные и обще учебные знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе освоения образовательных программ
Показатели (оцениваемые результаты) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
I. Теоретическая подготовка ребёнка: 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы). | Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям. - знание формата - знание компоновки на листе бумаги - знание цветов и их оттенков | Минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½); Максимальный уровень (ребёнок освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 0-1 2-3 4-5 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
1.2. Владение специальной терминологией. | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. -изобразительные техники - форма - композиция - пропорция - жанры изобразительного искусства | Минимальный уровень (ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (ребёнок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). | 0-1 2-3 4-5 | Анкетирование Опрос |
II. Практическая подготовка ребёнка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы). | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. - умение работать с палитрой цветов; - умение композиционно строить изображения пейзажа, натюрморта; - навык использования художественных средств. | Минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объём усвоенных умеинй и навыков составляет более ½) Максимальный уровень (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 0-1 2-3 4-5 | Контрольное задание. Итоговый рисунок. |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. - правильно держать кисть, карандаш - работа на горизонтальной | Минимальный уровень (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием); Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); | 0-1 2-3 4-5 | Контрольное задание. Наблюдение. |
2.3. Творческие навыки. | Креативность в выполнении практических заданий. - применение материалов и техник в выполнении работы | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 0-1 2-3 4-5 | Контрольное задание. Индивидуальная работа |
III. Обще-учебные умения и навыки ребёнка: 3.1.Учебно-коммуникативные умения: 3.1.1. Умение слушать и слышать педагога. | Адекватность восприятия информации идущей от педагога. | Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения). Средний уровень (обучающийся адекватно воспринимает информацию); Максимальный уровень (обучающийся адекватно воспринимает информацию, может ей оперировать). | 0-1 2-3 4-5 | Наблюдение. |
3.2.1. Умение выступать перед аудиторией. | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информацией. | Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при выступлении, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога). Средний уровень (выступает с помощью педагога); Максимальный уровень (выступает самостоятельно, не испытывает особых трудностей). | 0-1 2-3 4-5 | Наблюдение | | Наблюдение. |
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать своё рабочее (учебное) место. | Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой. | Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения) Средний уровень (выполняет с помощью педагога); Максимальный уровень (выполняет самостоятельно, не испытывает особых трудностей). | 0-1 2-3 4-5 | Наблюдение. |
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности. | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. | Минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); Средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½); Максимальный уровень (ребёнок освоил практически весь объём навыков, предусмотренных программой за конкретный период). | 0-1 2-3 4-5 | Наблюдение. |
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу. | Аккуратность и ответственность в работе. | Минимальный уровень Средний уровень Максимальный уровень. | 0-1 2-3 4-5 | Наблюдение. |
Приложение №2
Сводная таблица результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Изображайка»
за ____________ учебный год
№ | Фамилия имя | Теоретическая подготовка ребёнка | Практическая подготовка ребёнка | Обще-учебные умения и навыки ребёнка |
Теоретические знания | Владение специальной терминологией | Практические умения и навыки | Владение специальным оборудованием и оснащением | Творческие навыки | Учебно-коммуникативные умения | Учебно-организационные умения и навыки |
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец |
1 год обучения |
1 | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | | | | | |
| Общая успеваемость: | | | | | | | | | | | | | | |
Приложение № 3
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Изображайка»
Объединение «ИЗО»
Группа №1
№ | Фамилия, имя | Мотивация к занятиям в обьединении | Самооценка | Уровень любознательности | Уровень самостоятельности |
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | |
| Общая успеваемость: | | | | | | | | |
12