Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Эдучанская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО:
___________________
Методический совет школы
Ф.Ф. Морозова
«____»______________20___
УТВЕРЖДАЮ:
____________________
Директор
МОУ «Эдучанская СОШ»
О.Я. Редченко
Пр. №____________
«____»____________20____
РАССМОТРЕНО:
__________________
Методическое объединение учителей начальных классов
Р.В. Зыбина
«____»____________20___
Авторская рабочая программа
по работе над звуковой культурой речи
«Говорилочка»
2 класс
Автор: Романова Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории
Эдучанка 2014
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | «Говорилочка» |
Автор программы | Романова Ирина Николаевна |
Тип программы | Авторская |
Направленность | Филологическая, развитие речи |
Заказчик, образовательное учреждение | Общеобразовательное учреждение МОУ «Эдучанская собщеобразовательная школа» |
Рецензенты | Чернышова Т. В., учитель высшей квалификационной категории. Морозова Ф. Ф., учитель высшей квалификационной категории |
Основные цели и задачи | Развитие умения говорения, слушания, чтения; работа над звуковой культурой речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование артикуляционной моторики. |
Период изучения | 10 часов |
Использование | Программу могут использовать учителя начальных классов на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности, воспитатели группы продлённого дня для организации досуга. |
Программа «Говорилочка»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Говорилочка» по литературному чтению для начальных классов общеобразовательной школы составлена для работы в МОУ «Эдучанская средняя общеобразовательная школа» на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Развитие речи играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Развитие речи в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Программа может быть использована учителями начальных классов на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности и воспитателями групп продлённого дня для организации досуга.
Рабочая программа рассчитана на 10 учебных часов. Формой итоговой аттестации обучающихся 2 класса предполагается проверка навыка чтения.
Для реализации программного материала используются:
- Литературное чтение: учеб. Для 2 кл. нач. шк. : в 2 ч. (сост. Л. Ф. Климанова и др.). Москва. «Просвещение». 2012.
Цель курса:
-развитие умения говорения, слушания, чтения;
- работа над зуковой культурой речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-расширение кругозора детей, развитие воображения, памяти.
Задачи обучения:
Развивать умения говорения, слушания.
Развивать и совершенствовать фонематические процессы (фонемного восприятия и представлений и звуковой структуре слова);
Совершенствовать артикуляционную моторику.
Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развить грамматический строй речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка- носителя языка.
Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
Развивать умение общения с взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.
Содержание курса
Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.
Для тренировки техники речи (дыхания, голоса, дикции) обучающиеся знакомятся с основными требованиями к каждому компоненту техники речи, разучивают специальные тренировочные упражнения. В начале каждого занятия предусматривается проведение речевой гимнастики. Используются приёмы работы над выразительным чтением: образцовое исполнение текста учителем, построчное разучивание размеченного текста, хоровое, индивидуальное чтение.
Специфика изучения курса «Говорилочка» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в освоении программного материала.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение курса «Говорилочка» направлено на получение следующих личностных результатов:
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения курса «Говорилочка» является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для её решения. Познавательные универсальные учебные действия:
-умение правильно произносить все звуки родного языка, осознанно читать, правильно строить речевые высказывания.
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
– Коммуникативные универсальные учебные действия:
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог;
- умение договариваться в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
- позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.
Тематический план курса «Говорилочка»
№ | Тема урока | Основные элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители, контроль |
1 | Исследование речевых навыков обучающихся. Какую речь хочется слушать? | Формирование первоначальных представлений о речевой грамотности человека | Знать что такое речь. Иметь общее понятие о культуре речи. | Текущий |
2 | Техника речи: работа над дыханием. Звук (р). | Формирование навыков звуковой культуры речи, умений правильно читать. Участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания. | Знать что такое культура речи. Стремиться совершенствовать свою речь. | Практическая работа |
3 | Техника речи: работа над дикцией. Звук (л). | Чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Формирование навыков звуковой культуры речи. | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдать орфоэпические нормы литературного языка; читать выразительно художественный текст | Практическая работа |
4 | Техника речи: работа над темпом речи. Поизношение гласных звуков | Практическая работа |
5 | Скороговорение. Что такое скороговорка. Умение составлять скороговорки. | Формирование навыков звуковой культуры речи. Образные языковые средства. | Практическая работа |
6 | Техника речи: работа над интонацией. Шипящие согласные звуки. | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Формирование навыков звуковой культуры речи. | Практическая работа |
7 | Техника речи: работа над интонацией. Шипящие согласные звуки. | Практическая работа |
8 | Выразительность речи. | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Практическая работа |
9 | Культура речи. Соблюдение речевого этикета. | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать слова – выражения просьбы, благодарности, извинения приветствия, прощания. | Фронтальный опрос |
10 | Обобщающий урок. | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы литературного языка. | Контрольное чтение |
Список литературы
1. Литературное чтение: учеб. Для 2 кл. нач. шк. : в 2 ч. (сост. Л. Ф. Климанова и др.). Москва. «Просвещение». 2012.
2. По дороге к азбуке. Методические рекомендации. Т. Р. Кислова. Москва. «Баласс».
3.Детская риторика. Т. А. Ладыженская. Москва. «Баласс». 2013 год.