Авторская программа
по коррекционному курсу
«Формирование коммуникативного поведения»
для 1 дополнительного класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составлена: | Горлачевой Н.П., учителем начальных классов |
г.о. Самара, 2019 г.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Общая характеристика коррекционного курса | 5 |
3. | Место коррекционного курса в учебном плане | 5 |
4. | Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса | 5 |
5. | Содержание коррекционного курса | 9 |
6. | Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | 9 |
7. | Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности. | 10 |
8. | Приложение | 11 |
Пояснительная записка
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника – одна из важнейших задач обучения. Обучение обучащихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) представляет для педагогов значительные трудности, так как у большинства детей есть проблемы в общении с другими людьми.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к её выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника (дети не понимают коммуникативных намерений собеседника); в слабой интенсивности мимики, жестикуляции. У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации.
В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана школы-интерната №115 г.о. Самара введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Целевая группа
Обучающиеся 1 (дополнительного) класса ГБОУ школы – интерната №115, согласно классификации О.С. Никольской относящиеся к 1-2 группе, с рекомендованной ПМПК программой начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, вариант 8.3. Основное нарушение сочетается с системным недоразвитием речи тяжёлой степени. Понимание обращённой речи нарушено, альтернативной коммуникации нет.
Таким образом, структура нарушенного развития таких обучающихся является основанием для определения цели, задач и содержания программы коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения». (далее Программа)
Основная цель формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС - формирование и активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязанные задачи:
обеспечить системный подход к созданию условий для развития у обучающихся с РАС выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом;
формировать мотивацию к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
корректировать нарушения аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
формировать комбинированную альтернативную коммуникацию с помощью карточек PECS и жестов;
развивать коммуникативные навыки обучающихся, и использовать их в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволит повысить эффективность образовательного процесса и улучшить качество жизни обучающихся с расстройством аутистического спектра и их семей.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Общая характеристика коррекционного курса
Нарушение коммуникаций - это один из основных симптомов структуры нарушенного развития при расстройствах аутистического спектра. Нарушения коммуникации вызывают значительные трудности в освоении школьной программы и достижении основных задач федерального государственного образовательного стандарта. Нарушение речи и коммуникации являются причинами асоциального поведения, осложняя формирование базовых учебных действий и жизненных компетенций. В результате у обучающихся данной группы формируется дезадаптивные механизмы.
Коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения» разработан с учетом основных особенностей развития обучающихся с расстройствами аутистического спектра и их особых образовательных потребностей.
Учитывая общую симптоматику детей данной нозологической группы и схожие психофизические особенности обучающихся 1 (дополнительного) класса:
системное недоразвитие речи тяжёлой степени;
слабое понимание обращённой речи;
преобладание зрительного типа памяти;
преобладание наглядного характера восприятия;
средняя способность к имитации моторных действий;
отсутствие навыка просьбы;
нежелательное поведение (крик, плачь, отказные реакции),
определены методы и приёмы обучения, а также и содержание курса, которые в большей степени будут направлены на формирование коммуникативного поведения и жизненных компетенций.
Методы и приёмы работы:
1 - наглядный метод (карточки PECS, карточки для визуального расписания, визуальные подсказки - опоры, жесты и др.);
2 - практические методы (игры, упражнения);
3 – словесные методы (инструкции, объяснения, вопросы)
Учитывая особенности мотивационной сферы обучающихся с расстройствами аутистического спектра, а именно их низкий уровень зависимости от социального поощрения, а также отсутствие познавательной активности как мотивации учебной деятельности важно на протяжении всего коррекционного курса уделять внимание исследованию и расширению мотивационной сферы обучающихся.
Немаловажной особенностью обучающихся с РАС являются их проблемы с генерализацией формируемых навыков, поэтому в данном коррекционном курсе важна работа с семьёй. Единство требований в семье и школе в отношении введения альтернативной системы коммуникации обеспечат эффективность применения в жизни формируемых коммуникативных навыков.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» отводится в учебном плане 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
Данный курс входит в обязательную часть учебного плана ГБОУ школы-интерната №115 г.о. Самара.
Личностные и предметные результаты
освоения коррекционного курса
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройствами аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
выражать свои просьбы, желания используя принцип обмена карточки на желаемое;
выражать согласие и/или несогласие соответствующим в нашем обществе движением головы по вопросы бытового характера;
различать и правильно реагировать на знаки в общественных места.
Достаточный уровень:
выражать свои просьбы, желания, используя принцип обмена карточки на желаемое в формате фразы дома и в школе;
выражать согласие и/или несогласие соответствующим в нашем обществе движением головы по вопросы бытового и дидактического характера;
ориентироваться на знаки (вправо, влево, вверх, вниз, туалет, место где кушают , запрещено) в окружающем мире.
Личностные результаты включают:
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях;
умением адекватно реагировать на непредвиденные ситуации при опоре на визуальные подсказки;
овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Личностные базовые учебные действия:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней.
Коммуникативные базовые учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуациях;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные базовые учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, бытовой).
- спокойно принимать изменения в повседневной рутине школьной жизни.
Познавательные базовые учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Содержание коррекционного курса 1 (дополнительного) класса
Подготовительный период. Способ обмена карточки на желаемое. Выбор карточки, обозначающей желаемое, из множества. Работа над формированием фразы. Коммуникативные игры.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Подготовительный период | 5 | Диагностический период |
2 | Способ обмена карточки на желаемое | 11 | Обмен карточки на желаемое у разных людей. Поиск книги ПЕКС к классе. Поиск коммуникативного партнёра в классе. Проявление настойчивости в обращении с просьбой к коммуникативному партнеру. |
3 | Выбор карточки, обозначающей желаемое, из множества | 13 | Дифференциация и выбор необходимой карточки из двух, одна обозначает нейтральный стимул. Дифференциация и выбор необходимой карточки из двух обозначающих мотивационные стимулы. Освоение жестов: ДА, НЕТ. Выбор необходимой карточки из книги со множеством карточек. Проявление настойчивости в обращении с просьбой к коммуникативному партнеру. Использование жестов БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ. |
4 | Работа над формированием фразы | 24 | Использование навыка составления фразы формата «Я хочу…», «Я вижу…». Составление фразы формата предмет и его признак. Проявление настойчивости в обращении с просьбой к коммуникативному партнеру. |
5 | Коммуникативные игры | 13 | Обращение с карточкой просьбой к однокласснику. Подвижные игры на коммуникацию. Инсценировка сказки. Проявление настойчивости всего часов обращении с просьбой к коммуникативному партнеру. |
| Всего часов | 66 | |
Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности
Методиче ские пособия для педагога | 1.«Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск; 2.Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ; 3.Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)" Перевод с английского, Теревинф; 4.http://centrrazvitia.ucoz.ru/publ/alternativnaja_sistem_akommunikacii_i_razvitija_rechi_pecs/7-1-0-111; 5.https://outfund.ru/desyat-prichin-ispolzovat-sistemu-pecs-pri-autizme00/ |
Техниче ские средства обучения | Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; |
Дополни тельные средства | Наглядный материал книга ПЕКС, карточки к ней, предметные и сюжетные картинки, настольные игры «Лото», «Домино», мячи, кегли, песочница, игрушки и предметы для сенсорного насыщения. |
Приложение
Календарно – тематическое планирование
коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения»
1 «В» (дополнительный) класс
№ | Тема урока или раздела | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 четверть |
Диагностика и подготовка. 5часов |
1 | Диагностика умения просить желаемое и обращение к взрослому. | 1 | | |
2 | Исследование мотивационной сферы. | 1 | | |
3 | Исследование особенностей сенсорного развития. | 1 | | |
4 | Исследование особенностей сенсорного развития. | 1 | | |
5 | Определение вида альтернативной коммуникации. Сбор данных о мотивационных стимулах. | 1 | | |
Способ обмена карточки на желаемое. 11часов |
6 | Введение белой карточки как способа обмена на желаемый стимул. | 1 | | |
7 | Введение белой карточки как способа обмена на желаемый стимул. Закрепление. | 1 | | |
8 | Белая карточка на книге ПЕКС. | 1 | | |
9 | Формирование настойчивости в просьбе. | 1 | | |
10 | Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 2 карточки. | 1 | | |
11 | Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 3 карточки. | 1 | | |
12 | Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 4 карточки. | 1 | | |
13 | Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 5 карточек. | 1 | | |
14 | Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 6 карточек. | 1 | | |
15 | Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 7 карточек | 1 | | |
16 | Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 8 карточек. | 1 | | |
2 четверть |
17 | Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 9 карточек. | 1 | | |
18 | Введение карточек с картинкой с обложки книги ПЕКС в одиночном режиме. Всего 10 карточек. | 1 | | |
Выбор карточки, обозначающей желаемое, из множества.13часов |
19 | Формирование навыка выбора нужной карточки из двух. Один из стимулов нейтральный. | 1 | | |
20 | Формирование навыка выбора нужной карточки из двух. Один из стимулов нейтральный. Повторение. | 1 | | |
21 | Формирование навыка выбора нужной карточки из двух. Оба стимула мотивационные. | 1 | | |
22 | Формирование навыка выбора нужной карточки из двух. Оба стимула мотивационные. Повторение. | 1 | | |
23 | Введение утвердительного движения головы ДА | 1 | | |
24 | Введение отрицательного движения головы НЕТ | 1 | | |
25 | Дифференциация ДА И НЕТ. | 1 | | |
26 | Выбор карточкой желаемого стимула, когда на обложке три—четыре карточки. | 1 | | |
27 | Выбор карточкой желаемого стимула, когда на обложке четыре-пять карточек. | 1 | | |
28 | Выбор карточкой желаемого стимула, когда на обложке пять карточек. Повторение. | 1 | | |
29 | Выбор желаемой карточки из книги ПЕКС. | 1 | | |
31 | Работа над проявлением настойчивости и социально приемлемого привлечения внимания для передачи карточки ПЕКС | 1 | | |
32 | Работа над проявлением настойчивости и социально приемлемого привлечения внимания для передачи карточки ПЕКС. Повторение. | 1 | | |
3 четверть |
Работа над формированием фразы. 24часа |
33 | Повторение да нет в игре в лото. | 1 | | |
34 | Введение карточек обозначающие основные 4 цвета. | 1 | | |
35 | Формирование навыка отвечать на вопрос «Какого цвета этот предмет?» карточкой ПЕКС. | 1 | | |
36 | Введение карточек, обозначающих направление вверх, вниз, влево, вправо. | 1 | | |
37 | Формирование навыка показывать карточкой и жестом направление движения, навыка двигаться в направлении указанного на карточке. | 1 | | |
38 | Расширение мотивационной сферы. | 1 | | |
39 | Введение карточки «я хочу», как начала фразы. | 1 | | |
40 | Закрепление построения фразы «я хочу…..» | 1 | | |
41 | Введение карточки «я вижу». | 1 | | |
42 | Закрепление построение фразы «я вижу…» | 1 | | |
43 | Введение карточек обозначающих геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, овал | 1 | | |
44 | Формирование навыка отвечать на вопрос «Какой формы этот предмет?» карточкой ПЕКС | 1 | | |
45 | Введение карточек: девочка, мальчик. | 1 | | |
46 | Введение карточек: женщина, мужчина, бабушка, дедушка. | 1 | | |
47 | Введение карточек: бабушка, дедушка. | 1 | | |
48 | Дифференциация карточек мальчик, девочка, женщина, мужчина, дедушка, бабушка. | 1 | | |
49 | Повторение пройденного. | 1 | | |
4 четверть |
50 | Игра в лото способ повторения ДА, НЕТ. | 1 | | |
51 | Формирование навыка просьбы используя карточки, обозначающие характеристику и предмет. | 1 | | |
52 | Формирование навыка просьбы используя карточки, обозначающие характеристику и предмет. | 1 | | |
53 | Закрепление навыка просьбы используя карточки, обозначающие характеристику и предмет. | 1 | | |
54 | Формирование навыка ответа на вопрос «Что это?» используя карточки, обозначающие характеристику и предмет. | 1 | | |
55 | Формирование навыка ответа на вопрос «Что это?» используя карточки, обозначающие характеристику и предмет. | 1 | | |
56 | Формирование навыка ответа на вопрос «Что это?» используя карточки, обозначающие характеристику и предмет. | 1 | | |
57 | Закрепление навыка ответа на вопрос «Что это?» используя карточки, обозначающие характеристику и предмет. | 1 | | |
Коммуникативные игры. 13 часов |
58 | Формирование навыка обращаться к одноклассникам с просьбой карточкой. | 2 | | |
59 | Формирование навыка обращаться к одноклассникам с просьбой карточкой. | 2 | | |
60 | Закрепление навыка обращаться к одноклассникам с просьбой карточкой. | 2 | | |
61 | Коммуникативная игра в мяч | 2 | | |
62 | Коммуникативная игра «боулинг» | 2 | | |
63 | Коммуникативная игра « Теремок» | 2 | | |
64 | Повторение пройденного. | 1 | | |
14