СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа по коррекционному курсу "Формирование коммуникативного поведения в 1 (дополнительном) классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» предназначена для формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС в 1 (дополнительном) классе коррекционной школы: формирование и активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по коррекционному курсу "Формирование коммуникативного поведения в 1 (дополнительном) классе»











Авторская программа

по коррекционному курсу

«Формирование коммуникативного поведения»

для 1 дополнительного класса

на 2019 – 2020 учебный год










Составлена:


Горлачевой Н.П.,

учителем начальных классов




г.о. Самара, 2019 г.


Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Общая характеристика коррекционного курса

5

3.

Место коррекционного курса в учебном плане

5

4.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

5

5.

Содержание коррекционного курса

9

6.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

9

7.

Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.

10

8.

Приложение

11



















Пояснительная записка

Формирование культуры речевого общения у младшего школьника – одна из важнейших задач обучения. Обучение обучащихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) представляет для педагогов значительные трудности, так как у большинства детей есть проблемы в общении с другими людьми.

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к её выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника (дети не понимают коммуникативных намерений собеседника); в слабой интенсивности мимики, жестикуляции. У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации.

В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана школы-интерната №115 г.о. Самара введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных  навыков.

Целевая группа

Обучающиеся 1 (дополнительного) класса ГБОУ школы – интерната №115, согласно классификации О.С. Никольской относящиеся к 1-2 группе, с рекомендованной ПМПК программой начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, вариант 8.3. Основное нарушение сочетается с системным недоразвитием речи тяжёлой степени. Понимание обращённой речи нарушено, альтернативной коммуникации нет.

Таким образом, структура нарушенного развития таких обучающихся является основанием для определения цели, задач и содержания программы коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения». (далее Программа)

Основная цель формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС - формирование и активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.  

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязанные задачи:

  • обеспечить системный подход к созданию условий для развития у обучающихся с РАС выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом;

  • формировать мотивацию к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

  • корректировать нарушения аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

  • формировать комбинированную альтернативную коммуникацию с помощью карточек PECS и жестов;

  • развивать коммуникативные навыки обучающихся, и использовать их в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволит повысить эффективность образовательного процесса и улучшить качество жизни обучающихся с расстройством аутистического спектра и их семей.

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Общая характеристика коррекционного курса

Нарушение коммуникаций - это один из основных симптомов структуры нарушенного развития при расстройствах аутистического спектра. Нарушения коммуникации вызывают значительные трудности в освоении школьной программы и достижении основных задач федерального государственного образовательного стандарта. Нарушение речи и коммуникации являются причинами асоциального поведения, осложняя формирование базовых учебных действий и жизненных компетенций. В результате у обучающихся данной группы формируется дезадаптивные механизмы.

Коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения» разработан с учетом основных особенностей развития обучающихся с расстройствами аутистического спектра и их особых образовательных потребностей.

Учитывая общую симптоматику детей данной нозологической группы и схожие психофизические особенности обучающихся 1 (дополнительного) класса:

  • системное недоразвитие речи тяжёлой степени;

  • слабое понимание обращённой речи;

  • преобладание зрительного типа памяти;

  • преобладание наглядного характера восприятия;

  • средняя способность к имитации моторных действий;

  • отсутствие навыка просьбы;

  • нежелательное поведение (крик, плачь, отказные реакции),

определены методы и приёмы обучения, а также и содержание курса, которые в большей степени будут направлены на формирование коммуникативного поведения и жизненных компетенций.



Методы и приёмы работы:

1 - наглядный метод (карточки PECS, карточки для визуального расписания, визуальные подсказки - опоры, жесты и др.);

2 - практические методы (игры, упражнения);

3 – словесные методы (инструкции, объяснения, вопросы)

Учитывая особенности мотивационной сферы обучающихся с расстройствами аутистического спектра, а именно их низкий уровень зависимости от социального поощрения, а также отсутствие познавательной активности как мотивации учебной деятельности важно на протяжении всего коррекционного курса уделять внимание исследованию и расширению мотивационной сферы обучающихся.

Немаловажной особенностью обучающихся с РАС являются их проблемы с генерализацией формируемых навыков, поэтому в данном коррекционном курсе важна работа с семьёй. Единство требований в семье и школе в отношении введения альтернативной системы коммуникации обеспечат эффективность применения в жизни формируемых коммуникативных навыков.

Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» отводится в учебном плане 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).

Данный курс входит в обязательную часть учебного плана ГБОУ школы-интерната №115 г.о. Самара.

Личностные и предметные результаты

освоения коррекционного курса

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года.

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройствами аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • выражать свои просьбы, желания используя принцип обмена карточки на желаемое;

  • выражать согласие и/или несогласие соответствующим в нашем обществе движением головы по вопросы бытового характера;

  • различать и правильно реагировать на знаки в общественных места.

Достаточный уровень:

  • выражать свои просьбы, желания, используя принцип обмена карточки на желаемое в формате фразы дома и в школе;

  • выражать согласие и/или несогласие соответствующим в нашем обществе движением головы по вопросы бытового и дидактического характера;

  • ориентироваться на знаки (вправо, влево, вверх, вниз, туалет, место где кушают , запрещено) в окружающем мире.

Личностные результаты включают:

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях;

  • умением адекватно реагировать на непредвиденные ситуации при опоре на визуальные подсказки;

  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Личностные базовые учебные действия:

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней.

Коммуникативные базовые учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (трудовых, бытовых и др.);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуациях;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные базовые учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, бытовой).

- спокойно принимать изменения в повседневной рутине школьной жизни.

Познавательные базовые учебные действия:

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).



Содержание коррекционного курса 1 (дополнительного) класса

Подготовительный период. Способ обмена карточки на желаемое. Выбор карточки, обозначающей желаемое, из множества. Работа над формированием фразы. Коммуникативные игры.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздела

Кол-во часов на изучение раздела

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Подготовительный период

5

Диагностический период

2

Способ обмена карточки на желаемое

11

Обмен карточки на желаемое у разных людей. Поиск книги ПЕКС к классе. Поиск коммуникативного партнёра в классе. Проявление настойчивости в обращении с просьбой к коммуникативному партнеру.

3

Выбор карточки, обозначающей желаемое, из множества

13

Дифференциация и выбор необходимой карточки из двух, одна обозначает нейтральный стимул. Дифференциация и выбор необходимой карточки из двух обозначающих мотивационные стимулы. Освоение жестов: ДА, НЕТ. Выбор необходимой карточки из книги со множеством карточек. Проявление настойчивости в обращении с просьбой к коммуникативному партнеру. Использование жестов БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ.

4

Работа над формированием фразы

24

Использование навыка составления фразы формата «Я хочу…», «Я вижу…». Составление фразы формата предмет и его признак. Проявление настойчивости в обращении с просьбой к коммуникативному партнеру.

5

Коммуникативные игры

13

Обращение с карточкой просьбой к однокласснику. Подвижные игры на коммуникацию. Инсценировка сказки. Проявление настойчивости всего часов обращении с просьбой к коммуникативному партнеру.


Всего часов

66



Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности

Методиче

ские пособия для педагога

1.«Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск;

2.Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ;

3.Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)" Перевод с английского, Теревинф;

4.http://centrrazvitia.ucoz.ru/publ/alternativnaja_sistem_akommunikacii_i_razvitija_rechi_pecs/7-1-0-111;

5.https://outfund.ru/desyat-prichin-ispolzovat-sistemu-pecs-pri-autizme00/

Техниче

ские средства обучения

Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением;

Дополни

тельные средства

Наглядный материал книга ПЕКС, карточки к ней, предметные  и сюжетные картинки, настольные игры «Лото», «Домино», мячи, кегли, песочница, игрушки и предметы для сенсорного насыщения.
















Приложение

Календарно – тематическое планирование

коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения»

1 «В» (дополнительный) класс

Тема урока или раздела

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1 четверть

Диагностика и подготовка. 5часов

1

Диагностика умения просить желаемое и обращение к взрослому.

1



2

Исследование мотивационной сферы.

1



3

Исследование особенностей сенсорного развития.

1



4

Исследование особенностей сенсорного развития.

1



5

Определение вида альтернативной коммуникации. Сбор данных о мотивационных стимулах.

1



Способ обмена карточки на желаемое. 11часов

6

Введение белой карточки как способа обмена на желаемый стимул.

1



7

Введение белой карточки как способа обмена на желаемый стимул. Закрепление.

1



8

Белая карточка на книге ПЕКС.

1



9

Формирование настойчивости в просьбе.

1



10

Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 2 карточки.

1



11

Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 3 карточки.

1



12

Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 4 карточки.

1



13

Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 5 карточек.

1



14

Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 6 карточек.

1



15

Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 7 карточек

1



16

Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 8 карточек.

1



2 четверть

17

Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 9 карточек.

1



18

Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 10 карточек.

1



Выбор карточки, обозначающей желаемое, из множества.13часов

19

Формирование навыка выбора нужной карточки из двух. Один из стимулов нейтральный.

1



20

Формирование навыка выбора нужной карточки из двух. Один из стимулов нейтральный. Повторение.

1



21

Формирование навыка выбора нужной карточки из двух. Оба стимула мотивационные.

1



22

Формирование навыка выбора нужной карточки из двух. Оба стимула мотивационные. Повторение.

1



23

Введение утвердительного движения головы ДА

1



24

Введение отрицательного движения головы НЕТ

1



25

Дифференциация ДА И НЕТ.

1



26

Выбор карточкой желаемого стимула, когда на обложке три—четыре карточки.

1



27

Выбор карточкой желаемого стимула, когда на обложке четыре-пять карточек.

1



28

Выбор карточкой желаемого стимула, когда на обложке пять карточек. Повторение.

1



29

Выбор желаемой карточки из книги ПЕКС.

1



31

Работа над проявлением настойчивости и социально приемлемого привлечения внимания для передачи карточки ПЕКС

1



32

Работа над проявлением настойчивости и социально приемлемого привлечения внимания для передачи карточки ПЕКС. Повторение.

1



3 четверть

Работа над формированием фразы. 24часа

33

Повторение да нет в игре в лото.

1



34

Введение карточек обозначающие основные 4 цвета.

1



35

Формирование навыка отвечать на вопрос «Какого цвета этот предмет?» карточкой ПЕКС.

1



36

Введение карточек, обозначающих направление вверх, вниз, влево, вправо.

1



37

Формирование навыка показывать карточкой и жестом направление движения, навыка двигаться в направлении указанного на карточке.

1



38

Расширение мотивационной сферы.

1



39

Введение карточки «я хочу», как начала фразы.

1



40

Закрепление построения фразы «я хочу…..»

1



41

Введение карточки «я вижу».

1



42

Закрепление построение фразы «я вижу…»

1



43

Введение карточек обозначающих геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, овал

1



44

Формирование навыка отвечать на вопрос «Какой формы этот предмет?» карточкой ПЕКС

1



45

Введение карточек: девочка, мальчик.

1



46

Введение карточек: женщина, мужчина, бабушка, дедушка.

1



47

Введение карточек: бабушка, дедушка.

1



48

Дифференциация карточек мальчик, девочка, женщина, мужчина, дедушка, бабушка.

1



49

Повторение пройденного.

1



4 четверть

50

Игра в лото способ повторения ДА, НЕТ.

1



51

Формирование навыка просьбы используя карточки, обозначающие характеристику и предмет.

1



52

Формирование навыка просьбы используя карточки, обозначающие характеристику и предмет.

1



53

Закрепление навыка просьбы используя карточки, обозначающие характеристику и предмет.

1



54

Формирование навыка ответа на вопрос «Что это?» используя карточки, обозначающие характеристику и предмет.

1



55

Формирование навыка ответа на вопрос «Что это?» используя карточки, обозначающие характеристику и предмет.

1



56

Формирование навыка ответа на вопрос «Что это?» используя карточки, обозначающие характеристику и предмет.

1



57

Закрепление навыка ответа на вопрос «Что это?» используя карточки, обозначающие характеристику и предмет.

1



Коммуникативные игры. 13 часов

58

Формирование навыка обращаться к одноклассникам с просьбой карточкой.

2



59

Формирование навыка обращаться к одноклассникам с просьбой карточкой.

2



60

Закрепление навыка обращаться к одноклассникам с просьбой карточкой.

2



61

Коммуникативная игра в мяч

2



62

Коммуникативная игра «боулинг»

2



63

Коммуникативная игра « Теремок»

2



64

Повторение пройденного.

1




14