муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 40» города Смоленска
Авторская программа
курса внеурочной деятельности
«За страницами русского языка»
Составила:
Морозова Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов
2023/2024 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «За страницами русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи программы:
-развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития обучающихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие разносторонних интересов, культуры мышления.
- развитие смекалки и сообразительности;
- приобщение обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа рассчитана на 34 учебных часа в 3 классе (1 час в неделю).
Формы проведения занятий
беседа;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разно образными словарями;
творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности внеурочной деятельности;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- работать по предложенному учителем плану.
Обучающийся получит возможность:
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- пользоваться словарями, справочниками;
- пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнеров;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Содержание программы
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании,
«мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Тематическое планирование – 3 класс
Тема 1. Да здравствует русский язык!
Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы.
Тема 2. Вежливые слова
Значение вежливых слов; употребление в речи вежливых слов.
Тема 3. Поговорки и пословицы
Расширение представлений о пословицах и поговорках; чем отличается пословица от поговорки. Упражнение в умении отличать пословицу от поговорки.Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок.
Тема 4. Игротека
Повторение: разгадывание русских народных загадок; объяснение смысла пословиц, обогащение словарного запаса.
уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения
Тема 5. Запоминаем словарные слова
Игры со словарными словами.
Тема 6. Растения во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу»,
«дело табак».
Тема 7. Животные во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов: «отставной барабанщик»,
«показать, где раки зимуют», «мышиная возня»
Тема 8. Игротека
Повторение: словарные слова; фразеологизмы в речи, определение их значения.
Тема 9. Я не поэт, я только учусь…
Понятия «рифма», «ритм». Упражнение в подборе рифмующихся слов. Сочинение рифм.
Тема 10. Как морфология порядок навела
Упражнение в различении частей речи: существительное, прилагательное, глагол
Тема 11. Игры с пословицами
Упражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц.
Тема 12. Игротека
Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах, различать части речи
Тема 13. И снова животные во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «три кита», «ход конем», «газетная утка», уметь употреблять их в речи.
Тема 14. Кое-что о местоимении
Местоимение – часть речи. Личные местоимения и их формы.
Тема 15. Познакомимся поближе с наречием
Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия. Числительное – часть речи. Числительные количественные и порядковые.
Тема 16. Игротека
Повторение: животные во фразеологизмах; различение частей речи: наречие, местоимение, числительное.
Тема 17. Состав слова. Основа слова. Форма слова.
Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма одного и того же слова от другого однокоренного слова. Родственные слова.
Тема 18. Про корень и окончание
Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, отличие формы слова от другого однокоренного слова.
Тема 19. Про суффикс и приставку
Значения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки, образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса. Подбор слов к схемам.
Тема 20. Игротека
Разбор слова по составу. Составление слов из данных частей. Подбор слов к схемам
Тема 21. Непроизносимые согласные
Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.
Тема 22. Учимся различать приставку и предлог
Отличия между приставкой и предлогом. Упражнение в правописании приставок и предлогов.
Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами
Служебные части речи. Частица «не». Написание частицы «не» с глаголами. Когда «не» пишется слитно с глаголами.
Тема 24. Игротека
Упражнение в грамотном написании слов с непроизносимыми согласными, приставок и предлогов, «не» с глаголами.
Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце
Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящими на конце.
Тема 26. Его Величество Ударение
Роль ударения. Упражнение в правильной постановке ударения в словах; знакомство с омографами.
Тема 27. Поговорим о падежах
Упражнение в определении падежа имён существительных.
Тема 28. Игротека
Упражнение в написании имён существительных с шипящими на конце; подборе рифмующихся слов, определении падежа имён существительных.
Тема 29. Сложные слова
Соединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.
Тема 30. От архаизмов до неологизмов
Понятия «архаизмы», «историзмы», «неологизмы». Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов.
Тема 31. По страницам энциклопедий
Энциклопедическая статья. Понятия: «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля «Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба».
Тема 32. Игротека.
Умение грамотно писать сложные слова, различать архаизмы, неологизмы, историзмы; умение работать с энциклопедиями.
Тема 33. Повторяем…
Умение разбирать слова по составу, грамотно писать сложные слова, глаголы с частицей «не», определять падеж имён существительных.
Тема 34. Повторяем, повторяем…
Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, умение применять фразеологизмы в устной и письменной речи.
Тематическое планирование по курсу
«За страницами русского языка»
3класс
№ п/п | Тема учебного занятия по программе | Дата планируемого проведения | Дата фактического проведения | Использование ЦОР |
1 | Да здравствует русский язык! | | | |
2 | Вежливые слова | | | |
3 | Поговорки и пословицы | | | |
4 | Игротека | | | |
5 | Запоминаем словарные слова | | | |
6 | Растения во фразеологизмах | | | РЭШ |
7 | Животные во фразеологизмах | | | |
8 | Игротека | | | |
9 | Я не поэт, я только учусь… | | | |
10 | Как морфология порядок навела | | | |
11 | Игры с пословицами | | | |
12 | Игротека | | | |
13 | Животные во фразеологизмах | | | |
14 | Кое-что о местоимении | | | |
15 | Познакомимся поближе с наречием | | | РЭШ |
16 | Познакомимся поближе с числительным | | | РЭШ |
17 | Игротека | | | |
18 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | | | |
19 | Про корень и окончание | | | |
20 | Про суффикс и приставку | | | Яндекс учебник |
21 | Игротека | | | |
22 | Непроизносимые согласные | | | |
23 | Учимся различать предлог и приставку | | | |
24 | Учимся писать «не» с глаголами | | | РЭШ |
25 | Игротека | | | |
26 | Имена существительные с шипящим звуком на | | | |
27 | конце | | | |
28 | Его величество ударение | | | |
29 | Поговорим о падежах | | | РЭШ |
30 | Игротека | | | |
31 | Сложные слова | | | |
32 | От архаизмов до неологизмов | | | |
33 | По страницам энциклопедий | | | |
34 | Игротека | | | |
Общее количество часов по программе - 34 ч. |
Формы представления результатов внеурочной деятельности
Представление результата обучающихся в рамках курса внеурочной деятельности «За страницами русского языка» происходит на заключительном занятии в форме зачета (творческой презентации)
Контроль обучения
Виды контроля | I | II | III | IV | год |
Зачет | - | - | - | 1 | 1 |