СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методическая разработка занятия из цикла «Легенды стран мира» Тема: Рисуем ветку сакуры

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация.

Методическая разработка из цикла «Легенды стран мира» – конспект учебного занятия «Рисуем ветку сакуры»

Профессор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Р. Валленберга П.Н. Николаенко предполагает, что «рисование генетически заложено в жизнь и деятельность ребенка, является частью его эмоционального, духовного и интеллектуального развития». Через рисунок ребенок передает в графических образах все, что ему запомнилось, произвело впечатление, а цвет в этом случае является средством передачи. Наш мир удивительно и ярок из-за многообразия цветов и оттенков и умение видеть, различать это многообразие будет способствовать развитию ребенка, его восприятия, интеллекта и творческих способностей.

Для наилучшего усвоения темы занятия используются педагогические технологии и методы:

- сказкатерапия: метод арт- терапевтическая работа по сюжету сказки

- игровые технологии (игры – загадки);

- наглядный метод; метод демонстрации приемов  работы с цветом и  создания композиции рисунка;

- самостоятельная работа обучающихся.

Сказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны. Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека

Метод сказкотерапии предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям. Для детей 8 – 9 лет будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Из многообразия направлений, методов и форм были выбраны следующие  направления сказкотерапии:

  • Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
  • Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
  • Развитие мышления. Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.

Методы сказкотерпаии:

  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.

Формы проведения сказкотерапии:

  • Рисование сказки. Это помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. В процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие. В данной методической разработке использовалась игра – путешествие.

 

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что обучающиеся познакомятся с традициями, культурой, искусством  и легендами островного государства Японией. Изучат приемы работы с кистью: перекатывание, примакивание; продолжат развивать свои творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка занятия из цикла «Легенды стран мира» Тема: Рисуем ветку сакуры»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Надежда»»








Методическая разработка занятия из цикла «Легенды стран мира»

Тема: Рисуем ветку сакуры

Автор: Овсяникова Ольга Викторовна - педагог дополнительного образования.

Направленность: художественная

Возраст детей: 7- 9 лет

Место реализации методической разработки: пгт. Айхал Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»», объединение «Студия изобразительного искусства «Палитра».











п.Айхал, 2021 г.


Аннотация.

Методическая разработка из цикла «Легенды стран мира» – конспект учебного занятия «Рисуем ветку сакуры»

Профессор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Р. Валленберга П.Н. Николаенко предполагает, что «рисование генетически заложено в жизнь и деятельность ребенка, является частью его эмоционального, духовного и интеллектуального развития». Через рисунок ребенок передает в графических образах все, что ему запомнилось, произвело впечатление, а цвет в этом случае является средством передачи. Наш мир удивительно и ярок из-за многообразия цветов и оттенков и умение видеть, различать это многообразие будет способствовать развитию ребенка, его восприятия, интеллекта и творческих способностей.

Для наилучшего усвоения темы занятия используются педагогические технологии и методы:

- сказкатерапия: метод арт- терапевтическая работа по сюжету сказки

- игровые технологии (игры – загадки);

- наглядный метод; метод демонстрации приемов работы с цветом и создания композиции рисунка;

- самостоятельная работа обучающихся.

Сказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны. Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека

Метод сказкотерапии предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям. Для детей 8 – 9 лет будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок.
Из многообразия направлений, методов и форм были выбраны следующие направления сказкотерапии:

  • Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.

  • Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.

  • Развитие мышления. Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.

Методы сказкотерпаии:

  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.

Формы проведения сказкотерапии:

  • Рисование сказки. Это помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. В процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие. В данной методической разработке использовалась игра – путешествие.


Актуальность данной методической разработки заключается в том, что обучающиеся познакомятся с традициями, культурой, искусством и легендами островного государства Японией. Изучат приемы работы с кистью: перекатывание, примакивание; продолжат развивать свои творческие способности.


Тема занятия: Рисуем ветку сакуры

Цель занятия: развивать умения работы с кистью и краской в процессе рисования ветки сакуры.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с основными видами искусства Японии: живопись, оригами, бонсай, японское стихотворение. Познакомить с японской легендой о сакуре.

  2. Научить изображать ветку сакуры с использованием изобразительных техник: примакивание и перекатывание кисти

  3. Воспитывать внимательность, аккуратность, эстетический вкус.

  4. Способствовать развитию интеллектуально-эвристических способностей, творческие способности, способность переноса имеющихся знаний на новые ситуации.

Тип занятия: изучение нового материала

Планируемый результат.

Предметный - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.

Личностные УУД: формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Регулятивные УУД: развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира, умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.

Коммуникативные УУД: способствовать учебному сотрудничеству,

Учебно-материальное оснащение:

- Компьютер;

- мультимедиапроектор;

- экран;

Материально-дидактическое оснащение: презентационные слайды,

Литературный ряд: японская поэзия и легенды.

Зрительный ряд: презентация с фотографиями японской природы, произведений живописи японских художников; презентация физкультминутки.

Музыкальный ряд: народная инструментальная японская музыка.

Художественные материалы: бумага (А3), гуашь (акварель), набор кистей;

Методы обучения: метод эвристической бесед; наглядный метод (демонстрация приёмов работы с кистью, показ слайдов презентации по теме); самостоятельная работа обучающихся.

Используемые педагогические технологии:

  • личностно-ориентированные;

  • технология развивающего обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Межпредметные связи: технология, литература, география, окружающий мир, история и культурология, музыка, художественное чтение.




Этапы занятия:

  1. Организационный момент

Проверить явку и готовность воспитанников к занятию.

Проверить психологический настрой воспитанников на предстоящее занятие.


  1. Актуализация знаний

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Это - островное государство в Восточной Азии, состоит их 4 островов. Располагается в Тихом океане к востоку от Японского моря. Его Столица Токио. Догадались, куда мы с вами отправимся?

Ответы детей

- Сами Японцы называют свою страну Нихон – буквально означает «источник, родина солнца» и это название часто переводят как «Страна восходящего солнца»

- Ребята какой флаг у Японии?

Ответы детей

- Как вы думаете, что обозначат красный круг на флаге Японии

Ответы детей

Флаг воплощает японский идеал человека: яркий, чистый, справедливый, наделенный добрым сердцем. До 1999 являлся военно-морским флагом

- В Америке флаг называют звездно-полосатым, в России – триколор, а как называют свой флаг японцы? Я предлагаю всем почувствовать себя жителями Японии и придумать название флагу.

Ответы детей

Белый фон - чистота, целостность

Красный круг - тепло, яркость, искренность

Хиномору – солнечный флаг.

- Какая самая знаменитая японская еда? Что Японцам заменяет вилки?

Ответы детей

Основным продуктом в японской кухни – рис. Рис в Японии это аналог хлеба, из него делают лапшу, лепёшки. Вторым по значимости – является рыба и море продукты. Часто рыба употребляется в сырой или полусырой.

Едят японцы палочками. Палочки для японцев это священный символ, приносящий владельцу удачу и долгую жизнь.

  1. Изучение нового материала.

- К основным видами искусства Японии относятся:

  • Бонсай. Миниатюрные деревья - карлики, гордость садоводов Японии. При возрасте свыше 100 лет они имеют высоту не более 30 сантиметров!

  • Оригами. Это древнее искусство складывания из листа бумаги различных фигур без использования другого подручного материала.

  • Живопись. Для японской живописи характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала художники использовали для изображения своих картин тушь, гравюру. Гравюры были цветными, однотонными: синими и розовыми, многокрасочная ксилография

  • Литература. Самым распространённым жанром японской литературы является хокку -  жанр традиционной  лирической поэзии. Одним из самых известных представителей жанра был и до сих пор остаётся Мацуо Басё:

На землю летят,
Возвращаются к старым корням...
Разлука цветов! Памяти друга

Сегодня мы познакомимся с одним из видов литературного творчества – это легенды. Существует несколько легенд связанных с цветением сакуры, и сейчас одну из них я вам расскажу.

Когда спустившемуся с высоких Небес на острова Японии богу Ниниги были предложены на выбор две дочери бога гор, он выбрал младшую сестру по имени Цветущая, а старшую, Высокую Скалу, — отослал отцу, поскольку он счел ее безобразной. Тогда отец разгневался (старшая дочь есть старшая дочь) и поведал о своем первоначальном замысле: если бы Ниниги выбрал себе в супруги Скалу, жизнь потомков Ниниги была бы вечной и прочной — подобно горам и камням. Ниниги совершил неправильный выбор, и потому жизнь его потомков, то есть всех японских людей, начиная от самих императоров и кончая простолюдинами, будет бурно-прекрасной, но недолговечной — как весеннее цветение…

Цветение сакуры для японцев считается священным. Праздник цветения сакуры называется О-Ханами. Перед началом сезона цветения сакуры, который длится с конца марта и по начало апреля, вся страна с нетерпением следит за тем, где же распустится на вишневом дереве первый цветок - счастливчик, первый заметивший его, не будет обделен вниманием публики.

И после этого белыми и бледно-розовыми пушистыми облаками постепенно окутываются деревья по всей стране. Цветение сакуры начинается на юге страны, где самый теплый климат, и постепенно переходит на северные японские острова.

  1. Проведение физкультминутки. Радио тайсо (в переводе с японского — радио-зарядка) — это популярный в Японии тип коротких радио- и телепередач, в которых даются инструкции по выполнению физических упражнений — обычно под звуки пианино. Сегодня я предлагаю вам выполнить простые и эффективные упражнения. https://www.youtube.com/watch?v=1MGsuinRElk

  2. Самостоятельная работа обучающихся.

- А теперь нарисуем ветку сакуры (презентационное и музыкальное сопровождение работы обучающихся).

  1. Берем лист бумаги, круглую кисть, акварель (гуашь).

  2. Смачиваем краску водой, набираем краску на кисть

  3. Р исуем основную ветвь. Её называют «дедушкой». Для этого укладываем кисть на бочок и рисуем изгиб ветки, перекатывая кисть по бумаге с боку на бок. Такой прием позволяет изобразить неровности коры, сделать ветвь живой.









  1. З атем рисуем "детей" и "внуков" - более молодые ветки. Они более прямые, тонкие, изящные. Добавляем короткие шипы на ветках.











  1. Набираем на кисть розовую краску. Рисуем цветы касанием кончиком кисти. Следуем логике: раскрытый цветок, следом - полураскрытый, затем - бутон. Маленькие бутоны-почки можно продолжать и далее в виде точек. Раскрытый цветок имеет пять лепестков, полураскрытый - три, бутон – один

  2. П осле высыхания лепестков черным цветом рисуем детали цветка. Сердцевина раскрытого цветка делается в виде двух скобочек-запятых. Из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками. На полураскрытом цветке тремя штрихами делаем чашелистики. Остовы всех цветков рисуем в виде запятой.











  1. Подведение итогов, рефлексия

-Ребята что нового вы узнали на занятии!

Ответы детей

- Ребята сейчас мы напишем с вами настоящие японские стихи. Отразите в них своё впечатление о сегодняшнем занятии.

  1. Первая строчка говорит о чём пойдет речь

  2. Вторая раскрывает смысл первой

  3. Третья строка делает неожиданный вывод из всего этого.

- Ваши стихи должны передавать ощущения, которые навеяло сегодняшнее занятие, что вы увидели и узнали, что у вас получилась или нет.

Распустился цветок вишни

Нежные лепестки трепещут на весеннем ветерке

Это не вишня, это трепещет моя душа


Дети пишут свои стихи и зачитывают их.


- Вы все молодцы и завершить сегодняшнее занятие я предлагаю на японском языке. Например "Мата асьта" или «Сицурэйсимас» (失礼します), до свидание ребята!


Литература и ссылки.

  1. http://arttrening.blogspot.ru/2011/02/blog-post_11.html

  2. http://wikipedia.org

  3. http://mado-cloh.ru

  4. http://iamato.ru

  5. http://demiart.ru/forum/journal_uploads3/j1367550_1274776967.jpg

  6. http://img-fotki.yandex.ru/get/4910/sulendil.27/0_6b59e_d2beaf6a_XL

  7. http://www.youtube.com/watch?v=U3UPuOT4t0k

  8. http://www.youtube.com/watch?v=VOT5LxDI1zE&feature=related

  9. http://happy-school.ru/publ/japonskij_zhuravlik/61-1-0-1779

  10. http://pishi-stihi.ru/