СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Шахматы"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для обучения учащихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Шахматы"»







Рабочая программа



кружка по шахматам для 2-4 классов.

Плешков Сергей Александрович








2017г.

Пояснительная записка




1 Общая характеристика программы




В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают все большее признание в России и во всем мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все – одна семь». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создает необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных группах: до 10,12,14,16,18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.

Основой программы является деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих качеств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. В то же время, шахматы, стали профессиональным видом спорта. Все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.






2. Учебно-методический комплект

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

  • Для учителя: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.Д. Балазан] в редакции ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», 2016г.

И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (Генезис, 2011, 40 с.).



  • Для учеников: Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.



3. Цель и задачи программы «Шахматы»

Цель курса для класса:

  • способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,

  • реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Задачи курса:

  • совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;

  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;

  • умение осознанно решать творческие задачи; стремиться

4. Ценностные ориентиры содержания обучения

Шахматы способствуют улучшению внимания школьника. Шахматы учат ребёнкапредупреждать и контролировать угрозы противника. Обучение младших школьников шахматам дате положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале.

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур. Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов

5. Место развивающего курса в учебном плане

Предметный кружок «Шахматы» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий), для учащихся 2-4 классов в размере 34 часов (1 час в неделю)

6. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.




В результате освоения содержания программного материала курса «Шахматы» учащиеся по окончании должны:

знать:

  • основные понятия предмета – шахматы, рекомендованных министерством образования Российской Федерации.

иметь представления:

  • о шахматной игре как своеобразном диалоге, где каждый из игроков, посредством

умственных усилий, доказывают свою правоту.

научиться:

  • стратегическим и тактическим приемам; - находить и решать шахматные комбинации.

получить опыт:

  • уверено соперничать в учебных, товарищеских, городских, окружных и других соревновательных играх;

принимать ответственность за собственные решения в условиях неопределенности, умеющего концентрироваться и собраться в критических ситуациях, способного бороться до конца и не падать духом, чтобы не случилось.



7. Технологии преподавания и формы организации занятий

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению шахмат обширен. Формы учебной деятельности весьма разнообразны.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины решение которых дают не только информацию о какой – либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки, кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты.

Формы реализации программы:

индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

.

Методы реализации программы:

  • практический;

  • объяснительно – иллюстративный;

  • частично – поисковый;

  • наблюдение.



8. Содержание программы



Тематическое планирование программы «Шахматы»

2,3,4 класс (34 ч., 1 ч. в неделю)



№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Повторение изученного материала

2.

Краткая история шахмат

3.

Шахматная нотация

4.

Ценность шахматных фигур

5.

Техника матования одинокого короля

6.

Достижение мата без жертвы материала

7.

Шахматная комбинация

15ч

8.

Шахматные мероприятия

Итого:

34 ч





Содержание программы «Шахматы. 2-4 класс» (34ч., 1 ч в неделю)



Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:



Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Рождение шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.




Раздел № 2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).

“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.




Раздел № 3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.



Раздел № 4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.

“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.




Раздел № 5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.




Раздел № 6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

ШАХМАТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Для учеников следует организовывать представления кукольного, теневого театров, самодеятельные концерты шахматной тематики, прослушивание шахматных сказок, интермедий, стихотворений, рассказов. Полезно проводить сеансы одновременной игры, тематические сеансы одновременной игры, консультационные партии, шахматные вечера типа “Поле чудес” и “Что? Где? Когда?” 

9. Контроль уровня обученности

В конце каждого года обучения проводится шахматный турнир.




10. Календарно - тематическое планирование по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы» во 2-4 классе на 34 часа (1 недельный час по учебному плану)

на 2017-2018 учебный год

урока

Наименование разделов и тем

Дата

план

факт

2кл

3кл

4кл




Раздел 1 Повторение изученного материала – 2ч.

1.

1.

Повторение изученного материала. Просмотр фильма.







2.

2.

Игровая практика.







Раздел 2. Краткая история шахмат – 1ч.

3

1

Краткая история шахмат.







Раздел 3. Шахматная нотация – 2ч.

4

1

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.







5

2

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.







Раздел 4. Ценность шахматных фигур – 4ч.

6

1

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.







7

2

Достижение материального перевеса.







8

3

Способы защиты.







9

4

Защита.







Раздел 5. Техника матования одинокого короля – 4ч.

10

1

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.







11

2

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.







12

3

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.







13

4

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.







Раздел 6. Достижение мата без жертвы материала – 3ч.

14

1

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.







15

2

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.







16

3

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.







Раздел 8. Шахматная комбинация – 15ч.

17

1

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.







18

2

Матовые комбинации. Тема завлечения.







19

3

Матовые комбинации. Тема блокировки.







20

4

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.







21

5

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».







22

6

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.







23

7

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.







24

8

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.







25

9

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия







26

10

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.







27

11

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.







28

12

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.







29

13

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.







30

14

Типичные комбинации в дебюте.







31

15

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).







Раздел 9.Шахматные мероприятия – 3ч.

32

1

Шахматный турнир.







33

2

Шахматная сказка.







34

3

Викторина по шахматам.









11. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:



№ п/п

Наименование

1.

Авторская программа:

И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений"





2

Учебное и лабораторное оборудование: шахматы, демонстративная доска














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!