Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большечирклейская средняя школа МО «Николаевский район» Ульяновской области
Авторская программа «Мой выбор профессий».
социальной направленности
Направление: Совершенствование системы дополнительного образования как ресурса инновационного развития экономики ,общества, личности.
Выполнила: Нугайбекова Ильмира Ибрагимовна
Старшая вожатая
МБОУ Большечирклейская сш
МО «Николаевский район»
Адрес организации: Ульяновская область
Николаевский район
село Большой Чирклей
улица Мира д.1
Телефон: 8 (842-47)31-1-76
Адрес автора: Ульяновская область
Николаевский район
село Большой Чирклей
ул. Школьная 102
Телефон: 89370266371
1.Пояснительная записка
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
(Сократ.)
Актуальность
Выбор профессии очень важное дело. От верного выбора профессии зависит, с чего и как начнет свою профессиональную карьеру молодой человек или девушка.При этом, если человек, опираясь на свои способности, интересы, интеллектуальный уровень делает правильный выбор, то он, как профессионал своего дела, в дальнейшем будет способствовать развитию экономики нашей страны в целом.
Руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.В. Ломоносова Кирилл Кузнецов отмечает:«Сейчас мы видим, сколько выпускников сразу после университета идут работать не по полученной специальности. Если молодые люди идут работать не по своей профессии, значит, ресурсы государства и родителей потрачены неэффективно. Это очень актуальная проблема профориентации, в таких условиях она крайне необходима».
«Я глубоко убеждена, что нужно вернуть в школы ориентацию на профессию, это необходимо», — сказаламинистр образования и науки РФ Ольга Васильева на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки «политические науки и регионоведения» в МГИМО (цитата по ТАСС).
Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа
Определение своего профессионального пути выпадает на подростковый возраст. В этот жизненный период сложно сделать правильный выбор. Особенности подросткового возраста состоят в частой смене настроения, снижении учебной мотивации, активном поиске смысла жизни, своего места в жизни, в социуме, подверженность влиянию окружения сверстников.
Работая со старшеклассниками, я обратила внимание, что далеко не все учащиеся выпускных классов могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Выпускники имеют недостаточные, поверхностные или искаженные представления о мире профессий. Часто их выбор случаен и несамостоятелен: в основе отношения учащихся к выбранным профессиям лежат не свои, а чужые убеждения – как правило, это убеждения,стереотипы, шаблоны родителей, друзей, знакомых или яркая реклама в средствах массовой информации. Помимо этого у многих подростков присутствует неадекватно завышенная оценка своих способностей и возможностей; далеко не все школьники знакомы со своим внутренним миром, знают сильные и слабые стороны своего характера, состояния здоровья. У части выпускников сложились представления о простоте получения денег, существуют необоснованно высокие запросы к уровню заработной платы. Незнание не только выпускниками, но и их родителями, технологий трудоустройства повышает уровень тревожности молодых людей, снижает их конкурентноспособность на рынке труда.Разовые классные часы профориентационного содержания, разрозненные диагностические обследования, «Недели профориентации» в школе не могут исправить сложившуюся ситуацию.
Курс «Мой выбор профессии» предназначен для учащихся 5-8 классов(11-15 лет), т.к. наиболее актуален именно на данном этапе взросления подростка.Часть обучающихся принимают решение о поступлении в профессиональные ОО после окончания 9-го класса, в связи с чем неэффективно откладывать вопрос профориентации на 10-11 классы. Из опыта работы: готовый ответ на вопрос с профессиональным определением учащихся особенно востребован в начале 9-го класса исвязан с определением учащихся с выбором предметов по выбору для сдачи ГИА, поэтому работа, проведённая до 8 класса, во многом облегчает принятие важного решения выпускников, способствует личностному развитию подростков.
Обоснование вносимых автором изменений
Рабочая программа «Мой выбор профессии» составлена на основе широко известных идей ведущего специалиста СССР и России в области психологии профессиоведения Климова Е.А., предложенной им «формуле выбора профессии», классификации профессий. В программе нашли применение наиболее эффективные (из опыта работы) упражнения, игры, задания, диагностики, предложенные ПряжниковымН.С., Овчаровой Р.В., Чистяковой С.Н., Грецовым А.Г.,Аугустинавичуте А., Малкиной-Пых И.Г.и др.Значительное место в программе отведено материалу о рынке труда в современной действительности, поиску секретов успешности в профессиональном становлении на примере реальных людей – профессионалов своего дела. В содержание программы включены развивающие психологические методики.
В имеющейся на данный момент литературе представлено немало программ по профориентированию. Однако представленные программы не удовлетворяютв полной мере всем запросам нашей школы в организации внеурочной деятельности социального направления в 5-8 классах, а именно:
На реализацию программы социального направления временной интервал - 34 часа по 40 минут – 1 раз в неделю
необходимость чередования аудиторных часов с внеаудиторныминаосновании требований ФГОС к организации внеурочной деятельности(большинство существующих программ оформлены как программы учебных курсов в рамках ведения Технологии или элективных курсов)
Учёт добровольности посещения аудиторных занятий, вариативность использования аудиторных и внеаудиторных часовв связи с занятостью учащихся на дополнительных занятиях . Программа даёт возможность заменять аудиторные часы внеаудиторными, например, посредством самостоятельного прохождение диагностических обследований в режиме он-лайн, оформления Портфолио, чего не предусматривают имеющиеся в литературе программы
Особенность экскурсии в учебные заведения на Дни открытых дверей
Формулировка цели и задач
Программа профориентационного курса «Мой выбор профессии»соответствует требованиямФедерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)и направлена на:
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда (это ЦЕЛЬ программы курса).
ЗАДАЧИ (в соответствии с ФГОС ООО):
информировать обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
развить собственные представления обучающихся о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
оказать психолого-педагогическую поддержку обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии,а также консультационную помощь.
Программа курса внеурочной деятельности, по ФГОС:
учёт индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию.
Тип программы «Мой выбор профессии» – тематическая. По определению «тематическая» программа направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующая возможности различных видов деятельности: игровой, познавательной, частично - проблемно-ценностного общения (в дискуссиях и проблемных беседах) и социального творчества (на профессиональных пробах).
Формы организации детского коллектива во внеурочной деятельности по программе «Мой выбор профессии»:
групповые- кружковая работа, игры, дискуссии, групповые консультации, социально-психологический тренинг;
индивидуальные – заполнение Папки – портфолио, психологическая развивающая диагностика, профессиональные пробы.
Пути, средства, методы достижения цели
Программа «Мой выбор профессии» отличается разнообразием применяемых методов:
информационно-просветительских:ведение беседы, рассказ, мини-лекции (теоретические блоки), просмотр и обсуждениевидеороликов,печатных текстов (профессиограмм, статей и пр.),объяснений,работа в информационно-поисковых системах, со средствами массовой информации; реклама профессий (агитация), встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности; познавательные и просветительские лекции и беседы; участие (присутствие) в общешкольных мероприятиях профориентационной направленности – выставка своих творческих работ;
диагностических: анкетирование, опрос, тестирование, «профессиональные пробы» в специально организованных условияхс оформлением результатов в Портфолио, наблюдение, использование различных игровых ситуаций моделирования различных аспектов профессиональной деятельности;
интерактивных (тренинговых и консультативных):использование «мозгового штурма», эвристической беседы с применением элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, различных игр (сюжетно-ролевых, карточных, деловых, развивающих и др.), свободной и директивной дискуссии, составление коллажей, коллективное рисование, анализ конкретных ситуаций,презентации в группе,коллективное разгадывание кроссвордов и ребусов, кукольная драматизация, пантомимаи пр.
Сведения о сроках реализации программы и распределение часов
Курс занятий по программе «Мой выборпрофессии» рассчитан на учебный год (34 недели) с периодичностью встреч раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
С учётом занятости части детей в параллельно проводимых дополнительных занятиях по предмету, спортивных секций и занятий в сфере дополнительного образования часть занятий может проводиться внеаудиторно с последующим оформлением результатов своей деятельности в Портфолио. При согласовании с представителями профессий, существующих в селе, встречи со специалистами могут проходить как на базе школы, так и с выходом на предприятия.
2.Календарно-тематический план
№ | Наименование тем | Всего часов | Место проведения занятия | Дата проведения |
плановая | Фактическая |
1 блок. Мир профессий |
| Знакомство «Я и мир профессий» | 1 | Учебная аудитория | | |
| Личностный смысл труда для человека | 1 | Учебная аудитория/ актовый зал | | |
| Мотивы выбора профессии. Кем быть? | 1 | Учебная аудитория | | |
| Профессионал своего дела | 1 | Возможно вне аудитории | | |
| Многообразие мира профессий | 1 | Учебная аудитория/ актовый зал | | |
| Профессиональная мобильность | 1 | Учебная аудитория | | |
| Классификация профессий по предмету труда | 1 | Возможно вне аудитории | | |
| Классификация профессий по отраслям, целям, средствам, условиям труда | 1 | Учебная аудитория | | |
| Игротека «Все работы хороши – выбирай на вкус» | 1 | Учебная аудитория | | |
2 блок. Технология выбора профессии |
| Что влияет на выбор профессии. | 1 | Учебная аудитория | | |
| Формула выбора профессии | 1 | Учебная аудитория | | |
| Самооценка профессиональных интересов | 1 | Возможно вне аудитории/ компьютерные классы | | |
| Коммуникативные и организаторские способности в выборе профессии | 1 | Учебная аудитория | | |
| Самооценка интеллектуальных и творческих способностей | 1 | Возможно вне аудитории, компьютерные классы | | |
| Способы развития познавательной сферы, креативности | 1 | Учебная аудитория | | |
| Темперамент в профессиональном становлении личности | 1 | Возможно вне аудитории, компьютерные классы | | |
| Качества личности в профессии. Самооценка свойств личности. | 1 | Возможно вне аудитории | | |
| Развитие личности и профессиональное самоопределение | 1 | Учебная аудитория | | |
| Профессиограмма и психограмма профессий | 1 | Учебная аудитория | | |
| Здоровье и выбор профессии | 1 | Учебная аудитория | | |
| Профессиональные пробы | 1 | Возможно вне аудитории | | |
| Профессиональные пробы | 1 | Возможно вне аудитории | | |
| Защита творческих работ | 1 | Учебная аудитория | | |
| Рынок труда: реалии, перспективы | 1 | Учебная аудитория/ актовый зал | | |
| Потенциальная доходность профессии | 1 | Учебная аудитория | | |
| Молодежь на рынке труда | 1 | Учебная аудитория | | |
3 блок. От мечты к действиям |
| Планирование личного профессионального плана | 1 | Учебная аудитория | | |
| Помощники в выборе профессии | 1 | Учебная аудитория/ Возможно вне аудитории | | |
| Выбираем место учебы | 1 | Возможно вне аудитории/ Компьютерные классы | | |
| Ищем работу | 1 | Учебная аудитория | | |
| Собеседование с работодателем | 1 | Учебная аудитория | | |
| Безработица. Подводные камни поиска работы | 1 | Учебная аудитория | | |
| Адаптация на новом рабочем месте. Оформление трудовых отношений | 1 | Учебная аудитория | | |
| Защита творческих работ | 1 | Учебная аудитория/ актовый зал | | |
Итого | 34 | Минимум 10 из 34 возможно проводить вне аудитории | | |
3. Содержание программы
Для кружковой формы работы характерна быстрая сменяемость тем, акцент на занимательности материала, значительный акцент на практическую часть, что отражено ниже в содержании программы «Мой выбор профессии».
1 блок. Мир профессий (9 часов)
Практика: Правила группы. Анкета, Игры «Ассоциации» (профессиональные и личностные); «Плюсы и минусы профессий»; «Знатоки профессий», «Если птичка, то какая…»
Цель и результаты труда. Умственный и физический труд. Культура труда. Труд в жизни человека и общества.
Практика: Дискуссия «Зачем мы работаем?». Анализ притч и пословиц о труде. Игра «Ленивый-трудолюбивый».Игра «Я умею делать так…»
Карьерные ориентации (по Шейну): профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.
Практика: Методика оценки карьерных ориентаций «Якоря карьеры» (Шейн Э.) Тренинг мотивации достижения успеха
Профессионализм, успех в профессиональной самореализации
Практика: Знакомство с историями успешных людей по СМИ, литературным источникам, видеороликам«Советы самых богатых людей в мире»(допускается проведение вне аудитории). Составление памятки «Как стать успешным в профессии»
Разнообразие профессий. Профессия, специальность, специализация, должность квалификация
Практика: Игры «Определи профессию» (по описанию). Разгадывание кроссворда «Такие разные профессии». Просмотр видео ролика ««Самые необычные профессии». Встреча с представителем профессии……. (по согласованию)/ (допускается проведение вне аудитории).
Новые профессии и профессии исчезающие
Практика: Разгадывание кроссворда «Необычные профессии». Работа с литературными источниками. Просмотр видеоролика «Топ-10 исчезнувших профессий»
Типы профессий по предмету труда: «человек», «знаковая система», «техника», «природа», «художественный образ».
Упражнение «Чья профессия?». Работа в микрогруппах с «Классификатором профессий» Просмотр видеоролика «Ты и твоя будущая пофессия» от Инфоурок.
Классификация профессий по отраслям, целям, средствам, условиям труда (1 час)
Отрасли труда. Цели, средства, условия труда
Практика: Игры «Отгадай профессию». Работа с литературными источниками, средствами массовой информации (подбор профессий по отраслям труда). Тест «Матрица выбора профессии» (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника» Игротека «Все работы хороши – выбирай на вкус» (1 час)
Практика: Методика «Будь готов!» ,Игра «Профессии на «языке тела» или ни слова о профессиях!»
2 блок. Технология выбора профессии (17 часов)
Возможность, влечение, востребованность. Ошибки в выборе профессии
Практика: Упражнение «Мои цели». Игры: «Клубок проблем», «Барьер». Анализ жизненных ситуаций «Письмо подростка»
ХОЧУ-МОГУ-НАДО (профессиональные интересы, возможности, потребности рынка труда)
Практика: Мозговой штурм «Формула идеальной профессии». Упражнение «Примерь профессию». Анализ жизненных ситуаций
Степень выраженности профессиональных интересов и ее влияние на успешность в профессии
Практика: Методика «Карта интересов» (Голомшток) (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника» «Всероссийская профдиагностика» в рамках проведения всероссийского проекта «Zасобой»).
Коммуникативные и организаторские способности
Практика: Опросник «КОС» (Синявский В., Федоршин Б.А.). Мини-тренинг общения
Интеллектуальные и творческие способности
Практика: Тестирование - диагностика интеллектуальных и творческих способностей(допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника»
Способы развития познавательной сферы, креативности (1 час)
Успешность профессионального труда от степени развития познавательной сферы, креативности
Практика: Игры, упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей
Типы темперамента: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. Свойства темперамента. Роль темперамента в профессиональном становлении личности.
Практика:Теппинг-тест (Ильин И.). «Ать-два, левой». Опросник «Белов - темперамент»
Качества личности в профессии. Самооценка свойств личности (1 час)
Характер. Роль характера в профессиональном самоопределении.
Практика: «Цифровой профориентационный тест» (А. Аугустинавичуте). «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (Карелина А.А.). Тест «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн)
Личностный рост. Самовоспитание личности.
Практика: Игра «Три судьбы». Составление индивидуального плана самовоспитания. Просмотр видеоролика - упражнения «Три главных вопроса для правильной постановки цели»
Профессиограмма. Требования, предъявляемые профессиями к человеку.
Практика: Работа с литературными источниками с профессиограммами выбранных профессий (в подгруппах). Игра «Словарь профессий»
Медицинские противопоказания
Практика: Анализ жизненных ситуаций. Игра «На кого она похожа?». Работа с профессиограммами. Здоровьесберегающие мини-упражнения (антистрессовые).
Профессиональные пробы
Практика: Подготовка и проведение (допускается проведение вне аудитории)
Практика: презентация результатов профессиональных проб по выбору в свободной форме.
Рынок труда: реалии, перспективы (1 час)
Мониторинг рынка труда. Потребности рынка труда в будущем
Практика: Встреча с представителями ЦЗН (по согласованию). Работа со справочными материалами ЦЗН. Видеоролик «Профессии будущего: на кого стоит учить наших детей»
Заработная плата.
Практика: Игры: «Реклама товара», «Аукцион». Дискуссия «Кому на Руси жить хорошо?». Видеоролик «Топ-9 самых высокооплачиваемых профессий в России»
Требования современных работодателей к молодым специалистам. Конкурентноспособность. Цена товара «рабочая сила», работодатели. Вакантное рабочее место.
Практика: Тест оценки уровня конкурентоспособности личности. Анализ ситуации «Молодежь на рынке труда: плюсы и минусы». Разгадывание кроссворда «Рынок труда»
3 блок. От мечты к действиям (8 часов)
Личный профессиональный план. Карьера, карьерный рост. Алгоритм принятия решений. Аксиомы профессионального самоопределения.
Практика: Методика поиска профессии. Упражнение «20 незаконченных предложений («Мои профессиональные желания»)». Построение личного профессионального плана.
Центры занятости населения, Центры психологической помощи. Роль психолога в выборе профессии (диагностика, консультирование, информирование).
Практика: Ролевая игра «Профконсультация» (в подгруппах). Работа с электронными ресурсами (портал «Работа в России», канал «Работа.ру» и др.)(допускается проведение вне аудитории).Корректировка личного профессионального плана
Запасные варианты. Пути получения профессионального образования.
Практика: Продолжение построения личного профплана. Игра «Убеди «предков»»
Просмотр видеороликов об учебных заведениях Уляновской области - Репортажи об учебных заведениях Ульяновской области
Ищем работу (1 час)
Формы и методы поиска работы. Основы самопрезентации. Поисковой телефонный звонок. Психологическое тестирование. Резюме
Практика: Ролевая игра «Поисковой телефонный звонок». Просмотр видеоролика «Работающее резюме. Советы Алёны Владимирской». Проба «Составление резюме».
Подготовка к собеседованию. Условия эффективного собеседования. Ошибки соискателя при прохождения собеседования.
Практика: Упражнение «Внешний вид соискателя» (работа с карточками-фотографиями, иллюстрациями из журналов). Сюжетно-ролевая игра «Собеседование у работодателя»
Поведение безработного на рынке труда
Практика: Анализ результатов соцопроса «50 причин, по которым не получают работы». Обсуждение газетной статьи «Простака видно издалека». Упражнение «Железное алиби»
Трудовой договор. Трудовой кодекс
Практика: Ролевая игра «Я - работник». Коллаж «Я успешный работник». Игра «Мой портрет в лучах солнца»
Практика: Анкета «Пре/пост-тест». Презентация-выставка своих лучших работ из Портфолио (в выбранной учащимся форме). Игра «Пожелайте мне доброго пути!»
4. Предполагаемые результаты реализации программы
По окончании реализации программы «Мой выбор профессий» планируется достижение трёх уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности.
Первый уровеньпредполагает приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Учащиеся будутвладеть информацией:
о значении профессионального самоопределения;
о требовании к составлению личного профессионального плана;
о правилах выбора профессии; о профессиях и профессиональной деятельности, об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
о понятиях профессиональной карьеры, современных формах и методах организации труда в условиях рыночных отношений.
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о рынке труда, о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Второй уровеньвоспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к таким базовым ценностям нашего общества как человек (отношение к себе и к окружающим), труд и к социальной реальности в целом.
Третий уровень воспитательных результатов внеурочной деятельностихарактеризуется приобретением школьниками опыта самостоятельного социального действия, личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися.
Метапредметныерезультаты:
1.Познавательные универсальные действия
Учащиеся будутуметь:
формулировать проблему профессионального самоопределения для себя, владеет способами решения проблем профессионального самоопределения
вести поиск необходимой информации, перерабатывать, структурировать её в нужной форме, делать выводы,
добывать необходимую информацию, отбрасывая второстепенную, для самопознания (диагностические методики), об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности (по предмету, цели, орудиям, условиям труда),
анализировать информацию о современных условиях рынка труда;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
2.регулятивные действия
Учащиеся будут уметь:
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.
составлять план действий, работать по предложенному педагогом плану, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости
поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно
демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности, способность к волевому усилию, рефлексии
3.коммуникативные действия
Учащиеся будут уметь:
учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности,
умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других: выражать свою мысль в устной и письменной речи,договариваться конструктивными способами
участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
рефлексировать своё место в коллективе.
Личностные результаты
Учащиеся будут иметь:
положительную социальную установку к труду, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
представления о своём месте в профессиональном мире, своих возможностях и потребностях
потребность в самосовершенствовании;
профессиональный интерес в определённой сфере, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью.
5. Формы и виды контроля
В начале и в конце учебного года (на первом и последнем занятии) проводится анкетированиеобучающихся по методике «Пре/пост тест», которая позволяет отследить изменения в профессиональной ориентации 8-классников.
К концу года у обучающихся сформируется Портфолио (на выбор обучающихся: в электронном или бумажном виде) с результатами профориентационной обучающей, развивающей диагностики, копиями статьей, профессиограмм, буклетов с информацией об учебных заведениях Ульяновской области и др., фотографиями с самостоятельного посещения Дней открытых дверей, экскурсий с классом. Просмотр педагогом Портфолио обучающихся позволит сделать вывод о степени сформированности выше обозначенных УУД.
Наблюдение педагога за поведением обучающихся в ходе игр, за полнотой выполнения различных заданий (разгадывание кроссвордов, ребусов и пр.) даёт возможность педагогу оценить степень владения теоретическими знаниями. Теоретические контрольные срезы (как на уроках) не проводятся.
Презентация – выставка, защита своих творческих работв коллективе (демонстрация с пояснениями своих рисунков, коллажей, сочинений, презентаций, результатов профессиональных проб и пр.) позволяет оценивать деятельность школьников не только педагогу, но и одноклассникам.
Диагностические обследования учащихся проводятся с письменного согласия родителей/законных представителей (берётся в начале учебного года на первом родительском собрании) (текст представлен в Приложении 2). Диагностические методики, предлагаемые учащимся, не являются самоцелью, а лишь помогают учащимся в самопознании, активизации в вопросе профориентирования.
Отметки по 5-тибалльной системе (как на уроках) за освоениекак всего курса, так и отдельных его тем не предусмотрены.
6. Методические рекомендации
Занятия по форме, содержанию и способу организации деятельности, по принципам взаимодействия психолога-профконсультанта с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе. Поскольку основаны, прежде всего на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.
Дополнительно к 34 часам по программе домашних заданий обучающимся н задаётся. Время, потраченное дома, на выполнение заданий входит в программные часы в качестве внеаудиторных часов. Занятия внеурочной деятельности позволяют широко использовать образовательное пространство школы (кабинет психолога, профориентационный кабинет, библиотека, дискотечный зал, актовый зал, компьютерные классы).
Программа позволяет школьникам свободно посещать аудиторные часы (регулярные еженедельные занятия в классном кабинете), заменяя их на самостоятельные внеаудиторные, т.к. часть учащихся бывают заняты параллельно во время проведения кружка на дополнительных занятиях ,секциях.
На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в различных профориентационных играх (деловых, карточных, ролевых и пр.), выполнение упражнений, разгадывание кроссвордов, заполнение Портфолио. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала. Все результаты психодиагностики вносятся в Портфолио с правом обучающихся не показывать результаты как одноклассникам, так и педагогу.
В течение реализации программы проводятся родительские собрания (в соответствии спланом школы: общешкольные и классные), на которых освещается проблема профессионального самоопределения, освещаются ошибки выбора профессии, дается информация о рынке труда, престижных и востребованных профессиях Ульяновской области, родителям предоставляется информация о результатах диагностики (по желанию школьников).
Изложение материала доступно для понимания всем категориям обучающихся: как нормотипичных детей, так и с ОВЗ. Для обучающихся с нарушениями интеллекта адаптированы диагностические методики (часть подлежит упразднению, замене на игровые, арт-терапевтические методики).
В ходе реализации программы «Мой выбор профессии» обучающиеся имеют возможность общаться не только с педагогом – составителем программы, но и другими взрослыми: с приглашёнными специалистами ЦЗН.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.1.для обучающихся (для дополнительного чтения)
Алиева Н. Блокнот-навигатор «160 страниц о моём будущем».- М.: ООО «Первая Оперативная Типография», 2018
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2007.
Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн.для учащихся. – М.: Просвещение, 1984
Мир профессий: Человек – природа/ Сост. С.Левиева. – М.: Мол.гвардия, 1985
Мир профессий: Человек – техника/ Сост. Д.Каверина. – М.: Мол.гвардия, 1988
Мир профессий: Человек – художественный образ/ Сост. А.Смирнов; предис. В.Рябова, А.Смирнова. – М.: Мол.гвардия, 1987
Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999г..
Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации/ Н.В. Тутубалина – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005
Энциклопедия для детей. [Т.34]. Выбор профессии/ред. Коллегия: М.Аксёнова, Е.Ананьева и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008
Интернет-ресурсы для учащихся (для самостоятельного изучения, практики)
Канал «Бизнес молодость». (Электронный ресурс). Режим доступа:https://www.youtube.com/channel/UCHkwstIzx7rMCgK4bqLmTrA
Канал «Навигатум игровые профориентационные материалы». (Электронный ресурс). Режим доступа:https://www.youtube.com/NavigatumRu
Канал «Работа.ру». (Электронный ресурс). Режим доступа:https://www.youtube.com/channel/UCVOJkMjKpE6GtWU87jvOhHA
Портал «Zасобой». (Электронный ресурс). Режим доступа:https://www.засобой.рф/
Портал «ПроеКТОриЯ – твоя профессиональная территория». (Электронный ресурс). Режим доступа:https://proektoria.online/
Портал «Работа в России/Каталог вакансий». (Электронный ресурс). Режим доступа:https://www.rabota.ru/vacancy/catalogue
Сайт компании интернет-рекрутмента «HeadHunter». (Электронный ресурс). Режим доступа:https://kirov.hh.ru/
Сайт Резапкиной Г.В. «Методический кабинет профориентации» (Электронный ресурс). Режим доступа:http://metodkabi.net.ru/
Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». (Электронный ресурс). Режим доступа:https://профориентация.рф/
1.2.для педагога
Алиева Н. Блокнот-навигатор «160 страниц о моём будущем».- М.: ООО «Первая Оперативная Типография», 2018
Безденежных И. В. Технология поиска работы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - 2008г
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2007.
Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя – М: Просвещение, 1999.
Климов Е. А. Памятка профконсультанту/ Е.А.Климов. – М., 2000
Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983.
Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М., 2002.
Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога – М., 2004
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн.для учителя – М: Просвещение, 1999.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога-2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996
Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. — М., 2006г.;
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2000.
Сборник учебно-программных материалов по курсу «Технология поиска работы»/ Под ред.Тюшляевой С.И. - 2009
Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2003г.;
Технологияпрофессионального успеха:Учеб.для 10-11 кл./В.П.Бондарев, А.В.Гапоненко,Л.А.Зингер и др.;под.ред.С.Н.Чистяковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007г.;
Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. — М., 2002.
Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации/ Н.В. Тутубалина – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации – М: Психология для всех, 2001.
Интернет-ресурсы, использованные для подготовки программы:
Статья «Ольга Васильева: в школу необходимо вернуть профориентацию». (Электронный ресурс). Режим доступа:https://www.pravmir.ru/olga-vasileva-v-shkolu-neobhodimo-vernut-proforientatsiyu/
Портал информационной поддержки руководителей образования «Актион» Образование (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.menobr.ru/vneurochnaya-deyatelnost
2. Печатные пособия для обучающихся
Специальные печатные пособия в программе «Мой выбор профессии» не используются, т.к. материальная база школы не позволяет приобрести печатные пособия на всех учащихся параллели (2 класса), да и в этом нет необходимости, т.к. могут изменяться диагностические методики, информационные тексты могут быть заменены на видео ролики. К тому же программа «Мой выбор профессии» не повторяет полностью какую-либо одну существующую профориентационную программу.
Печатные пособия для каждого обучающегося изготавливаются по ходу реализации программы, носят индивидуальный характер, заполняются обучающимися в форме Портфолио (скоросшиватель с листами- вкладышами с диагностическими материалами на печатных бланках, распечатками результатов он-лайн-тестирования и пр. либо в электронном виде – на усмотрение обучающихся)
3. Экранно-звуковые пособия
В кабинете психолога имеются компакт-диски, содержащие как теоретические материалы, так и диагностические методики, включая возможность их компьютерной обработки:
Коммуникативно-педагогическая деятельность в школе – М.: Издательство «Учитель», 2007
Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «ПРОФИ-II». – М.: НПФ «Амалтея», 2007
Профильная школа. 5-11 классы: в помощь школьному психологу – М.: Издательство «Учитель», 2009
Профильное образование в школе: практика и теория– М.: Издательство «Учитель», 2007
Психологическое тестирование детей и подростков: для школьных психологов и родителей – М.: ООО «Равновесие-Медиа», 2002
В ходе реализации программы «Мой выбор профессии» учащимися востребован просмотр видеороликов профориентационного содержания.
Перечень видеороликов, используемых в программе
№ занятия | тема занятия | Название видео ролика | Ссылка на электронный ресурс |
4 | Профессионал своего дела | «Советы самых богатых людей в мире» | https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=ZyuUtX-bQi0 |
5 | Многообразие мира профессий | «Самые необычные профессии» | https://www.youtube.com/watch?time_continue=159&v=dgzILrvKjIg |
6 | Профессиональная мобильность | «Топ-10 исчезнувших профессий» | https://www.youtube.com/watch?time_continue=206&v=gOFF8cc5kUM |
7 | Классификация профессий по предмету труда | «Ты и твоя будущая профессия» | https://www.youtube.com/watch?v=iMmhaE5RvUc |
18 | Развитие личности и профессиональное самоопределение | «Три главных вопроса для правильной постановки цели» | https://www.youtube.com/watch?v=dq7v2Z4foAA |
20 | Выбираем место учёбы | Репортажи об учебных заведениях Ульяновской области | |
24 | Рынок труда: реалии, перспективы | «На кого стоит учить наших детей» | https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=I8VzXoTuy8Y |
25 | Потенциальная доходность профессии | «Топ-9 самых высокооплачиваемых профессий в России» | https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=iYT8vIsYpTE |
30 | Ищем работу | «Работающее резюме.» | https://www.youtube.com/watch?time_continue=73&v=1QpGHhscsY4 |
4. Игры
Профориентационная игра «Кто есть кто?»
Цель упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе. В игре могут участвовать от 6 – 8 до 12 – 15 человек.
Время на первое проигрывание – 5 – 7 минут.
Процедура игрового упражнения следующая:
1. Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.
Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.
2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей об раз, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.
В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.
Чем полезно: Позволяет узнать, какие качества, черты замечают в тебе другие люди, и поговорить о стереотипах, сложившихся вокруг той или иной профессии.
5.Технические средства
1.По характеру воздействия на обучаемых:
визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;
аудиальные: музыкальный центр, радио и тд.
аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.
2.По степени сложности:
простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
3.По происхождению:
натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности обходимые для определённой сферы деятельности.
символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
В актовом зале также имеется мультимедийное оборудование с экраном для просмотра видео и графики, есть микрофоны для выступающих.
Компьютерные классы оснащены персональными компьютерами. При проведении анкетирований, тестирований устанавливаются специализированные профориентационные программы для прохождения диагностических обследований школьников, открывается доступ к программам на переносных ноутбуках мобильного ЦЗН.