СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа по «Краеведению» для учащихся начальной школы 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Юный краевед» для учащихся 1-4 классов.  Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по «Краеведению» для учащихся начальной школы 1-4 классы»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сончинская ООШ»









Авторская программа по

«Краеведению»

для учащихся начальной школы
1-4 классы

















Разработала учитель начальных классов:

Колесникова Татьяна Евгеньевна



С. Сончино



Пояснительная записка

Рабочая программа «Юный краевед» для учащихся 1-4 классов разработана на

основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);



  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);



  • Устава МКОУ «Сончинская ООШ»; Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);



  • СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  • Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников;



  • Программы воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).



Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Академик Д.С. Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание… становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, место, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.»

А «осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики» – это вторая после семьи ступень развития гражданина России.

Таким образом, можно говорить о широчайших возможностях данного направления в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Непрерывно растёт интерес к своему краю у детей и взрослых. С чего же начать знакомство со своим родным краем, на что обратить внимание и что посмотреть в первую очередь? Богата и разнообразна природа нашей отчизны! Тундры, леса, степи, пустыни, … Высокие горы и необъятные равнины, могучие реки прекрасные озёра. И если интересно знать красоту отдельных уголков нашей Отчизны, то тем более важно знать родной край, где мы родились, живём и работаем. Много красивого, интересного и поучительного найдёт всякий, кто хотел бы ближе познакомиться с любым уголком своего края. Именно к этому призывали наши знаменитые естествоиспытатели К. А. Тимирязев и К. Ф. Рульфе: вместо бледных описаний тропических лесов, вместо путешествий в чужие страны они советовали изучать родные места.

Начинается новый учебный год. В первый класс приходят мальчики и девочки – маленькие граждане России. Они еще не очень хорошо знают, в какой большой, богатой яркими людьми и историей, стране они родились и живут. Пока Родина ассоциируется у них с семьей, домом или квартирой, улицей, двором или парком, где они живут, гуляют и играют.

Детям так же, как и взрослым, приятно жить в доме с чистыми подъездами, гулять по красивым улицам и паркам, любоваться памятниками и произведениями искусства. Грязь, мусор, неопрятность, в чем бы она ни выражалась, вызывают удивление, брезгливость, огорчение. Как же сделать так, чтобы эти чувства неудовлетворения переросли в чувства сопричастности и ответственности сначала за свою малую родину, а потом и за большую? Как воспитать неравнодушного гражданина своей страны?

Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Курс краеведения позволит на доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению местных традиций, природных и исторических памятников.

По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачев, верно, отметил, что только “любовь    к  родному  краю,   знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.

Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем Воронежского края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

  • способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

  • расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;

  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

  • Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

  • Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

  • Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;

  • Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

  • Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

  • Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

  • Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: областным краеведческим музеем, районным краеведческим музеем, библиотеками города и района.

  • Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы” Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве.

Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Программа первого класса представляет собой курс «Мой родной край». Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа, Каменского района, села Сончино и людях, прославивших родной край.

Курс рассчитан на 131 ч.: 1 кл (2-4 четв.).- 26ч, 2 кл. – 35ч., 3 кл. – 35ч., 4 кл. – 35ч.

Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю с использованием современных компьютерных технологий в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «Музыка», «ИЗО». Программа первого класса рассчитана на 26 час, это связано с процессом адаптации ребенка к школе, поэтому вводить курс следует со 2 четверти.



Содержание программы

I класс

Направление — родной дом.

Тема 1. Введение. Что изучает краеведение?

Тема 2, Мой дом

Содержание. Понятие «дом»: дом - жилище,

дом - семья,

дом — это место жизни человека от

рождения и до смерти.

Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.

Тема 3. Мир твоего дома.

Содержание. а) обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными.

б) интерьер дома

в) праздничное убранство дома

г) домашние животные

Практическая работа. Лепка интерьера, можно своего рабочего места

или лепка домашних животных.

Тема 4. Жизнь каждого члена семьи.

Содержание. Состав семьи. Знакомство с терминами родства: све-кровь, свёкор, тёща и др. «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Место каждого члена семьи (учёба,- работа, профессия)

Семейные вечера, праздники (можно из истории)

«На что и клад, коли в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах

(устно). Использование семейных фотог-рафий.

Тема 5. Отношения в семье.

Содержание. Этика, психология и эстетика семейных взаимоотноше-ний в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Практическая работа. Изображение всех членов семьи.

Тема 6-7. Моя родословная.

Содержание. Что такое родословная? Нужно ли её знать?

Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки.

Составление родословного дерева (образец учителя)

События, которые отразились в истории семьи.
Практическая работа. 1) Изображение родословного дерева

2) Семейные альбомы

Тема 8. Я и моё имя.

Содержание. Что обозначают наши имена?

Что такое отчество и фамилия?

Как родители выбирают (или выбирали) имя своему

ребенку.

Имя и Ангел — хранитель. Именины. Что могут расс-казать имена и фамилии людей (можно из истории

Крещения)

Практическая работа. Игры об именах.

Тема 9. Родная школа.

Содержание. История школы. Возведение здания, его назначение,

Реконструкция в разные годы.

Пришкольный сад.

Исторические и современные данные о школе.

Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и

прилегающей территории.

Тема 10. Трудовая жизнь в школе.

Содержание. Знакомство с режимом школы, общими правилами

поведения.

Практическая работа. Кратковременное посещение (15-20 мин.)

школьного музея.

Тема 11-12. Составление макета «Школа — мой дом».

(Нужна предварительная подготовка материала).

Тема 13. Моя улица.

Содержание. Названия улиц села по месту жительства детей.

Название улиц, прилегающих к школе.

История названия улиц. Их роль в жизни современно-го человека. Знакомство с историческим словом

слобода.

Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегаю-щих к школе (у учителя для образца). Дети рисуют свой путь к школе.

Тема 14. Село Сончино.

Содержание. Понятие маленькой родины. Исторические сведения о

селе, названии, застройках, занятиях людей

(материал из книги о Каменке, посвященный юбилею

посёлка).

Тема 15. Занятие населения,

Содержание. Традиционные занятия первых поселенцев. Строи-тельство железной дороги. Место нашего края и зем-ляков в жизни Родины.

Историческое развитие посёлка и района. Появление новых профессий.

Практическая работа. Ознакомление с детей с прялкой- инструментом домохозяек.

Тема 16. Быт.

Содержание. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома или часовни?

Кто принимал участие в строительстве?

Кому доверяли постройку красного угла в доме?

Какие магические знаки защищали постройку?

Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской

избы из бумажных трубочек (глины, спичек, пластилина (по усмотрению учителя)).

Тема 17. Экскурсия в музей МСШ (с. Марки). Назначение предметов крестьянского быта.

Тема 18. История одежды.

Содержание. Традиционный народный костюм — праздничный и будничный. Среднерусский комплект одежды.

Тема 19. Язык народа.

Содержание. Язык и диалект нашего края

Как узнать на рынке, кто откуда приехал?

Практическая работа. Разыгрывание сценок с использованием диалектов.

Тема 20. Художественные промыслы.

Содержание. Народные умельцы.

«Людям на повешение, всему свету на удивление».

Прядение, плетение, вышивка, работы из дерева.

Практическая работа. Организация выставки в своём коллективе.

Бабушкины работы по вышивке, вязанию.

Можно использовать плетёные корзины,

работы из дерева и глины.

Тема 21. Местные поэты Каменской земли (Хильченко, Бичов, Житких).


Содержание. Встреча с такими людьми.

Тема 22. Обобщающий урок.

(вид урока, структура — по усмотрению учителя)

Тема 23. Наш современный посёлок.

Содержание. Современные предприятия, сведения о них, админист-ративные здания, их значение в хозяйственной и

нравственно-духовной жизни народа.

Практическая работа. Составление плана с. Сончино

Тема 24. Современные профессии людей.

Содержание. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии (в музей ДК).

Тема 25. Экскурсия на предприятия.

Знакомство с профессиями (типография, почта, МЖК)

Тема 26. Экскурсия в музей ДК. История предприятия МЖК.

Тема 27. Казанская церковь как архитектурное здание и центр нравственно-

духовного возрождения.

Содержание. Встреча со служителями Казанской церкви.

Символика древнерусского храма. Композиция росписей здания, православное

богослужение как путь нравственного совершенст-вования для каждого верующего.

Легенды, связанные с образом Казанской Богоматери.

Тема 28. Христианский праздник посёлка.

Содержание. История праздника.

Практическая работа. Как встречали гостей? Какие готовили угощения?

Тема 29. Нравственные основы семьи в свете народной педагогики.

Содержание. Место ребёнка в семье.

Литература. «Возрождаю русскую народную педагогику»

Тема 30. Обобщающий урок «Знатоки родного края»

Содержание. Историческая роль нашей маленькой родины в истории развития страны, Кем и каким бы ты хотел стать, чтобы продолжить историю, судьбу, жизнь своего народа и увеличить его вклад в историю других людей.



II класс

Направление — природно-экологическое.

Тема 1. Введение.

Тема 2. Карта Воронежской области.

Содержание. Знакомство с картой Воронежской области.

Географическое положение. Величина и территория области.

Практическая работа. Работа по карте.

Тема 3. Природные особенности Воронежского края.

Содержание. Особенности климата, растительности, животного

мира, населения (сведения из истории).

Практическая работа. Сведения о Каменском районе, сравнение с другими данными.

Тема 4. Природное богатство края. Гранит.

Содержание. Общее понятие полезных ископаемых.

Местонахождение гранита в Воронежской области.

Основные свойства гранита, использование в народном хозяйстве,

Практическая работа. Рассматривание образцов гранита.

Тема 5. Природное богатство края. Глины.

Содержание. Виды глин в Воронежской области

Свойства глины. Применение в народном хозяйстве.

Практическая работа. Опыты по изучению свойств глины.

Тема б. Природное богатство края. Охра. Мел. Мергель. Драгоценные металлы.

Содержание. Знакомство с новыми полезными ископаемыми, их особенностями.

Практическая работа. Определение свойства полезных ископаемых.

Тема 7. Природное богатство края. Минеральные воды. Охрана полезных ископаемых.

Содержание. Понятие минеральных вод, местонахождение, их особенности.

Практическая работа. Определение по карте всех видов полезных ископаемых.

Тема 8. Природное богатство края. Реки.

Содержание. Знакомство с названиями крупных рек Воронежской области.

Роль рек в жизнедеятельности человека и природы.
Практическая работа. Работа по карте.

Тема 9. Водные богатства. Озёра

Содержание. Понятие озёр и прудов. Их образование и назначение.

Тема 10. Экскурсия к реке или озеру (выезд). Содержание. Охрана водных богатств.

Тема 11. Растительность. Леса.

Содержание. Знакомство с преобладающими деревьями и кустарни-ками

Воронежской области.

Практическая работа. Рисование по контуру листьев дуба, клёна, осины, липы.

Литература Н.Ф. Милонов «В краю дубрав и золотистых нив»

Тема 12. Растительность. Степи.

Содержание, Растительность целинных земель. Ковыль, полынь, воронец и др.

Практическая работа. Аппликации.

Тема 13. Растительность поля.

Содержание. Зерновые и овощные культуры. Понятия «озимая пшеница», «яровая пшеница». Роль полей в жизнеобеспечении человека.

Практическая работа. Изучение строения колосьев. Рисунок или схема.

Тема 14. Полезащитные полосы. Экскурсия.

Содержание. Полезащитные полосы, их роль в сельском хозяйстве.
Тема 15. Растения водоёмов.

Содержание. Знакомство с растительностью водоёмов. Камыш, ряска, кувшинка и др.

Практическая работа. Изготовление коллективной аппликации.

Тема 16. Охрана природы,

Содержание. Что такое заповедники, заказники, заповедные зоны? (общие понятия)

Практическая работа. Разыгрывание ролей лесника, охотоведа (сцена).

Тема 17. Экскурсия в лес (осенью).

Содержание. Наблюдение за животным и растительным миром,

Отражение их взаимосвязи. Лес - дом для зверей и птиц.

Практическая работа. Сбор природного материала.

Тема 18. Экскурсия на водоём.

Содержание. Практическая работа.

Тема 19. Урок заочного путешествия «Сохраним удивительный мир

растений» или «Их погубила красота».

Содержание. Знакомство с редкими видами растений.

Практическая работа. Предварительная подготовка наглядности к уроку — путешествию.

Тема 20. Экскурсия (весной)

Содержание. Распознавание растений и животных ближнего природного окружения.

Тема 21. Экскурсия,

Содержание. Знакомство с живыми существами, которым угрожает

исчезновение (насекомые).

Тема 22. Животный мир. Звери.

Содержание, Жизнь диких животных в разное время года.

Практическая работа.

Инсценирование по теме.

Тема 23. Животный мир. Птицы.

Содержание. Разнообразие животного мира. Птицы, которым угрожает исчезновение.

Орёл — могильник, жерлянки.

Практическая работа. Оригами. Литература. 1) Л. Семаго «Перо ковыля»

Тема 24. Животный мир. Домашние животные.

Содержание. Жизнь и содержание домашних животных.

Практическая работа. Лепка домашних животных.

Тема 25. Животный мир. Насекомые.

Содержание. Насекомые.

Практическая работа. Работа с цветной бумагой. Изготовление цветных бабочек. Тема 26. Экологический вестник.

Содержание. Состояние окружающей среды.

Литература. Доклад о состоянии окружающей среды Воронежской области.

Тема 27. Охрана животного мира.

Содержание. Роль Воронежского заповедника в сохранении

животного мира. Литература Л. Семаго Воронежские заповедники»,

Тема 28. Взаимосвязь растительного и животного мира.

Содержание.

Практическая работа.

Инсценирование сказки на экологическую тему.

Тема 29. Связь состояния природы и здоровья человека.

Содержание. Обсуждение примеров экологических бесед.

Практическая работа. Подготовка к обобщающему уроку.

Тема 30. Обобщающий урок. «Знатоки родного края».



3 класс Направление - краеведение

Тема 1. Введение. Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов.

Практическая работа. Работа с репродукциями картин.

Тема 2. Что такое музей? Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии.

Практическая работа. Игра «В музее».

Тема 3. Экскурсия в краеведческий музей ( СДК, п. Каменка)

Тема 4. Источники изучения жизни народа. Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.).

Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий: «Нарисуй исторические источники (по выбору детей) и отнеси их к какой-либо группе».

Тема 5. Путешествие в страну книг. Посещение библиотеки, знакомство с писателями Воронежского края.

Тема 6. Что такое время? Содержание понятий «время», «дата», «год», «век».

Практическая работа. Работа с «лентой времени».

Тема 7. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник.

Практическая работа. Игра «Составь портрет вещи»

Тема 8. Как были придуманы и развивались предметы. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к ракете.

Практическая работа. Творческое задание: нарисовать внешний и внутренний мир дома будущего.

Тема 9. В доме моей бабушки. Вещь – семейная реликвия. Поиск семейной реликвии. Посещение краеведческого музея.

Практическая работа. Творческое задание «Нарисуй предмет, который хранят в твоем доме как реликвию».

Тема 10. Село. Как оно появилось и развивалось. План и карта село и Каменского района.

Практическая работа. Рисуем карту родного села.

Тема 11. Областные музеи.  Музей изобразительных искусств имени А. Крамского. Экскурсия в музей г. Острогожска.(или С.Я. Маршак — уроженец г. Острогожска)

Практическая работа.

Тема 12. Памятники истории и культуры на территории Воронежского края. Костёнки – жемчужина палеолита. Дивногорье – Маяцкое городище. Костомаровский моностырь. Экскурсия по памятным местам Воронежского края.

Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест.

Тема 13. Каменные ветераны. Церковные архитектурные памятники.  Казанская церковь. Церковь Пресвятой Троицы. Церковь в твоем крае.

Практическая работа. «Нарисуй, как ты представляешь себе обитателей этих домов». «Найди на рисунке русскую церковь и дорисуй недостающие детали» (предварительная подготовка рисунков учителем).

Тема 14. Экскурсия по Каменскому району «Каменные ветераны»

Тема 15. Музей в моей школе. Работа с экспозицией музея.

Практическая работа. Устный рассказ.

Тема 16. Путешествие по главным улицам села. Улица Шашкина, Комсомольская и другие (по выбору учителя).

Практическая работа. «Нарисуй современную улицу».

Тема 17. Памятники на воронежской земле. (просмотр видеофильма)

Тема 18. Обобщающий урок «Люби и знай свой край». Место и значение музеев, памятников в истории развития города Воронежа и области.

Практическая работа. Музейный спектакль или инсценировка на тему «Как люди жили в древности».

4 класс


Краеведение в 4 классе имеет историко-литературное направление, охватывающее основные исторические события, повлиявшие на развитие края, и литературное творчество выдающихся писателей, поэтов Воронежского края и г. Воронежа. Особое место занимает изучение петровской эпохи — пребывание Петра 1 на Воронежской земле, его роли в преобразовании нашего края.

Литературное направление — это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края - писателей, поэтов-песенников, художников, космонавтов, сказительниц. Практическая часть урока отводится на экскурсии, составление схем, выпуск стенных газет, оформление тематических альбомов, ведение Фенологических календарей, инсценирование сказок, заучивание стихотворений.

Цели и задачи.

1. Расширять кругозор учащихся об окружающем мире, пополнять знания об истории нашей Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края.

2. Воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.



4 класс

Направление — историко-литературное.

1 четверть (7 ч)

Тема 1. Как люди узнают о прошлом? Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки. Практическая работа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать предметы раскопок?»

Тема 2. Лента времени. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени». Практическая работа. «Лента времени».

Тема 3. История на карте. Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области. Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий с картой.

Тема 4. «Город древний, город чудный». Первые упоминания о городе Воронеже. История строительства крепости Воронеж. Город и его роль в укреплении южных рубежей. Практическая работа. Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Воронеж».

Тема 5. Воронеж – колыбель русского флота. Начало кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья. Практическая работа. Конструирование кораблей.

Тема 6. Петровская эпоха. Прибытие и деятельность Петра I в Воронеже. Экскурсия к памятнику Петру I. Практическая работа. Каким ты представляешь себе царя? Рассказ.

Тема 7. К.П. Феоктистов, А.В. Филипченко - наши земляки космонавты.

Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, повестей.

2 четверть (7 ч)

Тема 8. Крестьянское село. Внешний облик села. От куда пошло название. Жители села Сончино, их занятия. Практическая работа. Составление рассказа на тему: «Я и моя семья живут в крестьянской избе».

Тема 9. Русская ярмарка. Подготовка и проведение театрализованного праздника.

Тема 10. Век девятнадцатый. Отмена крепостного права 1861 год. Жизнь и быт крестьян. Практическая работа. Чтение рассказов, стихов.

Тема 11. Жилище и одежда селян. Досуг. Этикет. Воспитание в семье. Практическая работа. «Нарисуй крестьянскую семью».

Тема 12. Революции в Воронежском крае (1905-1917 гг.). Что такое революция? Кто такие большевики? Революции в Воронежском крае. Практическая работа. Работа с иллюстрациями

Тема 13. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание – по усмотрению учителя).

3 четверть (10 ч)

Тема 14. Суровые годы Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Каменский район на линии фронта. Наш край в период оккупации. Практическая работа. Работа с картой.

Тема 15. Герои – защитники города (села). Рассказ о защитниках края.

Практическая работа. Встреча с ветеранами (по возможности).

Тема 16. Освобождение. Разгром гитлеровцев в Воронежской области. 25 января – освобождение города Воронежа. Каменский район 17 января. Практическая работа. Работа с картой.

Тема 17. По страницам Великой Отечественной войны. Местные писатели и поэты о войне. Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, разучивание песен о войне.

Тема 18. Герои Советского Союза в моем крае. Воронежцы – Герои Советского Союза.

Практическая работа. Подготовка выступлений и докладов.

Тема 19. Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны. Учеба и труд детей в годы войны. Помощь фронту. Практическая работа. «Напиши письмо солдату».

Тема 20. Под славными знаменами. Экскурсия в школьный музей.

Тема 21. Тыл – фронту. Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны. Практическая работа. Работа с экспонатами школьного музея.

Тема 22. Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну. Влияние войны на жизнь мирных граждан. Практическая работа. Рассказ о судьбах родственников.

Тема 23. Памятники воинской славы в моем городе (селе). Экскурсии к памятникам, посвященным освобождению города (села), к мемориальным доскам, улицам, названным именами героев войны.

4 четверть (8 ч)

Тема 24. Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Практическая работа. Составление плана города.

Тема 25. Государственная символика России. Герб. Гимн России. Геральдика. Гербы городов Воронежской области и Каменского района, нашей школы.

Практическая работа. «Нарисуй герб, эмблему своего класса, своей семьи».

Тема 26. Я – гражданин России, я – воронежец! Права и обязанности гражданина России. Всеобщая декларация прав человека. Права ребенка. Права и обязанности ученика. Практическая работа. Групповая игра «Узнай свои права».

Тема 27. Воронеж – столица Центрального Черноземья. Кто такой президент? Кто такой губернатор? Государственная дума. Мир вокруг нас. Мы и наши соседи.

Практическая работа. Работа с картой.

Тема 28. Воронеж сегодня. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Практическая работа. Экскурсия на предприятие (завершение работы, начатой в 1 классе).

Тема 29. Наши праздники. Государственные праздники, Дни города (села), семейные и личные праздники. Практическая работа. «Придумай поздравление учителям, одноклассникам ко дню окончания начальной школы».

Тема 30. Обобщающий урок «Люби и знай свой край». История Воронежского края в курсе истории России.



Личностные, метапредметные, предметные результаты:

Самоопределение

- положительное отношение к краеведению;

- сформированность основ гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении нравственным и социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование



- целостный, социально ориентированный взгляд на собственное место в семье (городе, стране);

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Нравственно-этическая ориентация

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- уважительное отношение к окружающим людям



Метапредметные

Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- умение анализировать, учитывать установленные правила в планировании, оценке и коррекции своего поведения;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения.

Коммуникативные

- умение сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою позицию;

- выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные

- поиск и выделение информации в различных источниках;

- умение формулировать проблему;

-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;

- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своей деревни, их занятиях, интересах;



Предметные

- познавательный интерес к малой родине;

- формирование знаний по основам краеведения;

- формирование знаний правил нравственного поведения в общественных местах и семье;

Обладать навыками:

- составления родословной;

- составления маршрутных туристических схем;

- нравственного поведения в общественных местах и в семье.

Формы контроля

  • Выставки,

  • защита проектов,

  • презентации,

  • викторины,

  • конференции,

  • беседы,

  • микрогрупповые соревнования,

  • коллективное рисование на одном листе бумаги,

  • составление кроссвордов и ребусов,

  • урок творчества,

  • моделирование.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В “портфель достижений” обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;

  • создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися -родителями;

Методы отслеживания результативности:

- тестирование, анкетирование;

- участие в школьных конкурсах, соревнованиях;

- участие в олимпиадах.