«Проблемное чтение»
на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания
МБОУ СШ № 70
Шатунова Ирина Александровна
- Для реализации этой цели необходимо научить школьников:
- выделять в тексте главные положения и мысли;
- составлять различные виды планов;
- развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
- конспектировать и реферировать текст;
- на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
- составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.
- растить творческого читателя через совместную работу с библиотекарем школы.
- Особенностью современных школьников является обширная, но практически бессистемная информированность по всем вопросам. Если мы в прошлом испытывали определенный информационный голод, то сейчас школьникам доступна практически любая информация. Современные учащиеся умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Но чаще всего они не умеют анализировать, сопоставлять, делать выводы.
- Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на начальной стадии урока. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.
- Например: при изучении темы «Великие реформы 60-70-х гг. XIX века», подбираем синонимы к слову «Реформа».
- Приём “Корзина идей, понятий, имен»
- Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
- Эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы», особенно в старших классах, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый (каковы последствия ? В чем состоят различия?)
- Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»
Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между событиями.
Данные приемы позволяют сохранить активность ученика, делают чтение осмысленным.
Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
Приём «Сравнение определений».
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности.
Описание приема.
Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное.
- Прием Написание творческих заданий .
Продолжить рассказ, составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.
Ученик моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого – либо события.
Прием «Три подсказки» (парная работа, ответы на карточках сдают учителю). Данный прием использую для того, чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста об исторических событиях и личностях. Учащиеся составляют три подсказки, чтобы определить о ком или о чём идет речь. Этот приём можно использовать и на этапе повторения и на этапе изучения нового материала. Подсказки зачитываются по одной или показываются на слайде презентации. Третья подсказка является решающей, потому что по ней легко определить о ком или о чём идёт речь.
При использовании данных приемов на уроке тексту отводится приоритетное значение: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут дискуссии, наконец, сочиняют.
Урок, построенный в рамках технологии критического мышления, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией, а, значит, повышается мотивация ученика и интерес к предмету.
Библиотечные занятия
Тема урока «Права человека», 7 класс
Изучение прав человека на примерах героев книг, которые борются за свои права.
Викторина «От чего зависят поступки человека».
Урок – диалог «Добросердечность» 6 класс
Учащимся дается задание составить рассказ по данной теме, используя примеры из жизни и книг.
«Викторина Шарикова, 10 класс. Цель – научить видеть преимущества равноправия над всеобщим равенством.
Вопросы задаются от литературного героя Михаила Булгакова (рассказ «Собачье сердце»)