СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка презентации на тему "Проблемое чтение на уроках"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации предложены приемы работы с текстом на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка презентации на тему "Проблемое чтение на уроках"»

«Проблемное чтение»  на уроках истории и обществознания     Учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 70 Шатунова Ирина Александровна

«Проблемное чтение»

на уроках истории и обществознания

Учитель истории и обществознания

МБОУ СШ № 70

Шатунова Ирина Александровна

Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения и мысли; составлять различные виды планов; развертывать текст, строя по плану собственное высказывание; конспектировать и реферировать текст; на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст; составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации. растить творческого читателя через совместную работу с библиотекарем школы.
  • Для реализации этой цели необходимо научить школьников:
  • выделять в тексте главные положения и мысли;
  • составлять различные виды планов;
  • развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
  • конспектировать и реферировать текст;
  • на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
  • составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.
  • растить творческого читателя через совместную работу с библиотекарем школы.
Особенностью современных школьников является обширная, но практически бессистемная информированность по всем вопросам. Если мы в прошлом испытывали определенный информационный голод, то сейчас школьникам доступна практически любая информация. Современные учащиеся умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Но чаще всего они не умеют анализировать, сопоставлять, делать выводы.
  • Особенностью современных школьников является обширная, но практически бессистемная информированность по всем вопросам. Если мы в прошлом испытывали определенный информационный голод, то сейчас школьникам доступна практически любая информация. Современные учащиеся умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Но чаще всего они не умеют анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на начальной стадии урока. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: при изучении темы «Великие реформы 60-70-х гг. XIX века», подбираем синонимы к слову «Реформа». Приём “Корзина идей, понятий, имен» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
  • Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на начальной стадии урока. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.
  • Например: при изучении темы «Великие реформы 60-70-х гг. XIX века», подбираем синонимы к слову «Реформа».
  • Приём “Корзина идей, понятий, имен»
  • Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы», особенно в старших классах, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто? Толстый вопрос предполагает ответ развернутый (каковы последствия ? В чем состоят различия?) Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума» 
  • Эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы», особенно в старших классах, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый (каковы последствия ? В чем состоят различия?)

  • Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума» 

Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы.  Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.

Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это  вопросы, направленные на установление взаимосвязи между событиями.

Данные приемы позволяют сохранить активность ученика, делают чтение осмысленным.

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Приём «Сравнение определений».

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности.

Описание приема.

Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное.

Прием Написание творческих заданий .  Продолжить рассказ, составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке. Ученик моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого – либо события. Прием «Три подсказки» (парная работа, ответы на карточках сдают учителю). Данный прием использую для того, чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста об исторических событиях и личностях. Учащиеся составляют три подсказки, чтобы определить о ком или о чём идет речь. Этот приём можно использовать и на этапе повторения и на этапе изучения нового материала. Подсказки зачитываются по одной или показываются на слайде презентации. Третья подсказка является решающей, потому что по ней легко определить о ком или о чём идёт речь.
  • Прием Написание творческих заданий .

Продолжить рассказ, составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.

Ученик моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого – либо события.

Прием «Три подсказки» (парная работа, ответы на карточках сдают учителю). Данный прием использую для того, чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста об исторических событиях и личностях. Учащиеся составляют три подсказки, чтобы определить о ком или о чём идет речь. Этот приём можно использовать и на этапе повторения и на этапе изучения нового материала. Подсказки зачитываются по одной или показываются на слайде презентации. Третья подсказка является решающей, потому что по ней легко определить о ком или о чём идёт речь.

 При использовании данных приемов на уроке тексту отводится приоритетное значение: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут дискуссии, наконец, сочиняют. Урок, построенный в рамках технологии критического мышления, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией, а, значит, повышается мотивация ученика и интерес к предмету.

При использовании данных приемов на уроке тексту отводится приоритетное значение: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут дискуссии, наконец, сочиняют.

Урок, построенный в рамках технологии критического мышления, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией, а, значит, повышается мотивация ученика и интерес к предмету.

Библиотечные занятия Тема урока «Права человека», 7 класс Изучение прав человека на примерах героев книг, которые борются за свои права. Викторина «От чего зависят поступки человека». Урок – диалог «Добросердечность» 6 класс Учащимся дается задание составить рассказ по данной теме, используя примеры из жизни и книг. «Викторина Шарикова, 10 класс. Цель – научить видеть преимущества равноправия над всеобщим равенством. Вопросы задаются от литературного героя Михаила Булгакова (рассказ «Собачье сердце»)

Библиотечные занятия

Тема урока «Права человека», 7 класс

Изучение прав человека на примерах героев книг, которые борются за свои права.

Викторина «От чего зависят поступки человека».

Урок – диалог «Добросердечность» 6 класс

Учащимся дается задание составить рассказ по данной теме, используя примеры из жизни и книг.

«Викторина Шарикова, 10 класс. Цель – научить видеть преимущества равноправия над всеобщим равенством.

Вопросы задаются от литературного героя Михаила Булгакова (рассказ «Собачье сердце»)