Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Надежда»»
Методическая разработка занятия из цикла «Легенды стран мира»
Тема: Рисуем ветку сакуры
Автор: Овсяникова Ольга Викторовна - педагог дополнительного образования.
Направленность: художественная
Возраст детей: 7- 9 лет
Место реализации методической разработки: пгт. Айхал Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»», объединение «Студия изобразительного искусства «Палитра».
п.Айхал, 2021 г.
Аннотация.
Методическая разработка из цикла «Легенды стран мира» – конспект учебного занятия «Рисуем ветку сакуры»
Профессор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Р. Валленберга П.Н. Николаенко предполагает, что «рисование генетически заложено в жизнь и деятельность ребенка, является частью его эмоционального, духовного и интеллектуального развития». Через рисунок ребенок передает в графических образах все, что ему запомнилось, произвело впечатление, а цвет в этом случае является средством передачи. Наш мир удивительно и ярок из-за многообразия цветов и оттенков и умение видеть, различать это многообразие будет способствовать развитию ребенка, его восприятия, интеллекта и творческих способностей.
Для наилучшего усвоения темы занятия используются педагогические технологии и методы:
- сказкатерапия: метод арт- терапевтическая работа по сюжету сказки
- игровые технологии (игры – загадки);
- наглядный метод; метод демонстрации приемов работы с цветом и создания композиции рисунка;
- самостоятельная работа обучающихся.
Сказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны. Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека
Метод сказкотерапии предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям. Для детей 8 – 9 лет будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок.
Из многообразия направлений, методов и форм были выбраны следующие направления сказкотерапии:
Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
Развитие мышления. Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.
Методы сказкотерпаии:
Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.
Формы проведения сказкотерапии:
Рисование сказки. Это помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. В процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие. В данной методической разработке использовалась игра – путешествие.
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что обучающиеся познакомятся с традициями, культурой, искусством и легендами островного государства Японией. Изучат приемы работы с кистью: перекатывание, примакивание; продолжат развивать свои творческие способности.
Тема занятия: Рисуем ветку сакуры
Цель занятия: развивать умения работы с кистью и краской в процессе рисования ветки сакуры.
Задачи:
Познакомить воспитанников с основными видами искусства Японии: живопись, оригами, бонсай, японское стихотворение. Познакомить с японской легендой о сакуре.
Научить изображать ветку сакуры с использованием изобразительных техник: примакивание и перекатывание кисти
Воспитывать внимательность, аккуратность, эстетический вкус.
Способствовать развитию интеллектуально-эвристических способностей, творческие способности, способность переноса имеющихся знаний на новые ситуации.
Тип занятия: изучение нового материала
Планируемый результат.
Предметный - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.
Личностные УУД: формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Регулятивные УУД: развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира, умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.
Коммуникативные УУД: способствовать учебному сотрудничеству,
Учебно-материальное оснащение:
- Компьютер;
- мультимедиапроектор;
- экран;
Материально-дидактическое оснащение: презентационные слайды,
Литературный ряд: японская поэзия и легенды.
Зрительный ряд: презентация с фотографиями японской природы, произведений живописи японских художников; презентация физкультминутки.
Музыкальный ряд: народная инструментальная японская музыка.
Художественные материалы: бумага (А3), гуашь (акварель), набор кистей;
Методы обучения: метод эвристической бесед; наглядный метод (демонстрация приёмов работы с кистью, показ слайдов презентации по теме); самостоятельная работа обучающихся.
Используемые педагогические технологии:
личностно-ориентированные;
технология развивающего обучения;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии.
Межпредметные связи: технология, литература, география, окружающий мир, история и культурология, музыка, художественное чтение.
Этапы занятия:
Организационный момент
Проверить явку и готовность воспитанников к занятию.
Проверить психологический настрой воспитанников на предстоящее занятие.
Актуализация знаний
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Это - островное государство в Восточной Азии, состоит их 4 островов. Располагается в Тихом океане к востоку от Японского моря. Его Столица Токио. Догадались, куда мы с вами отправимся?
Ответы детей
- Сами Японцы называют свою страну Нихон – буквально означает «источник, родина солнца» и это название часто переводят как «Страна восходящего солнца»
- Ребята какой флаг у Японии?
Ответы детей
- Как вы думаете, что обозначат красный круг на флаге Японии
Ответы детей
Флаг воплощает японский идеал человека: яркий, чистый, справедливый, наделенный добрым сердцем. До 1999 являлся военно-морским флагом
- В Америке флаг называют звездно-полосатым, в России – триколор, а как называют свой флаг японцы? Я предлагаю всем почувствовать себя жителями Японии и придумать название флагу.
Ответы детей
Белый фон - чистота, целостность
Красный круг - тепло, яркость, искренность
Хиномору – солнечный флаг.
- Какая самая знаменитая японская еда? Что Японцам заменяет вилки?
Ответы детей
Основным продуктом в японской кухни – рис. Рис в Японии это аналог хлеба, из него делают лапшу, лепёшки. Вторым по значимости – является рыба и море продукты. Часто рыба употребляется в сырой или полусырой.
Едят японцы палочками. Палочки для японцев это священный символ, приносящий владельцу удачу и долгую жизнь.
Изучение нового материала.
- К основным видами искусства Японии относятся:
Бонсай. Миниатюрные деревья - карлики, гордость садоводов Японии. При возрасте свыше 100 лет они имеют высоту не более 30 сантиметров!
Оригами. Это древнее искусство складывания из листа бумаги различных фигур без использования другого подручного материала.
Живопись. Для японской живописи характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала художники использовали для изображения своих картин тушь, гравюру. Гравюры были цветными, однотонными: синими и розовыми, многокрасочная ксилография
Литература. Самым распространённым жанром японской литературы является хокку - жанр традиционной лирической поэзии. Одним из самых известных представителей жанра был и до сих пор остаётся Мацуо Басё:
На землю летят,
Возвращаются к старым корням...
Разлука цветов! Памяти друга
Сегодня мы познакомимся с одним из видов литературного творчества – это легенды. Существует несколько легенд связанных с цветением сакуры, и сейчас одну из них я вам расскажу.
Когда спустившемуся с высоких Небес на острова Японии богу Ниниги были предложены на выбор две дочери бога гор, он выбрал младшую сестру по имени Цветущая, а старшую, Высокую Скалу, — отослал отцу, поскольку он счел ее безобразной. Тогда отец разгневался (старшая дочь есть старшая дочь) и поведал о своем первоначальном замысле: если бы Ниниги выбрал себе в супруги Скалу, жизнь потомков Ниниги была бы вечной и прочной — подобно горам и камням. Ниниги совершил неправильный выбор, и потому жизнь его потомков, то есть всех японских людей, начиная от самих императоров и кончая простолюдинами, будет бурно-прекрасной, но недолговечной — как весеннее цветение…
Цветение сакуры для японцев считается священным. Праздник цветения сакуры называется О-Ханами. Перед началом сезона цветения сакуры, который длится с конца марта и по начало апреля, вся страна с нетерпением следит за тем, где же распустится на вишневом дереве первый цветок - счастливчик, первый заметивший его, не будет обделен вниманием публики.
И после этого белыми и бледно-розовыми пушистыми облаками постепенно окутываются деревья по всей стране. Цветение сакуры начинается на юге страны, где самый теплый климат, и постепенно переходит на северные японские острова.
Проведение физкультминутки. Радио тайсо (в переводе с японского — радио-зарядка) — это популярный в Японии тип коротких радио- и телепередач, в которых даются инструкции по выполнению физических упражнений — обычно под звуки пианино. Сегодня я предлагаю вам выполнить простые и эффективные упражнения. https://www.youtube.com/watch?v=1MGsuinRElk
Самостоятельная работа обучающихся.
- А теперь нарисуем ветку сакуры (презентационное и музыкальное сопровождение работы обучающихся).
Берем лист бумаги, круглую кисть, акварель (гуашь).
Смачиваем краску водой, набираем краску на кисть
Р
исуем основную ветвь. Её называют «дедушкой». Для этого укладываем кисть на бочок и рисуем изгиб ветки, перекатывая кисть по бумаге с боку на бок. Такой прием позволяет изобразить неровности коры, сделать ветвь живой.
З
атем рисуем "детей" и "внуков" - более молодые ветки. Они более прямые, тонкие, изящные. Добавляем короткие шипы на ветках.
Набираем на кисть розовую краску. Рисуем цветы касанием кончиком кисти. Следуем логике: раскрытый цветок, следом - полураскрытый, затем - бутон. Маленькие бутоны-почки можно продолжать и далее в виде точек. Раскрытый цветок имеет пять лепестков, полураскрытый - три, бутон – один
П
осле высыхания лепестков черным цветом рисуем детали цветка. Сердцевина раскрытого цветка делается в виде двух скобочек-запятых. Из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками. На полураскрытом цветке тремя штрихами делаем чашелистики. Остовы всех цветков рисуем в виде запятой.
Подведение итогов, рефлексия
-Ребята что нового вы узнали на занятии!
Ответы детей
- Ребята сейчас мы напишем с вами настоящие японские стихи. Отразите в них своё впечатление о сегодняшнем занятии.
Первая строчка говорит о чём пойдет речь
Вторая раскрывает смысл первой
Третья строка делает неожиданный вывод из всего этого.
- Ваши стихи должны передавать ощущения, которые навеяло сегодняшнее занятие, что вы увидели и узнали, что у вас получилась или нет.
Распустился цветок вишни
Нежные лепестки трепещут на весеннем ветерке
Это не вишня, это трепещет моя душа
Дети пишут свои стихи и зачитывают их.
- Вы все молодцы и завершить сегодняшнее занятие я предлагаю на японском языке. Например "Мата асьта" или «Сицурэйсимас» (失礼します), до свидание ребята!
Литература и ссылки.
http://arttrening.blogspot.ru/2011/02/blog-post_11.html
http://wikipedia.org
http://mado-cloh.ru
http://iamato.ru
http://demiart.ru/forum/journal_uploads3/j1367550_1274776967.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4910/sulendil.27/0_6b59e_d2beaf6a_XL
http://www.youtube.com/watch?v=U3UPuOT4t0k
http://www.youtube.com/watch?v=VOT5LxDI1zE&feature=related
http://happy-school.ru/publ/japonskij_zhuravlik/61-1-0-1779
http://pishi-stihi.ru/