Урок русского языка в 7 классе
Тема : Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы
действительных причастий настоящего времени.
УМК: Русский язык. 7 класс. Часть первая. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М., 2020. – 175 с.
Тема: Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Место: первый урок в системе уроков.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
воспитывающие:
– способствовать развитию интереса к русскому языку у обучающихся;
– формировать положительную мотивацию обучения;
– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании.
Развивающие:
– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;
– способствовать развитию умения рассуждать и делать выводы;
– способствовать развитию коммуникативных навыков у обучающихся.
Обучающие:
– актуализировать полученные знания по теме «Причастия»;
– выработка умений правильно употреблять действительные причастия настоящего времени в устной и письменной речи;
– умение различать действительные причастия от страдательных.;
Личностные результаты:
– осознание потребности в развитии и саморазвитии;
– осознание ответственности за результаты своей деятельности;
– осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Предметные результаты:
– знают, что такое причастия и какими они бывают;
– умеют видеть суффиксы действительных причастий настоящего времени;
– умеют отличать действительные и страдательные причастия по суффиксам.
Метапредметные результаты:
– способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;
– умение поставить цель и организовать ее достижение;
– владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.
Методы: наглядный метод, словесный метод, частично-поисковый, работа с учебником, метод практического выполнения упражнений.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: презентационный материал, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Основные понятия: причастие, действительные причастия настоящего времени.
План урока:
1. Организационно-мотивационный момент (3 мин.);
2. Актуализация полученных знаний. (4 мин.)
3. Открытие новых знаний (10 мин.);
4. Физминутка (2 мин.);
5. Применение полученных знаний на языковом материале (15 мин.);
6. Рефлексивно-обобщающий итог (4 мин.);
7. Домашнее задание (2 мин.).
ХОД УРОКА
Ребята, проверьте свои рабочие места. Все готовы к уроку?
- Обратите внимание на изображение. Что вы видите?
(Водопад)
-Что такое водопад?
Водопад-поток воды ,падающий с высоты
-А теперь прочитаем очерк путешественника о водопаде Игуасу.
-Какими частями речи являются выделенные слова.
(Причастия)
-Какой оттенок придают эти причастия к данному тексту
Придают мелодику ,экспрессивность ,динамичность, красоту
- Определите, какие это причастия?
(Это действительные причастия)
- О чем мы будем говорить на уроке?
(О действительных причастиях)
- Да ,именно об образовании действительных причастий будем говорить на уроке.
-Записываем тему урока: «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий
2.Актуализация полученных знаний
На предыдущих уроках русского языка вы познакомились с причастием.
- Скажите, что такое причастие?
( Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)
- Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
(Имени прилагательного и глагола)
-Какие признаки глагола?
(Причастия как глаголы изменяются по временам ,могут быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными ,могут быть совершенного и несовершенного вида
- Какие признаки прилагательного?
Причастия как прилагательные изменяются по родам ,по падежам и числам)
- Какие причастия называются действительными?
( Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета)
- Какие причастия называются страдательными?
Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета
Молодцы ,помните все, не забыли.
3.Открытие новых знаний
Сегодня мы с вами будем говорить о правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Откройте таблицу в учебнике на стр. 47, внимательно рассмотрите.
- От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?
(От переходных и непереходных глаголов несовершенного вида)
- Давайте вспомним, как определить переходность/непереходность у глаголов? –
(Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определенный предмет: глагол + сущ. в В.п. без предлога (взять книгу). Непереходные: бороться, гордиться и т.д).
- А как определить вид глагола?
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать ?А глаголы несовершенного вида на вопрос что делать?
- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
(-ущ./-ющ-,-ащ-\ящ
Давайте проверим, откройте страницу 58, прочитайте правило.
- От чего зависит выбор гласной в суффиксе?
( Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано. Если причастие образовано от глаголов 1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ- Если причастие образовано от глаголов 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-.)
А теперь давайте вспомним спряжения глаголов.
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
( К 1 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ешь-ёшь, -ет, -ёт, -ем, -ём, -ете, -ёте, -ут, - ют.)
- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению
( Ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.)
Сделаем вывод: как образуются действительные причастия настоящего времени?
.( Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ущ-ющ- ( от глаголов I спряжения) и –ащ-ящ (от глаголов II спряжения).
Упражнение 111. Проанализируйте глаголы. Образуйте от них действительные причастия настоящего времени и запишите. Выделите в причастиях суффиксы, обозначьте спряжение глаголов. • В каких словах есть чередование согласных?
От какого глагола вы не образовали причастия? Почему? (Упражнение выполняют по цепочке, записывают в тетрадь).
Таять, щебетать, смотреть, бороться, лаять, колыхать, зависеть, хлопотать, рокотать, дышать, строить, построить, терпеть, тараторить, гнать, служить, вертеть, лечить, грохотать, держать, шептать, стлаться, стелить, брить, слышать.
Таять (1 спр.) – тают – тающий; щебетать (1 спр.) – щебечут – щебечущий; смотреть (2 спр.) – смотрят – смотрящий; бороться (1 спр.) – борются – борющийся; лаять (1 спр.) – лают – лающий; колыхать (1 спр.) – колышутся – колышущийся; (х//ш) зависеть (2 спр.) – зависят – зависящий; хлопотать (1 спр.) – хлопочут – хлопочущий (т//ч); рокотать (1 спр.) – рокочут – рокочущий; дышать (2 спр.) - дышат – дышащий; строить (2 спр.) – строят – строящий; построить (2 спр.) – построят; терпеть (2 спр.) – терпят – терпящий; тараторить (2 спр.) – тараторят – тараторящий; гнать (2 спр.) – гонят – гонящий (гн//гон – нуль зв.//о); служить (2 спр.) – служат – служащий; вертеть (2 спр.) – вертят – вертящий; лечить (2 спр.) – лечат – лечащий; грохотать (1 спр.) – грохочут – грохочущий; держать (2 спр.)
держат – держащий; шептать (1 спр.) – шепчут – шепчущий; стлаться (1 спр.) – стелются – стелющийся (cтл//стел); стелить (1 спр.) – стелют – стелющий; брить (1 спр.) – бреют – бреющий; слышать (2 спр.) – слышат – слышащий.
Обращаем внимание учащихся на необходимость графически объяснять написание суффиксов действительных причастий настоящего времени.
V. Формирование новых умений. (На интерактивном планшете.)
От данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени:
Дарить (дарящий), щебетать (щебечущий), хлопотать (хлопочущий),терпеть (терпящий искл.II), служить (служащий), лечить (лечащий), стелить (стелющий искл.I), дремать (дремлющий).
Найти глаголы, от которых нельзя образовать действительные причастия настоящего времени.
Выпадать, скосить, суетиться, победить, подметать, спасти, шептать, рубить, услышать, кружить, ползти, прочитать. (Это глаголы совершенного вида).
Записать ,графически обозначая
Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына мать; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Сегодня мы с вами интересно и плодотворно поработали, узнали много нового. В частности выяснили, как образуются действительные причастия настоящего времени. Давайте посмотрим еще раз.
Для наблюдений используется теоретический материал параграфа.
Причастия | Настоящего времени от глаголов 1 спряжения | Настоящего времени от глаголов 2 спряжения |
Действительные причастия | -ущ-, -ющ- | -ащ-, -ащ- |
Вопросы, подводящие итог наблюдений:
- От каких глаголов образуются действительные причастия?
- От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?
Отметки и их обоснование.
VII. Задание на дом Упр.112.