Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Надежда»»
Методическая разработка занятия из цикла «Легенды стран мира»
Тема: Рисуем китайского дракона
Автор: Овсяникова Ольга Викторовна- педагог дополнительного образования.
Предмет (направленность): художественное
Возраст детей: 7- 9 лет
Место реализации методической разработки: пгт. Айхал Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»», объединение «Студия изобразительного искусства «Палитра».
п. Айхал, 2021 г.
Аннотация.
Методическая разработка из цикла «Легенды стран мира» – конспект учебного занятия «Рисуем китайского дракона»
Профессор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Р. Валленберга П.Н. Николаенко предполагает, что «рисование генетически заложено в жизнь и деятельность ребенка, является частью его эмоционального, духовного и интеллектуального развития». Через рисунок ребенок передает в графических образах все, что ему запомнилось, произвело впечатление, а цвет в этом случае является средством передачи. Наш мир удивительно и ярок из-за многообразия цветов и оттенков и умение видеть, различать это многообразие будет способствовать развитию ребенка, его восприятия, интеллекта и творческих способностей.
Для наилучшего усвоения темы занятия используются педагогические технологии и методы:
- сказкатерапия: метод арт- терапевтическая работа по сюжету сказки
- игровые технологии (игры – загадки);
- наглядный метод; метод демонстрации приемов работы с цветом и создания композиции рисунка;
- самостоятельная работа обучающихся.
Сказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны. Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека
Метод сказкотерапии предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям. Для детей 8 – 9 лет будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок.
Из многообразия направлений, методов и форм были выбраны следующие направления сказкотерапии:
Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
Развитие мышления. Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.
Методы сказкотерпаии:
Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.
Формы проведения сказкотерапии:
Рисование сказки. Это помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. В процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие.
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что обучающиеся познакомятся с традициями, культурой и легендами китайского народа. Изучат приемы работы с краской: смешение цветов, лессировка. Продолжат развивать свои творческие способности.
Тема занятия: Рисуем китайского дракона
Цель занятия: развивать умения работы с кистью и краской в процессе рисования дракона.
Задачи:
Познакомить обучающихся с Китайской культурой и легендами.
Научить изображать дракона с использованием изобразительных техник: работа карандашом и краской.
Воспитывать внимательность, аккуратность, эстетический вкус.
Способствовать развитию интеллектуально-эвристических способностей, творческие способности, способность переноса имеющихся знаний на новые ситуации.
Тип занятия: изучение нового материала
Планируемый результат.
Предметный - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.
Личностные УУД: формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Регулятивные УУД: развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира, умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.
Коммуникативные УУД: способствовать учебному сотрудничеству,
Учебно-материальное оснащение:
- Компьютер;
- мультимедиапроектор;
- экран;
Материально-дидактическое оснащение: презентационные слайды,
Литературный ряд: китайские легенды о драконах.
Зрительный ряд: презентация с изображениями драконов.
Музыкальный ряд: народная инструментальная китайская музыка.
Художественные материалы: бумага (А3), гуашь, набор кистей, карандаш, ластик;
Методы обучения: метод сказкотерапии, метод эвристической бесед; наглядный метод (демонстрация приёмов работы с кистью, показ слайдов презентации по теме); самостоятельная работа обучающихся.
Используемые педагогические технологии:
личностно-ориентированные;
технология развивающего обучения;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии.
Межпредметные связи: литература, окружающий мир, история и культурология, музыка, художественное чтение.
Этапы занятия:
Организационный момент
Проверить явку и готовность воспитанников к занятию.
Проверить психологический настрой воспитанников на предстоящее занятие.
Актуализация знаний
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. В страну, где живет множество драконов. А что это за страна вы отгадайте сами:
Мой первый слог – животное морское.
За ним охотятся порой.
А междометие – второй.
Всё – государство, но какое? (слайд 3)
- Кто догадался, о какой стране говорится в загадке?
Ответы детей: Китай
- Молодцы! А что вы знаете об этой стране?(слайд 4)
Ответы детей: В Китае живут бамбуковые медведи – панды. (слайд 5)
- Столица Китая – Пикин переводится как Северная столица (слайд 6)
- Все боевые искусства в Китае называется ушу. Одной из самых популярных боевых школ стала шаолиньская школа боевых искусств. (слайд7)
- Послушайте ещё одну загадку, и вы узнаете об одной достопримечательности этой страны.
Найдите в Азии вы стену ту.
Когда-то на такую высоту
Взбиралась конница легко,
Ведь со стены же видно далеко.
Теперь ее из космоса видать
Название стены должны вы знать
Ответы детей: Великая китайская стена (слайд 8)
- Празднование Нового года происходит шумно с использованием фейерверка и петард, чтобы отогнать злых духов. На улицах устраивают костюмированные шествия с пляшущими львами и персонажем, которого назовёте вы. (слайд 9)
С головы и до хвоста,
Тело в чешуе всегда,
Но не рыба и не зверь,
Это сказочный …
Ответы детей: Дракон
- А сейчас я предлагаю провести небольшую музыкальную паузу. И все вместе мы станцуем танец «Дракончик - рок» Все встаём и начинаем двигаться под музыку
3. Проведение физкультминутки
4. Изучение нового материала.
- Из всех мифических существ наибольшей популярностью (даже благоговением) у китайского народа пользовались драконы. Драконы представляют небесную и земную власть, мудрость и силу. Они живут в воде и приносят богатство и удачу, а так же осадки для сельскохозяйственных культур. Культ дракона был связан, прежде всего, с водой. Драконы, олицетворяли собой дождливые облака, которые приносили необходимые для посевов дожди, представлялись китайцами благостными богами, дарующими сладкий, «хлебный» дождь. Драконы так же почитались в качестве хранителей рек, озер и водоемов воды которых использовались для орошения.
Часто вокруг дракона рисовали облака, густой туман или бушующие волны, что бы создать представление о его необычайной силе и способности вызывать стихийные бедствия. Дракон взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти. Дракон обладал способностью к перевоплощению, он мог бегать, плавать, летать.
Жители Китая хорошо представляли себе дракона вот одно описание: «Дракон – длинное из чешуйчатых существ. Может скрыться, может появиться, может стать тонким, может стать огромным… В день весеннего равноденствия взлетает в небо; в день осеннего равноденствия ныряет в бездну» (слайд 10)
- В Китае различают следующих драконов: (слайд 11 - 16)
Охраняющие богов и императоров
Контролирующих ветер и дождь (Ин-Лун)
Земные
Речные и морские (Лун-Ван)
Стражи скрытых сокровищ.
- Ребята как вы думаете, почему в Китае такие крыши? (слайд17)
Ответы детей
- Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла в одной китайской деревне: (слайд18 - 24)
Есть легенда, что воздушные драконы были большими проказниками и любителями развлечений. Больше всего на свете они любили кататься с крыш домов. И вот к одному крестьянину по имени Лю Тянь повадились прилетать воздушные драконы и кататься с крыши каждую ночь. Так как около его дома был разбит огород, драконы, скатываясь, непременно сваливались к нему на грядки и портили посевы. Крестьянин сильно разозлился, но знал, что портить отношения с драконами не стоит. Инженерная смекалка помогла ему решить проблему. Лю пришла идея немного изменить траекторию скатывания драконов по крыше. Он взял и загнул края крыши дома, чтобы драконы съезжая взлетали опять в воздух или улетали, по крайней мере, не к нему в огород. Таким образом, Лю Тянь спас свои посевы, а драконы получили дополнительное развлечение. Теперь у них был трамплин для взлета в небо.
- Ребята сегодня мы будем учиться рисовать дракона. Рисовать буде в 10 этапов.
5
. Самостоятельная работа обучающихся. (слайд 25-30)
1. Рисуем круг в верхней части листа. Ниже рисуем овал и соединяем его плавной линией с кругом, как показано на рисунке. Круг делим на две части (верхняя часть чуть больше, в ней будут располагаться глаза дракона). Рисуем плавную линию от овала – это будущий хвост.
2. Прорисовываем голову и нос дракончика 3. Добавляем глаза и рога
4. Прорисовываем глаза и ноздри у дракона
О
риентируясь на первоначальный контур параллельными линиями с двух сторон рисуем форму шеи и туловища дракона.
6
. Рисуем передние лапы. 7. Рисуя хвост, линии сближайте к концу. Добавляем заднюю лапу.
8. Аккуратно прорисовываем крылья. Не забудьте добавить детали и мелкие штрихи по телу.
9. Убираем лишние контурные линии карандаша нарисованные на ранних этапах. Добавляем детали, характерные для дракона. Например, можно нарисовать кожу дракона такую же, как у ящерицы и острые наросты на хвосте. Для большей живости рисунка рисуем фон на заднем плане рисунка. Можно нарисовать заснеженные горы или уютную пещеру
- Ребята следующий наш этап это работа с краской. Давайте вспомним правила работы с гуашью.
Ответы детей
один цвет краски может перекрыть другим.
разведенная гуашь недолжна быть слишком жидкой потому что при высыхании по границы мазков темные каемки.
не следует класть гуашь и слишком густо, толстым слоем или перекрывать много раз одно и то же место – она плохо закрепится на основании, и после высыхания будет осыпаться. Это может привести к появлению тёмных пятен на поверхности.
чтобы закрасить поверхность ровно, необходимо брать краску кистью, смоченной воде.
- Молодцы!
Самостоятельная работа обучающихся с красками. Завершение рисунка. (слайд 31)
10. Перед тем как перейти к работе с красками подумайте, какого цвета будут ваши драконы. Какими они будут - земными, облачные или может быть хранителями сокровищ. И в соответствии с видом дракона какой фон его будет окружать – вода, облака или лес.
Подведение итогов, рефлексия
-Ребята что нового вы узнали на занятии!
Ответы детей
- в Китае каждый дракон имеет своё имя в зависимости от цвета, наличии рогов и чешуи. Посмотрите внимательно на своих драконов и дайте им имена в соответствии с китайским делением. (слайд32)
Цвет. Рога. Чешуйчатые. Облачные
Желтые – хуан, рогатых – цю чешуйчатых- цзяю безрогие драконы - юнь-чи
Зеленый – цин, безрогих – чи облачный рогатый - юнь-цю
Красный – чжу,
Белых – бай
Черных – сюань
Дети составляют имя своих драконов.
- После празднования нового года в Китае существует традиция зажигать много бумажных фонариков. Жители Китая верят, что во время празднования к ним с неба спускаются души их предков, а свет фонариков помогают им найти дорогу обратно. Так же запуская фонарики жители Китая желают себе поймать птицу удачи и прогнать все горести в наступившем году. (слайд33)
- Ребята сейчас каждый уберет свое рабочее место. Одеваемся и выходим на улицу. Сегодня мы вместе с вами запустим в небо китайский воздушный фонарик.
- Все встаем в кружок и держимся за нижний обод фонарика, желаем себе удачи и по команде отпускаем.
Дети запускают фонарик
- Всем большое спасибо, до свидание!
Литература и ссылки. (слайд34)
1. http://gamejulia.ru
2. http://ejka.ru
3. http://mufhology.info
4. http://othereai.ru
5. http://1001facts.info
6. http://www.sunturs.ru
7. http://edinstv-shaolin.com
8. http://загадки.su
9. http://my-cina.ru