СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс позволит обучающимся  10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету,  научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа № 8 имени Номто Очирова»

 

 








Программа элективного курса для 10 класса

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»






Составитель программы: Басанова И.Ц., учитель русского языка и литературы



















Пояснительная записка


Главная особенность единого государственного экзамена состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому обучающемуся предстоит выполнить задания по всем основным разделам школьного курса.

Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку обучающихся по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют

  • Знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

  • Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);

  • Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

  • Орфографическую и пунктуационную грамотность;

  • Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);

  • Умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).

  • Курс способствует психологической адаптации обучающихся на экзамене.

  • Позволяет обучающимся легко ориентироваться в тестовой работе

  • Подготавливает к написанию сочинения-рассуждения.

  • Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.

  • Актуальность данного курса несомненна: учителям и обучающимся неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

Программа элективного курса по подготовке к единому государственному экзамену предназначена для учащихся 10 классов. На ее изучение предусмотрено 34 часа, 1 час в неделю.

Элективный курс составлен с учетом изменений в ЕГЭ-2015, предусматривает комплексную подготовку к сдаче экзамена, носит практический характер. Данный курс позволит обучающимся подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста

Цели и задачи курса:

  • создать условия для подготовки к экзамену в формате ЕГЭ, обеспечив необходимой информацией о правилах проведения ЕГЭ, особенностях заполнения бланков, демоверсиями и т.п.;

  • познакомить обучающихся с особенностями выполнения тестовых заданий;

  • сформировать навыки написания задания повышенной сложности (сочинения на основе прочитанного текста).

Предполагаемый результат:

обучающиеся должны иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку, о правилах заполнения бланков; уметь выполнять тестовые задания, пользуясь знаниями и основными алгоритмами их решения, знать основные правила создания письменного высказывания; владеть орфографическими, пунктуационными, грамматическими, речевыми нормами, необходимыми для этого.

Важное место в курсе предусмотрено работе по подготовке к заданию повышенной сложности - части С, а именно тренировочные задания на умение понимать и интерпретировать текст; создавать на его основе собственное высказывание с примерами, аргументами с опорой на читательский и жизненный опыт.







Содержание тем учебного курса

Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Подготовка к заданиям тестового уровня

Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте. Лек­си­че­ское зна­че­ние слова. Постановка ударения. Основные правила со­че­та­е­мости слов. Об­ра­зо­ва­ние форм слова. Нормы со­гла­со­ва­ния и управления. По­стро­е­ние предложения с деепричастием. Син­так­си­че­ские нормы. Пра­во­пи­са­ние корней. Пра­во­пи­са­ние приставок. Пра­во­пи­са­ние суффиксов. Пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов и суф­фик­сов при­ча­стий на­сто­я­ще­го времени. Пра­во­пи­са­ние НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раз­дель­ное написание слов. Пра­во­пи­са­ние -Н- и -НН- в суффиксах. Знаки пре­пи­на­ния в про­стом предложении с од­но­род­ны­ми членами. Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами. Знаки пре­пи­на­ния при сло­вах и конструкциях, не свя­зан­ных с чле­на­ми предложения. Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном предложении. Знаки пре­пи­на­ния в слож­ных предложение с раз­ны­ми видами связи. По­сле­до­ва­тель­ность  предложений в тексте. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. Лек­си­че­ское значение слова. Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте. Язы­ко­вые средства выразительности.


Подготовка к написанию задания повышенной сложности –

сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста

Тема и идея текста. Конструирование собственного высказывания. Основные способы формулировки проблемы текста и ее комментария. Позиция автора, способы ее введения в сочинение. Подбор аргументов. Композиционное и речевое оформление сочинения.


Комплексная подготовка к ЕГЭ

Тренинг в формате ЕГЭ на сайтах.

Тематическое планирование


Раздел

программы

Тема

Количество часов

Формы контроля

1. Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство с сайтами.


1


2. Отработка умений и навыков решения тестовых заданий 1-24

Смысл текста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте.


1

Тест

Лексика. Лек­си­че­ское зна­че­ние слова.

Орфоэпия. Правильная по­ста­нов­ка ударения. Орфоэпический минимум.


1

Тест

 Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы.

 Об­ра­зо­ва­ние форм слова.


1

Тест

Нормы со­гла­со­ва­ния и управления.

По­стро­е­ние предложения с деепричастием.

Син­так­си­че­ские нормы.


1

Тест

Пра­во­пи­са­ние корней.

Пра­во­пи­са­ние приставок.


1

Тест

Пра­во­пи­са­ние суффиксов.

Пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов и суф­фик­сов при­ча­стий на­сто­я­ще­го и прошедшего времени.


1

Тест

Пра­во­пи­са­ние НЕ с различными частями речи.

Слитное, дефисное, раз­дель­ное написание слов.


1

Тест

Пра­во­пи­са­ние -Н- и -НН- в суффиксах.

Знаки пре­пи­на­ния в про­стом предложении с од­но­род­ны­ми членами.


1

Тест

Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами.


1

Тест

Знаки пре­пи­на­ния при сло­вах и конструкциях, не свя­зан­ных с чле­на­ми предложения.


1

Тест

Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном предложении.


1

Тест

Знаки пре­пи­на­ния в слож­ных предложениях с раз­ны­ми видами связи.


1

Тест

 По­сле­до­ва­тель­ность предложений в тексте. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная целостность текста.

 

1

Тест

Функционально-смысловые типы речи.


1

Комплексный анализ текста

Лек­си­че­ское значение слова.


1


Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте.


1


Язы­ко­вые средства выразительности.


1


3. Подготовка к написанию сочинения

Композиция экзаменационного сочинения.


1


Подбор аргументов (практикум).


2


Аргументы из жизненного опыта (практикум).


2


Как корректировать сочинение.


2


Орфографический и пунктуационный практикум.


2


Практикум по написанию сочинения.

3

Сочинение

4. Комплексная подготовка к ЕГЭ.

Решение тестовых вариантов в онлайн режиме на сайтах.

4




Учебно-методическая литература

  1. Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: ЭКСМО, 2007.

  2. Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО.

  3. Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10–11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. – М. : Русское слово, 2009.

  4. Горшков А.И. «Русская словесность. 10-11кл. – М: «Русское слово».

  5. Греков В.Ф., С.Е. Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык. 10-11 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: «Просвещение», 2010.

  6. Михальская А.К. Русский язык. Риторика. 10-11 кл: учеб.  для общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа, 2007.

  7. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к части 3 (С) – М.: «Экзамен», 2010.

  8. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. – М: АСТ «Астрель», 2009.

  9. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2013. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». – Ростов-на-Дону: Легион, 2012

  10. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А, В, С (модели сочинений).10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013

  11. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.



Список рекомендуемых сайтов

  1. Обязательное знание нормативной и правовой документации по сдаче ЕГЭ:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty

  2. О допуске к экзамену (выпускное сочинение) http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

  3. Минимальные баллы для поступление в вуз:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty

  4. Кодификаторы, демоверсии, спецификация: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  5. http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/egerus/ (тестовый режим подготовки)

  6. http://www1.ege.edu.ru/online-testing/russian (тестовый режим подготовки)

  7. http://live.mephist.ru/show/tests/(тестовый режим подготовки)

  8. http://ege.yandex.ru/russian/(тестовый режим подготовки)

  9. http://russkiy-na-5.ru/sections/60 (сайт для повторения)

  10. http://rus.reshuege.ru/ Сайт для подготовки к экзамену