СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методическая разработка занятия из цикла «Легенды стран мира» - Рисуем китайского дракона

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка из цикла «Легенды стран мира» – конспект учебного занятия «Рисуем китайского дракона»

Профессор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Р. Валленберга П.Н. Николаенко предполагает, что «рисование генетически заложено в жизнь и деятельность ребенка, является частью его эмоционального, духовного и интеллектуального развития». Через рисунок ребенок передает в графических образах все, что ему запомнилось, произвело впечатление, а цвет в этом случае является средством передачи. Наш мир удивительно и ярок из-за многообразия цветов и оттенков и умение видеть, различать это многообразие будет способствовать развитию ребенка, его восприятия, интеллекта и творческих способностей.

Для наилучшего усвоения темы занятия используются педагогические технологии и методы:

- сказкатерапия: метод арт- терапевтическая работа по сюжету сказки

- игровые технологии (игры – загадки);

- наглядный метод; метод демонстрации приемов  работы с цветом и  создания композиции рисунка;

- самостоятельная работа обучающихся.

Сказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны. Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека

Метод сказкотерапии предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям. Для детей 8 – 9 лет будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Из многообразия направлений, методов и форм были выбраны следующие  направления сказкотерапии:

  • Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
  • Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
  • Развитие мышления. Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.

Методы сказкотерпаии:

  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.

Формы проведения сказкотерапии:

  • Рисование сказки. Это помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. В процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие.

 

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что обучающиеся познакомятся с традициями, культурой и легендами китайского народа. Изучат приемы работы с краской: смешение цветов, лессировка.  Продолжат развивать свои творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка занятия из цикла «Легенды стран мира» - Рисуем китайского дракона»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Надежда»»








Методическая разработка занятия из цикла «Легенды стран мира»

Тема: Рисуем китайского дракона





















Автор: Овсяникова Ольга Викторовна- педагог дополнительного образования.

Предмет (направленность): художественное

Возраст детей: 7- 9 лет

Место реализации методической разработки: пгт. Айхал Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»», объединение «Студия изобразительного искусства «Палитра».











п. Айхал, 2021 г.



Аннотация.

Методическая разработка из цикла «Легенды стран мира» – конспект учебного занятия «Рисуем китайского дракона»

Профессор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Р. Валленберга П.Н. Николаенко предполагает, что «рисование генетически заложено в жизнь и деятельность ребенка, является частью его эмоционального, духовного и интеллектуального развития». Через рисунок ребенок передает в графических образах все, что ему запомнилось, произвело впечатление, а цвет в этом случае является средством передачи. Наш мир удивительно и ярок из-за многообразия цветов и оттенков и умение видеть, различать это многообразие будет способствовать развитию ребенка, его восприятия, интеллекта и творческих способностей.

Для наилучшего усвоения темы занятия используются педагогические технологии и методы:

- сказкатерапия: метод арт- терапевтическая работа по сюжету сказки

- игровые технологии (игры – загадки);

- наглядный метод; метод демонстрации приемов работы с цветом и создания композиции рисунка;

- самостоятельная работа обучающихся.

Сказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны. Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека

Метод сказкотерапии предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям. Для детей 8 – 9 лет будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок.
Из многообразия направлений, методов и форм были выбраны следующие направления сказкотерапии:

  • Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.

  • Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.

  • Развитие мышления. Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.

Методы сказкотерпаии:

  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.

Формы проведения сказкотерапии:

  • Рисование сказки. Это помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. В процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие.


Актуальность данной методической разработки заключается в том, что обучающиеся познакомятся с традициями, культурой и легендами китайского народа. Изучат приемы работы с краской: смешение цветов, лессировка. Продолжат развивать свои творческие способности.





Тема занятия: Рисуем китайского дракона


Цель занятия: развивать умения работы с кистью и краской в процессе рисования дракона.


Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с Китайской культурой и легендами.

  2. Научить изображать дракона с использованием изобразительных техник: работа карандашом и краской.

  3. Воспитывать внимательность, аккуратность, эстетический вкус.

  4. Способствовать развитию интеллектуально-эвристических способностей, творческие способности, способность переноса имеющихся знаний на новые ситуации.

Тип занятия: изучение нового материала

Планируемый результат.

Предметный - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.

Личностные УУД: формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Регулятивные УУД: развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира, умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.

Коммуникативные УУД: способствовать учебному сотрудничеству,


Учебно-материальное оснащение:

- Компьютер;

- мультимедиапроектор;

- экран;

Материально-дидактическое оснащение: презентационные слайды,

Литературный ряд: китайские легенды о драконах.

Зрительный ряд: презентация с изображениями драконов.

Музыкальный ряд: народная инструментальная китайская музыка.

Художественные материалы: бумага (А3), гуашь, набор кистей, карандаш, ластик;

Методы обучения: метод сказкотерапии, метод эвристической бесед; наглядный метод (демонстрация приёмов работы с кистью, показ слайдов презентации по теме); самостоятельная работа обучающихся.

Используемые педагогические технологии:

  • личностно-ориентированные;

  • технология развивающего обучения;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии.


Межпредметные связи: литература, окружающий мир, история и культурология, музыка, художественное чтение.

Этапы занятия:

  1. Организационный момент

Проверить явку и готовность воспитанников к занятию.

Проверить психологический настрой воспитанников на предстоящее занятие.


  1. Актуализация знаний

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. В страну, где живет множество драконов. А что это за страна вы отгадайте сами:

Мой первый слог – животное морское.

За ним охотятся порой.

А междометие – второй.

Всё – государство, но какое? (слайд 3)

- Кто догадался, о какой стране говорится в загадке?

Ответы детей: Китай

- Молодцы! А что вы знаете об этой стране?(слайд 4)

Ответы детей: В Китае живут бамбуковые медведи – панды. (слайд 5)

- Столица Китая – Пикин переводится как Северная столица (слайд 6)

- Все боевые искусства в Китае называется ушу. Одной из самых популярных боевых школ стала шаолиньская школа боевых искусств. (слайд7)

- Послушайте ещё одну загадку, и вы узнаете об одной достопримечательности этой страны.

Найдите в Азии вы стену ту.

Когда-то на такую высоту

Взбиралась конница легко,

Ведь со стены же видно далеко.

Теперь ее из космоса видать

Название стены должны вы знать

Ответы детей: Великая китайская стена (слайд 8)

- Празднование Нового года происходит шумно с использованием фейерверка и петард, чтобы отогнать злых духов. На улицах устраивают костюмированные шествия с пляшущими львами и персонажем, которого назовёте вы. (слайд 9)

С головы и до хвоста,

Тело в чешуе всегда,

Но не рыба и не зверь,

Это сказочный …

Ответы детей: Дракон

- А сейчас я предлагаю провести небольшую музыкальную паузу. И все вместе мы станцуем танец «Дракончик - рок» Все встаём и начинаем двигаться под музыку

3. Проведение физкультминутки

4. Изучение нового материала.


- Из всех мифических существ наибольшей популярностью (даже благоговением) у китайского народа пользовались драконы. Драконы представляют небесную и земную власть, мудрость и силу. Они живут в воде и приносят богатство и удачу, а так же осадки для сельскохозяйственных культур. Культ дракона был связан, прежде всего, с водой. Драконы, олицетворяли собой дождливые облака, которые приносили необходимые для посевов дожди, представлялись китайцами благостными богами, дарующими сладкий, «хлебный» дождь. Драконы так же почитались в качестве хранителей рек, озер и водоемов воды которых использовались для орошения.

Часто вокруг дракона рисовали облака, густой туман или бушующие волны, что бы создать представление о его необычайной силе и способности вызывать стихийные бедствия. Дракон взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти. Дракон обладал способностью к перевоплощению, он мог бегать, плавать, летать.

Жители Китая хорошо представляли себе дракона вот одно описание: «Дракон – длинное из чешуйчатых существ. Может скрыться, может появиться, может стать тонким, может стать огромным… В день весеннего равноденствия взлетает в небо; в день осеннего равноденствия ныряет в бездну» (слайд 10)

- В Китае различают следующих драконов: (слайд 11 - 16)

  • Охраняющие богов и императоров

  • Контролирующих ветер и дождь (Ин-Лун)

  • Земные

  • Речные и морские (Лун-Ван)

  • Стражи скрытых сокровищ.

- Ребята как вы думаете, почему в Китае такие крыши? (слайд17)

Ответы детей

- Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла в одной китайской деревне: (слайд18 - 24)

Есть легенда, что воздушные драконы были большими проказниками и любителями развлечений. Больше всего на свете они любили кататься с крыш домов. И вот к одному крестьянину по имени Лю Тянь повадились прилетать воздушные драконы и кататься с крыши каждую ночь. Так как около его дома был разбит огород, драконы, скатываясь, непременно сваливались к нему на грядки и портили посевы. Крестьянин сильно разозлился, но знал, что портить отношения с драконами не стоит. Инженерная смекалка помогла ему решить проблему. Лю пришла идея немного изменить траекторию скатывания драконов по крыше. Он взял и загнул края крыши дома, чтобы драконы съезжая взлетали опять в воздух или улетали, по крайней мере, не к нему в огород. Таким образом, Лю Тянь спас свои посевы, а драконы получили дополнительное развлечение. Теперь у них был трамплин для взлета в небо.

- Ребята сегодня мы будем учиться рисовать дракона. Рисовать буде в 10 этапов.



5 . Самостоятельная работа обучающихся. (слайд 25-30)


1. Рисуем круг в верхней части листа. Ниже рисуем овал и соединяем его плавной линией с кругом, как показано на рисунке. Круг делим на две части (верхняя часть чуть больше, в ней будут располагаться глаза дракона). Рисуем плавную линию от овала – это будущий хвост.



















2. Прорисовываем голову и нос дракончика 3. Добавляем глаза и рога





4. Прорисовываем глаза и ноздри у дракона









  1. О риентируясь на первоначальный контур параллельными линиями с двух сторон рисуем форму шеи и туловища дракона.















6 . Рисуем передние лапы. 7. Рисуя хвост, линии сближайте к концу. Добавляем заднюю лапу.



8. Аккуратно прорисовываем крылья. Не забудьте добавить детали и мелкие штрихи по телу.





9. Убираем лишние контурные линии карандаша нарисованные на ранних этапах. Добавляем детали, характерные для дракона. Например, можно нарисовать кожу дракона такую же, как у ящерицы и острые наросты на хвосте. Для большей живости рисунка рисуем фон на заднем плане рисунка. Можно нарисовать заснеженные горы или уютную пещеру







- Ребята следующий наш этап это работа с краской. Давайте вспомним правила работы с гуашью.

Ответы детей

  1. один цвет краски может перекрыть другим.

  2. разведенная гуашь недолжна быть слишком жидкой потому что при высыхании по границы мазков темные каемки.

  3. не следует класть гуашь и слишком густо, толстым слоем или перекрывать много раз одно и то же место – она плохо закрепится на основании, и после высыхания будет осыпаться. Это может привести к появлению тёмных пятен на поверхности.

  4. чтобы закрасить поверхность ровно, необходимо брать краску кистью, смоченной воде.

- Молодцы!

Самостоятельная работа обучающихся с красками. Завершение рисунка. (слайд 31)



10. Перед тем как перейти к работе с красками подумайте, какого цвета будут ваши драконы. Какими они будут - земными, облачные или может быть хранителями сокровищ. И в соответствии с видом дракона какой фон его будет окружать – вода, облака или лес.





  1. Подведение итогов, рефлексия

-Ребята что нового вы узнали на занятии!

Ответы детей

- в Китае каждый дракон имеет своё имя в зависимости от цвета, наличии рогов и чешуи. Посмотрите внимательно на своих драконов и дайте им имена в соответствии с китайским делением. (слайд32)


Цвет. Рога. Чешуйчатые. Облачные

Желтые – хуан, рогатых – цю чешуйчатых- цзяю безрогие драконы - юнь-чи

Зеленый – цин, безрогих – чи облачный рогатый - юнь-цю

Красный – чжу,

Белых – бай

Черных – сюань


Дети составляют имя своих драконов.

- После празднования нового года в Китае существует традиция зажигать много бумажных фонариков. Жители Китая верят, что во время празднования к ним с неба спускаются души их предков, а свет фонариков помогают им найти дорогу обратно. Так же запуская фонарики жители Китая желают себе поймать птицу удачи и прогнать все горести в наступившем году. (слайд33)

- Ребята сейчас каждый уберет свое рабочее место. Одеваемся и выходим на улицу. Сегодня мы вместе с вами запустим в небо китайский воздушный фонарик.

- Все встаем в кружок и держимся за нижний обод фонарика, желаем себе удачи и по команде отпускаем.


Дети запускают фонарик

- Всем большое спасибо, до свидание!


Литература и ссылки. (слайд34)


1. http://gamejulia.ru

2. http://ejka.ru

3. http://mufhology.info

4. http://othereai.ru

5. http://1001facts.info

6. http://www.sunturs.ru

7. http://edinstv-shaolin.com

8. http://загадки.su

9. http://my-cina.ru