СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Хор ДоМиСолька"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская дополнительная общеобразовательная программа хор "ДоМиСолька".

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Хор ДоМиСолька"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» имени Николая Викторовича Кордюкова

ПРИНЯТО

на педсовете

протокол №1

от 27 августа 2020 г.


УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 70

от 28 августа 2020 г.

Директор ________________

Ларюшкина Н.И.





ПРОГРАММА

дополнительного образования

кружка «Хор «ДоМиСолька»»

Возраст детей, на который рассчитана

дополнительная образовательная программа:

3 класс

2 часа в неделю

Всего: 70 часов

Направление: музыкальное

Срок реализации программы: 1 год

Педагог дополнительного образования:

Земисева Ассоль Юрьевна







г. Кимовск

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



У нашего края богатейшая история, восходящая к эпохе Святой Руси. Конечно, крупнейшим памятником этой эпохи является Куликово поле. Со всех концов нашей страны приезжают верующие в село Себино, которое является родиной святой праведной старицы Матроны, Московской чудотворицы.

Издавна Тульский край знаменит своими народными промыслами. Это и самовары, и пряники, и белёвская пастила. Кружевоплетение на тульской земле всегда было одним из самых излюбленных видов женского рукоделия. В современной России белёвское кружево можно назвать брендом нашей области. Славен наш край и гончарным делом: тульской городской игрушкой и знаменитыми филимоновскими свистульками. А легендарные оружейные мастера сделали Тулу кузницей русского оружия.

Культурное наследие нашей родной земли также отличается многообразием и самобытностью. Во всем мире известны имена великих литературных мастеров Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, чьи судьбы тесно связаны с тульским краем. Не меньшего внимания требует и народное творчество туляков. Известные собиратели фольклора XIX века – П.В. Киреевский, И.П. Сахаров, П.В. Штейн доказывают нам это своими сборниками.

Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.

Работа с детским хоровым коллективом отлична от работы со взрослыми, имеет свою специфику и ряд особенностей. Это фундамент всей последующей работы с взрослым хоровым коллективом.

Программа работы кружка составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.

Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребёнка в детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений) на основе регионального фольклор.

В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка двухголосного пения, как под музыкальное сопровождение, так и без него, а так же навыкам сольного исполнения, что позволяет выделить следующие виды работ: вокально-хоровая работа, пение произведений, пение учебно-тренировочного материала, слушание музыки, постановка голоса (индивидуальные занятия), практическая работа.

Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса попевочного и репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.

Для составления программы мною были изучены такие методические пособия, как «Работа с детским коллективом», «Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде», «Позитивное воспитание хором», «Значение психологических тренингов в детском хоре», «Принципы подбора репертуара в детском хоре», «Организация репетиционного процесса», «Организация детского хора», «Приемы психолого-педагогического воздействия», «Приемы развития слуха и голоса детей», «Работа над ритмической четкостью», «Особенности произношения согласных и гласных звуков», «Работа над вокально-хоровыми навыками», «Вокальные упражнения в детском хоре», «Вокальные характеристики детского голоса», «Особенности песенного фольклора Тульского края».

Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты программы: знать, что такое певческое дыхание, вокально-певческая постановка голоса, звукообразование и звуковедение, дикция и артикуляция, знать о гигиене голоса, петь чисто и слаженно в унисон и с элементами двухголосия, владеть навыками дыхания, чистотой интонирования, дикцией и выразительностью исполнения; уметь различать песни по жанрам, проявлять исполнительское мастерство на сцене.

Результатом работы кружка является полученный детьми определенный объем знаний, умений и навыков. Контроль кружка может проводиться в форме выступления на концертах, мероприятиях.

Учебно - тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

11.

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

4

2

2

22.

Певческая установка. Дыхание.

8

2

6

33.

Распевание.

17

2

15

44.

Вокальная позиция.

8

2

6

55.

Звуковедение. Использование певческих навыков.

8

2

6

66.

Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция.

3

1

2

77.

Беседа о гигиене певческого голоса.

2

2

0

88.

Работа над сценическим образом.

12

2

10

99.

Праздники, выступления.

8


8

Введение. Владение голосовым аппаратом.(4 ч.) Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.

Певческая установка и певческая позиция. (8 ч.) Дыхание. Позиция корпуса и головы во время пения. Установка на репетиции. Певческая установка во время выступления. Отработка полученных вокальных навыков.

Распевание (17 ч.) В данном разделе говорится о важности подготовки детских голосовых связок к процессу пения. Распевание с закрытым ртом. Канон. Распевание гласных звуков. Распевание на согласных звуках.

Вокальная позиция (8 ч.) Единая манера исполнения. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Знаменитые хоры прошлого и настоящего.

Звуковедение (8 ч.) Работа над звуковедением. Легато. Нонлегато. Стаккато.

Знакомство с различной манерой пения (3 ч.) Дикция. Артикуляция.

Беседа о гигиене певческого голоса (2ч.) Гигиена певческого голоса. Рекомендации обучающимся по гигиене певческого голоса.

Работа над сценическим образом (12 ч.) Сценическая культура и сценический образ. Репетиции перед выступлениями.

Праздники и выступления (8 ч.) День учителя. День Матери. Новый год. Масленица. Встреча выпускников. 8 марта. 9 мая. Последний звонок.



Содержание изучаемого курса

Календарно – тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие

1


2

Знакомство по технике безопасности

1


3 - 4

Знакомство с голосовым аппаратом

2


5 -7

Певческая установка

3






Итого

70

15

55



8

Певческая установка на сцене

1


9

Певческая установка на репетиции

1


10

Дыхание. Тульская хороводная песня «Верный наш колодец»

1


11 - 12

Виды дыхания. Тульская хороводная песня «Верный наш колодец»

2


13

Роль распевания. Тульская хороводная песня «Верный наш колодец»

1


14 - 15

Распевание

2


16 - 17

Роль распевания на репетиции. Тульская хороводная песня «Верный наш колодец»

2


18

Роль распевания перед концертом

1


19

Дыхание в хоровом пении

1


20

Дыхание в сольном пении. Тульская плясовая песня «На столике самовар»

1


21

Вокальная позиция. Тульская плясовая песня «На столике самовар»

1


22

Цепное дыхание. Тульская плясовая песня «На столике самовар»

1


23

Роль цепного дыхания. Концерт

1


24

Дыхание по фразам

1


25 - 29

Вокальная позиция

5


30 - 33

Певческая установка

4


34

Дикция

1


35

Значение дикции в хоре

1


36

Значение дикции в создании художественного образа. Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам»

1


37

Значение дикции в создании художественного образа

1


38

Звукообразование Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам»

1


39

Звукообразование

1


40

Работа над звукообразованием Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам»

1


41

Работа над звукообразованием Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам»

1


42

Роль орфоэпии в хоре Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам»

1


43

Роль орфоэпии в хоре

1


44

Атака звука Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам»

1


45

Атака звука

1


46

Атака звука Тульская величальная песня «По сеням, да по сенюшкам»

1


47

Приемы звукообразования. Концерт

1


48

Приемы звукообразования

1


49

Хоровой строй Тульская народная песня «Куковали две кукушки»

1


50

Хоровой строй

1


51

Работа над хоровым строем Тульская народная песня «Куковали две кукушки»

1


52

Работа над хоровым строем

1


53

Хоровой ансамбль Тульская народная песня «Куковали две кукушки»

1


54

Хоровой ансамбль Тульская народная песня «Куковали две кукушки»

1


55

Работа в ансамбле

1


56

Работа в ансамбле Тульская народная песня «Куковали две кукушки»

1


57

Выстраивание партий Тульская народная песня «Куковали две кукушки»

1


58

Ритмический ансамбль

1


59

Вокальный ансамбль

1


60

Состав хора Тульская народная песня «Куковали две кукушки»

1


61

Состав хора Тульская народная песня «Куковали две кукушки»

1


62

Нюансы. Концерт

1


63

Работа над нюансами

1


64

Артикуляция

1


65

Артикуляционные упражнения

1


66

Знакомство с различной манерой пения

1


67

Знакомство с различной манерой пения

1


68

Артикуляционные упражнения

1


69

Работа над ансамблем

1


70

Работа над цепным дыханием

1




Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы



Фортепиано.

Народные ударные инструменты.

Балалайка.

Гармонь.

Музыкальный центр.

Мультимедийный проектор.

Экран.

Ноутбук.

Актовый зал.



















Список литературы



  1. Богданова Т.С. Основы хороведения: учеб. пособие. Минск: БГПУ, 2009

  2. Н.В.Романовский «Хоровой словарь», Издательство «МУЗЫКА» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1972

  3. Мосягина А.А. Хороведение и методика работы с хором, Тверь: «Издательство «Триада», 2002

  4. Соколов В.Г. «Работа с хором», М.: Музыка, 1967

  5. Струве Г.А. «Школьный хор: Книга для учителя», М.: Просвещение, 1981

  6. Чесноков П.Г. «Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров», издание третье, М.: Государственное музыкальное издательство, 1961

  7. Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором: учебное пособие для студентов пед. вузов», М.: Просвещение, 2002