СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка " Диагностический инструментарий для учителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка полезна в работе классного руководителя в выявлении качеств личности учащихся

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка " Диагностический инструментарий для учителя"»

Диагностический инструментарий  для учителя на выявление нравственной мотивации на определение нравственной самооценки на отношение к нравственным качествам на уровень педагогической запущенности на уровень эстетической культуры на определение умения дружить на определение уровня воображения

Диагностический инструментарий для учителя

  • на выявление нравственной мотивации
  • на определение нравственной самооценки
  • на отношение к нравственным качествам
  • на уровень педагогической запущенности
  • на уровень эстетической культуры
  • на определение умения дружить
  • на определение уровня воображения
Диагностика нравственной мотивации   Учитель. Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один. 1. Если кто-то плачет, то я… а) пытаюсь ему помочь; б) думаю о том, что могло произойти; в) не обращаю внимания; г) буду смеяться над ним. 2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет шести-семи и говорит, что у него нет такой игры, а я скажу ему… а) чтобы он не приставал; б) что не могу ему помочь; в) чтобы он попросил родителей купить ему такую игру; г) что он может прийти с другом и поиграть. 3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру… а) я не обращу внимания; б) скажу, что он размазня; в) объясню, что нет ничего страшного; г) скажу, что надо лучше научиться этой игре. 4. Мой одноклассник на меня обиделся, а я… а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации; б) обижусь в ответ; в) докажу ему, что он не прав; г) не обращу на его обиду внимания.

Диагностика нравственной мотивации

  • Учитель. Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
  • 1. Если кто-то плачет, то я…
  • а) пытаюсь ему помочь;
  • б) думаю о том, что могло произойти;
  • в) не обращаю внимания;
  • г) буду смеяться над ним.
  • 2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет шести-семи и говорит, что у него нет такой игры, а я скажу ему…
  • а) чтобы он не приставал;
  • б) что не могу ему помочь;
  • в) чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
  • г) что он может прийти с другом и поиграть.
  • 3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру…
  • а) я не обращу внимания;
  • б) скажу, что он размазня;
  • в) объясню, что нет ничего страшного;
  • г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
  • 4. Мой одноклассник на меня обиделся, а я…
  • а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
  • б) обижусь в ответ;
  • в) докажу ему, что он не прав;
  • г) не обращу на его обиду внимания.

Диагностика нравственной самооценки

  • Учитель. Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, – в 3 балла; если вы немножко согласны –в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.

Пример: 1. – 3; 2. – 4 и т. д.

  • Высказывания:
  • 1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
  • 2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
  • 3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
  • 4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
  • 5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
  • 6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
  • 7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
  • 8. Мне приятно доставлять людям радость.
  • 9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
  • 10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Диагностика отношения к нравственным качествам   Учитель. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте свой выбор. Список желаний: 1. Быть человеком, которого любят. 2. Иметь много денег. 3. Иметь самый современный компьютер. 4. Иметь верного друга. 5. Мне важно здоровье родителей. 6. Иметь возможность многими командовать. 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться. 8. Иметь доброе сердце. 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям. 10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Диагностика отношения к нравственным качествам

  • Учитель. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте свой выбор.
  • Список желаний:
  • 1. Быть человеком, которого любят.
  • 2. Иметь много денег.
  • 3. Иметь самый современный компьютер.
  • 4. Иметь верного друга.
  • 5. Мне важно здоровье родителей.
  • 6. Иметь возможность многими командовать.
  • 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
  • 8. Иметь доброе сердце.
  • 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
  • 10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
 АНКЕТА № 1   Интересно ли тебе на уроках? Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам? Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно? Пытаешься ли не опаздывать на уроки? Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания? Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки? Сам ли стираешь себе рубашки? Принимаешь ли участие в трудовых делах класса? Помогаешь ли дома по хозяйству? . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс? Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом? Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе? Употребляешь ли иногда спиртные напитки? Куришь ли ты? Приходилось ли убегать из дома?

АНКЕТА № 1

  • Интересно ли тебе на уроках?
  • Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  • Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
  • Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  • Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
  • Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  • Сам ли стираешь себе рубашки?
  • Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  • Помогаешь ли дома по хозяйству?
  • . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  • Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  • Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  • Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  • Куришь ли ты?
  • Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2   Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины? Занимаешься ли на уроке посторонними делами? Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным? Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе? Случалось ли быть участником драки в школе? Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия? Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий? Пытался ли избегать общественных поручений? Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.? Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе? Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам? Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса? Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность? Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь? Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

АНКЕТА № 2

  • Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  • Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  • Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  • Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
  • Случалось ли быть участником драки в школе?
  • Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
  • Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
  • Пытался ли избегать общественных поручений?
  • Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
  • Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
  • Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
  • Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
  • Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
  • Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  • Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Диагностика уровня эстетической культуры   1) Как часто вы посещаете музеи и выставочные залы? а) регулярно; б) нет на это времени; в) редко. 2) Классическая музыка скучна: а) нет; б) не слушаю музыку вообще; в) да. 3) Занимаетесь ли вы в художественной или музыкальной школе? а) да; б) нет; в) занимался, но бросил. 4) Записаны ли вы в библиотеку? а) да; б) нет; в) пользуюсь домашней. 5) Пользуетесь ли вы библиотечными книгами? а) постоянно; б) никогда; в) редко. 6) Мне больше нравится классическая литература, чем детективы: а) да; б) не люблю читать вообще; в) нет. 7) Мне нравится рассматривать картины с пейзажами: а) да; б) нет; в) иногда. 8) Сколько раз в своей жизни вы были на спектакле в театре? а) больше пяти раз; б) один раз; в) три раза. Продолжите предложения: Прекрасное – это… Красота – это… Безобразное – это… Трагическое – это… Комическое – это… Возвышенное – это…  

Диагностика уровня эстетической культуры

  • 1) Как часто вы посещаете музеи и выставочные залы?
  • а) регулярно; б) нет на это времени; в) редко.
  • 2) Классическая музыка скучна:
  • а) нет; б) не слушаю музыку вообще; в) да.
  • 3) Занимаетесь ли вы в художественной или музыкальной школе?
  • а) да; б) нет; в) занимался, но бросил.
  • 4) Записаны ли вы в библиотеку?
  • а) да; б) нет; в) пользуюсь домашней.
  • 5) Пользуетесь ли вы библиотечными книгами?
  • а) постоянно; б) никогда; в) редко.
  • 6) Мне больше нравится классическая литература, чем детективы:
  • а) да; б) не люблю читать вообще; в) нет.
  • 7) Мне нравится рассматривать картины с пейзажами:
  • а) да; б) нет; в) иногда.
  • 8) Сколько раз в своей жизни вы были на спектакле в театре?
  • а) больше пяти раз; б) один раз; в) три раза.
  • Продолжите предложения:
  • Прекрасное – это…
  • Красота – это…
  • Безобразное – это…
  • Трагическое – это…
  • Комическое – это…
  • Возвышенное – это…
  •  
Методика определения « умения дружить»   Тест (при ответе «да» поставьте себе 1 балл.) 1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс? 2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени? 3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника? 4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чем-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника? 5. Если одноклассник попросил в чем-то помочь ему, ты согласишься? Учитель. Скажите о соседе по парте что-то теплое и приятное.

Методика определения « умения дружить»

  • Тест (при ответе «да» поставьте себе 1 балл.)
  • 1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
  • 2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
  • 3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
  • 4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чем-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?
  • 5. Если одноклассник попросил в чем-то помочь ему, ты согласишься?
  • Учитель. Скажите о соседе по парте что-то теплое и приятное.
Методика определения уровня воображения   Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо

Методика определения уровня воображения

  • Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
  • 1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
  • 2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
  • 3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
  • 4. Инициативны ли вы на работе ( в школе) ? (2, 1).
  • 5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
  • 6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
  • 7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
  • 8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
  • 9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
  • 10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
  • 11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
  • 12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Обработка результатов на выявление нравственной мотивации на определение нравственной самооценки на отношение к нравственности  на уровень педагогической запущенности на уровень эстетической культуры на определение умения дружить на определение уровня воображения

Обработка результатов

  • на выявление нравственной мотивации
  • на определение нравственной самооценки
  • на отношение к нравственности
  • на уровень педагогической запущенности
  • на уровень эстетической культуры
  • на определение умения дружить
  • на определение уровня воображения
на выявление нравственной мотивации   Обработка результатов Ключ положительных ответов: 1 – а); 2 – г); 3 – в); 4 – а).Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 балла – высокий уровень; 2, 3 балла – средний; 0, 1 балл – низкий уровень.

на выявление нравственной мотивации

Обработка результатов

Ключ положительных ответов:

1 – а); 2 – г); 3 – в); 4 – а).Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

  • 4 балла – высокий уровень; 2, 3 балла – средний; 0, 1 балл – низкий уровень.
 на определение нравственной самооценки   Обработка результатов Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т. д.  Интерпретация результатов От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки; от 24 до 33 единиц – средний уровень; от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего; от 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

на определение нравственной самооценки

Обработка результатов

  • Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
  • В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов

  • От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки;
  • от 24 до 33 единиц – средний уровень;
  • от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;
  • от 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
на отношение к нравственным качествам    Интерпретация Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10. 5 положительных ответов – высокий уровень. 4, 3 – средний уровень. 2 – ниже среднего уровня. 0–1 – низкий уровень.

на отношение к нравственным качествам

Интерпретация

  • Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
  • 5 положительных ответов – высокий уровень.
  • 4, 3 – средний уровень.
  • 2 – ниже среднего уровня.
  • 0–1 – низкий уровень.
На уровень педагогической запущенности Сумма баллов по параметру Уровень педагогической запущенности  Итоговая сумма баллов 6  30  3  15  N

На уровень педагогической запущенности

  • Сумма баллов по параметру
  • Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

  • 6
  • 30
  • 3
  • 15
  • N
На уровень эстетической культуры    За каждый ответ: а) 2 балла, б) 0 баллов, в) 1 балл.  Оценка результатов: 0–8 баллов – низкий уровень эстетической культуры; 8–12 баллов – средний уровень эстетической культуры; 12–16 баллов – высокий уровень эстетической культуры.  

На уровень эстетической культуры

За каждый ответ: а) 2 балла, б) 0 баллов, в) 1 балл.

Оценка результатов:

  • 0–8 баллов – низкий уровень эстетической культуры;
  • 8–12 баллов – средний уровень эстетической культуры;
  • 12–16 баллов – высокий уровень эстетической культуры.

 

на определение умения дружить    Возможный ключ к этому тесту: 4–5 баллов – ты хороший товарищ. 3 балла – еще немного присмотрись к себе, у тебя все получится. 1–2 балла – все зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.

на определение умения дружить

Возможный ключ к этому тесту:

  • 4–5 баллов – ты хороший товарищ.
  • 3 балла – еще немного присмотрись к себе, у тебя все получится.
  • 1–2 балла – все зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.
на определение уровня воображения   Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

на определение уровня воображения

  • Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.