Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Авторская разработка программы дополнительного образования для дошкольников по обучению основам грамоты в Воскресной школе
Учитель-логопед: Цыпуштанова К.С.
Пермь-2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста (6-7 лет), на 2 занятия в неделю /20 занятий/ по 25 минут.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Материал программы подобран с опорой на принцип: «Учите, играя». Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Цель программы: подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Задачи.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Обучение грамоте включает 2 этапа:
подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;
основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.
Задачи этапа.
1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов "звук" и "буква".
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Методика формирования элементарных навыков чтения и письма состоит из 4-х разделов.
Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Обучение чтению.
Формирование первоначальных навыков письма.
1 раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка
Задачи.
Дать представление о звуках русского языка.
Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
Показать детям связь звука с буквой.
Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Содержание
Ознакомление со звуками и буквами:
А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н, С-3, Ш-Ж, Д-Т, К-Г, Б-П, В-Ф, Х, Ч, Щ, Ц, Й, И, Я, Ю, Е, Е, Ь, Ъ.
Упражнения на подробное знакомство с буквой:
- Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква? - Осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы). - Выкладывание буквы из различного материала. - Лепка буквы. - Запоминание стихов про каждую букву. - Отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву. - Дорисовывание недостающих элементов буквы. - Поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами. - "Письмо" буквы по опорным точкам. - Печатание буквы с ориентировкой на образец. Работа с индивидуальными разрезными азбуками. При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.
Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников
Задачи.
Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
Учить детей определять позицию звука в слове.
Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
Содержание
Звукобуквенный анализ слова:
- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т.д.);
- называние изолированного звука;
- характеристика звука (гласный, твердый (мягкий) согласный);
- обозначение звука соответствующей фишкой;
- "чтение" по "записи" (по фишкам);
- обозначение звука буквой;
- определение количества слогов. При обучении детей звукобуквенному анализу слов используется картинка-схема звукового состава слова, показывающая, сколько звуков в слове.
Раздел 3. Обучение чтению
Задачи.
Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
Содержание
Обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими буквами:
А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н.
Весь материал для чтения и письма на начальных периодах обучения грамоте подбирается таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные односложные (сок, сук) слова. Затем учить двухсложные (усы, осы, луна, рома и т. д.). Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путём замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчёркивается необходимость осмысленного чтения.
Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма
Задачи.
Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
Развитие мелкой моторики рук.
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Содержание
Различные упражнения на формирование пространственной ориентировке, развитие графомоторных навыков (штриховка, дорисовывание, графические упражнения, лабиринты и т.п.)
Планируемые результаты
Сформированность понятий «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твёрдый», «мягкий».
Владение навыками звукобуквенного анализа 1- 2-х сложных слов.
Сформированность первоначальных навыков чтения.
Сформированность предпосылок для успешного овладения письмом.
Предметно – развивающая среда
- Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, обувь, одежда, растения и т. д.)
- Картины-схемы звукового анализа слов. Демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребёнка.
- Полоски-схемы звукового состава слов; фишки красного, синего, зелёного цветов. Демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребёнка.
- Альбомы с заданиями.
- Буквы из разрезной азбуки; различные виды азбук.
- Дидактические игры с буквами, со словами. - Презентации. - Раскраски на каждую букву алфавита.
Учебно-методическое обеспечение
1. Детская литература (“Грамматика в картинках”, “Развиваем внимание”, книги для начинающих читать).
2 .«Изучаем грамоту» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Т., Щербинина С.В./ г. Киров, ОАО «Дом печати- ВЯТКА»,2012г. Тетради с заданиями для развития детей в 2 частях.
3. Е.В.Колесникова «Весёлая грамматика для детей 5-7 лет», раб.тетрадь /М., Изд.ЮВЕНТА 2008г.
4. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
5. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.
6. Программа « От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.
7 . Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!»/ Санкт- Петербург, «Детство-пресс», 2010г.
ВРУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТОВ
Сертификат
по курсу
«Основы обучению грамоте»