До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно,
готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно,
добивайтесь неустанно.
Уильям Уорд
ФГОС ОО: идеология, содержание и технология ведения (основная школа)
Системно - деятельностный подход как условие достижение результата образования
ФГОС ОО: ГЛАВА I , п.5
- В основе Стандарта лежит системно -деятельностный подход , который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение ОП с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно - деятельностный подход
- Развитие личности;
- Изменяется система обучения (зона ближайшего развития – потенциальные возможности);
- Решение поставленных задач;
- Учитель помощник (ребенок должен научить учиться, добывает знания самостоятельно, в процессе собственной УПД).
Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в основную вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.
????????????????????????????????????
ПРИЧИНЫ
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих действие обучающихся
Чему учить?
обновление
содержания
Ради чего учить?
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ценности
образования
ПРИНЦИПЫ СДП:
- Деятельности;
- Непрерывности;
- Целостности;
- Минимакса;
- Психологической комфортности;
- Вариативности;
- Творчества.
Планируемые результаты
Цели урока
Воспитывающая
Личностные результаты
Развивающая
Метапредметные результаты
Обучающая
Предметные результаты
Тема
Планируемые результаты :
Этап урока
Содержа-ние
Деятель-ность учителя
Деятель-ность учащихся
ПР
Три конкурирующих подхода к разработке стандартов
- ЗУНовский
- Компетентностный
- Системно - деятельностный
СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = системно – деятельностный подход (СДП)
ИННОВАЦИЯ –
нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы.
Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые:
Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков
и др.
Среди зарубежных ученых –
Э.Колли,
А.Комбс,
А.Маслоу
и др.
Концепция СДП базируется на тезисах
Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.
1
Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.
2
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД.
3
Собственная УД школьников – важная составляющая СДП
деятельность
Какова деятельность – такова и личность
Вне деятельности нет личности
УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Text
Text
личность
Сравнительная таблица успешности РО – ТО
Традиционное обучение
1
Инновационное
Развивающее обучение
Базируется на принципе доступности
2
3
Опирается на зону ближайшего развития
Учащийся выступает в роли объекта
4
Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний
Учащийся действует как субъект собственной УД
Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения
Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания
5
Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания
Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы
6
В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности
На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности
Основные виды УУД
вопросы общения
общеучебные унив.д.
целеполагание
знаково-символические д.
Коммуникативные УУД
планирование
логические унив.д.
прогнозирование
постановка и решение проблемы
Познавательные УУД
контроль
коррекция
Регулятивные УУД
оценка
саморегуляция
самоопределение
Личностные результаты
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
Критерии оценки сформированности УУД:
Соответствие
свойств
универсальных
действий
заранее
заданным
требованиям
Соответствие
возрастно-психологическим
нормативным
требованиям
Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»
ФГОС н.п.
парадигма ЗУН ТО
1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении
3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе
Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно)
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)
Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»
ФГОС
парадигма ЗУН
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
Контроль и оценку осуществляет сам учитель
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы
Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи
В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно
Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»
ФГОС
парадигма ЗУН
10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта
Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие
Личностное воздействие не реализуется
Как научить учиться?
УУД
Ценностные
ориентиры
формирование
гражданской
идентичности
развитие
личности
СДП
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.
Технология деятельностного метода
(ТДМ)
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения («Открытие» нового знания)
5) Реализация построенного проекта (+-)
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.
Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения .
20
Последовательная реализация СДП
повышает эффективность образования
по показателям :
- Результативность работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД;
- Формирование у обучаемых самостоятельного, творческого мышления, инициативы, желания учиться;
- Эффективность урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания;
- Деятельность учителя по развитию деятельности ученика.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования
Продуктивные задания – главное средство
Решению продуктивных задач надо учить:
- Осмысли задание (что надо сделать?)
- Найди нужную информацию (текст, рис…)
- Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
- Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
- Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Педагогические технологии СДП
- ИКТ технология
- Проблемно-диалогическая технология
- Технология критического мышления
- Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
- Игровые технологии
- Проблемно-развивающая технология
- Рейтинговая технология
- Технология модульного обучения
- Технология коллективного способа обучения
- Здоровьесберегающая технология
- Личностно-ориентированная технология
Традиционная дидактика
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Новая дидактика
Совместная деятельность учителя и ученика
Изменение представления учителя о современном уроке (ЛУЧШИЙ АРТИСТ ВТОРОГО ПЛАНА)
Ученик - субъект учебной деятельности
Разнообразие источников знаний:
слово учителя; самостоятельное наблюдение;
учебные пособия;
приборы и приспособления
Структура урока динамична, присутствуют
целый набор разнообразных действий и операций,
Объединенных в целесообразную деятельность
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает
приоритет его деятельности по отношению к собственной
Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или
коллективной деятельности обучающихся
Критерии, по которым учитель оценивает ученика
определены заранее и разделяются обучающимися
Сегодня наша задача - не выполнять бессмысленных действий.
Если действий много, а результатов мало, причина в том, что действия не упорядочены.
Раз мы взялись за новое дело, мы должны ИНАЧЕ ДУМАТЬ и ДЕЙСТВОВАТЬ .
Авраам Линкольн, дядюшка Эйб, 1809-1865, американский государственный деятель, 16-й президент США
ФГОС: СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЧТЫ?