Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» имени Николая Викторовича Кордюкова
ПРИНЯТО на педсовете протокол №1 от 27 августа 2020 г. | | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 70 от 28 августа 2020 г. Директор ________________ Ларюшкина Н.И. |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
кружка «Хор «ДоМиСолька»»
Возраст детей, на который рассчитана
дополнительная образовательная программа:
3 класс
2 часа в неделю
Всего: 70 часов
Направление: музыкальное
Срок реализации программы: 1 год
Педагог дополнительного образования:
Земисева Ассоль Юрьевна
г. Кимовск
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У нашего края богатейшая история, восходящая к эпохе Святой Руси. Конечно, крупнейшим памятником этой эпохи является Куликово поле. Со всех концов нашей страны приезжают верующие в село Себино, которое является родиной святой праведной старицы Матроны, Московской чудотворицы.
Издавна Тульский край знаменит своими народными промыслами. Это и самовары, и пряники, и белёвская пастила. Кружевоплетение на тульской земле всегда было одним из самых излюбленных видов женского рукоделия. В современной России белёвское кружево можно назвать брендом нашей области. Славен наш край и гончарным делом: тульской городской игрушкой и знаменитыми филимоновскими свистульками. А легендарные оружейные мастера сделали Тулу кузницей русского оружия.
Культурное наследие нашей родной земли также отличается многообразием и самобытностью. Во всем мире известны имена великих литературных мастеров Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, чьи судьбы тесно связаны с тульским краем. Не меньшего внимания требует и народное творчество туляков. Известные собиратели фольклора XIX века – П.В. Киреевский, И.П. Сахаров, П.В. Штейн доказывают нам это своими сборниками.
Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.
Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.
Работа с детским хоровым коллективом отлична от работы со взрослыми, имеет свою специфику и ряд особенностей. Это фундамент всей последующей работы с взрослым хоровым коллективом.
Программа работы кружка составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.
Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребёнка в детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений) на основе регионального фольклор.
В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка двухголосного пения, как под музыкальное сопровождение, так и без него, а так же навыкам сольного исполнения, что позволяет выделить следующие виды работ: вокально-хоровая работа, пение произведений, пение учебно-тренировочного материала, слушание музыки, постановка голоса (индивидуальные занятия), практическая работа.
Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса попевочного и репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.
Для составления программы мною были изучены такие методические пособия, как «Работа с детским коллективом», «Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде», «Позитивное воспитание хором», «Значение психологических тренингов в детском хоре», «Принципы подбора репертуара в детском хоре», «Организация репетиционного процесса», «Организация детского хора», «Приемы психолого-педагогического воздействия», «Приемы развития слуха и голоса детей», «Работа над ритмической четкостью», «Особенности произношения согласных и гласных звуков», «Работа над вокально-хоровыми навыками», «Вокальные упражнения в детском хоре», «Вокальные характеристики детского голоса», «Особенности песенного фольклора Тульского края».
Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты программы: знать, что такое певческое дыхание, вокально-певческая постановка голоса, звукообразование и звуковедение, дикция и артикуляция, знать о гигиене голоса, петь чисто и слаженно в унисон и с элементами двухголосия, владеть навыками дыхания, чистотой интонирования, дикцией и выразительностью исполнения; уметь различать песни по жанрам, проявлять исполнительское мастерство на сцене.
Результатом работы кружка является полученный детьми определенный объем знаний, умений и навыков. Контроль кружка может проводиться в форме выступления на концертах, мероприятиях.
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Практические |
11. | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. | 4 | 2 | 2 |
22. | Певческая установка. Дыхание. | 8 | 2 | 6 |
33. | Распевание. | 17 | 2 | 15 |
44. | Вокальная позиция. | 8 | 2 | 6 |
55. | Звуковедение. Использование певческих навыков. | 8 | 2 | 6 |
66. | Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция. | 3 | 1 | 2 |
77. | Беседа о гигиене певческого голоса. | 2 | 2 | 0 |
88. | Работа над сценическим образом. | 12 | 2 | 10 |
99. | Праздники, выступления. | 8 | | 8 |
Введение. Владение голосовым аппаратом.(4 ч.) Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. Певческая установка и певческая позиция. (8 ч.) Дыхание. Позиция корпуса и головы во время пения. Установка на репетиции. Певческая установка во время выступления. Отработка полученных вокальных навыков. Распевание (17 ч.) В данном разделе говорится о важности подготовки детских голосовых связок к процессу пения. Распевание с закрытым ртом. Канон. Распевание гласных звуков. Распевание на согласных звуках. Вокальная позиция (8 ч.) Единая манера исполнения. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Знаменитые хоры прошлого и настоящего. Звуковедение (8 ч.) Работа над звуковедением. Легато. Нонлегато. Стаккато. Знакомство с различной манерой пения (3 ч.) Дикция. Артикуляция. Беседа о гигиене певческого голоса (2ч.) Гигиена певческого голоса. Рекомендации обучающимся по гигиене певческого голоса. Работа над сценическим образом (12 ч.) Сценическая культура и сценический образ. Репетиции перед выступлениями. Праздники и выступления (8 ч.) День учителя. День Матери. Новый год. Масленица. Встреча выпускников. 8 марта. 9 мая. Последний звонок. Содержание изучаемого курса Календарно – тематическое планирование № | Название темы | Количество часов | Дата | 1 | Вводное занятие | 1 | | 2 | Знакомство по технике безопасности | 1 | | 3 - 4 | Знакомство с голосовым аппаратом | 2 | | 5 -7 | Певческая установка | 3 | | | Итого | 70 | 15 | 55 |
8 | Певческая установка на сцене | 1 | |
9 | Певческая установка на репетиции | 1 | |
10 | Дыхание. Тульская хороводная песня «Верный наш колодец» | 1 | |
11 - 12 | Виды дыхания. Тульская хороводная песня «Верный наш колодец» | 2 | |
13 | Роль распевания. Тульская хороводная песня «Верный наш колодец» | 1 | |
14 - 15 | Распевание | 2 | |
16 - 17 | Роль распевания на репетиции. Тульская хороводная песня «Верный наш колодец» | 2 | |
18 | Роль распевания перед концертом | 1 | |
19 | Дыхание в хоровом пении | 1 | |
20 | Дыхание в сольном пении. Тульская плясовая песня «На столике самовар» | 1 | |
21 | Вокальная позиция. Тульская плясовая песня «На столике самовар» | 1 | |
22 | Цепное дыхание. Тульская плясовая песня «На столике самовар» | 1 | |
23 | Роль цепного дыхания. Концерт | 1 | |
24 | Дыхание по фразам | 1 | |
25 - 29 | Вокальная позиция | 5 | |
30 - 33 | Певческая установка | 4 | |
34 | Дикция | 1 | |
35 | Значение дикции в хоре | 1 | |
36 | Значение дикции в создании художественного образа. Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам» | 1 | |
37 | Значение дикции в создании художественного образа | 1 | |
38 | Звукообразование Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам» | 1 | |
39 | Звукообразование | 1 | |
40 | Работа над звукообразованием Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам» | 1 | |
41 | Работа над звукообразованием Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам» | 1 | |
42 | Роль орфоэпии в хоре Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам» | 1 | |
43 | Роль орфоэпии в хоре | 1 | |
44 | Атака звука Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам» | 1 | |
45 | Атака звука | 1 | |
46 | Атака звука Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам» | 1 | |
47 | Приемы звукообразования. Концерт | 1 | |
48 | Приемы звукообразования | 1 | |
49 | Хоровой строй Тульская народная песня «Куковали две кукушки» | 1 | |
50 | Хоровой строй | 1 | |
51 | Работа над хоровым строем Тульская народная песня «Куковали две кукушки» | 1 | |
52 | Работа над хоровым строем | 1 | |
53 | Хоровой ансамбль Тульская народная песня «Куковали две кукушки» | 1 | |
54 | Хоровой ансамбль Тульская народная песня «Куковали две кукушки» | 1 | |
55 | Работа в ансамбле | 1 | |
56 | Работа в ансамбле Тульская народная песня «Куковали две кукушки» | 1 | |
57 | Выстраивание партий Тульская народная песня «Куковали две кукушки» | 1 | |
58 | Ритмический ансамбль | 1 | |
59 | Вокальный ансамбль | 1 | |
60 | Состав хора Тульская народная песня «Куковали две кукушки» | 1 | |
61 | Состав хора Тульская народная песня «Куковали две кукушки» | 1 | |
62 | Нюансы. Концерт | 1 | |
63 | Работа над нюансами | 1 | |
64 | Артикуляция | 1 | |
65 | Артикуляционные упражнения | 1 | |
66 | Знакомство с различной манерой пения | 1 | |
67 | Знакомство с различной манерой пения | 1 | |
68 | Артикуляционные упражнения | 1 | |
69 | Работа над ансамблем | 1 | |
70 | Работа над цепным дыханием | 1 | |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Фортепиано.
Народные ударные инструменты.
Балалайка.
Гармонь.
Музыкальный центр.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Ноутбук.
Актовый зал.
Список литературы
Богданова Т.С. Основы хороведения: учеб. пособие. Минск: БГПУ, 2009
Н.В.Романовский «Хоровой словарь», Издательство «МУЗЫКА» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1972
Мосягина А.А. Хороведение и методика работы с хором, Тверь: «Издательство «Триада», 2002
Соколов В.Г. «Работа с хором», М.: Музыка, 1967
Струве Г.А. «Школьный хор: Книга для учителя», М.: Просвещение, 1981
Чесноков П.Г. «Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров», издание третье, М.: Государственное музыкальное издательство, 1961
Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором: учебное пособие для студентов пед. вузов», М.: Просвещение, 2002