Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08. 2021 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО № 75 от 31.08. 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе (русской)
для 10 класса
Автор - составитель
учитель Никитина Екатерина Александровна
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 10 класса составлена на основании:
1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции).
3. Федерального закона от 31 июля 2020 г. №304- ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (принят Государственной Думой 22 июля 2020 года; одобрен Советом Федерации 26 июля 2020 г.).
4.Приказа Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. №712 (зарегистрирован в Минюсте России от 25 декабря 2020 г. № 61828).
5.Федерального образовательного стандарта среднего общего образования.
6.Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 №613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»
7. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).
8.Примерной программы среднего общего образования по литературе (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
9.Примерной программы по учебному предмету «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года №2/18).
10. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.
11.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №254 от 20.05.2020г.).
12.Положения о рабочей программе.
Рабочая программа предмета «Родная литература (русская), входящего в образовательную область «Родной язык и родная литература», разработана на основе примерной авторской программы по литературе для общеобразовательной организации Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлёва1, а также с учётом методических рекомендаций по изучению предметной области «Родной язык и родная литература» от 27.08.2018г. Данный предмет реализуется наряду с обязательным курсом «Литература», изучается литература на русском языке как родном языке обучающихся.
Для реализации программного содержания используется учебник: Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2019.
Место курса литературы в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом среднего общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа по предмету «Родная литература (русская) для 10 класса предусматривает обучение литературе в объёме 34 часов в год.
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по программе (на основе авторской) | Количество часов по программе МБОУ Синьковской СШ |
1. | Введение | 1 | 1 |
2. | Русская литература первой половины XIX века | 9 | 9 |
3. | Русская литература второй половины XIX века | 23 | 23 |
4. | Повторение и систематизация. Промежуточная аттестация. | 1 - | - 1 |
| Итого | 34 | 34 |
Целеполагание
Изучение родной литературы (русской) в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:
-осознание значимости чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития;
-воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа;
-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
-обогащение духовного мира выпускника путём приобщения их нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным её произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
-формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности
за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстахродной литературы личностно значимые образы, темы учитыватьисторический, историко-культурный контекст, творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
-изучение языка художественных произведений способствует пониманию выпускниками эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью;
-воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности выпускников к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
-формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
-понимание родной литературы как одной из основных национально культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
-обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
-воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
-овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания отличий художественного текста от публицистики.
Обучающийся научится:
-определять тему и основную мысль произведения русской литературы;
-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет произведений русской литературы;
-выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу произведений русской литературы;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей русской литературы;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры русского писателя, определять их художественные функции;
-выявлять особенности языка и стиля русского литератора;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений о Родине и родной природе;
-выделять в русских произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, переходя к анализу текста;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиям как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы, вести учебные дискуссии;
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать гражданскую точку зрения;
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений русской литературы, передавая личное отношение к произведению;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
-давать историко-культурный комментарий к тексту русского произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);
-анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
-анализировать художественное произведение во взаимосвязи русской литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
-анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
-узнать о месте и значении русской литературы в мировой литературе, о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; об историко-культурном подходе в русском литературоведении; об историко-литературном процессе, отражённом в русских произведениях XIX века;
-узнать о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений, имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых русских произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в отечественной культуре;
-узнать о соотношении и взаимосвязях родной литературы с историческим периодом и эпохой.
Содержание
Раздел 1. Введение (1 ч)
Родная литература (русская) XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы родной литературы XIX века. Художественные открытия русских писателей-критиков.
Раздел 2. Литература первой половины XIX века (9ч)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. Поэзия пушкинской эпохи. Творчество П.А. Вяземского. Творчество поэтов-декабристов пушкинской поры. Образ родной природы в лирике поэтов-декабристов. Е.А. Баратынский «Прощай отчизна непогоды».
В.А. Жуковский. Жизнь и творческий путь. Основные лирические жанры (элегия, песня, романс, баллада). Отображение патриотического настроения лирики «Певец во стане русских воинов».
А.С. Пушкин. Особенности пушкинского лирического героя, отражение духовного мира человека через изображение родной природы. Поэтический календарь русской природы в творчестве А.С. Пушкина («Осень»).
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).Картины русской природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции патриотизма. Патриотические мотивы лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Н.В. Гоголь. Сборник «Петербургские повести». Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма, лирики и сатиры. Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Раздел 3. Литература второй половины XIX века (23 ч)
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Общественно- политическая ситуация в стране в 1850-1860 гг. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры. Осмысление национального характера как задача искусства в стихотворениях Н.А. Некрасова «Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), «органическая» (А. Григорьев) критика. Традиции и новаторство в русской поэзии.
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Фет и теория «чистого искусства». «Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности поэзии, о её нравственном значении, о современности в данную эпоху. Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость. Тютчев-политик и Тютчев-поэт. Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем. Две ипостаси образа России в творчестве поэта. Мотивы Родины в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева.
Пейзажная лирика и звуки родной земли в лирике А. Майкова. Мастерство изображения русских широт в лирике И.С. Никитина. Образ родной природы в поэтике А. Кольцова. Поэтика русской природы в лирике Сурикова и Плещеева.
И.А. Гончаров. Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история» как «стремление осветить все глубины жизни, объяснить все скрытые стороны». Типы характеров и проблема взаимоотношения поколений в изображении Гончарова. Национально-культурные и общественно-исторические элементы в системе воспитания Обломова и Штольца. Поиск Гончаровым образа «гармонического человека». Авторское отношение к героям романа. Конкретно-историческое и общечеловеческое в образе Обломова. Типичное явление в литературе. Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Роман Гончарова».
Составление сравнительной рецензии на основе романа И.А. Гончарова «Обломов» и экранизированному кинофильма.
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество Н.С. Лескова. «Очарованный странник» – особенности сюжета повести. Образ Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека. Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Смысл названия повести Н.С. Лескова. Особенности лесковской и повествовательной манеры. Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности Ивана Флягина из «Очарованного странника» Лескова.
А.Н. Островский. Обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании русского национального театра. Мастерство речевой характеристики в пьесах Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы. Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». Русские традиции в пьесе-сказке «Снегурочка».
И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества. «Тайный психологизм» и приём умолчания в произведении «Записки охотника» Тургенева. Особенности пейзажных зарисовок в цикле И.С. Тургенева «Записки охотника». Образ Родины в творчестве И.С. Тургенева. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Теперь, когда Россия наша», «Деревня».
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. «Вечные» темы в поэзии Некрасова. Образ народа, ментальные черты русского человека и их воплощение в некрасовской лирике. Сатира и её место в лирике Некрасова. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала в произведениях поэта. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Судьба поэта-гражданина. Образ Музы в лирике Некрасова. «Элегия»-развитие темы «страданий народа» в стихотворении. Многозначность финалов в произведениях Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо» – проблематика и жанр поэмы. История создания, сюжет, жанровое своеобразие. Фольклоризм художественной литературы. Русская жизнь в изображении Некрасова. Сила национального русского духа в поэме Н.А. Некрасова «Коробейники».
А. К. Толстой. Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы, мотивы, образы. Пейзажная лирика А.К. Толстого. Восприятие чувства как стихии, одновременно неподвластной обузданию («приливы любви и отливы») и подчинённой закону неизбежности. Символика стихотворений А.К. Толстого. Приём психологического параллелизма и его реализация в творчестве поэта. Музыкальность его лирики. Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Севастопольские рассказы» как новое слово в русской баталистике. «Война и мир». Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны1812 года, составление «анкет» персонажей. Прототипы героев романа. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Практикум по анализу эпического фрагмента из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» («Петя Ростов в отряде Денисова»). Особенности отображения духовного мира героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» через пейзажные зарисовки.
Раздел 4. Повторение и систематизация (1 ч)
Промежуточная аттестация.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Виды контроля (по необходимости) | Воспитательный компонент |
1. | Введение | 1 | - | |
2. | Русская литература первой половины XIX века | 9 | 1 Контрольная работа | Викторина «Лики Петербурга» |
3. | Русская литература второй половины XIX века | 23 | - | «Своя игра»: «Поэтический календарь» |
Веб-квест «Путь из Грачей в Петербург» (по мотивам романа Гончарова «Обыкновенная история» |
Викторина «Сказка-пьеса Островского «Снегурочка» |
4. | Повторение и систематизация. Промежуточная аттестация. | 1 | 1 Контрольная работа | |
| Итого | 34 | 34 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Дата коррек тировки (по необходимости) |
Введение (1 ч) |
1 | Национальное самоопределение русской литературы. Общая характеристика и своеобразие. | 1 ч | 07.09 | |
Русская литература I половины XIX века (9 ч) |
2 | Образ родной природы в лирике поэтов пушкинской эпохи. П.А. Вяземский. «Берёзы». | 1 ч | 14.09 | |
3 | Образ родной природы в лирике поэтов-декабристов. Е.А. Баратынский «Прощай отчизна непогоды». | 1 ч | 21.09 | |
4 | Поэтический календарь русской природы в творчестве А.С. Пушкина («Осень»). | 1 ч | 28.09 | |
5 | Картины русской природы в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 ч | 05.10 | |
6 | Патриотические мотивы лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | 1 ч | 12.10 | |
7 | Отображение патриотического настроения лирики В.А. Жуковского на примере стихотворения «Певец во стане русских воинов». | 1 ч | 19.10 | |
8 | Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя* | 1 ч | 26.10 | |
9 | Практический семинар «Образ подданного Отечеству. Родная природа в поэзии и прозе I половины XIX века» | 1 ч | 09.11 | |
10 | Контрольный комплексный анализ пейзажной и патриотической лирики поэтов I половины XIX века. | 1 ч | 16.11 | |
Русская литература II половины XIX века (23 ч) |
11 | Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. | 1 ч | 23.11 | |
*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания |
12 | Мотивы Родины в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева. | 1 ч | 30.11 | |
13 | Пейзажная лирика и звуки родной земли в лирике А. Н. Майкова. | 1 ч | 07.12 | |
14 | Мастерство изображения русских широт в лирике И.С. Никитина. | 1 ч | 14.12 | |
15 | Образ родной природы в поэтике А.В. Кольцова. | 1 ч | 21.12 | |
16 | Календарь времён года в поэтических произведениях А.А. Фета* | 1 ч | 28.12 | |
17 | Поэтика русской природы в лирике И. Сурикова и А.Н. Плещеева. | 1 ч | | |
18 | Практическая мастерская «Звучность и мелодика лирики Тютчева, Фета, Кольцова, Майкова, Никитина, Сурикова, Плещеева» | 1 ч | | |
19 | Составление сравнительной рецензии на основе романа И.А. Гончарова «Обломов» и экранизированному кинофильма. | 1 ч | | |
20 | Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история» как «стремление осветить все глубины жизни, объяснить все скрытые стороны»** | 1 ч | | |
21 | Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности Ивана Флягина из «Очарованного странника» Лескова. | 1 ч | | |
22 | Роль А.Н. Островского в создании русского национального театра. Русские традиции в пьесе-сказке «Снегурочка»*** | 1 ч | | |
23 | Поэзия народной жизни в драматургии А.Н. Островского. | 1 ч | | |
24 | Особенности пейзажных зарисовок в цикле И.С. Тургенева «Записки охотника» | 1 ч | | |
25 | Образ Родины в творчестве И.С. Тургенева. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Теперь, когда Россия наша», «Деревня». | 1 ч | | |
*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания **- реализация воспитательного компонента Программы воспитания ***- реализация воспитательного компонента Программы воспитания |
26 | Русская критическая литература Добролюбова, Чернышевского, Писарева. | 1 ч | | |
27 | Тема Родины и народа в лирике Н.А. Некрасова. | 1 ч | | |
28 | Сила национального русского духа в поэме Н.А. Некрасова «Коробейники». | 1 ч | | |
29 | Национальная самобытность балладного творчества А.К. Толстого. | 1 ч | | |
30 | Особенности русского патриотизма в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. | 1 ч | | |
31 | Практикум по анализу эпического фрагмента из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» («Петя Ростов в отряде Денисова»). | 1 ч | | |
32 | Особенности отображения духовного мира героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» через пейзажные зарисовки. | 1 ч | | |
33 | Практический семинар «Образ родной природа, изображение русского национального характера в поэзии и прозе II половины XIX века» | 1 ч | | |
Повторение и систематизация (1 ч) |
34 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 ч | | |
1 «Литература. Программы общеобразовательных учреждений» 10-11 классы (базовый уровень) / Под ред.
Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлёва – М.: Просвещение, 2019.