СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская песня - прошлое и настоящее

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учащихся с историей развития авторской песни и её характерными жанровыми особенностями. Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии

Просмотр содержимого документа
«Авторская песня - прошлое и настоящее»

Методическая разработка Зыкиной Елены Валериевны.

Урок музыки в 6 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной; в разделе «Мир вокальной и инструментальной музыки».


Тема урока: Авторская песня - прошлое и настоящее.

(Первый в серии из трёх уроков).


Цель: Ознакомление учащихся с историей развития авторской песни и её характерными жанровыми особенностями.

Задачи:

Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; способность к сопереживанию; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; музыкальный вкус учащихся, их слушательскую и исполнительскую культуры;



  • Предметные: познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»; воспитывать устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего;



  • Метапредметные:

Познавательные: развивать умения работать с разными видами подачи информации (работать с текстом, с кластером);

Коммуникативные: развивать умения работать в разных формах учебной кооперации (работа группе, в паре) и проигрывать разные социальные роли; владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций;

Регулятивные: развивать умения использовать различные способы поиска (в пространстве Сети Интернет), сбора, обработки, организации и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация, музыкальный центр, доска, фотографии композиторов, тексты авторских песен, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках, и других носителях.



КОНСПЕКТ УРОКА

Организационно-мотивационный этап.

(на перемене звучит «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава)

Организационно-мотивационный этап










2.Актуализация знаний










3.Постановка учебной проблемы.












4.Совместное открытие новых знаний и их первичное закрепление на практике.




















5. включение новых знаний в систему















6. рефлексия.


















































Слайд № 1













Слайд № 2











Слайд № 3

















Карточка «ваганты»

Слайды № 4,5


Карточка «барды»

Слайды № 6,7



Карточка скоморохи»

Слайды № 8,9



Карточка «Булат Окуджава»

Слайды № 10,11


Карточка «Владимир Высоцкий»

Слайд № 12





Карточка «Олег Митяев»

Слайд № 13






Слайд № 14







Слайд № 15






Слайд № 16


-С какой песней мы познакомились на прошлом уроке? («Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава)

- Я вас просила выучить текст песни. Давайте проверим. (Исполнение песни)

-Что отличает эту песню? (Автор музыки, стихов и исполнитель-один человек)

- Сегодня мы вновь обратимся к авторским песням. Ведь Б.Окуджавы уже давно нет, а его песня полюбилась вам, и продолжает жить в сердцах миллионов людей. Постараемся разобраться: почему? Но разве можно на основании одной песни сделать вывод, почему так любимы многие авторские песни?

Так какую же проблему нам нужно сегодня постараться разрешить? (Особенности, ценность авторских песен)

-Домашнее задание вы получили по группам.

- перечислите, о ком ваши задания в группах.(Называют)

Из услышанного перечисленного какой хочется сделать вывод: чего нам не достаёт в знаниях об авторской песне?, какова будет тема сегодняшней работы? ( Авторская песня - прошлое и настоящее).

Итак, ценность авторской песни в прошлом и настоящем.

-Работу мы организуем так же в группах, обмениваясь собранной информацией с другими. А чтобы не забыть ничего, новую информацию фиксируем в кластере. В кластер заносим название/имя исполнителя и особенности их песен. Название кластеру, кстати, придумайте сами, исходя из проблемы урока. На работу с каждой карточкой тратим 2 минуты. Продумайте заранее, кто вдвоём станет защищать кластер. Приготовились! Смена карточек по команде!

(работа с использованием приёма Зигзаг, по Теории развития критического мышления)

Защита кластеров:

-Итак, переносимся мысленно на Британские острова, в Старую Англию, времён Римской империи...

-что есть дополнить, уточнить?...


-Далее, переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья.


-что есть дополнить, уточнить?...


-А что же на Руси-матушке?...


-что есть дополнить, уточнить?...




60-е годы прошлого века… Что же является особенностью песен Булата Окуджавы? О чём его произведения?...

-что есть дополнить, уточнить?...



Певцом советской эпохи называли Владимира Высоцкого…

Пока готовится к защите кластера следующая пара, предлагаю вспомнить один куплет из известной вам песни, Песни о друге…(исполняем 1куплет) …

Какие важные качества человеческой души Высоцкий раскрывает в этой песне?...


И, наконец, наш современник, автор-исполнитель Олег Митяев…


Послушайте и постарайтесь верно повторить мелодию 1куплета песни «Изгиб гитары жёлтой». А мелодии авторских песен, как вы заметили, чрезвычайно сердечные и запоминающиеся… (слушаем 1куплет и исполняем)

-о каких важных качествах души человека эта песня?...С какой внутренней наполненностью нужно исполнять её?...


Давайте же посмотрим на наш кластер в целом и дадим ему название…

-в чём же ценность авторской песни? (раскрывает темы честности, доброты, дружбы, взаимовыручки, важные во все времена)


Взгляните на лица этих авторов-исполнителей. Какие имена вам ещё не знакомы?


д\з (по группам): послушать (в сети Интернет) и проанализировать содержание любой песни выбранного автора, соотнося с выводами в нашем кластере.

д\з (единое для всех): знать мелодию и текст песни «Изгиб гитары жёлтой».

Повторное исполнение 1куплета песни)…


Урок закончен, благодарю за искренность, до свидания!



Список использованной литературы:

1. Антология авторской песни. Составитель Дмитрий Сухарев. — Екатеринбург: У– Фактория, 2002.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www.terle.ru/article/toccata/bard/razvitie.htm 
2. http://music.privet.ru/tags/?tag_id=1493976 
3. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина

Список дисков используемых для проведения урока:

1. Караоке 2004 Авторская песня.
2. Лучшие барды XXвека. 
3. Владимир Высоцкий. Полное мультимедийное собрание. 60-е годы.
4. Энциклопедия музыки.