Программа «Лесенка добра»
Составители: Базецкая М.В.
Пояснительная записка к программе по философии «Лесенка добра»
«Добрая привычка – это нравственный капитал,
который растет беспрестанно,
процентами с него
человек пользуется всю жизнь»
К. Д. Ушинский
Формирование личности человека происходит в конкретном образовательном пространстве. Сущность образовательного пространства определяется через философское понимание смысла пространства вообще, представляющего собой соединение сред, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих целостность и единство. К числу ведущих сред образовательного пространства мы относим следующие: культуросообразная среда; обучающая среда; здоровьесберегающая среда; психокоррекционная среда; креативная среда; информационная среда; коммуникативная среда, художественная (в том числе музыкальная) среда. Анализ практики показывает, что независимо от того, на что направлена та или иная среда её содержание базируется на нравственности. При этом философия выступает тем интегрирующим началом, способным систематизировать все аспекты базовой культуры личности в условиях функционирования образовательного пространства.
Красота, доброта как философские категории мыслителями разных веков трактовались по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о красоте и доброте человека говорилось: «Добрым и прекрасным называют человека совершенного достоинства.…Ведь о красоте и доброте говорят по поводу добродетели: прекрасным зовут человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями”.
Философские основы воспитания
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI–V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он подчеркивал, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Другой философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга. Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать». Философы Древнего Рима также уделяли большое внимание проблеме воспитания детей. Так, Плутарх говорил о громадной важности обучения и воспитания ребенка в семье. Он был противником жесткого воспитания (считал, что надо избегать насилия, жестоких наказаний по отношению к детям) и сторонником поощрения послушания. При этом он подчеркивал необходимость материнского воспитания: «Мать должна оставаться кормилицей собственных детей». Сенека отводил воспитанию роль формирования самостоятельной личности, подчеркивая важность постижения подрастающим поколением нравственных основ. Главным методом воспитания он считал беседу с яркими примерами из реальной жизни. Древнеримский философ Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное. Именно поэтому он считал, что роль воспитания заключается в развитии позитивных качеств человеческой натуры. Он подчеркивал необходимость соединять воспитание ребенка и природную доброту человеческого существа. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.
Философия как приоритетная дисциплина в обучении разумности
Почему завтра не становится сегодня? Куда утекает время? Где я был, когда не было папы и мамы? Почему люди бывают хорошие и плохие? Почему мы едим кур и коров, ведь они не трогают людей? А что бы было, если бы я стал машиной? Такого рода вопросы, по существу, философско-метафизические вопросы о природе времени, существовании, самотождественности, добре и зле, отношении человека и природы и т.д., обрушиваются на родителей, как только ребенок овладевает речью и начинает осознавать себя и окружающий мир. Родители как умеют, отвечают на них, а устав, либо отделываются шутками, либо отмахиваются и раздражаются.
Научившись пользоваться универсальными философскими категориями, возможно, дети будут воспринимать окружающий мир более осмысленным и интересным. Философские навыки грамотного мышления, возможно, облегчат им ориентацию в смысложизненных вопросах и помогут стать разумными и ответственными гражданами.
Смысл программы, коротко, состоит в том, чтобы с помощью философских инструментов научить детей рассуждать разумно. Это значит рассуждать обоснованно, логично, критично, творчески, контекстуально. А вместе с этим и разумному и ответственному социальному поведению, необходимым условием которого является умение рассуждать разумно..
“Философия для детей” является самым эффективным рычагом для развития мышления. Вечно проблемный, “вопрошающий” характер философии, допущение поливариантных ответов, рефлексивное отношение к инструментам познания, требование логичности и последовательности, задействованность в ней когнитивных, этических и эстетических способностей сознания делают ее инструменты уникальными и незаменимыми для выработки навыков недогматичного, гибкого, контекстуального и одновременно строгого и доказательного мышления. Универсальность философских категорий позволяет преодолеть фрагментарность знания, сделать его связным и осмысленным для детского восприятия. Не говоря уже о том, что для вступающих в жизнь дисциплинарные рамки философии дают возможность рассуждать на самые различные, в том числе и моральные и “смысложизненные”, сюжеты, тем самым рефлексивно, не стихийно, определяться в своих жизненных ориентирах. И еще. Философское знание дает возможность искать эти ориентиры на универсалистком, не местническом, уровне, что немаловажно для нашего мира