СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Мой край родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на воспитание патриотизма и гражданственности.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Мой край родной"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию

МАОУ СОШ № 17








Программа спецкурса по краеведению

«Мой край родной»

для 2-4 классов.







Автор: Хабитуева Н.А.

учитель начальных классов










г. Улан-Удэ

Пояснительная записка.

Важной задачей подрастающего поколения всегда было и остается воспитание гражданственности и патриотизма. Краеведческая деятельность позволяет ребенку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем. Изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, духовно — нравственные, трудовые традиции народа. А это и есть истоки.

Процесс познания малой Родины реализуется в предметно — наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг

Краеведческая деятельность во всех ее формах способствует развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно — нравственного и физического развития, изучению малой родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Особенная ценность данной программы заключается в том, что она предполагает активную поисковую работу учащихся, через проведение различных практических занятий, игр, дискуссий и т.д.

Курс рассчитан на учащихся 2-4 классов, детей, проживающих в Бурятии

Социальная значимость программы

Экзотические природные места, живительная лечебная вода давно привлекают туристов, людей из разных стран. Краеведческий курс отражает возросший в последние годы интерес к историческому прошлому своего края, к стремлению возродить духовность, самобытность культуры и быта. Программа интегрированная, так как включает сведения об истории, экологии, этнографии, топонимики.

Инновационный потенциал программы состоит в том, что изучению родного края подходят с трех сторон: если краеведение изучает факты, события, памятники, то этнография изучает жизнь созидателей всего того, что мы подразумеваем под понятием «Мое село».

Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего села и района. Пробудить любовь к своей малой родине, интерес к естественным наукам.

Цель кружка «Заочное путешествие по родному краю» - формирование гражданской позиции, патриотизма по отношению к родному краю.

Учебно — воспитательные задачи

1. углубление и расширение знаний из истории родного края;

2. ознакомление кружковцев с основами топонимики, экологии, туризма, формирование представления об их связи с краеведением;

3. привитие навыков научно — исследовательской работы;

4. воспитание уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к природе, к её богатствам, знакомство с животным и растительным миром нашего края.

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

- лекции, - проектная деятельность,

- творческие задания, - самостоятельный поиск,

- практические работы, - экскурсии и др.

Планируемый результат:

- участие в различных творческих конкурсах, научно-практических конференциях,

-повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению родного края,

-осуществление ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания,

- вовлечение в исследовательскую работу родителей, общественность.

Учебно-тематическое планирование для 2-3 классов (67 часов)

темы

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя и обучающихся

Выход

I.

Введение в курс

1 час



1.1.

Географическое положение

районов Буряти

2час

Беседа


II

История районов

28 ч



2.1.

Из глубины веков.

Баргузинский район

2часа

Чтение и инсценировка преданий о Бархан-уула.

Урок- спектакль «Преданья старины глубокой».

2.2

«У подножья Саян распростёрся Аршан…»

Тункинский район

1 час

Лиственница – долгожитель.

Мраморное дно.

Первый водопад

Презентация

2.3

Памятники природы Курумканского района

1 часа

Святая Янжима.

Фоторепортаж.

2.4

Тарбагатай – край староверов

1 часов

Автобусная экскурсия


Фоторепортаж

2.5

Край голубых озер - Еравна

1 часа

Практическое занятие.

Сочинение

2.6

Певучая, раздольная Кижинга

1 час

Прослушивание песен

Операция «Поиск песен из Кижинги»

2.7

Хоринск и Бичура…

2 часа

Лесные богатства


2.8

Кяхтинский район . Чайный путь предков

2 часа

Самостоятельная работа

Презентация уч-ся

2.9

У батюшки Байкала. Прибайкалье, Кабанск

2 часа

Презентации о Байкале .

Устный журнал

3.

Далекие Баунт, Муя, Северобайкальск, Курумкан

3 часа

Просмотр видеофильмов


3,1

Минеральные источники Бурятии

2часа

Аршан, Н-Пустынь, Киран, Кучигеры


3.2

Водные артерии Бурятии

3 часа

Легенда о водоемах нашей земли

Выставка рисунков.

3.3

Мухоршибирский район –кладовая Бурятии

3 часа

Тугнуйский угольный разрез.

Очерки с предприятия

3.4

Иволга- сестрица Улан-Удэ.

2 часа

Экскурсия в район

Отзывы о поездке

3.6

Солнечный Селенгинский район.

2часа

Щучье, Карасиное ,Гусиное озера.

Рисунки

IV

Растительный мир

8 ч



4.1.

Эндемики Бурятии

2часа

Беседа с учителем биологии .

Проект «Эндемики Бурятии»

4.2.

Лекарственные травы

2часов

Лекции учителя ,практическое занятие учащихся


4.3.

Грибы (ядовитые и съедобные)

Игра «Лукошко грибника»

1 час

Лекции учителя практическое занятие учащихся

Проект «Сказка о грибах»

4.4

Викторина «Цветик-семицветик»

1 час

Практическое занятие учащихся


4.5.

Народные приметы. Народный календарь.

2 часа

Практическое занятие учащихся

Мини- книжка «Приметы»

V

Животный мир

12 ч



5.1.

Звери леса

3 часа

Беседа учителя

Рефераты

5.2.

Птицы нашего края

2 часа

Беседа учителя практические занятия


5.3.

Охрана природы

2часа

Беседа учителя практические занятия


5.4

Красная книга Бурятии

2 часа

Практические занятия


5.5.

Сочинение загадок о животных и сказок.

2 часа

Практические занятия

«Наши загадки и сказки»

5.6.

Викторина «Наш край»

1час

Практическое занятие


VI

Озеро Байкал.

4 ч



6.1

Сказки и предания о Байкале.

2 ч

Библиотечный час

Рисунки.

6.2

Животный мир Байкала.

2 ч

Фильм о Байкале


VII

Республика Бурятия.

12 ч



7.1

Улан – Удэ- столица Бурятии.

2часа

«Виртуальное» путешествие


7.2

Экономика Бурятии

3 часа



7.3

Культура Бурятии.

3 часа

Видеофильмы, беседа


7.5

Журнал «Хараасгай»

2часа



7.6.

Бурятия в будущем.



Проекты детей





Список литературы.

  1. Бобков А.К .Моя Бурятия. Краткий исторический очерк. Отпечатано на средства автора на личном оборудовании. 1990г.,

  2. Путеводитель – справочник Сибирская Швейцария. г. Улан-Удэ, 1990 г., ООО «Байкал -Гео»

  3. Булгатов А. В. Курорт Аршан, г. Улан – Удэ., издательство 1964 год.

  4. Будаев В.И. Минеральные источники Бурятии, Иркутск, 1997г

  5. Кислов Е.В. Памятники природы Тункинского национального парка. Г. Улан-Удэ, издательство БНЦ СО РАН. 2000г.

  6. С.А. Нестерова С любовью в сердце Издательский центр Издательского дома «Буряад Унэн»,Улан-Удэ,2006

  7. Непомнящий А. Байкал Издательство «Планета» Москва,2003 г

Раздел VI. Используемые образовательные ресурсы

- Учебно-методический комплект:

  • Математика – Аргинская И.И.

  • Аргинская И.И. Методическое пособие для учителя.- М,2004

  • Русский язык – Нечаева Н.В.-1 класс, Полякова А.В. – 2-4кл.

  • Методические рекомендации к учебнику. - Самара: корпорация «Федоров, изд-во «Учебная литература»,2005

  • Литературное чтение – Чуракова Н.А., СвиридоваВ.Ю.

  • Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное

чтение». - Самара: корпорация «Федоров, изд-во «Учебная литература»,2005

  • Мы и окружающий мир – Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

  • Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» - Самара: корпорация «Федоров, изд-во «Учебная литература»,2005

  • Цирулик Е.Н «Умные руки», Проснякова Т.Н. Творческая мастерская.

Для информационно- компьютерной поддержки учебного процесса использую следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

  • CD «Азбука от Кирилла и Мефодия»

  • CD «Детский энциклопедический словарь»

  • Тренажеры по русскому языку;

  • «Шедевры русской живописи»

  • Энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей»

Наличие технических средств обучения.

В кабинете имеются следующие ТСО:

телевизор, DVD- плеер, компьютер, синтезатор, мультимедийный проектор, муль­тимедийные электронные учебники и др.,

аудио и видеопособия;

  • Дидактические материалы, схемы, таблицы. Энциклопедии, словари, справочники.