СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа мастер-класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе,  презентацию слушателем разработанного практического занятия с интерактивными методами ведения

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа мастер-класса»

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер»

для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации ФКОТиЗ ПМЦ ПК и ППРО

Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

Разработчик: Габделганиева Марсиля Фазылзяновна, учитель технологии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №146 Ново-Савиновского района г. Казани РТ


Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Цель современного образования одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основными направлениями развития личности являются:

- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

- сформированность эдентичности гражданина России на основе принятии учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;

- бережное отношение к жизни человека, забота о младших и старших.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.

«В присвоении обучающимися базовых ценностей все большую роль начинают играть социальные практики, предусматривающие участие школьников в решении актуальных социальных, экологических, экономических, культурных и иных реальных проблем социума.» (Из Послания Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008г. Д.А.Медведева)

Я, учитель с 25 летним стажем, представляю успешный опыт, как показывает практика, привлечения ребят к осуществлению проектов, которые имеют социальную направленность.

Социальное проектирование – это очередной шаг в совершенствовании проектной деятельности, который раскрывает творческие способности ученика, вырабатывает устойчивые интересы, потребность в творческом поиске, повышает продуктивность обучения, его практическую направленность.

Важным воспитательным моментом таких проектов является личностный рост учащихся, понимание высоких общественных целей и задач. Различные виды деятельности в процессе организации и выполнении проектов, взаимодействие с социальными партнерами способствуют профессиональному самоопределению, развивают лидерские качества учеников, являются положительным примером для детей и взрослых. Бескорыстная благотворительная работа, эмоционально окрашенная, привлекательная своей конкретностью и необходимостью, помогает школьникам понять смысл и ценность социальной деятельности.

Я являюсь руководителем кружка «Волшебный наперсток», где учащиеся во внеурочное время творят, фантазируют, декорируют, шьют, вяжут - создают свои маленькие шедевры. Именно на кружке ученики в полной мере раскрывают и реализуют свои идеи, проявляют индивидуальность, находятся в среде единомышленников, в среде творческих людей. В рамках деятельности кружка были созданы практико-ориентированные проекты:

- «Татарские сценические костюмы»;

- «Русские костюмы для школьной сцены»;

- «Костюмы для спектакля «Золушка»;

- «Костюмы для Новогоднего спектакля»;

- проект настенного ковра «Развиваемся, играя» для детей-инвалидов Реабилитационного Центра, кстати, этот проект имеет продолжение – ученики школы №146 являются организаторами и участниками праздников для этих детей.

Наши проекты имеют ярко выраженный творческий характер, потому что являются основной целью поддержания устойчивого интереса и мотивации к предмету. Работа в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность исполнения.

К знаменательным датам налажен выпуск сувенирной продукции учащимися нашей школы. Выбор изделия, подготовка инструментов и материалов, разработка технологического процесса идут с бурным обсуждением, интересом и положительным эмоциональным настроем на работу. Только в прошлом учебном году было изготовлено 200 украшений – розочек из капроновых тканей к районному празднику, посвященному Дню пожилых людей, детям инвалидам – обереги из ниток, мамам – игольницы из ткани, учителям – украшения из помпонов, броши «сжатки», «мартенички». Уже более 10 лет учащиеся нашей школы занимаются благотворительностью, являясь волонтерами по уборке территорий детских медицинских учреждений, организаторами и участниками благотворительных мероприятий, концертов, акций и ярмарок для стариков, детей и инвалидов. Наши изделия декоративно-прикладного творчества продавались на благотворительной ярмарке «Доброта – лучший подарок», посвященный 70-летию Дню Победы, а для Дома ребенка, участвуя на ярмарке-продаже в школьном «Олимпе» - мероприятии, посвященном окончанию учебного года, собрали около 9 тысяч рублей, которые передали представителю этого учреждения тут же на празднике.

На примере этих работ хочу отметить важность и необходимость социальной направленности проектной деятельности учащихся. При выполнении этих проектных работ идет становление духовно-нравственной личности учащихся, развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность при их активной жизненной позиции.

Целью для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ – учителей технологии является вовлечение, приобщение к социально значимым проектам, благотворительным мероприятиям и акциям.

Задачами курса являются:

- овладение формами, приемами ведения занятий в этом направлении с использованием современных технологий креативного решения проблем;

- овладение формами, приемами ведения занятий с использованием детских мастер-классов;

- ознакомление слушателей с видами декоративно-прикладных изделий для благотворительных акций и ярмарок;

- изучение технологических карт и схем по видам поделок.

В результате изучения данного курса слушатели должны знать:

- сведения о социально значимых проектах, о благотворительности и милосердии;

- теоретические и практические основы возможных вариантов ведения занятий по обогащенной программе;

- организацию детских мастер-классов;

- выбор проектных работ для этих целей;

- подбор основных материалов и инструментов;

- разработку технологических карт и схем для выполнения таких работ;

- выгодную презентацию - продажу изделий на благотворительных ярмарках;

уметь:

- вовлечь детей к таким видам бескорыстной помощи и деятельности;

- проводить занятия в этом направлении с использованием интерактивных методик;

- выбрать, разработать и изготовить социальные проектные изделия;

- презентовать свои изделия.



Методические рекомендации


Социально значимые проекты могут выполнять учащиеся 5 – 11 классов в урочное и внеурочное время.

Для занятий данного курса учителю необходимо иметь образцы готовых изделий, папку с разработанными технологическими картами и схемами, шаблоны, выкройки, а слушателям для выполнения предложенных работ необходимо иметь инструменты и материалы: ножницы, нитки, ткани, синтепон, шнуры, ленты, бусинки, бисер, пайетки, картон, канву, мулине.

Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, презентацию слушателем разработанного практического занятия с интерактивными методами ведения.


Примерный алгоритм проведения мастер-класса.

Выделение проблемы → объединение в группы для решения проблемы→ актуализация знаний в данной проблемной плоскости → работа с материалом → представление результатов работы → обсуждение и корректировка результатов работ.

Использование при обучении педагогов игровой деятельности и характерных для нее механизмов межличностного взаимодействия позволит сделать обучение более эффективным, поэтому во время проведения мастер-класса будут применяться интерактивные методики: участники будут принимать участие в ролевых играх, работать в командах.

Реализация программы по заявленному направлению предполагает расширение методик и форм проведения занятий со слушателями, а также освоение новых видов социальных проектов и изделий декоративно- прикладного творчества.











Учебно-тематический план


п.п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Мастер-класс по заявленной теме с использованием современных технологий креативного решения проблем

0,5

1,5

2

2.

Сувенирная продукция в технике макраме

0,25

0,75

1

3.

Сувенирная продукция из лоскута в технике «жатка»

0,25

0,75

1

4.

Мягкая игрушка

0,25

0,75

1

5.

Практическое занятие слушателя курса

0,25

0,75

1


Итого

1,5

4,5

6



Содержание занятий


Тема 1. Мастер-класс по заявленной теме с использованием современных технологий креативного решения проблем. Демонстрация интерактивных методов проведения занятий, занятий с включением детских мастер-классов - фото, видеоматериал, презентации в Power Point. Ролевая игра.

Тема 2. Сувенирная продукция в технике макраме. Инструменты, приспособления и материалы. Приемы вязания узлов. Вязание браслета.

Тема 3. Сувенирная продукция из лоскута в технике «жатка» Инструменты, приспособления и материалы. Приемы выполнения «жатки». Изготовление броши.

Тема 4. Мягкая игрушка. Инструменты, приспособления и материалы. Подготовка выкройки. Раскрой. Изготовление мягкой игрушки. Декорирование.

Тема 5. Практическое занятие слушателя курса. Презентация слушателем практического занятия с использованием современных технологий креативного решения проблем.








Литература


1.Программы элективных курсов по технологии: учебно-методическое пособие для учителей технологии/ О.В. Шатунова, А.Б. Сергеева.- Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009.- 37с.

2.Технология. Технология ведения дома, 5,6 класс, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко- М.: Вентана-Граф, 2012.

3.Технология, 5,6,7,8 класс, Симоненко В.Д., Москва, Вентана-Граф, 2002г.

4.Содержание и структура образовательных программ образовательных учреждений, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ А.Ю.Закиева- ГАОУ ДПО ИРО РТ. – Казань. 2013. – 40с.

5.Социализация личности в контексте модернизации образования: Рекомендации по реализации методической проблемы в образовательных учреждениях. Афонская В.А., Галеева И.Ш.- ГАОУ ДПО ИРО РТ. – Казань. 2005. – 42с.

6.Энциклопедия «Всё о рукоделии» под редакцией Е.Борисова, С.Коверьянова, Москва, Изд. «Внешсигма» 2000г. - 203с.

7.Интернет ресурсы.