Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка " Диагностический инструментарий для учителя"»
Диагностический инструментарий для учителя
- на выявление нравственной мотивации
- на определение нравственной самооценки
- на отношение к нравственным качествам
- на уровень педагогической запущенности
- на уровень эстетической культуры
- на определение умения дружить
- на определение уровня воображения
Диагностика нравственной мотивации
- Учитель. Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
- 1. Если кто-то плачет, то я…
- а) пытаюсь ему помочь;
- б) думаю о том, что могло произойти;
- в) не обращаю внимания;
- г) буду смеяться над ним.
- 2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет шести-семи и говорит, что у него нет такой игры, а я скажу ему…
- а) чтобы он не приставал;
- б) что не могу ему помочь;
- в) чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
- г) что он может прийти с другом и поиграть.
- 3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру…
- а) я не обращу внимания;
- б) скажу, что он размазня;
- в) объясню, что нет ничего страшного;
- г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
- 4. Мой одноклассник на меня обиделся, а я…
- а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
- б) обижусь в ответ;
- в) докажу ему, что он не прав;
- г) не обращу на его обиду внимания.
Диагностика нравственной самооценки
- Учитель. Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, – в 3 балла; если вы немножко согласны –в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.
Пример: 1. – 3; 2. – 4 и т. д.
- Высказывания:
- 1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- 2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- 3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
- 4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- 5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
- 6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
- 7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- 8. Мне приятно доставлять людям радость.
- 9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- 10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Диагностика отношения к нравственным качествам
- Учитель. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте свой выбор.
- Список желаний:
- 1. Быть человеком, которого любят.
- 2. Иметь много денег.
- 3. Иметь самый современный компьютер.
- 4. Иметь верного друга.
- 5. Мне важно здоровье родителей.
- 6. Иметь возможность многими командовать.
- 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
- 8. Иметь доброе сердце.
- 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
- 10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
АНКЕТА № 1
- Интересно ли тебе на уроках?
- Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
- Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
- Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
- Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
- Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
- Сам ли стираешь себе рубашки?
- Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
- Помогаешь ли дома по хозяйству?
- . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
- Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
- Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
- Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
- Куришь ли ты?
- Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
- Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
- Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
- Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
- Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
- Случалось ли быть участником драки в школе?
- Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
- Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
- Пытался ли избегать общественных поручений?
- Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
- Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
- Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
- Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
- Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
- Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
- Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Диагностика уровня эстетической культуры
- 1) Как часто вы посещаете музеи и выставочные залы?
- а) регулярно; б) нет на это времени; в) редко.
- 2) Классическая музыка скучна:
- а) нет; б) не слушаю музыку вообще; в) да.
- 3) Занимаетесь ли вы в художественной или музыкальной школе?
- а) да; б) нет; в) занимался, но бросил.
- 4) Записаны ли вы в библиотеку?
- а) да; б) нет; в) пользуюсь домашней.
- 5) Пользуетесь ли вы библиотечными книгами?
- а) постоянно; б) никогда; в) редко.
- 6) Мне больше нравится классическая литература, чем детективы:
- а) да; б) не люблю читать вообще; в) нет.
- 7) Мне нравится рассматривать картины с пейзажами:
- а) да; б) нет; в) иногда.
- 8) Сколько раз в своей жизни вы были на спектакле в театре?
- а) больше пяти раз; б) один раз; в) три раза.
- Продолжите предложения:
- Прекрасное – это…
- Красота – это…
- Безобразное – это…
- Трагическое – это…
- Комическое – это…
- Возвышенное – это…
-
Методика определения « умения дружить»
- Тест (при ответе «да» поставьте себе 1 балл.)
- 1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
- 2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
- 3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
- 4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чем-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?
- 5. Если одноклассник попросил в чем-то помочь ему, ты согласишься?
- Учитель. Скажите о соседе по парте что-то теплое и приятное.
Методика определения уровня воображения
- Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
- 1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
- 2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
- 3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
- 4. Инициативны ли вы на работе ( в школе) ? (2, 1).
- 5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
- 6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
- 7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
- 8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
- 9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
- 10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
- 11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
- 12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Обработка результатов
- на выявление нравственной мотивации
- на определение нравственной самооценки
- на отношение к нравственности
- на уровень педагогической запущенности
- на уровень эстетической культуры
- на определение умения дружить
- на определение уровня воображения
на выявление нравственной мотивации
Обработка результатов
Ключ положительных ответов:
1 – а); 2 – г); 3 – в); 4 – а).Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
- 4 балла – высокий уровень; 2, 3 балла – средний; 0, 1 балл – низкий уровень.
на определение нравственной самооценки
Обработка результатов
- Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
- В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов
- От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки;
- от 24 до 33 единиц – средний уровень;
- от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;
- от 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
на отношение к нравственным качествам
Интерпретация
- Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
- 5 положительных ответов – высокий уровень.
- 4, 3 – средний уровень.
- 2 – ниже среднего уровня.
- 0–1 – низкий уровень.
На уровень педагогической запущенности
- Сумма баллов по параметру
- Уровень педагогической запущенности
Итоговая сумма баллов
На уровень эстетической культуры
За каждый ответ: а) 2 балла, б) 0 баллов, в) 1 балл.
Оценка результатов:
- 0–8 баллов – низкий уровень эстетической культуры;
- 8–12 баллов – средний уровень эстетической культуры;
- 12–16 баллов – высокий уровень эстетической культуры.
на определение умения дружить
Возможный ключ к этому тесту:
- 4–5 баллов – ты хороший товарищ.
- 3 балла – еще немного присмотрись к себе, у тебя все получится.
- 1–2 балла – все зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.
на определение уровня воображения
- Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.