ТВОРЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ – ИГРЫ В ДВИЖЕНИЯХ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА
Кочемасова Елена Геннадьевна
Город Северодвинск
Цель – развитие музыкального слуха ребенка посредством применения эффективных практических приемов и форм работы, активизации творческой деятельности.
Музыкальность человека зависит от его врожденных, индивидуальных задатков, но она также есть результат развития, воспитания и обучения. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. Обычно, говоря о наличие музыкальности у того или иного человека, мы одновременно подразумеваем наличие у него музыкального слуха, связанного с более или менее тонким различение звуков по высоте.
Музыкальный слух – это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает восприятие отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков, таких как высота, громкость, тембр, так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и другие виды слуха).
Успешное развитие музыкального слуха зависит от многих факторов, но особенно от раннего погружения в мир музыки. Музыкальный слух не может развиваться в отрыве от развития музыкальных способностей в целом. Педагогическое воздействие на развитие музыкальных способностей основывается на слушании музыки, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах, музыкально – ритмических играх и др.[4]
Данный материал является практическим опытом, в котором предлагаются творческие задания – игры, направленные на развитие слуховых представлений у детей младшего школьного возраста. Однако предложенный опыт может быть использован родителями для развития ребенка, совместного времяпровождения и совместной творческой деятельности.
В основе данного опыта лежат методы здоровьясбережения и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности. Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга, умственную работоспособность, развитие речи и вычислительные навыки. Слуховые представления в творческих заданиях – играх соединяются с двигательной активность. Звучащий звук и движение – единый процесс, не изолированный друг от друга, способствующий развитию музыкальных способностей и музыкального слуха.
Задания простые и легкие, выполняются детьми непринужденно в свободной форме.
Творческие задания для развития слуховых представлений в движениях:
В младшем возрасте такие игры может проводить как взрослый, так и сам ребенок без предварительной подготовки у фортепиано, что еще более увеличивает заинтересованность детей. В более старшем возрасте задания могут проводиться письменно в форме викторины. При этом условные обозначения нужно оговорить заранее: стрелочки – вверх, вниз, в сторону (для регистров), цифры (для количества нот), знаки солнышки и тучки (для обозначения лада) и др.
Определи регистр (высокий, средний, низкий).
Взрослый играет ноту на фортепиано в определенном регистре. Ребенок показывает его положение рукой (поднятой, опущенной или находящейся в пространстве в соответствии со слуховыми ощущениями). Можно предложить ребенку поменять положение тела: подпрыгнуть, встать, присесть.
Определи количество звуков, сыгранных одновременно (интервал, аккорд септаккорд)
Показывает пальцами количество звуков.
Определи широту интервала
Показывает руками широкий и узкий интервал, разводя ладони в соответствии со своими слуховыми ощущениями.
Определи высоту двух звуков и в интервале
Звуки интервала звучат последовательно. Ребенок руками показывает их высоту, в соответствии со своими слуховыми ощущениями (первая нота – левая рука, вторая – правая). Задание может быть усложнено. Ребенку проигрывается несколько нот разной высоты, после прослушивания он по памяти показывает их высоту руками.
Определи лад: солнышко и тучка
Взрослый играет аккорд или интервал, обладающий ладовой окраской. Ребенок определяет услышанный лад. Свои ответы ребенок демонстрирует знаками: солнышко – мажор – это открытая ладошка, тучка – минор (горизонтально сложенные пальцы). Задание может быть проведено в форме дидактической игры. Тогда для проведения необходимо подготовить дидактические карточки с изображением солнышка и тучки.
Определи направление мелодии
Ребенок показывает руками изменения в направлении мелодии. В соответствии с фантазией предложенная мелодия может быть длинной или короткой, ломаной и плавной, волнообразной, восходящей, нисходящей.
Интонационная игра «Дождик»
Данный опыт ставит задачи:
формировать и развивать мелодический слух
осмысленно интонировать и визуально записывать простые мелодии.
Игра «Дождик» позволяет организовать работу по развитию мелодического слуха в простой и увлекательной форме. Для этого необходимо подготовить дидактические карточки – дождинки. Карточки можно заменить капельками, нарисованными в тетради.
Ход игры: взрослый исполняет попевку «Дождик» на текст:
Дождик, дождик, кап, кап, кап
Ты не капай долго так.
Дождик, дождик льется.
В руки не дается
Интонация изменяется с каждым исполнением: на 1 ноте, в терцию, нисходящее движение, восходящее движение. Ребенок выкладывает капельками услышанный мелодический рисунок или «рисуют» его в тетради.
Исполнение может быль и в инструментальном варианте.
Интонационная игра «Музыкальные зверушки»
Данный опыт ставит задачи:
познакомить обучающихся с понятием «интервал»
формировать и развивать интервальный слух
осмысленно интонировать и воспроизводить некоторые интервалы.
Игра «Музыкальные зверушки» позволяет организовать работу по развитию интервального слуха в простой и увлекательной форме. Для этого необходимо подготовить дидактические карточки – портреты:
Цыплёнок – прима (пропеть на одной ноте пи – пи)
Ворона – кварта. Энергичная, бодрая (пропеть в кварту: чистая кварта села за парту)
Медуза – квинта (пропеть в квинту: чистая квинта как хороша)
Октава – жираф (пропеть в октаву: чистая октава)
Предварительно необходимо познакомить детей со звучанием чистых интервалов. Интонация должна подходить к портрету животного. При этом необходимо изменять динамику и характер исполнения, чтобы помочь детям соотнести музыкальный портрет со звучанием. Далее к списку интервалов можно присоединить секунду – крысу, терцию – кукушку, септиму – носорога, тритон.
Для проверки все персонажи рассаживаются в вагончики «Поезда» по очереди, после проигрывания интервальной последовательности. Ребенок рассказывает об услышанном и раскладывает последовательность портретов – интервалов на столе.
Принцип здоровьясбережения может быть реализован на этапе ответов учащихся в игре - пантомиме. Ребенок изображает музыкальных зверушек: жираф – поднятая рука с горизонтальной кистью, медуза – опущенные «плавающие» руки с кистями – «плавниками», крыса – рука «хвост», цыпленок – «хохолок» и др. в зависимости от фантазии.
Музыкальные зверушки:
Игру можно упростить, выбрав из списка самые простые «Музыкальные зверушки». При знакомстве со звучанием интервала, необходимо его описать словами – эпитетами, соответствующими характеру: секунда – колючая, резкая, ершистая, злая, кварта – активная, динамичная и т.д. При этом музыкальный портрет дети должны подобрать самостоятельно.[3]
Упражнения - игры на развитие чувства ритма (цветочная поляна)
Ребенок оказывается на цветочной поляне, где каждый цветок обозначается длительностью: мак - четверть, ро-за - две восьмых, о-ду-ван-чик – (4 шестнадцатых), пауза. Ритмический рисунок дублируется хлопками и записью длительностей. Далее ритмические длительности цветочных названий и паузы чередуются в произвольном порядке в игровой форме. Такие игры могут проводиться по разным темам: профессии, животные, действия и др. Преимуществом данной технологии является быстрое освоение детьми ритмической записи, эмоциональность и образность восприятия, быстрота реакции, музыкальная память, коммуникативность.[1]
Музыкально-ритмическая игра «Дирижеры»
Во время проведения игры закрепляется понятие длительностей и их соотношения, ощущение единого темпа и метрической пульсации. Игру удобно проводить с группой детей. Предварительно дети делятся на команды. Каждая команда выбирает своего «дирижера», который выходит вперед и будет ею руководить. Дирижер 1 показывает жестом или хлопком четвертную длительность (1 команда за ним повторяет), дирижер 2 – две восьмые (2 команда повторяет), а дирижер 3 – четыре шестнадцатые (3 команда повторяет). После того как дети поняли, как исполнять свою длительность, происходит наложение четвертной на восьмые и шестнадцатые. Таким образом каждая команда хлопает свой ритмический рисунок под управлением своего дирижера. Трудность игры заключается в том, что учащиеся должны правильно исполнить соотношение разных длительностей.[2]
Таким образом творческие задания относятся к игровым методам обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, являются способом музыкального общения и развития ребёнка, способствуют развитию музыкального слуха и творческих способностей детей.
Литература:
https://infourok.ru/user/1352780/blog/sbornik-muzikalnih-igr-napravlennih-na-razvitie-muzikalnogo-sluha-chuvstva-ritma-tvorcheskih-sposobnostey-dlya-detey-doshkolnogo-32524.html
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-razvitie-muzykalno-ritmicheskogo-chuvstva-na-nachalnom-etape-obucheniya-v-klasse-fortepiano-4957076.html
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/intonacionnye-uprajneniya-po-osvoeniyu-i.627639/
https://vk.com/wall-37891310_17018