«Удивительный русский язык»
(Программа инвариантного компонента для 7 класса школ с казахским языком обучения)
Составитель: Кравченко Любовь Александровна
Учитель русского языка и литературы
СШ Шилибастау
Жамбылского района
Пояснительная записка
Основной формой обучения в школе является урок. Насыщенность программы и строгие рамки урока не всегда позволяют показать богатство русского языка, раскрыть его «тайны». Здесь нам может помочь курс инвариантного компонента «Удивительный русский язык», который является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, направлена на формирование умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо).
Сегодня включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. Но привлечение игровых элементов не должно снижать обучающийся, развивающей и воспитательной роли занятий по данному курсу.
В отборе материала к занятиям проведена ориентация на повторение тем: «Языковые нормы и стили русского языка», «Существительные», «Глаголы», «Прилагательные», «Местоимения», «Наречия», «Числительные», на связи с программным материалом по русскому языку для 7 класса казахской школы.
Овладение русским языком поможет учащимся адаптироваться к условиям современного мира, успешно регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией; научит пользоваться различными источниками информации и современными информационными технологиями для выражения и обоснования собственного мнения. Поэтому особое внимание на занятиях «Удивительный русский язык» следует обращать на задания, направлены на воспитание этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы , обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, инсценировки. Все это открывает перед детьми прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку и литературе , показать учащимся , что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а интереснейшее путешествие в мир русского языка и литературы.
Задачи курса:
Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребностей у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка; развитие мотивации и творческих способностей;
совершенствование и углубление знаний и представлений о русском языке и литературе;
воспитание культуры мышления и развитие разносторонних интересов, смекалки, умении пользоваться различной литературой, личной и коллективной деятельности.
Особенности программы
Организация деятельности основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории и практики;
индивидуальный подход к учащимся.
Формы проведения занятий:
Лекции;
практические занятия;
анализ и работу с текстами;
самостоятельная и групповая работа;
инсценировка сказок.
В каждом занятии прослеживаются: игры, теория и практика.
Основные методы и технологии
Методы активного преподавания;
Технология уровневого обучения;
Развивающее обучение; сотрудничество и коммуникативная технология.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 7-го класса
Учащиеся должны знать:
-отличительные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, морфологией, орфографией.
Учащиеся должны четко уметь:
Воспринимать и воспроизводить речь;
Подбирать антонимы, синонимы, омонимы;
Пользоваться словарями и другими источниками.
Примерное календарно-тематическое планирование курса для 7-го класса школ с казахским языком обучения.
№ | Тема | Кол.часов |
1 | Путешествие в мир языка. Современный русский литературный язык и языковые нормы. | 1 |
2 | Текст и его особенности. | 1 |
3 | На сцене стили речи. | 1 |
4 | Слова и их сложности. | 1 |
5 | Страна слов. | 1 |
6 | Память и грамотность. | 1 |
7 | Путешествие в прошлое. | 1 |
8 | Что-то новое и пришедшее от куда-то . | 1 |
9 | Строение слов. Корни. | 1 |
10 | Словообразилия. | 1 |
11 | Удивительное словообразование. | 1 |
12 | Бал игр и творчества. | 1 |
13 | Ваши старые знакомые . (Части речи) | 1 |
14 | Я- Существительное. | 1 |
15 | Такие разные существительные. | 1 |
16 | Удивительное правописание существительных. | 1 |
17 | Как употреблять имена существительные общего рода? | 1 |
18 | Страна ошибок. | 1 |
19 | Вечный спутник существительного. | 1 |
20 | Сравнивать можно все. | 1 |
21 | Интересное написание . | 1 |
22 | В мире чисел. | 1 |
23 | Как мы пишемся? | 1 |
24 | Что заменяет именные части речи. | 1 |
25 | В стране «Глаголия» | 1 |
26 | Что за наклонения? | 1 |
27 | Карнавал игр и творчества. | 1 |
28 | Такие разные формы глагола! | 1 |
29 | Ох, уж эти формы! | 1 |
30 | Наречие. | 1 |
31 | Интернет и мы. | 1 |
32 | Инсценировка сказок. | 1 |
33 | Удивительный мир сказок. | 1 |
34 | Поговорим о главном. | 1 |
Итого: | 34ч |