Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждено
протоколом медико-педагогического совета
от «_31_» августа 2017г.
Приказ № 74-О от «1» сентября
Директор школы-интерната
____________ Мягдеева Н.Н.
Рабочая программа
факультативного курса по математике
для 9(10) общеобразовательного класса
«Избранные вопросы математики»
1 час в неделю; 34 часа в год
Составитель: Валиева Л.Т. учитель I квалификационной категории.
Согласовано:
Зам. директора по УР________________ Л.Р.Мартынова
Рассмотрено:
На заседании ШМО, протокол № 1 от «29» августа 2017 г.
Руководитель ШМО _____________ Л.Ф.Мухаметзянова
Альметьевск 2017г
Рабочая программа разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании» №273 –Ф3. Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года;
типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г;
базисного учебного плана специального( коррекционного) образовательного учреждений VI вида для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии от 10апреля 2002. №29/2065-п;
инструктивно-методического письма Министерства образования от 23.09.2009 г. №03-1909 «О преподавании математики в школах».
учебного плана «Альметьевской школы-интернат » на 2017-2018 учебный год;
положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в Альметьевской школе-интернат ;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Пояснительная записка
Учитывая специфику работы ГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» уровень основного общего образования завершается в 10 классе.
В связи с этим факультативный курс « Избранные вопросы математики» рассчитан на учащихся 10 класса.
Актуальность программы
В условиях современного образования и динамического развития современного общества факультативный курс «Избранные вопросы математики» актуален, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Данный курс призван усилить внимание к проблеме избранных вариантов решения задач по математике. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют. Данный курс призван усилить внимание к проблеме избранных вариантов решения проблем математических задач, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира. Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Основной задачей курса является углубление знаний, полученных в школьном курсе математики по определенным темам и развитие устойчивого интереса к предмету. А также применение приемов, методов решения задач в среднем звене или профессиональных заведениях.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.
Создание базы для развития способностей учащихся и восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса, дополнение его и расширение являются основными целями курса «Избранные вопросы математики» и также применение этих знаний в дальнейшем образовательном процессе.
Развитие алгоритмического мышления и овладение навыками дедуктивных рассуждений являются задачами изучения математики.
Известно, что цель обучения математике в школе состоит в том, чтобы каждый учащийся овладел такой системой знаний, умений и навыков, которая давала бы ему возможность:
- правильно понимать особенности отражения математикой законов о количественных отношениях и пространственных формах в природе, обществе и производственной деятельности;
- строить математические модели простейших учебных и практических ситуаций и находить решения возникающих при этом задач;
- использовать полученную математическую подготовку в практической деятельности и при продолжении образования.
Применительно к учащимся, при обучении которых реализуется идея углубленного математического образования, общие цели можно дополнить следующими:
- приобретение учащимися устойчивых прочных знаний по основным разделам математики и творческое использование теоретических знаний и математических методов исследования для решения разнообразных задач, в том числе и нестандартных;
- формирование у учащихся необходимых элементов логического мышления и пространственного воображения, а также таких мыслительных умений, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и т.п.;
- развитие у учащихся познавательной инициативы, стремления к самостоятельной творческой работе, развитие математической интуиции.
В данной программе обращение к таким темам ,как модуль, решение рациональных уравнений и неравенств, и их систем вызвано тем, чтобы учащиеся после прохождения факультативного курса привели все знания в систему, решая тем самым сложные уравнения и неравенства по заданному алгоритму.
Речь идет не об «освежении» памяти учащихся по принципу «повторение – мать учения», а об углубленном рассмотрении данных тем, в том числе и с новых позиций.
Благодаря такому подходу учащиеся более качественно понимают , обобщают и систематизируют виды и методы решения рациональных уравнений, неравенств и их систем. Дополняют знания новыми, нестандартными идеями при решении соответствующих заданий повышенной сложности.
Цели курса
Закрепление, расширение и углубление теоретических знаний по избранным темам и развитие практических навыков и умений; Умение применять полученные навыки при решении нестандартных зада
Задачи курса
учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;
- научить школьников решать задачи, требующие применения знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации
Развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, критичность мышления на уровне, необходимом в будущей профессиональной деятельности.
Формирование умений и навыков умственного труда , умений обосновывать и доказывать суждения, понимать красоту и изящество математических рассуждений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
умение работать с математическим текстом , выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев
умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства; решать уравнения и неравенства, содержащие модуль, строить графики элементарных функций, содержащих модуль.
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса.
Формы и методы организации учебных занятий
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Формы проведения занятий включают в себя : лекции, практические работы, индивидуальные консультации с обучающимися. Основными видами обучения являются мини - лекции, практические задания для закрепления, индивидуальные работы в рабочих тетрадях, уроки-практикумы.
Содержание курса
Тема I. Уравнения и системы уравнений
Уравнения. Равносильные уравнения. Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Иррациональные уравнения и уравнения вида
Системы уравнений. Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. Решение уравнений с параметром. Решение тестовых задач.
Тема II. Неравенства и их системы
Неравенства. Способы решения различных неравенств ( линейных, квадратных, дробно-рациональных). Иррациональные неравенства. Неравенства вида
,
,
,
. Метод интервалов. Область определения выражений. Системы неравенств. Решение неравенств первой степени с параметром.
Тема III. Модуль и его приложения
Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. Решение уравнений, содержащих модуль. Решение неравенств, содержащих модуль. Графики функций, содержащих модуль.
Итого 34 часа
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Уравнения и системы уравнений | 12 |
2 | Неравенства и их системы | 14 |
3 | Модуль и его приложения | 8 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата |
план | факт |
Уравнения и системы уравнений ( 12 часов) |
1 | Вводный урок. Уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений. Линейные уравнения. Решение уравнений с параметром. | 1 | знать общий вид линейных уравнений. алгоритм решения линейных уравнений, свойства уравнений; уметь определять линейные уравнения, решать линейные уравнения с параметром. | | |
2 | Решение квадратных уравнений и уравнений сводимых к квадратным. Исследование числа корней квадратного уравнения. | 1 | знать формулу корней квадратного уравнения; уметь определять квадратные уравнения, сводимые к ним, с помощью тождественных преобразований. | | |
3 | Уравнения с параметрами. Прямое решение уравнения с параметром, алгоритм данного метода. | 1 | знать алгоритм решения уравнений с параметром. уметь решать линейные уравнения с параметром, квадратные уравнения с параметром. определять число решений. | | |
4 | Определение числа решения уравнения с помощью линии параметра. Формы записи ответа. | 1 | | |
5 | Дробно-рациональные уравнения. Дробно-рациональные уравнения, сводящиеся к квадратным. | 1 | знать алгоритм решения дробно-рациональных уравнений; уметь находить ОДЗ уравнения и находить корни. | | |
6 | Практикум по решению дробно-рациональных уравнений. | 1 | уметь применять алгоритм решения дробно-рациональных уравнений, применять тождественные преобразования . | | |
7 | Решение уравнений 3 степени. | 1 | знать алгоритм решения уравнений 3 степени. уметь решать уравнения, с помощью разложения на множители. | | |
8 | Биквадратные уравнения. | 1 | знать алгоритм решения биквадратных уравнений. уметь решать биквадратные уравнения | | |
9 | Практикум по решению иррациональных уравнений. | 1 | знать алгоритм решения иррациональных уравнений ( ); уметь находить корни иррациональных уравнений. | | |
10 | Системы линейных уравнений. Методы их решения. | 1 | знать методы решения систем линейных уравнений. уметь находить решение системы различными способами. | | |
11 | Системы уравнений второй степени. | 1 | знать методы :подстановки, замены переменных; уметь определять , какой метод применяется при нахождении решения системы. | | |
12 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Решение всех видов уравнений.» | 1 | знать общий вид всех рассмотренных уравнений, уметь определять алгоритм решения уравнений. | | |
Неравенства и их системы (14 часов) |
13 | Неравенства. Виды решений неравенств. Линейные неравенства. | 1 | знать общий вид линейных неравенств, свойства линейных неравенств. уметь находить решение линейных неравенств исходя из свойств неравенств. | | |
14 | Квадратные неравенства. | 1 | уметь находить решение квадратных неравенств графическим методом. | | |
15 | Дробно-рациональные неравенства. | 1 | знать метод интервалов; уметь применять метод при решении дробно-рациональных уравнений. | | |
16 | Решение неравенств методом интервалов. | 1 | уметь решать рациональные неравенства методом интервалов. | | |
17 | Графическое решение иррациональных неравенств. | 1 | уметь находить решение иррациональных неравенств графическим способом. | | |
18 | Неравенства вида , , , . | 1 | уметь находить решение иррациональных неравенств графическим способом. | | |
19 | Графическое решение иррациональных неравенств с параметрами. | 1 | знать алгоритм решения иррациональных неравенств с параметром. | | |
20 | Системы линейных неравенств. | 1 | знать ,что является решением системы неравенств; уметь находить общее решение системы линейных уравнений. | | |
21 | Системы неравенств второй степени. | 1 | знать метод решения системы неравенств, в котором одно неравенство линейное, а второе квадратное неравенство. | | |
22-23 | Системы неравенств второй степени и методы их решения. | 2 | знать методы решения системы неравенств, в котором обе неравенства второй степени. | | |
24 | Практикум по решению неравенств. | 1 | уметь определять по общему виду, к какому типу неравенства относятся. | | |
25 | Практикум по решению системы неравенств. | 1 | уметь определять алгоритм решения систем неравенств. | | |
26 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неравенства» | 1 | уметь обобщать и систематизировать знания по изученной теме | | |
Модуль и его приложения ( 8 часов) |
27 | Модуль-общие сведения. | 1 | знать определение модуля; уметь находить модуль числа. | | |
28 | Преобразование выражений, содержащих модуль. | 1 | уметь преобразовывать выражения ,содержащие модуль. | | |
29 | Решение уравнений, содержащих модуль. | 1 | знать алгоритм решения уравнений, содержащих модуль. уметь находить корни уравнения. | | |
30 | Решение неравенств, содержащих модуль | 1 | знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль. | | |
31 | Графики функций, содержащих модуль. | 1 | знать общий вид графиков элементарных функций. | | |
32 | Построение графиков функций, содержащих модуль. | 1 | уметь строить графики, содержащие модуль. | | |
33-34 | Защита проектов по изученному факультативному курсу «Избранные вопросы математики | 2 | Индивидуальная(групповая)защита проектов | | |
Список литературы для обучающихся:
Математика 7-9 «Уравнения и неравенства» Приемы, методы, решения. Составитель Е.В. Мирошкина 2009
Алгебра 9, Самостоятельные работы для учащихся, к учебнику А.Г.Мордковича, Мнемозина, 2014 г
Алгебра 7-9 Тесты, под редакцией А.Г.Мордковича,Мнемозина 2015
Список литературы для учителя:
А.Г.Мордкович «Беседы с учителями математики» 2010
Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2006.
Лысенко Ф.Ф. "Математика 9 класс" подготовка к ГИА. "Легион" 2012
А.И.Мордкович,В.И.Глизбург «Математика, полный справочник для подготовки к ЕГЭ», 2009