В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая Родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
«Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места родного села, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава края.
Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой Родине», отчему краю.
Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности младшего школьника является краеведческая деятельность. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися, под руководством учителя природных, социально – экономических и исторических условий родного края.
Важность данной проблемы отражена в Законе Росийской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «… историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Программа патриотического воспитания младших школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Программа направлена на создание условий для развития личности ребёнка; развитие мотивации к познанию и творчеству; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка; взаимодействие с семьёй.
Организация индивидуальной и коллективно – творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны:
Реализуя данную программу у учащихся должны сформироваться универсальные ученические действия:
Программой предусмотрено выполнение значительного количества практических работ, которые вместе составляют Большой геоэкологический практикум (БГЭП). Практикум назван геоэкологическим, так как все практические работы по географии в данной программе имеют экологический аспект. Одной из особенностей БГЭП является то, что учителю необходимо интенсивно использовать осенний и весенний периоды учебного года, позволяющие выполнять практические работы, связанные с выходом за пределы школьных помещений и непосредственным изучением своей местности. Многие из практических работ не только помогают закреплять на практике знания, полученные на уроках географии, но и включают учащихся в исследования жизненно важных для республики проблем, прежде всего, экологических.
Программа рассчитана на 1 год, в 5 классах, 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Цель: познакомить с историей образования и традициями своей школы, с выпускниками, которыми гордится школа;
Цель: познакомить с развитием села в настоящее время, познакомить с известными и почетными жителями своего села; познакомить с разнообразием растительного и животного мира родного села; провести работу по благоустройству села.
№ | Название мероприятий Практическая работа | Направление дея - ти ДАТА | Цель занятия | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Форма провед. | Теория | Практ | Продукт |
Личностные | Общеучебные | Коммуника- тивные | Регулятивные | | | | |
1 | Что изучает наука «Топонимика» и что такое краеведение? | интеллек. развитие | Познакомить с понятиями, «краеведение», "Топонимика" | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Используя дополнительные источники информации, находить факты | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | кл.час | 1 | | |
2 | Моя школа Экскурсия № 1 на территории школы | гражданско – патриотическое | Познакомить со структурой, месторасположением школы, с людьми, работающими в ней. | Внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика». | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, рисовать план местности | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | Экскурсия | | 1 | План школы |
3 | «Посади дерево!» Благоустройство территории, осенние посадки деревьев. | трудовое воспитание | Учить разрабатывать и реализовывать проект по благоустройству села | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией | проект | | 1 | Посаженное дерево |
4 | Из истории моей школы | краеведение | Познакомить с историей образования школы | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек | Ориентировать-ся на позицию партнера в общении | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | Устный журнал | 1 | | |
5 | Из истории моей школы Экскурсия № 2 на 2 ом этаже школы | гражданско – патриотическое | Познакомить со знаменитыми людьми, работающими в школе, с выпускниками | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве | экскурсия | | 1 | |
6 | Моя улица. Почему она носит такое название? | нравст – патриот., воспитание | Учить искать информацию о названии своей улицы. | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек | Готовить и выступать с сообщениями; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | устный журнал | 1 | | Сообщение |
7 | Имена на улицах Чурапчи | нравст – патриот., воспитание | Составить журнал улиц своего села. | Формировать чувства гордости за свой край, за своих земляков | Классификация топонимов, находить и показывать улицы на карте села | Обосновать причину большого количества антропонимов в селе Чурапча | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | Кл.час | 1 | | Журнал |
8 | Мое село – история названия и образования | нравст – патриот., воспитание | Познакомить с историей названия своего села и его образованием | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; узнавать символику своего села | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | экскурсия | 1 | | |
9 | Месторасположение моего села, границы и территория. Мое село на карте | интеллек. развитие | Познакомить с месторасположением села, с его границами и территорией. Учить пользоваться географической картой, находить свое село на карте | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Осуществлять поиск информации с использованием карты; находить на карте свое село | Ориентировать-ся на позицию партнера в общении | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | кл. час | 1 | | Контурная карта |
10 | Микрорайоны села Выявление особенностей микрорайонов села | краеведение | Познакомиться с названиями, гербами микрорайонов. Обозначить границы микрорайонов на контурной карте | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; знать границы микрорайонов | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | кл.час | | 1 | К/карта |
11 | Рельеф и горные породы села Составление презентации о 9 холмах села Чурапча | интеллек. развитие | Дать определение "Холм", познакомить с названиями 9 холмов, обозначить их на плане села | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Готовить и выступать с сообщениями | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | КТД | | 1 | Презентация |
12 | Климат Изучение влияния экстремально низких температур на быт и хоз. деятельность в СМ. | интеллек. Развитие | Формирование представлений об адаптации человека к климатическим условиям. | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Готовить и выступать с рисунками | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | Худ.творчество | | 1 | Буклет |
13 | Погода Экскурсия № 3 на местную метеостанцию | интеллек. Развитие, краеведение | Формирование представлений о погоде, причинах ее изменения, о предсказании погоды. | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией | экскурсия | | 1 | |
14 | Народные приметы погоды Изучение народного календаря погоды и сельскохоз. работ. Сбор народных примет изменения погоды, примеров долгосрочных прогнозов. | краеведение | Формирование представлений о предсказании погоды. | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Готовить и выступать с рисунками | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | Самостоятельная работа | 1 | | Сообщение |
15 | Аласы села Чурапча Составление "визитных карточек" аласов села Чурапча | краеведение | Познакомить учащихся с причинами возникновения мерзлотных форм рельефа | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией | Ктд | | 1 | Журнал визиток |
16 | Водоемы моего села | краеведение | Познакомить с разнообразием водоемов села: озеро Чурапча, речка Куохара, озера в аласах, дуэдэ | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать водоемы родного села | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | экскурсия | 1 | | |
17 | Проект "Откуда мы берём питьевую воду?" | Краеведение | Формирование представлений о подземных источников, способах добычи пресной воды | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Готовить и выступать с сообщениями | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | Проект | | 1 | Рисунки |
18 | Почвы | Краеведение | Формирование представлений о почве — особом природном образование, возникающим в результате взаимодействия всех природных компонентов | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Готовить и выступать с рисунками | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | Кл.час | 1 | | |
19 | Растительный и животный мир моего села Экскурсия № 4 в краеведческий музей | краеведение | Познакомить с разнообразием растительного мира своего села, учить находить информацию о растениях, прорастающих на территории села | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать растительный мир родного села | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | Экскурсия | | 1 | |
20 | Растительный мир моего села Сбор сведений об использовании лекарственных и пищевых растений в быту. | краеведение | Учить находить информацию о растениях, прорастающих на территории села. Составить журнал растений села. | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Готовить и выступать с сообщениями | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | уст. журнал | | 1 | Журнал |
21 | Животный мир моего села Составление сборника животных села | интеллек. развитие | Познакомить с разнообразием животного мира своего села, учить находить информацию о животных, проживающих на территории села Составить журнал животных села. | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать животный мир родного села | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Готовить и выступать с сообщениями | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | Худ. творчество | | 1 | Журнал |
22 | Проект «Что мы можем показать жителям ко дню экологических знаний?» (15 апреля) | худож-эстет. воспитание | Учить разрабатывать проект, используя различные ресурсы и реализовывать его. | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией | проект | | 1 | Выступления |
23 | «Любимый уголок родной природы» Любимый уголок родной природы | худож-эстет. воспитание | Провести конкурс рисунков, посвященный природе своего села | Учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | конкурс рисунков | | 1 | Рисунки |
24 | Население села | Краеведение | Познакомить с основными характеристиками населения | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Готовить и выступать с сообщениями | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | Кл.час | 1 | | |
25 | Народные промыслы народа Саха Экскурсия № 5 Айылгы или Арчы Изучение народных промыслов, развитых в СМ. Определение связи народных промыслов и природного окружения.
| Краеведение | Сформировать представления об народных творчествах народа саха | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Готовить и выступать с рисунками | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | Экскурсии | | 1 | |
26 | Люди моего села | нравст – патриот., воспитание | Познакомить со знаменитыми и почетными людьми села, с их вкладами в развитие села | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, и встречи с людьми с целью поиска и извлечения познавательной информации | Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества села | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | встречи | 1 | | Фото |
27 | Экологические заповеди моего народа Составление школьного сборника 'Экологические заповеди моего народа'' | Краеведение | Познакомить и углубить представления о традиционном природопользовании | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Готовить и выступать с рисунками | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | КТД | | 1 | Журнал |
28 | Хозяйство моего села Экскурсия № 6 Изучение основных занятий населения в СМ, их зависимости от сезонных изменений в природе; влияние на природу. | краеведение | Познакомить с предприятиями села, с услугами и продукцией выпускаемой на предприятиях | Активная мотивация к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; описывать промышленность села | Ориентировать-ся на позицию партнера в общении | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | экскурсия | | 1 | |
29 | Достопримечательности моего села Выявление памятников природы, священных мест; нанесение их на карту | Краеведение | Углубить знания об основных достопримечательностях | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, и встречи с людьми с целью поиска и извлечения познавательной информации | Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества села | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | Устный журнал | | 1 | Журнал |
30 | Охранять природу - значит охранять Родину Благоустройство территории: уборка мусора, участие в огораживании сельхоз. угодий, охране гнездовий птиц, акциях "Подснежник" и т.д. Весенние посадки деревьев. | трудовое воспитание | Провести субботник по благоустройству села | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | субботник | | 1 | |
31 | Что? Где? Когда? | интеллек. развитие | Формирование географической культуры обучающихся | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | Игра | 1 | | |
32 | «Край мой родной» Завершение годового школьного мониторинга. Участие в отчете. | интеллек. развитие | Разработать и провести совместно с детьми коллективно – творческое дело, посвященное родному селу | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | КТД | | 1 | Вытупления |
33 | Резервные дни | | | | | | | | |
34 | | | | | | | | | | |
35 | | | | | | | | | | |
Всего: | 15 | 17 | |
Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов: