СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа факультатива по теме "Избранные вопросы математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая специфику работы школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья уровень основного общего образования завершается в 10 классе.В связи с этим факультативный курс "Избранные вопросы математики" рассчитан на учасщихся 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа факультатива по теме "Избранные вопросы математики"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»



Утверждено

протоколом медико-педагогического совета

от «_31_» августа 2017г.

Приказ № 74-О от «1» сентября

Директор школы-интерната

____________ Мягдеева Н.Н.



Рабочая программа

факультативного курса по математике

для 9(10) общеобразовательного класса

«Избранные вопросы математики»


1 час в неделю; 34 часа в год


Составитель: Валиева Л.Т. учитель I квалификационной категории.


Согласовано:

Зам. директора по УР________________ Л.Р.Мартынова

Рассмотрено:

На заседании ШМО, протокол № 1 от «29» августа 2017 г.

Руководитель ШМО _____________ Л.Ф.Мухаметзянова


Альметьевск 2017г

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» №273 –Ф3. Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г;

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года;

  • типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;

  • концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г;

  • базисного учебного плана специального( коррекционного) образовательного учреждений VI вида для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии от 10апреля 2002. №29/2065-п;

  • инструктивно-методического письма Министерства образования от 23.09.2009 г. №03-1909 «О преподавании математики в школах».

  • учебного плана «Альметьевской школы-интернат » на 2017-2018 учебный год;

  • положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в Альметьевской школе-интернат ;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.






Пояснительная записка


Учитывая специфику работы ГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» уровень основного общего образования завершается в 10 классе.

В связи с этим факультативный курс « Избранные вопросы математики» рассчитан на учащихся 10 класса.


Актуальность программы

В условиях современного образования и динамического развития современного общества факультативный курс «Избранные вопросы математики» актуален, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Данный курс призван усилить внимание к проблеме избранных вариантов решения задач по математике. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют. Данный курс призван усилить внимание к проблеме избранных вариантов решения проблем математических задач, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира. Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.


Общая характеристика учебного курса

Основной задачей курса является углубление знаний, полученных в школьном курсе математики по определенным темам и развитие устойчивого интереса к предмету. А также применение приемов, методов решения задач в среднем звене или профессиональных заведениях.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

Создание базы для развития способностей учащихся и восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса, дополнение его и расширение являются основными целями курса «Избранные вопросы математики» и также применение этих знаний в дальнейшем образовательном процессе.

Развитие алгоритмического мышления и овладение навыками дедуктивных рассуждений являются задачами изучения математики.


Известно, что цель обучения математике в школе состоит в том, чтобы каждый учащийся овладел такой системой знаний, умений и навыков, которая давала бы ему возможность:


- правильно понимать особенности отражения математикой законов о количественных отношениях и пространственных формах в природе, обществе и производственной деятельности;

- строить математические модели простейших учебных и практических ситуаций и находить решения возникающих при этом задач;

- использовать полученную математическую подготовку в практической деятельности и при продолжении образования.

Применительно к учащимся, при обучении которых реализуется идея углубленного математического образования, общие цели можно дополнить следующими:

- приобретение учащимися устойчивых прочных знаний по основным разделам математики и творческое использование теоретических знаний и математических методов исследования для решения разнообразных задач, в том числе и нестандартных;

- формирование у учащихся необходимых элементов логического мышления и пространственного воображения, а также таких мыслительных умений, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и т.п.;

- развитие у учащихся познавательной инициативы, стремления к самостоятельной творческой работе, развитие математической интуиции.


В данной программе обращение к таким темам ,как модуль, решение рациональных уравнений и неравенств, и их систем вызвано тем, чтобы учащиеся после прохождения факультативного курса привели все знания в систему, решая тем самым сложные уравнения и неравенства по заданному алгоритму.

Речь идет не об «освежении» памяти учащихся по принципу «повторение – мать учения», а об углубленном рассмотрении данных тем, в том числе и с новых позиций.

Благодаря такому подходу учащиеся более качественно понимают , обобщают и систематизируют виды и методы решения рациональных уравнений, неравенств и их систем. Дополняют знания новыми, нестандартными идеями при решении соответствующих заданий повышенной сложности.


Цели курса

Закрепление, расширение и углубление теоретических знаний по избранным темам и развитие практических навыков и умений; Умение применять полученные навыки при решении нестандартных зада

Задачи курса

  • учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;

  • обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;

- научить школьников решать задачи, требующие применения знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации

  • Развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, критичность мышления на уровне, необходимом в будущей профессиональной деятельности.

  • Формирование умений и навыков умственного труда , умений обосновывать и доказывать суждения, понимать красоту и изящество математических рассуждений.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

  • умение работать с математическим текстом , выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев

  • умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства; решать уравнения и неравенства, содержащие модуль, строить графики элементарных функций, содержащих модуль.

  • умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса.




Формы и методы организации учебных занятий


Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

Формы проведения занятий включают в себя : лекции, практические работы, индивидуальные консультации с обучающимися. Основными видами обучения являются мини - лекции, практические задания для закрепления, индивидуальные работы в рабочих тетрадях, уроки-практикумы.




Содержание курса

Тема I. Уравнения и системы уравнений

Уравнения. Равносильные уравнения. Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Иррациональные уравнения и уравнения вида Системы уравнений. Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. Решение уравнений с параметром. Решение тестовых задач.




Тема II. Неравенства и их системы

Неравенства. Способы решения различных неравенств ( линейных, квадратных, дробно-рациональных). Иррациональные неравенства. Неравенства вида , , , . Метод интервалов. Область определения выражений. Системы неравенств. Решение неравенств первой степени с параметром.

Тема III. Модуль и его приложения

Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. Решение уравнений, содержащих модуль. Решение неравенств, содержащих модуль. Графики функций, содержащих модуль.

Итого 34 часа





Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

1

Уравнения и системы уравнений

12

2

Неравенства и их системы

14

3

Модуль и его приложения

8


Всего

34


















Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Дата

план

факт

  1. Уравнения и системы уравнений ( 12 часов)

1

Вводный урок. Уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений. Линейные уравнения. Решение уравнений с параметром.

1

знать общий вид линейных уравнений. алгоритм решения линейных уравнений, свойства уравнений;

уметь определять линейные уравнения, решать линейные уравнения с параметром.



2

Решение квадратных уравнений и уравнений сводимых к квадратным. Исследование числа корней квадратного уравнения.

1

знать формулу корней квадратного уравнения; уметь определять квадратные уравнения, сводимые к ним, с помощью тождественных преобразований.



3

Уравнения с параметрами. Прямое решение уравнения с параметром, алгоритм данного метода.

1


знать алгоритм решения уравнений с параметром. уметь решать линейные уравнения с параметром, квадратные уравнения с параметром. определять число решений.



4

Определение числа решения уравнения с помощью линии параметра. Формы записи ответа.


1



5

Дробно-рациональные уравнения. Дробно-рациональные уравнения, сводящиеся к квадратным.

1

знать алгоритм решения дробно-рациональных уравнений;

уметь находить ОДЗ уравнения и находить корни.



6

Практикум по решению дробно-рациональных уравнений.

1

уметь применять алгоритм решения дробно-рациональных уравнений, применять тождественные преобразования .



7

Решение уравнений 3 степени.

1

знать алгоритм решения уравнений 3 степени. уметь решать уравнения, с помощью разложения на множители.



8

Биквадратные уравнения.

1

знать алгоритм решения биквадратных уравнений.

уметь решать биквадратные уравнения



9

Практикум по решению иррациональных уравнений.

1

знать алгоритм решения иррациональных уравнений ();

уметь находить корни иррациональных уравнений.



10

Системы линейных уравнений. Методы их решения.

1

знать методы решения систем линейных уравнений.

уметь находить решение системы различными способами.



11

Системы уравнений второй степени.

1

знать методы :подстановки, замены переменных; уметь определять , какой метод применяется при нахождении решения системы.



12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Решение всех видов уравнений.»

1

знать общий вид всех рассмотренных уравнений, уметь определять алгоритм решения уравнений.



Неравенства и их системы (14 часов)

13

Неравенства. Виды решений неравенств. Линейные неравенства.

1

знать общий вид линейных неравенств, свойства линейных неравенств.

уметь находить решение линейных неравенств исходя из свойств неравенств.



14

Квадратные неравенства.

1

уметь находить решение квадратных неравенств графическим методом.



15

Дробно-рациональные неравенства.

1

знать метод интервалов;

уметь применять метод при решении дробно-рациональных уравнений.



16

Решение неравенств методом интервалов.

1

уметь решать рациональные неравенства методом интервалов.



17

Графическое решение иррациональных неравенств.

1

уметь находить решение иррациональных неравенств графическим способом.



18

Неравенства вида , , , .

1

уметь находить решение иррациональных неравенств графическим способом.



19

Графическое решение иррациональных неравенств с параметрами.

1

знать алгоритм решения иррациональных неравенств с параметром.



20

Системы линейных неравенств.

1

знать ,что является решением системы неравенств;

уметь находить общее решение системы линейных уравнений.



21

Системы неравенств второй степени.

1

знать метод решения системы неравенств, в котором одно неравенство линейное, а второе квадратное неравенство.



22-23

Системы неравенств второй степени и методы их решения.

2

знать методы решения системы неравенств, в котором обе неравенства второй степени.



24

Практикум по решению неравенств.

1

уметь определять по общему виду, к какому типу неравенства относятся.



25

Практикум по решению системы неравенств.

1

уметь определять алгоритм решения систем неравенств.



26

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неравенства»

1

уметь обобщать и систематизировать знания по изученной теме



Модуль и его приложения ( 8 часов)

27

Модуль-общие сведения.

1

знать определение модуля;

уметь находить модуль числа.



28

Преобразование выражений, содержащих модуль.

1

уметь преобразовывать выражения ,содержащие модуль.



29

Решение уравнений, содержащих модуль.

1

знать алгоритм решения уравнений, содержащих модуль.

уметь находить корни уравнения.



30

Решение неравенств, содержащих модуль

1

знать алгоритм решения неравенств, содержащих модуль.



31

Графики функций, содержащих модуль.

1

знать общий вид графиков элементарных функций.



32

Построение графиков функций, содержащих модуль.

1

уметь строить графики, содержащие модуль.



33-34

Защита проектов по изученному факультативному курсу «Избранные вопросы математики

2

Индивидуальная(групповая)защита проектов





Список литературы для обучающихся:


  1. Математика 7-9 «Уравнения и неравенства» Приемы, методы, решения. Составитель Е.В. Мирошкина 2009

  2. Алгебра 9, Самостоятельные работы для учащихся, к учебнику А.Г.Мордковича, Мнемозина, 2014 г

  3. Алгебра 7-9 Тесты, под редакцией А.Г.Мордковича,Мнемозина 2015


Список литературы для учителя:

  1. А.Г.Мордкович «Беседы с учителями математики» 2010

  2. Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2006.

  3. Лысенко Ф.Ф. "Математика 9 класс" подготовка к ГИА. "Легион" 2012

  4. А.И.Мордкович,В.И.Глизбург «Математика, полный справочник для подготовки к ЕГЭ», 2009