СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа курса внеурочной деятельности «За страницами русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «За страницами русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа курса внеурочной деятельности «За страницами русского языка»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40» города Смоленска












Авторская программа

курса внеурочной деятельности

«За страницами русского языка»






Составила:

Морозова Наталья Сергеевна,

учитель начальных классов


















2023/2024 уч.год







Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «За страницами русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

Задачи программы:

 -развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития обучающихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие разносторонних интересов, культуры мышления.

- развитие  смекалки и сообразительности;

- приобщение обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Программа рассчитана на 34 учебных часа в 3 классе (1 час в неделю).


Формы проведения занятий

беседа;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разно образными словарями;

творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.


  1. Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты


У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;

-  познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности внеурочной деятельности;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;


Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

- определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- работать по предложенному учителем плану.

Обучающийся получит возможность:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

- активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач



Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- пользоваться словарями, справочниками;

- пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные УУД:


Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнеров;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Содержание программы

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании,

«мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.


Тематическое планирование – 3 класс

Тема 1. Да здравствует русский язык!

Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы.

Тема 2. Вежливые слова

Значение вежливых слов; употребление в речи вежливых слов.

Тема 3. Поговорки и пословицы

Расширение представлений о пословицах и поговорках; чем отличается пословица от поговорки. Упражнение в умении отличать пословицу от поговорки.Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок.

Тема 4. Игротека

Повторение: разгадывание русских народных загадок; объяснение смысла пословиц, обогащение словарного запаса.

уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения

Тема 5. Запоминаем словарные слова

Игры со словарными словами.

Тема 6. Растения во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу»,

«дело табак».

Тема 7. Животные во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов: «отставной барабанщик»,

«показать, где раки зимуют», «мышиная возня»

Тема 8. Игротека

Повторение: словарные слова; фразеологизмы в речи, определение их значения.

Тема 9. Я не поэт, я только учусь…

Понятия «рифма», «ритм». Упражнение в подборе рифмующихся слов. Сочинение рифм.

Тема 10. Как морфология порядок навела

Упражнение в различении частей речи: существительное, прилагательное, глагол

Тема 11. Игры с пословицами

Упражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц.

Тема 12. Игротека

Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах, различать части речи

Тема 13. И снова животные во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «три кита», «ход конем», «газетная утка», уметь употреблять их в речи.

Тема 14. Кое-что о местоимении

Местоимение – часть речи. Личные местоимения и их формы.

Тема 15. Познакомимся поближе с наречием

Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия. Числительное – часть речи. Числительные количественные и порядковые.

Тема 16. Игротека

Повторение: животные во фразеологизмах; различение частей речи: наречие, местоимение, числительное.

Тема 17. Состав слова. Основа слова. Форма слова.

Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма одного и того же слова от другого однокоренного слова. Родственные слова.

Тема 18. Про корень и окончание

Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, отличие формы слова от другого однокоренного слова.

Тема 19. Про суффикс и приставку

Значения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки, образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса. Подбор слов к схемам.

Тема 20. Игротека

Разбор слова по составу. Составление слов из данных частей. Подбор слов к схемам

Тема 21. Непроизносимые согласные

Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.

Тема 22. Учимся различать приставку и предлог

Отличия между приставкой и предлогом. Упражнение в правописании приставок и предлогов.

Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами

Служебные части речи. Частица «не». Написание частицы «не» с глаголами. Когда «не» пишется слитно с глаголами.

Тема 24. Игротека

Упражнение в грамотном написании слов с непроизносимыми согласными, приставок и предлогов, «не» с глаголами.

Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце

Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящими на конце.

Тема 26. Его Величество Ударение

Роль ударения. Упражнение в правильной постановке ударения в словах; знакомство с омографами.

Тема 27. Поговорим о падежах

Упражнение в определении падежа имён существительных.

Тема 28. Игротека

Упражнение в написании имён существительных с шипящими на конце; подборе рифмующихся слов, определении падежа имён существительных.

Тема 29. Сложные слова

Соединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.

Тема 30. От архаизмов до неологизмов

Понятия «архаизмы», «историзмы», «неологизмы». Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов.

Тема 31. По страницам энциклопедий

Энциклопедическая статья. Понятия: «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля «Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба».

Тема 32. Игротека.

Умение грамотно писать сложные слова, различать архаизмы, неологизмы, историзмы; умение работать с энциклопедиями.

Тема 33. Повторяем…

Умение разбирать слова по составу, грамотно писать сложные слова, глаголы с частицей «не», определять падеж имён существительных.

Тема 34. Повторяем, повторяем…

Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, умение применять фразеологизмы в устной и письменной речи.


Тематическое планирование по курсу

«За страницами русского языка»

3класс



№ п/п

Тема учебного занятия по программе

Дата планируемого проведения

Дата фактического проведения

Использование ЦОР

1

Да здравствует русский язык!




2

Вежливые слова




3

Поговорки и пословицы




4

Игротека




5

Запоминаем словарные слова




6

Растения во фразеологизмах



РЭШ

7

Животные во фразеологизмах




8

Игротека




9

Я не поэт, я только учусь…




10

Как морфология порядок навела




11

Игры с пословицами




12

Игротека




13

Животные во фразеологизмах




14

Кое-что о местоимении




15

Познакомимся поближе с наречием



РЭШ

16

Познакомимся поближе с числительным



РЭШ

17

Игротека




18

Состав слова. Основа слова. Формы слова




19

Про корень и окончание




20

Про суффикс и приставку



Яндекс учебник

21

Игротека




22

Непроизносимые согласные




23

Учимся различать предлог и приставку




24

Учимся писать «не» с глаголами



РЭШ

25

Игротека




26

Имена существительные с шипящим звуком на




27

конце




28

Его величество ударение




29

Поговорим о падежах



РЭШ

30

Игротека




31

Сложные слова




32

От архаизмов до неологизмов




33

По страницам энциклопедий




34

Игротека




Общее количество часов по программе - 34 ч.





Формы представления результатов внеурочной деятельности

Представление результата обучающихся в рамках курса внеурочной деятельности «За страницами русского языка» происходит на заключительном занятии в форме зачета (творческой презентации)


Контроль обучения


Виды контроля

I

II

III

IV

год

Зачет

-

-

-

1

1