СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская педагогическая концепция «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская педагогическая концепция «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка»»

МКОУ Павловская средняя общеобразовательная школа №3

Павловского муниципального района воронежской области









Авторская педагогическая концепция



«Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка»















Учитель русского языка и литературы

Сарычева Татьяна Владимировна





г.Павловск

2016 г.

1. Актуальность и перспективность педагогического опыта

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

2. Концептуальность педагогического опыта

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

-  сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

-  целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю следующие приемы (некоторые из приёмов вы могли наблюдать на моём уроке):

1.ДА-НЕТКА

Универсальный приём, который способен увлечь как детей, так, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Можно применять на разных этапах урока.

Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет».

Пример

На уроке выполнялся синтаксический разбор предложенияВсю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!.. В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы:

В этом слове два слога? (да)

Это служебная часть речи? (нет)

Это слово спрягается? (нет)

и, ориентируясь на ответы учителя, в конце концов, учащиеся находят решение проблемы.

2.ЗАШУМЛЕННАЯ ТЕМА

Тема урока записывается с добавлением других букв без разрывов между словами. Предлагается детям прочитать “про себя”, помочь прочитать учителю. Также можно давать понятия прошлого урока, суждения, определения. Этот прием развивает зрительную перцепцию (восприятие).

3.КЛАСТЕР

Кластер – это выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди

Важно в тексте, с которым работаешь:

1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).

2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).

3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.

4.МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЯЩИК.

Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении каких-либо понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах.



1

2

3

4

5

6

7

8

А


-медл-

-двиг-

-крик-

-ех-

-уч-

-хорош-

-пуг-

-уклюж-

Б

¬

ис-

не-

за-

у-

на-

пере-

вс-

без-

В

^

-а-

-ся

-о-

-л-

-н-

-енн-

-нн-

-е-

Г


-ет

-ит


-ть

1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3

( вскрикнет испуганно).

Обозначьте и объясните известные вам орфограммы.



2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание 2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)



3) Зашифруйте слово и попросите соседа по парте отгадать его.

5.Приём «Верно-неверно».

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

   Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

6. Создание проблемной ситуации.

Существует 2 типа проблемных ситуаций: 
• Проблемная ситуация с удивлением; 
• Проблемная ситуация с затруднением.

Приемы создания проблемных ситуаций 

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

 Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

 На уроке я использовала проблемную ситуации, возникшую с “удивлением”.

7. Лингвистическая сказка.

Чаще всего лингвистическую сказку я ис­пользую при объяснении нового материала. Проблемный вопрос может быть задан до или после прослушивания сказки или её части. В методической литературе описывается несколько приёмов использования лингвистической сказки на уроках русского языка. Она может использоваться:

- в качестве дидактического материала:

 Найдите синонимы в следующих предложениях. Какова их роль?

Сел Иван-царевич на коня и вслед за Никанором-богатырем поехал на неприятеля; стали биться, рубиться изводить силу змеиную. (Синонимы позволяют более точно описать ту или иную картину событие.)


- как средство, помогающее организовать объяснение нового материала, повторение и обобщение усвоенного ранее;


- как творческое задание (сочинение детьми лингвистических сказок).

К примеру, на моём уроке вы могли заметить, что сказка о братьях-суффиксах была мною прочитана не до конца. Я предложила детям домашнее задание творческого характера – закончить лингвистическую сказку о братьях-суффиксах.

8. Фотодиктант.

Этот приём относится к эйдетическим формам обучения русскому языку. Эйдетика – это методика запоминания информации с помощью умения представлять и фантазировать. Хотя это разновидность мнемотехнического метода, я считаю, что в развитии критического мышления ученика он играет не последнюю роль. Он позволяет развивать все виды памяти, развивает скорость и гибкость мышления, наблюдательности, воображения, внимательности. Позволяет решить задачи на развитие познавательных способностей.

Это далеко не полный список приёмов, которые я использую в своей работе.


3. Результативность опыта

О результативности использования данных приёмов свидетельствуют данные, полученные по итогам диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся 5 «А» класса на начало - конец 2015 – 2016 учебного года.

1.На начало учебного года:

Всего обучающихся – 28 чел.

Личностные УУД:

Высокий уровень – 15 чел.

Средний уровень – 8 чел.

Низкий уровень – 5 чел.

Регулятивные УУД:

Высокий уровень – 9 чел.

Средний уровень – 12 чел.

Низкий уровень – 7 чел Познавательные УУД:

Высокий уровень –9 чел.

Средний уровень – 8 чел.

Низкий уровень – 11 чел.

Коммуникативные УУД:

Высокий уровень – 11 чел.

Средний уровень – 15 чел.

Низкий уровень – 2 чел.





Исходя из этих данных, мной были отобраны инновационные приёмы обучения для коррекции сформированных в начальной школе метапредметных результатов и формирования их на качественно новом уровне в 5 классе.

2. На конец учебного года:

Всего обучающихся – 30 чел.

Личностные УУД:

Высокий уровень – 19 чел.

Средний уровень – 11 чел.

Низкий уровень – 0 чел.

Регулятивные УУД:

Высокий уровень – 10 чел.

Средний уровень – 16 чел.

Низкий уровень – 4 чел.



Познавательные УУД:

Высокий уровень –11 чел.

Средний уровень – 12 чел.

Низкий уровень – 7 чел.

Коммуникативные УУД:

Высокий уровень – 16 чел.

Средний уровень – 13 чел.

Низкий уровень – 1 чел.





Мы видим позитивную динамику по формированию метапредметных результатов.

Не стоит забывать, что русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объём теоретических знаний, который должны усвоить учащиеся и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска методов и приёмов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения. В течение последних лет я работала  над поиском и широким использованием активных приёмов формирования прочных метапредметных результатов учащихся, при этом главной задачей я считаю создание благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более комфортным. Начиная работу с пятиклассниками, я  стремилась поддержать ту базу, которую учащиеся получили в начальной школе, постепенно совершенствуя полученные УУД.

Таким образом, я убедилась, что использование мной инновационных приёмов развития критического мышления на уроках русского языка даёт высокие результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Могу с уверенностью сказать, что применение современных образовательных приёмов позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий потенциал школьников, любознательность учащихся;

- формировать элементы речевой культуры;

- прививать навыки рациональной работы с различными видами заданий;

- поддерживать самостоятельность в усвоении нового материала;

- развивать коммуникативные способности детей;

- идти в ногу со временем.