СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская дополнительная программа по изобразительному искусству "ИЗОбражайка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗОбражайка» имеет художественную направленность.

В основе данной программы лежит идея создания условий для «ситуации успеха», которая поможет снять психоэмоциональное напряжение, повысить самооценку, поверить в собственные силы, раскрыть задатки и развить творческие способности.

            Данная образовательная программа не только актуальна, но и востребована. Ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство Центра. Основная часть контингента детей, занимающаяся по данной программе, составляют обучающиеся, прошедшие дополнительную общеобразовательную общеразвивающую комплексную программу «Карусель», в которую был включен ознакомительный блок изобразительного искусства. После прохождения данной программы ребенок может продолжить свое обучение изобразительному искусству по базовой программе «НАтвори».

Просмотр содержимого документа
«Авторская дополнительная программа по изобразительному искусству "ИЗОбражайка"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района

Хабаровского края

Принята на заседании методического совета

от «____» ________ 20___г.

Протокол №____________

Утверждено на заседании педагогического совета

МБОУ ДО ЦВР п. Ванино

Протокол №______ от

«___» _____________201__


Директор ЦВР п. Ванино

____________ М.В. Дмитриева

Приказ №______

«____» ________ 20___г.



















Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ИЗОбражайка»

Художественная направленность



Возраст обучающихся: 7-8 лет.

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель:

Шафранова Валентина Игоревна, педагог дополнительного образования















п. Ванино

2019 г.


Содержание


1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

3


1.1.

Пояснительная записка

3


1.2.

Цель и задачи

4


1.3.

Учебно-тематический план

5


1.4.

Содержание программы

6


1.5.

Планируемые результаты

7

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

8


2.1.

Условия реализации образовательной программы

8


2.2.

Форма аттестации

9


2.3.

Оценочные материалы

9


2.4.

Методическое обеспечение

11

3.

4.

Список литературы

Приложения


12

15














Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.

    1. Пояснительная записка.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗОбражайка» имеет художественную направленность.

По уровню усвоения содержания является стартовой.

По степени авторского вклада в программу: авторская.

Актуальность:

В основе данной программы лежит идея создания условий для «ситуации успеха», которая поможет снять психоэмоциональное напряжение, повысить самооценку, поверить в собственные силы, раскрыть задатки и развить творческие способности.

Данная образовательная программа не только актуальна, но и востребована. Ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство Центра. Основная часть контингента детей, занимающаяся по данной программе, составляют обучающиеся, прошедшие дополнительную общеобразовательную общеразвивающую комплексную программу «Карусель», в которую был включен ознакомительный блок изобразительного искусства. После прохождения данной программы ребенок может продолжить свое обучение изобразительному искусству по базовой программе «НАтвори».

Педагогическая целесообразность программы «ИЗОбражайка» состоит в возможности сформировать положительную мотивацию, раскрыть индивидуальный творческий потенциал ребенка, приобрести значимый для ребенка творческий опыт, закрепить полученные знания и приобретённые им навыки. А также, в возможности найти педагогу эффективные пути и способы выявления и развития творческих способностей обучающихся для более качественной работы и профессионального развития.

Новизна программы заключается в:

- Использовании элементов интуитивного рисования;

- В организации занятий «Родитель и ребенок»;

- В организации организации отчётных выставок;

Адресат программы: обучающиеся в возрасте 7-8 лет.

Объем и сроки освоения программы: Программа рассчитана на один год обучения. Общий объем программы - 144 часа.

Режим и формы организации занятий:

Занятия проводятся в группе 12-15 человек. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия производятся два раза в неделю по два часа.

Формы организации занятий: беседа, галерея, мастер-класс, экскурсия.


1.2. Цель и задачи.


Цель: Развитие изобразительных способностей и базовых основ рисования.

Задачи:


- Познакомить с начальными практическими приемами и навыками изобразительного мастерства.

- Способствовать развитию творческих способностей в области изобразительного искусства;

- Развивать мотивацию к художественному творчеству, потребность в самостоятельности, аккуратности и активности;

- Создавать ситуации успеха для каждого ребенка в рамках образовательного процесса.



1.3. Учебно-тематический план.




Называние раздела, темы.

Кол-во часов


Форма

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводные занятия.

Знакомство с материалами.

12

3

9

Готовая работа.

2.

Основы колористки и композиции.

20

7

13

Готовая работа.

3.

Интуитивное рисование.

19

6

13

Готовая работа.

4.

«Изображайка»

Основы рисования- предметы.

16

4

12

Готовая работа.

5.

«Изображайка»

Основы рисования- растения.

14

4

10

Готовая работа.

6.

«Изображайка»

Основы рисования- животные.

20

4

16

Готовая работа.

Грамоты.

7.

Декоративно прикладное искусство

19

4

15

Готовая работа.

8.

Нетрадиционное рисование.

18

3

15

Готовая работа.

9.

Моя первая выставка.

6

2

4

Фото, отзывы.

Итого часов

144

37

107



1.4. Содержание программы.


1. Тема: Проверка возможностей учащихся «Я умею рисовать» или «Каждый художник был маленьким».

Теория: Правила безопасности на уроке ИЗО. Вводная беседа об изобразительном искусстве. Борьба с боязнью белого листа. Знакомство с художественными материалами.

Практика: Художественные материалы и их использование; простой карандаш и старательная резинка, краски, цветные карандаши и восковые мелки. Тематическое рисование.

2. Тема: Основы колористки и композиции.

Теория: Основные знания о цвете, основных и составных цветах. Знакомство со смешением цвета. Холодный и теплый колорит.

Практика: Тематические композиции. Схемы смешения цветов. Схема холодного и теплого колорита.

3. Тема: Интуитивное рисование.

Теория: Основные понятия о пейзаже.

Практика: Пейзажи передающие различные погодные условия и веремя суток.

4. Тема: «Изображайка» Основы рисования - предметы.

Теория: Основы жанра- натюрморт. Форма, силуэт, отличительные особенности.

Практика: Натюрморты с натуры и по памяти из одного, двух и трех предметов.

5. Тема: «Изображайка» Основы рисования - растения.

Теория: Основы жанра- натюрморт. Форма, силуэт, отличительные особенности.

Практика: Рисование различных необычных растений, произрастающих на пяти континентах.


6. Тема: «Изображайка» Основы рисования - животные.

Теория: Творчество художников, работающих в анималистическом жанре. Основные особенности в изображении животных.

Практика: Изображение различных домашних и диких животных, птиц и морских обитателей.

7. Тема: Декоративно-прикладное искусство.

Теория: Виды декоративно прикладного творчества. От истоков к современности.

Практика: Знакомство с различными традиционными техниками в декоративно прикладном искусстве. Выполнение композиции на заданную тему.

8. Тема: Нетрадиционное рисование.

Теория: Знакомство с художниками, изображающими в нетрадиционных техниках.

Практика: Не традиционные техники рисования: отпечатки, штампы, монотипия, граттаж, рисование мыльными пузырями, соломинкой, рисование на мятой бумаге и рисование мятой бумагой.

9. Тема: Моя первая выставка.

Теория: Экскурсия на выставки. Подготовка работ к выставке. Правила экспонирования и оформления работ.

Практика: Оформление и выставка работ. Проведение выставки «Моя первая выставка».


    1. Планируемые результаты

Предметные:

• Познакомятся с основными изобразительными материалами: акварель, кисти, палитра, простой карандаш, ластик, восковая пастель, цветная бумага, клей, ножницы.

• Будут знать способы работы с базовыми художественными материалами: акварель, кисти, палитра, простой карандаш, ластик, восковая пастель, цветная бумага, клей, ножницы.

• Познакомятся с различными техниками исполнения: живопись, графика, смешенная техника, аппликация.


Метапредметные:

• Научаться самостоятельно подготавливать своё рабочее место к работе.

• Будут иметь представление о правилах экспонирования работ.


Личностные:

• Повысят мотивацию на дальнейшее обучение изобразительным искусством.

• Будут развивать эстетический и художественный вкус.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Условия реализации образовательной программы.


Материально-техническое обеспечение:

Занятия осуществляется в светлом, просторном кабинете соответствующим санитарным нормам СанПиН.

Для удобного размещения детей в кабинете расположены парты для изобразительного искусства и стулья, которые легко передвигаются. Имеются мобильные мольберты, магнитная доска, шкафы для хранения методического пособия и демонстрации работ.

Для обеспечения данной образовательной программы необходимо иметь: наглядный материал (репродукции, иллюстрации и т.д.), методические пособия по ИЗО, набор изобразительных средств.

Информационное обеспечение:

- Методическая продукция (бесед, презентаций, сценариев мероприятий);

- Карты для проведения диагностики;

- Дидактические материалы:

  • Картинно-динамический (фотоматериалы, иллюстрации);

      • Цветовой круг

      • Схемы смешения цвета

      • Колористические схемы

  • Дидактические пособия (практические задания);

  • Естественный и натуральный (натюрморты и образцы материалов, живые объекты).

      • Бутафорские овощи и фрукты

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным требованиям в данной направленности.



2.2. Формы аттестации.


Формы отслеживания образовательных результатов: готовая работа, свидетельство, грамота, фото, отзывы родителей.

Формы представления результатов: выставка, готовое изделие, диагностическая карта, праздник.


2.3. Оценочные материалы.


Для повышения эффективности реализации программы проводится мониторинг освоения программы. В начале и конце учебного года проводится диагностика, которая позволяет определить уровень развития учебных и личных показателей.

Учебные показатели, фиксирующие предметные и обще учебные знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе освоения образовательной программы (Приложение № 1).

Личностные показатели, выражающие изменения личностных качеств детей под влиянием занятий в детском объединении.

Измеряемые показатели разделены на несколько групп:

Первая группа показателей – теоретическая подготовка ребенка включает:

1. Теоретические знания по программе – то, что определяется словами “Дети должны знать”.

2. Владение специальной терминологией по тематике дополнительной образовательной программы – набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого курса.

Вторая группа показателей – практическая подготовка ребенка включает:

  1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой – то, что определяется словами “Дети должны уметь”.

  2. Владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса.

  3. Творческие навыки обучающегося – творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте (изделии).

Третья группа показателей – общеучебные умения и навыки воспитанника:

  1. Учебно-интеллектуальные умения.

  2. Учебно-коммуникативные умения.

  3. Учебно-организационные умения и навыки.

Возможные уровни освоения ребенком программного материала и обще учебных умений и навыков оцениваются по бальной системе.

Фиксация полученных результатов проводится в индивидуальной карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе.

В конце диагностической карты выделена графа – “Предметные достижения обучающегося”, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка и отмечаются результаты участия обучающегося в выставках, конкурсах, фестивалях, слетах и т.д.

Суммарный итог, определяемый путем подсчета баллов, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося, проследить реальную степень усвоенного ребенком, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения.

По итогам диагностики составляется сводная таблица и диаграмма позволяющая увидеть динамику развития учебных показателей (Приложение №2) и личностных показателей (Приложение №3)


2.4. Методические материалы.


Для реализации поставленных задач программы педагогу необходимо подобрать эффективные образовательные технологии, методы, формы обучения и воспитания.

Педагогические технологии: личностно-развивающая технология, технология «портфолио», технология коллективно-творческой деятельности.

Организация учебного занятий строится с учетом психологического состояния ребенка, его темперамента, эмоционального фона, базы знаний и психологического вхождения в занятие.

Структура учебного занятия включает в себя следующие этапы:

1

Введение – создание эмоционального отношения к работе

2

Обсуждение пройденного ранее материала

3

Знакомство с новым материалом – беседа, рассматривание дидактических материалов

4

Физ. минутка

5

Подготовка к совместной или самостоятельной деятельности

6

Творческая деятельность детей

7

Выставка-просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия


















3. Список литературы.

Нормативная база:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2012. - N 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

  2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : приказ Министерства образования и науки РФ от 29 авг. 2013 г. № 1008 // М-во юстиции Рос. Федерации. - 2013. - № 30468.

  3. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей: письмо Министерства образования и науки РФ от 11 дек. 2006 г. № 06-1844 // Вестник образования. – 2007. - № 2.

  4. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 4 сент. 2014 г. № 1726-р. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.09.2014).

  5. Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей : постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 г. № 41 // М-во юстиции Рос. Федерации. - 2014. - № 3660.

  6. Устав МБОУ ДО ЦВР городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края от 11 дек. 2015 г. №784.

  7. Проект методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp content/uploads/2015/10/Project_DOD.pdf (дата обращения: 12.12. 2015).

для педагога:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский, М.: Просвещение. – 1991.- 168с., [3] е.: ил.

  2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1998.-208с.: ил.

  3. Дрезнина, М.Г. Каждый ребенок художник: Обучение дошкольников

  4. Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства». Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. — М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192с.

  5. Комарова, Т.С. Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. – М.: Педагогическое общество России, 2002.-240 с.

  6. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искус­ство в начальной школе. 1—2 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 1.- М.: Дрофа, 1997.

  7.  Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искус­ство в начальной школе. 1—2 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Дрофа, 1997.

  8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Изд-во РОУ, 2006.

  9. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учебное пособие. - М: ООО Издательство АСТ,2003

  10. Сахарова, О.М. Сказки и краски: 14 сказочных историй для развития речи и творческих способностей / О.М. Сахарова. – Санкт – Петербург: Литера, 2006. – 32 с.

  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: Академия, 2003.

  12. Углубленное изучение предметов художественно-эсте­тического цикла [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/3_160470_uglublennoe-izuchenie-predmetov-hudozhestvenno-esteticheskogo-tsikla.html ( дата обращения: 12.05.14)

для родителей:

  1. Лыкова И.А. Вот моя деревня! Рисуем красками. – М.: Карапуз, 2007

  2. Шалаева Г.П. Серия: Хочу стать художником - М.: Издательство: АСТ - Слово, 2009.

для обучающихся:

  1. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник. Обучение дошкольников рисованию. + рабочая тетрадь : Учимся рисовать. Обучение композиции.- М. Издательство Ювента, 2002, 2003.





































Приложение № 1

Учебные показатели, фиксирующие предметные и обще учебные знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе освоения образовательных программ



Показатели (оцениваемые результаты)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

I. Теоретическая подготовка ребёнка:

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы).

Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям.

- знание формата

- знание компоновки на листе бумаги

- знание цветов и их оттенков


Минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½);

Максимальный уровень (ребёнок освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

0-1











2-3





4-5

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

1.2. Владение специальной терминологией.

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

-изобразительные техники

- форма

- композиция

- пропорция

- жанры изобразительного искусства

Минимальный уровень (ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

Средний уровень (ребёнок сочетает специальную терминологию с бытовой);

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

0-1









2-3





4-5

Анкетирование

Опрос


II. Практическая подготовка ребёнка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы).

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

- умение работать с палитрой цветов;

- умение композиционно строить изображения пейзажа, натюрморта;

- навык использования художественных средств.


Минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень (объём усвоенных умеинй и навыков составляет более ½)

Максимальный уровень (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

0-1







2-3







4-5

Контрольное задание.

Итоговый рисунок.

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения.

- правильно держать кисть, карандаш

- работа на горизонтальной

Минимальный уровень (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием);

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

0-1









2-3





4-5






Контрольное задание.

Наблюдение.

2.3. Творческие навыки.

Креативность в выполнении практических заданий.

- применение материалов и техник в выполнении работы

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

0-1











2-3





4-5

Контрольное задание.

Индивидуальная работа

III. Обще-учебные умения и навыки ребёнка:



3.1.Учебно-коммуникативные умения:

3.1.1. Умение слушать и слышать педагога.



Адекватность восприятия информации идущей от педагога.

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения).

Средний уровень (обучающийся адекватно воспринимает информацию);

Максимальный уровень (обучающийся адекватно воспринимает информацию, может ей оперировать).





0-1





2-3





4-5

Наблюдение.

3.2.1. Умение выступать перед аудиторией.

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информацией.

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при выступлении, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога).

Средний уровень (выступает с помощью педагога);

Максимальный уровень (выступает самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

0-1











2-3





4-5

Наблюдение


Наблюдение.

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать своё рабочее (учебное) место.









Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой.

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения)

Средний уровень (выполняет с помощью педагога);

Максимальный уровень (выполняет самостоятельно, не испытывает особых трудностей).







0-1



2-3





4-5

Наблюдение.

3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

Минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

Средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½);

Максимальный уровень (ребёнок освоил практически весь объём навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

0-1











2-3





4-5

Наблюдение.

3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу.

Аккуратность и ответственность в работе.

Минимальный уровень

Средний уровень

Максимальный уровень.

0-1

2-3

4-5

Наблюдение.































Приложение №2

Сводная таблица результатов обучения по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе «Изображайка»

за ____________ учебный год


Фамилия имя

Теоретическая подготовка ребёнка

Практическая подготовка ребёнка

Обще-учебные умения и навыки ребёнка

Теоретические знания

Владение специальной терминологией

Практические умения и навыки

Владение специальным оборудованием и оснащением

Творческие навыки

Учебно-коммуникативные умения

Учебно-организационные умения и навыки

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

1 год обучения

1
















2
















3
















4
















5
















6
















7
















8
















9
















10
















11
















12
















13
















 

Общая успеваемость:



















Приложение № 3



Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Изображайка»

Объединение «ИЗО»

Группа №1

Фамилия, имя

Мотивация к занятиям в обьединении

Самооценка

Уровень любознательности

Уровень самостоятельности

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

1










2










3










4










5










6










7










8










9










10










11










12










13










 

Общая успеваемость:











12