Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Ярославской области
"Ярославская школа – интернат №6"
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы – интерната №6
_________________Н.В. Мурина
Приказ №2/281 от 15 сентября 2022 г.
Рабочая программа
логопедической работы
по коррекции звукопроизносительной
стороны речи
Белова Елена Юрьевна
учитель - логопед
первая квалификационная категория
2021 – 2022 учебный год
г. Ярославль, 2021 г.
Пояснительная записка
Программа по коррекции звукопроизносительной стороны речи разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на оказание логопедической помощи обучающимся с интеллектуальными нарушениями в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков речевого развития, их социальную адаптацию.
Речь является одним из главных показателей развития ребенка. Нарушения речевого развития у детей интеллектуальной недостаточностью носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У данной категории детей недостаточно сформированы многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, сенсомоторный.
Нарушения звукопроизношения у этих обучающихся встречаются часто и характеризуются большим количеством дефектных звуков и стойкостью симптоматики. Чаще всего встречаются нарушения свистящих звуков, которые нельзя объяснить только артикуляторной сложностью, а также нарушения более сложные шипящих и сонорных звуков. Наряду с искажениями звуков отмечается большое количество замен, а также трудности использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок. Большое количество замен обусловлено не только недоразвитием моторной дифференциации, нарушениями слухового различия звуков, несформированностью слухового и кинестетического контроля, а также операций выбора фонем. Замены часто бывают вариативными. Один и тот же звук в одном случае произносится правильно, в других случаях пропускает или искажает в зависимости от звуко-слоговой структуры слова.
Основными причинами нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей являются слабость смыкательной функции коры; трудность образования новых условно – рефлекторных связей, что обуславливает замедленность и длительность формирования нового звука; инертность нервных процессов, резкое нарушение подвижности процессов возбуждения и торможения, проявляющихся в упорном стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новые, поэтому наиболее длительными являются этапы автоматизации и дифференциации звуков
Коррекция звукопроизношения у детей с интеллектуальными отклонениями - процесс длительный и сложный, требующий специальной логопедической помощи.
Цель программы – формирование у обучающихся правильного звукопроизношения в устной речи, способствующего успешному усвоению образовательной программы и дальнейшей социализации.
Задачи программы:
Создание психологической готовности к вызыванию звука.
Создание фонематической готовности к вызыванию звука.
Создание артикуляторной готовности к вызыванию звука.
Формирование правильного звукопроизношения в различных формах речи.
Формирование умений и навыков дифференциации звуков сходных артикуляторно и акустически.
Программа коррекции звукопроизношения опирается на ряд принципов, определяющих построение, реализацию и организацию работы по ней:
- системности - рассмотрение ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности - учёт реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода - опора коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально — дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Особенностью логопедической работы является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия с учётом особенностей протекания психических. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются по уровню развития речи, по сформированности фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношения, поэтому основной формой работы являются индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения длительностью 15 – 20 минут. На индивидуальных занятиях одновременно с работой по коррекции звукопроизношения идет работа по развитию речевой функции в целом, то есть по развитию фонематической стороны речи, обогащению, уточнению и активизации лексического запаса, формированию морфологической и синтаксической стороны речи с максимальным использованием речевого материала, изобилуемого поставленным звуком, так как дефекты звукопроизношения у умственно отсталых детей проявляются на фоне общего системного недоразвития речи.
Основные этапы работы
Этап | Цель | Содержание работы |
Подготовительный | Подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков | 1. Создание психологической готовности к вызыванию звука речи, которая включает: - наличие мотивации; - наличие интереса к логопедическим занятиям; - способность к восприятию ступенчатых словесных инструкций; -определенный уровень сформированности слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. 2. Создание фонематической готовности к вызыванию звука речи, которая включает: - определение уровня сформированности фонематического восприятия; - способность отличать вызываемый звук от всех несмешиваемых звуков речи (а, о, ы, м, н и пр.); - способность отличать вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции звуков речи; - способность отличать вызываемый звук от его искаженных вариантов (например, призубного, межзубного, носового и т.п.). 3. Создание артикуляторной готовности к вызыванию звук речи: - с помощью логопедического массажа; - с помощью приемов артикуляционной гимнастики. 4. Формирование нижедиафрагмального дыхания, развитие силы и продолжительности ротового выдоха, развитие голоса: силы, тембра, высоты. 5. Развитие мелкой моторики: - с помощью пальчиковой гимнастики; - с помощью самомассажа пальцев рук; - с помощью предметно – практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.). |
Постановка отсутствую щего в речи ребенка звука | Формирование правильного произношения изолированного звука | 1. Создание артикуляционной базы данного звука. 2. Постановка звука общепринятыми в логопедии методами. - Имитативный (по подражанию). Основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно просто их вспомнить. Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких); - Механический. Основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз и во время произнесения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям взрослого. После длительных тренировок он самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем. - Смешанный. Основывается на совмещении имитативного и механического способов. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи. Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть неодинаково в разных группах звуков. 3. Автоматизация произнесения изолированного звука. |
Автоматизация поставленного звука | Формирование правильного произношения поставленного звука в самостоятельной речи | 1. Автоматизация в различных формах отраженной речи: а) Автоматизация звука в слогах: - автоматизация звука в прямых открытых слогах (типа са, со и т.д); - автоматизация звука в обратных слогах (типа ас, ос и т.д); - автоматизация звука в закрытых слогах (звук в начале слога(типа сак, сол и т.д); - автоматизация звука в закрытых слогах (звук в конце слога (типа лос, кас и т.д); - автоматизация звука в слогах со стечением согласных(типа ста, ост и т.д.). б) Автоматизация звука в в словах: - автоматизация звука в простых односложных словах (звук в начале слова (типа сад, сок и т.д); - автоматизация звука в простых односложных словах (звук в конце слова (типа лес, нос и т.д); - автоматизация звука в односложных словах со стечением согласных (типа стая, стол и т.д); - автоматизация звука в простых двусложных словах (звук в начале слова (типа сани, сыро и т.д); - автоматизация звука в простых двусложных словах (звук в середине, конце слова (типа оса, овес и т.д); - автоматизация звука в двусложных словах со стечением согласных (типа сумка, каска и т.д); - автоматизация звука в трехсложных словах без стечения согласных (типа сапоги, самолет и т.д); - автоматизация звука в трехсложных словах со стечением согласных (типа скамейка, капуста и т.д); - автоматизация звука в четырехсложных словах без стечения согласных; - автоматизация звука в четырехсложных словах со стечением согласных. в) Автоматизация звука в словосочетаниях. г) Автоматизация звука в предложениях. 2. Автоматизация в различных формах ускоренной речи (словосочетаниях, рифмовках, скороговорках). 3. Автоматизация в различных формах самостоятельной речи (составление предложений, описание ситуаций, пересказ текстов, составление рассказов и т.д.). |
Дифференциа ция смешиваемых в речи звуков (проводится в случае смешения двух или нескольких звуков). | Формирование способности различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи | 1. Предварительная работа над смешиваемыми звуками: - Уточнить артикуляцию звука, обращая внимание на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Благодаря тактильным ощущениям нужно уточнить, какая воздушная струю образуется при произнесении дифференцируемого звука, и уточнить состояние голосовых складок. - Выделять звук на фоне слога. Ребята пробуют узнавать звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. - Формировать умения выделять наличие звука в слове. Логопед называет слова, в которых есть нужный звук и в которых он отсутствует. Дети на слух должны определить есть ли в слове данный звук. Нельзя называть слова в которых есть звуки, которые сходны по акустическим свойствам. - Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком. - Выделять слова с данным звуком из предложения. Примечание: По данной инструкции нужно отрабатывать каждый смешиваемый звук. 2) Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков. На 2-ом этапе нужно проводить сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференцировать звуки нужно в той же последовательности, в какой проводится уточнение слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Во время дифференциации звуков важное место занимает развитие фонематического анализа и синтеза, это является важным аспектом на этапе дифференциации. |
Используемая литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 335с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя – логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 223с.
Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда - М.: Владос, 2008. - 37, [3] с, [36] л. цв. ил. - (Коррекционная педагогика)
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989, - 239 с.