Авторская программа по музыкально - психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
«ВСЕ ДРУГ ДРУГУ РАДЫ»
Касьянова Г.В.
Учитель музыки
МОУ-школа «Планета детства»
Московская обл., Клин г.о.
Данная программа коррекционно-развивающих занятий адаптирована с учащимися с ОВЗ, 1-4 классов КРО.
В программе используются активные методы коррекционной психологии:
методы изотерапии, элементы сказкотерапии, игротерапия, психогимнастические этюды и упражнения, вокалотерапия, куклотерапия
Цели программы:
социальная адаптация детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.
гармоничное развитие ребенка с проблемами в развитии, расширение его возможностей.
Задачи программы:
Используя музыко-терапевтические и арт-терапевтические техники:
Способствовать развитию и коррекции психических процессов.
Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка.
Формировать произвольную регуляцию поведения.
Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.
Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.
Расширять представления об окружающем мире.
Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Особая специфика занятий состоит в следующем:
один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своем индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения специалистом;
один и тот же музыкальный материал (частично) обязательно используется в разных классах;
при необходимости на занятиях присутствуют воспитатели (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве; выполнение задания вместе с ребенком «рука - в - руке»; при длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приемов взаимодействия с ребенком; наблюдение за динамикой его развития);
специалист - ключевая фигура на занятии, на него ориентируются все присутствующие дети и взрослые. Он организовывает ход занятия, предлагает задания, дает инструкции, следит за выполнением правил. Остальные взрослые (воспитатели и педагоги) являются равноправными участниками занятия и вместе с детьми выполняют все задания. По мере расширения возможностей детей количество оказываемой им помощи от взрослых участников уменьшается.
на занятиях создается без оценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.
Для достижения оптимальных результатов групповые музыкально-коррекционные занятия целесообразно проводить по определенной схеме и строить в соответствии с календарно-тематическим планированием, равномерно распределяя психофизическую нагрузку детей.
Все перечисленные этапы занятия наполняются практическими упражнениями и распределяются помесячно на весь учебный год. Так составляется календарно-тематический план.
Структура музыкально-коррекционного занятия:
1. Приветствие.
Обязательный ритуал на протяжении всего курса занятий (вариативно здороваемся, называем имя, используя ударные музыкальные инструменты). Является «пусковым механизмом» занятия, концентрирует внимание детей, стимулирует речевую деятельность, формирует готовность к общению, даёт этикетные модели невербального поведения.
2. «Свободное движение».
Различные виды перестроения в процессе движения по залу. Формирует лёгкость вступления в контакт; развивает умение ориентироваться в игровом пространстве, согласовывать свои движения, не сталкиваясь с другими участниками; «будим тело».
3. Ритмическая разминка.
Проходит по-разному: от сюжетного музыкально-ритмического комплекса до развернутого логоритмического комплекса. Развивает организованность, владение навыками ритмичного и координированного движения, координирование вокально-речевой интонации с движением.
4. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений.
Пальчиковые игры без предметов и с предметами (клавесы) направлены на развитие тонких движений пальцев рук, психических процессов (речи, внимания, памяти, воображения). Артикуляционные упражнения направлены также на стимуляцию речевой деятельности, на развитие умения через движение и интонацию выражать свои эмоции, изображать героев в мимике.
5. Пение.
Одна песня - с движением и одна песня – с атрибутами (платочки, колечки и т.п.) или музыкальными инструментами (ложки, колокольчики, погремушки и др.) не разучиваются, а осваиваются в удобном индивидуальном для каждого темпе. Пение развивает дыхание, речь; учит формам выражения невербальных контрастных эмоциональных состояний; развивает умение переключаться в различные эмоциональные состояния, используя выразительные движения, интонации, темброво-шумовые эффекты,
6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
Слушание всегда проходит вместе с игрой на музыкальных инструментах (шумовых, ударных, струнных, духовых, инструментах Карла Орфа). Сначала происходит знакомство с различными музыкальными инструментами (от простых к сложным по технике звукоизвлечения), в процессе которого идет обогащение общих представлений, ознакомление со звуковыми свойствами инструментов, устанавливается связь между качеством их звучания и материалом, из которого они изготовлены. Затем исполняется музыкальное произведение (как правило, мелодии народных песен и танцев) и дети должны в соответствии с музыкой начинать и заканчивать игру на инструментах, учитывая темп, ритм и динамику произведения.
7. Танцы, хороводы.
Исполняются, стоя в кругу. Музыка подбирается яркая, выразительная, сюжет и движения танца максимально доступны пониманию детей, отражая их опыт. Танцы вырабатывают навыки ритмичного и координированного движения; умения двигаться по кругу вместе и по одному, начинать и заканчивать движение со звучанием музыки, двигаться в соответствии с музыкальным темпом, выполнять несложные движения рук и ног, приседания, подскоки, шаги, пластически имитировать образы живой и неживой природы; умение переходить от состояния возбуждения к расслаблению (и обратно).
8. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам.
Включаются в структуру занятия вариативно, по мере необходимости регуляции у детей процессов возбуждения и торможения, для создания дополнительной мотивации, состояния эмоционального подъема, а также используются как естественное продолжение одного из этапов занятия, либо для перехода от одного этапа к другому.
9. Прощание.
Обязательный ритуал, аналогичен разделу «Приветствие».
Старайтесь ритуализировать занятие, соблюдать постоянную структуру, последовательность разных видов музыкальной деятельности, ритуал становится канвой занятия, которую музыкотерапевт как импровизатор и исполнитель должен представлять, прежде чем наполнить ее необходимым содержанием. Повторяющиеся элементы занятий и музыкальные произведения создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.
Конспект занятия с классом КРО. Тема: «Осень».
Цели:
преодоление последствий социальной депривации детей, приобретение ими коммуникативных навыков;
развитие волевых усилий; концентрация внимания детей, стимуляция речевой деятельности, формирование готовности к общению
приобретение навыков по подражанию сверстникам; Формирование лёгкости вступления в контакт; развитие умения ориентироваться в игровом пространстве, согласования своих движения
гармонизация межличностных взаимодействий в группе.
Ход занятия:
Дети встают в круг вместе с музыкальным руководителем.
Учитель (У.): «Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наше занятие, но сначала надо назвать своё имя». У. берёт бубен и стучит ладонью на каждый слог: «Ме-ня зо-вут Га-ля».
Передаёт ребёнку бубен, спрашивает: «А тебя?».
Ребёнок (Р.): Стучит по бубну и проговаривает слова по слогам сам. Затем передаёт бубен соседу со словами: «На, Витя!».
Следующий ребёнок берёт бубен и, по возможности, благодарит: «Спасибо!»
У. присаживается напротив каждого ребёнка, чётко артикулирует, глядя в глаза ребёнку, поощряет его и т.д.
2. Свободное движение под музыку, упражнение «Змейка».
(У.): «Молодцы, ребята! Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Ждём ответы детей, выслушиваем всех желающих). Правильно, (имена детей, ответивших верно), сейчас время года – осень. Давайте все скажем, осень (повторяют дети). Какие приметы осени вы знаете?» (При затруднении: «Посмотрите в окно, что вы видите?»). Слушаем ответы детей, обобщаем: «Умницы! Осенью становится прохладней, солнце еще светит, но не так сильно греет. Небо хмурое, дождь падает на крыши домов, на деревья, на дороги, образуются лужи, становится грязно, с деревьев опадает листва. Природа готовится к зиме. Люди осенью носят тёплую одежду: куртки, шапки, на ноги одевают сапоги. Дети идут в школу.
И сейчас мы с вами тоже отправимся на осеннюю прогулку в парк, там, нападало много листьев, но мы ребята дружные, возьмёмся за руки и будем ходить друг за другом, в лужи не наступать».
Дети встают «змейкой»: впереди У. – «голова», за ним дети – «хвост».
Звучит в записи «Ой, заинька» (Россия), все двигаются умеренно, топающим шагом («Ждём своих друзей, руки не отпускаем»), выше поднимают ноги, обходя «лужи», «ищут новые дорожки», перепрыгивают лужу. При этом, перепрыгнувший, поворачивается и помогает товарищу перебраться через лужу. Возможна смена ведущего следующим ребёнком.
Двигаемся, пока звучит музыка.
3. Подвижная игра «Зонтик».
У.: «Ребята, а теперь давайте поиграем! Мы вышли на улицу и взяли только один большой зонтик! Давайте его раскроем! Досчитаем до трех и быстренько спрячемся! Все успели спрятаться? Вот какие мы дружные ребята!».
У.: «Мы прошли долгий путь, давайте похлопаем друг другу». Все дети хлопают в ладоши и кричат «Ура!»
4. Пальчиковые игры.
«А теперь мы поставим стульчики в круг, сядем на них и отдохнём» (обращаем внимание, как правильно взять и донести стул, не задеть других детей).
а) Стул (В. Цвынтарный)
Ножки, спинка и сиденье
Вот вам стул на удивленье.
(Левая ладонь вертикально вверх, к её нижней части приставляем кулачок. Повторяем, меняем руки).
б) Стол (В. Цвынтарный)
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
(Левая рука в кулачок, стучим 4 раза. Сверху на кулачок опускается ладошка. Повторяем, меняем руки).
в) «Утро настало» авт. неизв.
Утро настало (руки скрещены на груди),
Солнышко встало (руки подняли вверх, пальцы раздвинули «как солнечные лучики»),
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей (стучат кулачком о ладошку)!
Вставай Большак (массируют большой палец)!
Вставай Указка (массируют указательный палец)!
Вставай Серёдка (массируют средний палец)!
Вставай Сиротка (массируют безымянный палец)!
И крошка Митрошка (массируют мизинец)!
Привет, ладошка («скользящие» хлопки)!
Все улыбнулись (указательными пальцами растягивают уголки губ в стороны)
И проснулись (руки опустили вниз).
(Повторяют, массируя пальцы другой руки).
5. Песня «Прятки». Слова И. Плакиды, музыка Т. Ломовой.
П.: «Мы пришли домой, замёрзли, надо согреться, спрятали руки за спину!».
Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки –
Нету наших ручек.
(Прячут руки за спину).
Вот, вот наши ручки,
Во-от наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки!
(Показывают руки, вращая кистями).
Где же, где же наши ножки,
Где же наши ножки?
Где же, где же наши ножки —
Нету наших ножек.
(Дети сидят, прикрыв колени ладонями)
Вот, вот наши ножки,
Вот где наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки,
Пляшут наши ножки.
(Сидя, по очереди выставляют ногу «на каблучок»).
Где же, где же наши детки —
Где же наши детки?
Где же, где же наши детки —
Нету наших деток.
(Закрывают глаза ладошками).
Вот, вот наши детки,
Во-от наши детки!
Пляшут, пляшут наши детки,
Маленькие детки!
(Открывают глаза, двумя руками показывая на детей сидящих в кругу).
6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах. Р.н.п. «Во саду ли в огороде» - барабан, погремушки и т.д.
П.: «Мы нашли себе друзей и, чтобы нам было веселей, мы поиграем на музыкальных инструментах (предъявляем все муз. инструменты. А теперь возьмите все муз. инструменты в руки, поиграйте, послушайте, как они звучат.
А теперь поиграем в игру «Пошумели - тишина». Когда я говорю «Пошумели» - мы дружно играем на них. Когда я говорю «Тишина» - мы вместе поднимаем руки с муз. инструментами вверх. Начинаем!
А теперь мы послушаем русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде», вы должны одновременно с музыкой, начинать и заканчивать играть на своих муз. инструментах. Давайте попробуем, что у нас получится!
Молодцы! У нас получился настоящий ансамбль!
А теперь поставим стулья на место и потанцуем».
7. Хоровод. Голландский народный танец «Ночной колпак».
Исходное положение: все танцоры стоят в кругу, взявшись за руки.
Часть А
Такты 1-4: - 8 шагов против часовой стрелки (тянем носок).
Часть В
Такт 5: - 3 шага в круг (поём одновременно «Здравствуйте»);
- Пауза («Посмотрели на ребят в кругу!»)
Такт 6: - 3 шага из круга (поём одновременно «До свидания»);
- Пауза
Такт 7-8: - Смотрим на соседей («Улыбнулись всем ребятам в кругу!»)
Повторяем Часть В 2 раза.
При последующих повторах меняем движения в Тактах 7-8:
- Притопы («Потопали все ребята в кругу!»)
- Хлопки («Похлопали всем ребятам в кругу!»)
Затем дети садятся на стулья.
8. «Солнышко» (автор неизв.)
Ритмическая игра с сенсорным компонентом на подражание и освоение схемы тела.
Солнце утром рано встало,
(Дети протягивают руки вверх, «потягиваются»)
Всех детишек приласкало,
(Дети обнимают себя за плечи)
С добрым утром, глазки,
Вы проснулись?
(Дети гладят глаза пальцами от внутренних уголков – к внешним)
С добрым утром, щёчки,
Вы проснулись?
(Дети массируют щёки пальцами по кругу)
С добрым утром, ушки,
Вы проснулись?
(Дети массируют уши пальцами сверху вниз)
С добрым утром, ручки,
Вы проснулись?
(Дети гладят кисти рук)
С добрым утром, ножки,
Вы проснулись?
(Дети поглаживают ноги)
С добрым утром, солнце,
Я проснулся?
(Дети протягивают руки вверх - «к солнцу»)
9. Прощание.
(П.): «Нам сегодня было весело. А теперь пора прощаться, дорогие ребята!». П.. берёт бубен и стучит ладонью на каждый слог: «До-сви-да-ни-я!».
Передаёт ребёнку бубен: «А теперь попрощается … (имя)».
(Р.): Стучит по бубну и проговаривает слово по слогам сам. Затем передаёт бубен соседу со словами: «На, Витя!».
Следующий ребёнок берёт бубен и, по возможности, благодарит: «Спасибо!»
У. присаживается напротив каждого ребёнка, чётко артикулирует, глядя в глаза ребёнку, поощряет его и т.д.
«Встанем в круг и пропоем песенку «Утро продолжается!»
(У.): «Занятие закончено, до следующих встреч!»