АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
по кружку «Чарующие звуки Хомуса»
| Музыкальный руководитель МБДОУ Детского сада №85 «Золотой ключик» г. Якутск: Рожина Алена Александровна |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Чарующие звуки Хомуса»:
Теоретическая обоснованность, актуальность:
хомус – играет большую роль в просвещении подрастающего поколения, в его нравственном и интеллектуальном развитии.
Практическая значимость: практика доказало, что хомус инициирует стремление детей к прекрасному и становлению личности ребенка.
Новизна - это создание в моей работе кружка «Звуки чарующего Хомуса». Использую в своей работе методики и теории знаменитых педагогов, виртуозов: Ивана Алексеева «ХомусУйбаан», Спиридона Спиридоновича Шишигина, итд
Воспитательная значимость - развитие способностей по видам народного музыкального творчества и освоение самобытной культуры.
Цельработы, это обучение детей в игре на Хомусе.
Задачи:
• Ознакомление с историей якутского национального инструмента Хомус;
• Овладеть первыми навыками игры на Хомусе;
• Учить различать звуки чарующегоХомуса.
5 образовательных областей ДО в соответствии ФГОС, которые используются:
• Речевое развитие: артикуляционные методы, развитие органов речи и дыхания.
• Познавательное развитие: знакомство с якутским национальным инструментом Хомус, с историей его создания…
• Художественно-эстетическое развитие: выявление талантливых детей, развитие их способностей, участие в различных конкурсах и смотрах, умение выступать перед зрителями, сценическая культура.
• Социально-коммуникативное развитие: пробуждение и развитие умения слушать, думать, способности создавать, развивать самовыражение.
• Физическое развитие: входят развитие моторика рук и пальцев, дыхательное развитие, развитие полости рта, языка, горла.
Программа предназначена для детей 5-7 лет и рассчитана на одногодичное обучение. Группы обучающихся формируются по 8-10 человек. Состав группы должен быть постоянным. Формой работы воспитанниками является занятие, продолжительностью 30 минут, периодичность 1 раз в неделю. Содержание программы предполагается реализовать в объеме 34-х часов.
Ожидаемые результаты:
- повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;
- воспитание патриотизма, чувства любви к родному городу, родине, природе;
- проявление самостоятельности учащихся в решении художественных и творческих задач, умение претворять приобретенные знания на практике;
- осмысленное, эмоциональное исполнение выученных песен, вариации на хомусе;
- умение анализировать исполняемые произведения, иметь собственную оценку своей деятельности;
- обеспечение готовности к участию в разнообразных формах социально-культурной деятельности;
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом – это наблюдение преподавателем в ходе занятий, анализ подготовки и участие воспитанников на дошкольных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных сценических площадках, мероприятиях, конкурсах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | | | Практика | Формы проведения занятий | Методы контроля |
Общее кол-во занятий | Теория |
1. | Ознакомление с историей национального якутского инструмента Хомус. Знакомство с коллективом. Техника безопасности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая | Наблюдение |
2. | Знакомство с игрой на хомусе: артикуляционные методы, дыхание, развитие органов речи. | 8 | 1 | 7 | Групповая | Наблюдение |
3. | Беседа о гигиене певческого голоса. | 2 | 1 | 1 | Групповая | Наблюдение |
4. | Использование элементов сценической культуры. Движения под музыку. | 4 | 0,5 | 3,5 | Групповая | Наблюдение |
5. | Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении. | 5 | 1 | 4 | Групповая | Наблюдение |
6. | Ритм, темп. | 4 | 1 | 3 | Групповая | Наблюдение |
7. | Музыкально-выразительные средства в музыке. | 3 | 1 | 2 | Групповая | Наблюдение |
8. | Слушание музыки. Беседы и размышления о ней. | 2 | 1,5 | 1,5 | Групповая | Наблюдение |
9. | Подготовка к участию в концертной деятельности. Праздники и выступления. | 5 | 1 | 4 | Конкурсы, праздники | Оценка зрителей, жюри. |
ИТОГО: | 34 | 8,5 | 26,5 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Ансамблевая игра - распространенная форма коллективного музицирования при музыкальном воспитании. Ансамблевая игра является промежуточным звеном между сольной и хоровой игрой. В ансамблевых занятиях каждому воспитаннику уделяется индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.
Тема 1. Ознакомление с историей национального якутского инструмента Хомус. Знакомство с коллективом. Техника безопасности: знакомство с детьми; краткие сведения из истории создания Хомуса; техника безопасности-правила игры на хомусе.
Тема 2. Знакомство с игрой. Первоначальные навыки игры на Хомусе. Звукообразование, дыхание, дикция, артикуляция: певческая установка и дыхание: посадка, положение корпуса, головы, артикуляция при игре; навыки игры; дыхание перед началом исполнения; одновременный вдох и начало игры; различный характер дыхания перед началом игры, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленно, быстро); различные приемы игры на хомусе (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Звукообразование, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без напряжения; преимущественно мягкая атака звука; округление гласных и способы их формирования.
Тема 3. Беседа о гигиене певческого голоса: элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене дыхательного аппарата; о внутреннем строении голосового аппарата и взаимосвязи мышц вокруг связок с наружными мышцами рта и языка, обоснование необходимости расслабления мышц вокруг связок.
Тема 4. Использование элементов сценической культуры. Движения под музыку: обоснование необходимости соединения игры с движением без потери качества звука и без «сбивания» дыхания; работа над соединением игры на Хомусе с простейшими движениями: повороты головы и тела, подъемы согнутых в локтях и прямых рук, хлопанье в ладоши; исполнение с использованием необходимых движений (все движения должны быть естественными и исполняться без напряжения).
Тема 5. Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении: развитие дикционных навыков; основные правила произношения слов при игре; гласные и согласные, их роль в игре на Хомусе; взаимоотношение гласных и согласных в игре.
Тема 6. Ритм, темп: простые ритмические рисунки, темп - медленный, умеренный, быстрый.
Тема 7. Музыкально-выразительные средства в музыке: темп (медленный, средний, быстрый), динамика - нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте); агогика (фермата), тембр.
Тема 8. Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные произведения в исполнении различных виртуозов игр на Хомусе, детских и взрослых коллективов, а также посещают различные концерты, фестивали, конкурсы, участвуют на утренниках.
Тема 9. Подготовка к участию в концертной деятельности. Праздники и выступления: беседа о правилах поведения на сцене и за кулисами (во время собственного выступления не поворачиваться к зрителям спиной без постановочной необходимости, находиться максимально близко к авансцене и по возможности по центру сцены, не отвлекаться на передвижения в зале, шум за кулисами, свою одежду или прическу; во время выступления других детей не пробегать по сцене, не выглядывать из-за кулис, не шуметь за кулисами). Репетиции концертных номеров на сцене, с использованием необходимых технических средств и в концертных костюмах; участие во внутренних и внешних концертах, конкурсах и мероприятиях.
Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации данной образовательной программы необходимо:
- педагог с музыкально – педагогическим образованием;
- отдельный кабинет, с открывающимся окном, для возможности выполнения дыхательных упражнений со свежим воздухом, 15 стульев;
- музыкальный инструмент Хомус;
- наглядные пособия по разделу «Первые навыки игры на Хомусе» и теме «Строение голосового аппарата»,
- музыкальный центр, (СD-R, CD-RW, MP-3, DVD, USB);
- аудиозаписи, методические разработки;
- музыкальный зал
- наличие сценических костюмов для выступлений.
Данная программа разработана на основе следующих принципов:
- от простого к сложному (принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством игры);
- дифференцированности и вариативности, что позволяет каждому ребенку начать обучение при любом уровне подготовки;
- связь теоретических знаний с применением их на практике.
- актуальности материала. Это выражается в разработке нового репертуарного плана, который тесно связан с календарными праздниками в детском саду и приложением к репертуару готовой оркестровой фонограммы современной аранжировкой (минусовой и плюсовой).
Таким образом, актуальность программы как раз и играет большую роль в просвещении подрастающего поколения, в его нравственном и интеллектуальном развитии, ощутить прекрасное в себе и окружающем, не теряя собственной индивидуальности.
Особенностью организации каждого учебного занятия является четко выраженная структура, включающая в себя 4 основных элементов:
- система упражнений по управлению звукоизвлечения игры на Хомусе, дыханием и артикуляционным аппаратом (применяются наглядные, словесные, практические и частично – поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, при исполнении педагогом музыкального материала)
- слушание и разучивание (на занятиях дети слушают новые разучиваемые звукоизвлечения в исполнении других коллективов и учатся анализировать их. Поэтапная работа над игрой на хомусе: овладение первыми навыками игры на хомусе, изучение мелодии, текста и ритма. На каждом занятии целесообразно проводить работу над несколькими (2-3) методами, различными по характеру и сложности, четко представляя цели и задачи в каждом из них. Показ игры на хомусе сопровождается беседой, иллюстрацией вместе с ребятами. Разучивание мелодии и словесного текста происходит по фразам, предложениями, куплетам).
- работа над исполняемыми детьми произведениями с использованием технических средств (фонограммы) и включением элементов ритмических движений (в работе над исполняемым произведением особое внимание нужно уделять раскрытию индивидуальности ребенка с одной стороны и умению работать в коллективе, слушая других, с другой стороны.Очень важно учить детей играть под сопровождением, под фонограмму, выполняя при этом танцевальные движения).
В ходе реализации программы особое внимание уделяется сценической подготовке. Каждый воспитанник соблюдает общие правила поведения на сцене и в зрительном зале:
- не выглядывать из-за кулис во время концерта;
- не ходить по сцене во время другого номера;
- не разговаривать и не шуметь за сценой и на сцене во время выступления;
- не передвигаться по зрительному залу во время выступления других участников концерта;
- бережно относиться к костюмам к музыкальным инструментам;
- научиться работать с микрофоном;
- воспитать у ребенка правильное отношение к удачам и промахам других ребят, внимательное и заинтересованное отношение к происходящему на сцене, умение с удовольствием слушать других.
Так же очень важно ребенку научиться относиться к сцене «с уважением»:
- отработать выход и уход со сцены, поклон после выступления;
- научиться правильно, определять оптимальное место положения на сцене (центр сцены).
Таким образом, реализуется одна из самых важных воспитательных задач: привить ребятам толерантное отношение к другим детям, адекватное принятие чужих удач и понимание неудач¸ научить их быть не только хорошими исполнителями, но и грамотными, внимательными слушателями и зрителями.
Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки
К концу первого года обучения ребенок знает:
- строение артикуляционного аппарата;
- строение Хомуса;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- правила поведения на сцене (не ходить по сцене во время другого номера, не разговаривать и не шуметь за сценой и на сцене во время выступления, не передвигаться по зрительному залу во время выступления других участников концерта, бережно относиться к костюмам.
Умеет:
- вдыхать необходимое для исполнения музыкальных фраз, небольшое количество воздуха животом (без сильного шума);
- играть разные вариации на хомусе;
- четко произносить согласные в конце фраз;
- одновременно с партнером начинать и заканчивать музыкальную фразу.
- играть выразительно, осмысленно.
Имеет навыки:
- играть в микрофон на стойке, не отворачиваясь;
-слушать и попадать в тональность и темп в игре на хомусе;
-свободно двигаться у микрофонной стойки;
-отработать выход и уход со сцены, поклон после выступления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А.С. Федоров «Кылыьах уескээьинэ». Якутск «Полиграфист», 1991
С.С. Шишигин «Хомус тардыыта». п. Покровск, Хангаласская улусная полиграфия, 1993
«Варган (хомус) и его музыка». Якутск, «Полиграфист», 1990
К.Д. Уткин «Чыычаахтаах хомус». Якутск «Полиграфист», 1990
Б.В.Асафьев «О музыкально-творческих навыках у детей»
Апраксина О.А. «Методика развития детского голоса». - М.. 1983.
Орлова Н.Д., Добровольская Н.Н. «Что надо знать учителю о детском голосе». – М., 1972.
Щетилин М. «Дыхательная гимнастика» Стрельниковой. – Альманах «Ф и С: Золотая Библиотека Здоровья». – 1999. – Вып.14
Репертуарный план
№ | Название песни | Авторы |
Первая четверть |
1. | Тойук уонна туойарга уерэтии | Петров Н.Е. |
2. | Саха орнаменнара | Неустроев Б.Ф. |
3. | Дьеьегей ыьыа5а | Федоров А.С. |
4. | Ебугэлэрбит олохторо дьаьахтара | Саввинов Н.Е. |
5. | Саха ыьыа5ын библиографията | ------ |
Вторая четверть |
6. | Олох дьаьах олуктарын алгыстара | Афанасьев Л.А. |
7. | Чыыбы-чаабы чабыр5ахтар | Илларионов В.В. хомуйуута |
8. | Курулэс-кургуем куннэргэ | Зверев С.А.-Кыылуола |
9. | Сборник песен о г. Якутске | Луговской П.Т. |
10. | Кэрэчээнэ. Ырыанньык | Иванов И.Е. - Ороьуунускай |
11. | Хатыцнаах алааспар. Ырыанньык | Данилова М.Т. |
Третья четверть |
12. | Песни сердца. Сборник эвенских песен | Степанов А.П. |
13. | Ба5а санаа баарыстара. Ырыанньык | Стручков Т.Т. |
14. | Фольклорные танцы Якутии | Лукина А.Г. |
15. | Алаа харах, анар кулгаах. Чабыр5ахтар | Матахова М.Н. |
Четвертая четверть |
16. | Кэнчээри ыччат ырыалара | Парников В.С. |
17. | Кун – дьыл эргиирэ | Павлов А.Н. |
18. | Причуды талантов | Федорова В.Н. |
19. | Тойукка о5ону уерэтии методиката | Федорова Г.Т. |
21. | Хомуска о5ону уерэтии методиката | Сысолятина З.Г. |