Авторская разработка по физической культуре:
«обучение прыжкам в длину способом «согнув ноги» на уроках легкой атлетике в 5-11 классах»
Введение
Комплексная программа физического воспитания предусматривает изучение простых способов ходьбы, бега, прыжков в высоту и длину с разбега, метаний и сообщение теоретических сведений по этим видам легкой атлетики.
Прыжки в длину общедоступны, встречаются в обычной жизни человека. Занимаясь на свежем воздухе, мы решаем одну из самых основных задач на данном этапе – это оздоровление подрастающего поколения, т.е. школьников. Кроме оздоровительных задач по прыжкам в длину решаются прикладные, воспитательные, образовательные задачи. Занимаясь прыжками в длину с разбега воспитываются такие качества как смелость, ловкость, скоростно – силовые качества, подвижность суставов, воспитываются волевые качества.
Для занятия прыжками в длину не требуется специальной базы, дорогостоящего оборудования.
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» изучается в школьной программе в разделе «легкая атлетика». Разделив на составные: разбег, отталкивание, фаза полета и приземление и, изучая по частям в каждом последующем (начиная с пятого) классе, можно добиться определенных результатов. В 10 – 11 классе учащиеся могут участвовать в соревнованиях.
Примерные поурочные упражнения
V класс (прыжок в шаге)
I четверть 3-6 урок по тематическому планированию (в тексте нумеруется как 1-4 урок).
1-й урок: а) прыжок с места толчком двумя ногами 2-3 раза
б) то же толчком одной с приземлением в «разножку» 2-3 раза
в) прыжок в длину с неполного разбега (3-4 шага) с активным опусканием маховой ноги
и дальнейшим пробеганием 2-3 раза
2-й урок: а) прыжок с места толчком двумя ногами вверх – вперед с поворотом налево – направо на
180-270 5-6 раз
б) прыжок с места толчком одной с приземлением на маховую и переходом на бег 3-4
раза
в) прыжок в шаге, отталкиваясь при медленном беге через шаг, через два шага на третий
2-3 х 20 м
г) прыжок в длину с 6-8 беговых шагов 3-5 раз
3-й урок: а) прыжок с места толчком одной с приземлением на маховую и переходом на бег 2-3раза
б) с 2-3 шагов разбега с приземлением на маховую с дальнейшим пробеганием 3-4 раза
в) прыжки с ноги на ногу 2 х 20 м
г) прыжки в длину с 6-8 беговых шагов 3-4 раза
4-й урок (контрольный)
а) условный подбор разбега и выполнение пробных попыток 2-3 раза
б) прыжок в длину на результат с акцентом на выполнение в шаге 3 раза
IV четверть - по тематическому планированию 10-13 урок (в тексте нумеруется как 1-4 урок).
1-й урок: а) прыжок с места толчком двумя ногами 2-3 раза
б) то же толчком одной с приземлением в «разножку» 3-4 раза
в) прыжок в длину с неполного разбега (3-4 шага) с активным опусканием маховой ноги
и дальнейшим пробеганием 3-4 раза
2-й урок: а) прыжок с 2-3 шагов с разбега с приземлением на маховую за отметкой ( бумажная
лента на расстоянии 1-5 м от места отталкивания) и дальнейшим пробеганием 3-4 раза
б) прыжковые шаги с ноги на ногу ( наименьшее число на 30 м) 2-3 раза
в) прыжки в длину с короткого разбега через препятствие (30-40 см ) на расстоянии
1-1, 2м от места отталкивания 4-5 раз
г) прыжки в длину с 6-8 беговых шагов 3-4 раза
3-й урок: а) прыжки с 8 шагов разбега с приземлением на маховую за отметкой (бумажная лента, поролон на расстоянии 1,5м от места отталкивания) с дальнейшим пробеганием 4-5 раз
б) прыжки в длину в шаге через препятствие 30-40 см 4-6 раз
в) прыжки в длину с полного разбега с акцентом на прыжке в шаге 4-5 раз
4-й урок (контрольный)
а) условный подбор разбега и выполнение пробных попыток 2-3 раза
б) прыжок в длину на результат с акцентом на выполнение в шаге 3 раза
VI класс (техника отталкивания)
I четверть 3-6 урок по тематическому планированию (в тексте нумеруется как 1-4 урок).
1-й урок: а) отталкивание в ходьбе с одновременным выведением маховой ноги бедром вверх и
разноименной работой рук 2х25 м
б) прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один шаг, через два на третий
2х25м
в) прыжки в длину с полного разбега 4-5 раз
2-й урок: а) прыжки с места толчком двух вверх вперед 3-4 раза
б) прыжки вверх в ходьбе толчком одной и активным выведением коленом маховой, с
доставанием веток и подвешенных предметов рукой, одноименный с толчковой 2х25м
в) прыжки в длину с 6-8 беговых шагов, отталкиваясь у места планки 4-6 раз
3-й урок: а) прыжки вверх в ходьбе толчком одной и активным выведением коленом маховой, с
доставанием веток и подвешенных предметов рукой, одноименный с толчковой 2х20м
б) прыжок в шаге, отталкиваясь при медленном беге через шаг, через два шага на
третий 2-3 х 20 м
в) отталкивание от скамейки, тумбочки, подкидного мостика с небольшого разбега с
загребающей постановкой на всю стопу (плечи не отводить назад) 4-5 раз
г) прыжки в длину, отталкиваясь от планки 3-4 раза
4-й урок (контрольный)
а) подбор разбега и выполнение пробных попыток 2-3 раза
б) прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» (на результат) – 3 попытки
IV четверть - по тематическому планированию 10-13 урок (в тексте нумеруется как 1-4 урок).
1-й урок: а) отталкивание в ходьбе с одновременным выведением маховой ноги бедром вверх и
разноименной работой рук 2х25 м
б) прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один шаг, через два на
третий 2х25м
в) прыжки в длину с полного разбега 4-5 раз
2-й урок: а)прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один шаг, через два на
третий 2-3х20м
б) прыжки в длину с небольшого разбега, отталкиваясь от скамейки, тумбочки,
подкидного мостика 4-5 раз
в) прыжки в длину с укороченного разбега (7-9 беговых шагов) отталкиваясь от
планки 3-4 раза
г) то же с полного разбега 3-4 раза
3-й урок: а) прыжки вперед вверх с укороченного разбега (5-7 шагов), приземляясь в зоны на
расстоянии 220-230 см от места отталкивания 3-4 раза
б) подбор разбега и прыжки способом «согнув ноги» 3-5 раз
4-й урок (контрольный)
а) подбор разбега и выполнение пробных попыток 2-3 раза
б) прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» (на результат)– 3 попытки
VII класс (движение рук и ног в полете в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» )
I четверть 3-6 урок по тематическому планированию (в тексте нумеруется как 1-4 урок).
1-й урок: а) имитация работы рук на месте в сочетании с маховым шагом 6-8 раз
б) прыжки в длину с 3-5 шагов разбега с приземлением в шаге 3-4 раза
в) прыжки в длину с неполного разбега 3-4 раза
2-й урок: а) прыжки с 3-5 шагов разбега с приземлением в положении «шага» (обратить внимание
на активный вынос бедра маховой вперед вверх до горизонтали) 4-6 раз
б) прыжок в шаге с 5-7 беговых шагов разбега через две линии (проведены в 2м одна от
другой) с дальнейшим пробеганием 6-8 раз .Обратить внимание на движение рук:
одноименную с толчковой посылать вперед-вверх и немного внутрь, другую – в
сторону и несколько назад.
3-й урок: а) прыжки в шаге с 3-5 шагов разбега с приземлением в положении «шага» 3-4 раза
б) прыжки с 5-7 шагов разбега через две линии на расстоянии около 2м одна от другой с
дальнейшим пробеганием
в) прыжки с увеличением длины разбега, отталкиваясь от дорожки перед ямой 4-5 раз. В
полетной фазе прыгун летит в положении шага до половины длины прыжка, затем
подтягивает толчковую ногу к маховой, а колени согнутых ног – к груди, готовится к
приземлению. Рука, одноименная маховой ноге, к 1/3 полетной фазы поднимается
сзади через сторону вверх. Перед приземлением руки движутся сверху вперед, затем –
вниз и назад. Ноги, разгибаясь в коленных суставах, выносятся как можно дальше вперед.
4-й урок (контрольный)
а) подбор разбега и выполнение пробных попыток 1-2 раза
б) прыжки на технику и результат 3 раза. Особое внимание обратить на технику движения
рук и ног в полете. Результат замеряется от места отталкивания
IV четверть - по тематическому планированию 10-13 урок (в тексте нумеруется как 1-4 урок).
1-й урок: а) имитация работы рук на месте в сочетании с маховым шагом 6-8 раз
б) прыжки в длину с 3-5 шагов разбега с приземлением в шаге 3-4 раза
в) прыжки в длину с неполного разбега 5-6 раз
2-й урок: а) прыжки с 3-5 шагов разбега с приземлением в положении «шага» 4-6 раз
б) прыжок в шаге с 5-7 беговых шагов разбега через две линии (проведены в 2м одна от
другой) с дальнейшим пробеганием 6-8 раз
3-й урок: а) прыжки с неполного разбега в шаге (с правильным движением рук и маховой ноги) с
приземлением на маховую и дальнейшим пробеганием 4-5 раз
б) прыжки в целом с увеличением длины разбега, отталкиваясь от дорожки перед ямой.
Толчковая нога подтягивается к маховой и к груди, руки движутся вперед-вниз-назад 4-5 раз
4-й урок (контрольный)
а) подбор разбега и выполнение пробных попыток 2 раза
б) прыжки на технику и результат 3 раза.
VIII класс (техника разбега и отталкивания)
I четверть 4-7 урок по тематическому планированию (в тексте нумеруется как 1-4 урок).
1-й урок: а) равномерное пробегание отрезка 20-25 м 2-3 раза
б) то же с постепенным переходом в ускорение 2-3 раза
в) то же с отталкиванием от бруска 3-4 раза
2-й урок: а) равномерно-ускоренный бег по разбегу с отталкиванием в место бруска 2-3раза
б) бег с ходу 2-3х15-20м
в) бег с ходу 20-30м на время
3-й урок: а) выполнение разбега с 11-13 шагов с увеличением скорости в конце и попаданием
толчковой нагой в обозначенный квадрат 50х50 2-3раза
б) то же с 13-15 беговых шагов с попаданием на брусок 3-4 раза
в) имитация отталкивания из положения стоя – толчковая нога впереди на всей стопе,
маховая отставлена назад на 30-40 см (руки опущены). Вынести согнутую в колени
маховую ногу вперед-вверх поднимаясь на толчковой; руку одноименную толчковой,
поднять согнутую в локтевом суставе вперед-вверх, другую руку отвести назад 4-5 раз
г) с 3-5 шагов разбега выполнить отталкивание, приняв положение шага, приземлиться на
маховую с дальнейшим пробеганием 3-4 раза
4-й урок (контрольный)
а) подбор разбега и выполнение пробных попыток 2 раза
б) прыжки на технику и результат 3 раза.
IV четверть - по тематическому планированию 10-13 урок (в тексте нумеруется как 1-4 урок).
1-й урок: а) равномерное пробегание отрезка 25 м 2-3 раза
б) то же с постепенным переходом в ускорение 2-3 раза
в) то же с отталкиванием от бруска 3-4 раза
2-й урок: а) равномерно-ускоренный бег по разбегу с отталкиванием в место бруска 2-3раза
б) бег с ходу 3х20м
в) выполнение разбега с 13-15 шагов с увеличением скорости в конце и попаданием на
брусок 3-4 раза
3-й урок: а) с 11-13 шагов разбега перепрыгнуть через препятствие (вертикальное и
горизонтальное) преземляясь на обе наги или на маховую с пробеганием 3-4 раза
б) прыжки с разбега доставая подвешенный предмет головой, рукой и с последующим
пробеганием 3-4 раза
в) подбор разбега и прыжки в длину в целом 3-4 раза
4-й урок (контрольный)
а) подбор разбега и выполнение пробных попыток 2 раза
б) прыжки на технику и результат 3 раза.
IХ класс (прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» (приземление))
I четверть 4-7 урок по тематическому планированию (в тексте нумеруется как 1-4 урок).
1-й урок: а) прыжки с места в длину (одиночные, двойные, тройные) с далеким вынесением
ног на приземление садясь в яму и с выходом вперед (вперед - в строну) 6-8 раз
б) прыжки в длину в шаге с 3-5 шагов разбега, приземляясь на обе ноги на маты высотой
30-40см 4-5 раз
в) то же, но с приземлением в прыжковою яму и выходом вперед, сгибая ноги и
поднимая руки вверх 3-4 раза
2-й урок: а) прыжки в длину с короткого разбега через резинку натянутую на высоте 20-30 см в
50-70см от предполагаемого места приземления 4-5раз
3-й урок: а) прыжки в длину со среднего и полного разбега на технику (отталкивание, движение в
полете и приземление). Отталкиваться от бруска
4-й урок (контрольный)
а) подбор разбега и выполнение пробных попыток 2 раза
б) прыжки на технику и результат 3 раза.
IV четверть - по тематическому планированию 9-12 урок (в тексте нумеруется как 1-4 урок).
1-й урок: а) прыжки с места в длину (одиночные, двойные, тройные) с далеким вынесением
ног на приземление садясь в яму и с выходом вперед (вперед - в строну) 6-8 раз
б) прыжки в длину в шаге с 3-5 шагов разбега, приземляясь на обе ноги на маты высотой
30-40см 4-5 раз
в) то же, но с приземлением в прыжковою яму и выходом вперед, сгибая ноги и
поднимая руки вверх 3-4 раза
2-й урок: а) прыжки в длину с короткого разбега через резинку натянутую на высоте 20-30 см в
50-70см от предполагаемого места приземления 4-5раз
3-й урок: а) прыжки в длину со среднего и полного разбега на технику (отталкивание, движение в
полете и приземление). Отталкиваться от бруска
4-й урок (контрольный)
а) подбор разбега и выполнение пробных попыток 2 раза
б) прыжки на технику и результат 3 раза.
Х класс (подбор разбега)
I четверть уроки 2-5; IV четверть уроки 10-13.
1-й урок: а) повторное пробегание по разбегу без прыжка 2-3 раза
б) бег по разбегу с отталкиванием от бруска 3-4 раза. Перенести начальную отметку в
разбеге в перед или назад на расстояние между точкой отталкивания и бруском
2-й урок: а) повторное пробегание по разбегу от новой начальной отметки без прыжка 2-3 раза
б) бег по разбегу с отталкиванием от бруска 2-3 раза
в) прыжки в длину с полного разбега 3-4 раза.
Акцентировать учащихся на увеличение скорости к концу разбега и сильном
Отталкивании.
3-й урок: а) бег по разбегу с отталкиванием от бруска 1-2 раза
б) соревнования по прыжкам в длину способом «согнув ноги» на лучшую технику 2-3раза
4-й урок (контрольный: оценка техники подбора индивидуального разбега и результата)
а) подбор разбега
б) пробные прыжки в длину с полного разбега 2-3 раза.
в) зачетные прыжки в длину способом «согнув ноги» на технику и результат 3 раза
ХI класс (совершенствование техники прыжка в длину с разбега)
I четверть уроки 3-6; IV четверть уроки 10-13.
1-й урок: а) прыжки в длину с места, тройным 4-6 раз
б) прыжки в шаге 4-5 раз
в) бег по разбегу 3-4 раз
г) прыжки в длину с короткого разбега 3-4 раз
2-й урок: а)прыжки через один или три шага 8-10 раз
б) прыжки в длину с 6-8 беговых шагов
в) прыжки в длину на максимальный результат, обращая внимание на технику разбега и отталкивание 3-5 раз
3-й урок: а) бег по разбегу с попаданием на брусок
б) прыжки в длину на максимальный результат. Обращать внимание на правильную работу рук и ног в полете 3-5 раз
4-й урок (контрольный)
а) подбор разбега и пробные попытки 2 раза
б) прыжки на максимальный результат.
Дополнительные средства для развития двигательных качеств
Для развития прыжковой ловкости и координации можно применять следующие упражнения:
Прыжок с разведением в полете ног вперед – назад
Прыжок с разведением в полете ног в сторону
Прыжок с касанием в полете руками ступней ног
Прыжок с приземлением в один из пяти кругов, выложенных на месте приземления яркими лентами. Каждый круг соответствует определенному числу очков. Приземление в круги, расположенные со стороны толчковой ноги оцениваются большим количеством очков, т.к. в них труднее всего приземлиться.
Прыжок с поворотом в полете на 90, 180, 270, 360 градусов.
Прыжок с поворотом в полете на 90, 180, 270, 360 градусов и последующим приземлением в заданный круг.
Прыжок через резиновый шнур, после его прохождения хлопнуть в ладоши перед грудью и за спиной.
Прыжок через резиновый шнур, после его прохождения поймать подброшенный мяч учителем.