Городской методический конкурс педагогов
образовательных организаций
Конкурсные материалы учителя математики муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 13
им. Р.А. Наумова городского округа город Буй Костромской области
Ершовой Анны Юрьевны
Образовательная программа элективного курса «Геометрия 26: подготовка к ОГЭ»
Пояснительная записка
Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. Элективный курс «Геометрия 26: подготовка к ОГЭ» способствует лучшему усвоению курса математики и успешного прохождения ОГЭ. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе.
Проведенный мониторинг и статистика результатов сдачи ОГЭ по математике выявил существенные недостатки подготовки учащихся 9-х классов по курсу геометрии 7-8 класса. Мониторинг показал, что учащимися не в полной мере освоены такие разделы, как свойство медианы прямоугольного треугольника, свойства параллелограмма (в том числе вписанного в окружность и описанного около окружности), нахождение площади треугольника и параллелограмма, соотношения в прямоугольном равнобедренном треугольнике и др. А вторая часть модуля «геометрия»вообще выполняется на очень низком уровне(25 задание выполняет 3,2%; 26 задание выполняют 0,4%).Указанные недостатки неизбежно скажутся на результатах основного государственного экзамена с учетом того, что выполнение минимального набора заданий по геометрии является необходимым условием удовлетворительной сдачи ОГЭ.
С целью обеспечения успешного прохождения итоговой аттестации школьниками 9-х классов предлагается следующая рабочая программа элективного курса «Геометрия 26: подготовка к ОГЭ»
Данная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в старшей школе и рассчитана на 8 часов.
Программа элективного курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе, согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики основной школы.
Рабочая программа по математике (электив) составлена на основе;
Примерной программы по математике основного общего образования
Программы для общеобразовательных школ и учреждений «Алгебра 7-9 классы», составитель Бурмистрова Т.А.Издательство «Просвещение» 2009, УМК «Алгебра - 9», авторы Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. «Просвещение, 2009»
Программы общеобразовательных учреждений. А.В.Погорелов. «Геометрия 7-9 классы». Просвещение 2009.
Школьного учебного плана на 2017-2018 учебный год.
Элективный курс «Геометрия 26: подготовка к ОГЭ» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса геометрии основной школы .
В данном курсе рассматриваются нестандартные задания, выходящие за рамки школьной программы. Знание этого материала и умение его применять в практической деятельности позволит школьникам решать разнообразные задачи различной сложности и подготовиться к успешной сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, рассмотреть задачи повышенной трудности, входящие во вторую часть экзамена под номером 26, которые вызывают наибольшее затруднение.
Этот курс предлагает учащимся выработку понимания ими того, что геометрия является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Цель :
Углубление и систематизация знаний и способов деятельности учащихся при решении задачи 26 по геометрии в КИМах ОГЭ за курс основной школы
Задачи :
- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)
Формирование "базы знаний" по геометрии, позволяющей беспрепятственно оперировать материалом вне зависимости от способа проверки знаний.
Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
Развить навыки решения задач повышенной трудности.
Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.
Подготовить к успешной сдаче ОГЭ по математике.
- развивающие: (формирование регулятивных УУД)
умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)
формировать умение слушать и вступать в диалог;
воспитывать ответственность и аккуратность;
участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
смыслообразование т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация.
Результаты обучения:
Сформированная база знаний в области геометрии.
Устойчивые навыки определения типа задачи и оптимального способа ее решения независимо от формулировки задания.
Умение работать с задачами в нетипичной постановке условий.
Основные средства обучения:
электронные учебные пособия;
теоретические материалы в электронном и печатном формате;
таблицы, схемы, математические модели в электронном формате;
различные варианты контрольно-измерительных материалов ОГЭ по геометрии.
Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия для курса математики. Презентации.
Таблицы, чертёжные принадлежности и инструменты.
Компьютер. Проектор.
МФУ.
Интерактивная доска Smart Bord.
Характеристика учебного курса
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В экзаменационной работе выделены два модуля: «Алгебра» и «Геометрия».
В модуль «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях. Часть 2 модуля «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне.
Модуль «Геометрия» часть 2 содержит 3 задания.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, дает возможность формирования целостного представления о теме и значительно расширить спектр задач. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя учащимся возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает геометрическую интуицию, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ОГЭ.
Курс поможет научить школьника технике работы с заданиями в КИМах второй части при сдаче ОГЭ, а в дальнейшем ЕГЭ, обучение приемам мысленного поиска способа решения заданий.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа элективного курса содержит модуль «Геометрия» часть 2,задачи №26
Задания 2 части направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Эти части содержат задания повышенного уровня сложности, которые направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как:
- умение решить планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии;
- умение решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса геометрия;
- умение грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
- владение широким спектром приемов и способов рассуждений.
Аппарат контроля
В процессе освоения учащимися каждого типа задачи №26 предусмотрено проведение тренировочных самостоятельных работ, позволяющих проводить текущий и тематический контроль знаний и умений учащихся. В конце изучения курса проводится итоговая контрольная работа.
Тренировочные самостоятельные работы, нацеленные на проверку знаний основных теоретических сведений, оцениваются «зачтено» или «не зачтено». Итоговая контрольная работа составляется по материалам из ОГЭ. При составлении работы учитель может использовать материалы из списка литературы, рекомендованные для организации подготовки к ОГЭ. По итогам реализации программы элективного курса выставляется одна из оценок «зачет» или «незачет»
Содержание учебного курса
Элективные занятия по каждой теме целесообразно разбивать на этапы (блоки). Решение задачи начинается с повторения основных теорем и формул, а также рассмотрения новых, не входящих в основную программу, но необходимых при решении ряда задач на экзамене. Выделяется первый блок «Необходимая теория». Для экономии времени используются таблицы (раздаточный материал) с формулами и рисунками, опорные плакаты, слайдовая презентация(приложение: презентация)
Второй блок «Решаем вместе» предполагает разбор решений опорных демонстрационных задач, использующих основные теоремы и формулы данного раздела повторяется алгоритм решения задач по теме. Учителем уделяется серьезное внимание разбору типичных ошибок в ходе решения задания, а также записи ответа в экзаменационный бланк. (приложение: презентация)
Занятие продолжается решением задач группами и самостоятельным решением. Это блоки «Решаем в группах» и «Решаем сами». В ходе решения задач рекомендуется придерживаться принципа «От простого к сложному» под руководством учителя. (приложение: презентация)
Учитель может спланировать уроки парной работы, где учащиеся готовятся к самостоятельной и контрольной работе.
Учителю необходимо поощрять стремление учащихся работать в индивидуальном режиме. На всех типах занятий учителю следует поддерживать активный диалог с учащимися. Учитель систематически осуществляет мониторинг достижения обязательных результатов обучения, своевременно осуществляет коррекцию знаний учащихся.
Календарно-тематическое планирование курса:
Тема занятия | Количество часов |
Треугольники. Нахождение расстояния между точками. Нахождение длин сторон. | 2 |
Четырехугольники. Нахождение площади заданной фигуры. Нахождение отношения площадей заданных фигур. | 2 |
Окружности. Нахождение радиуса вписанной и описанной окружности . | 2 |
Комбинация окружностей и многоугольников. | 2 |
Итого: | 8 часов |
Прогнозируемые результаты: по завершению курса «Геометрия 26: подготовка к ОГЭ» обучающийся будет знать основные приёмы решения заданий 26 части 2, типичные ошибки и критерии оценивания этих заданий, что позволит ему чувствовать себя уверенно на экзамене, и, возможно, благотворно скажется на результатах сдачи ОГЭ по математике.