Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени А.С. Пушкина»
Разработка урока
«Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира»
Автор:
учитель
русского языка
и литературы
Чавдарь
Оксана
Николаевна
2017 год
Цели урока:
- обобщение знаний учащихся о фольклорных персонажах разных народов, знакомство с понятием «электронный альбом» ;
- развитие навыков сопоставительного анализа на основе художественных текстов, практического применения данного приема при составлении электронного альбома;
- воспитание уважительного отношения к культуре разных народов, толерантности в общении, понимания общекультурных ценностей.
Оборудование: проекционная система, компьютерный класс
Формируемые УУД: предметные, метапредметные, регулятивные, личностные.
Ход урока:
Приветственное слово учащимся.
Погружение в проблему с последующим целеполаганием.
Показ слайд-шоу с изображениями фольклорных героев
- Что объединяет данные изображения?(формулировка темы урока учащимися)
- Кто изображен на слайдах? Кто являлся фольклорным героем, кого воспевали в народных сказаниях и почему? Для чего вам представлены разные народные герои? (формулировка целей и задач учащимися)
- Каким образом ещё можно изобразить фольклорного героя?
III. Работа с текстом:
Перед вами отрывки из произведений устного народного творчества, определите образ героя, его статус. Определите национальную принадлежность героев, с указанием признаков. Найдите сходства и различия одних и тех же фольклорных образов разных народов.
- Что объединяет произведения устного народного творчества разных народов?
- Что поможет объединить графическое и текстовое изображение героев?
IV. Работа над электронным альбомом:
Выберите одну из творческих групп для работы или создайте свой индивидуальный альбом из предложенных материалов. Придумайте названия электронных альбомов, подберите картинки и текст. Представьте работу.
V. Представление учащимися своих альбомов, с комментариями и аргументами.
VI. Рефлексия:
- Что понравилось на занятии? Что вызвало затруднения? Хотели бы продолжить работу по составлению альбома?
VII. Домашнее задание.
Подберите материал для продолжения составления вашего электронного альбома или попробуйте сами составить свой альбом, выбрав тему и структуру альбома.
Методический комментарий, самоанализ урока.
На данном уроке мною проводилась апробация инновационного приёма «электронный альбом», соответственно цели, идеи и задачи передо мной стояли следующие:
Цели:
- развитие мыслительных процессов, аналитических и логических;
- развитие поисково-исследовательского подхода;
- развитие творческих качеств личности;
-усвоение не только результатов познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания и создания собственного продукта).
Основные идеи:
-формирование у ребенка творческого подхода к изучению предмета;
-развитие навыков эстетического восприятия окружающей действительности через образы художественных произведений;
-формирование и развитие навыков создания собственного иллюстративного материала, соответствующего требованиям результативности обучения;
-возможность самореализации всем учащимся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Задачи:
- формировать практические знания и навыки в создании электронного альбома;
- развивать творческие способности через эстетическое оформление слайдов;
- воспитывать осознанное отношение к работе с текстом и уважение к художественному слову.
Педагогический прием «Электронный альбом» включает в себя:
Так как этот приём для учащихся незнаком, то мною была выбрана структура альбома и информация для него, а остальные этапы учащиеся выполняли самостоятельно.
Использованные технологии:
- развития критического мышления; -продуктивного чтения;
- проектная;
- ИКТ;
-проблемного обучения;
- уровневой дифференциации.
Использованные методы:
Эвристический, индуктивный, дедуктивный, ассоциативный, исследовательский, иллюстративный.
Считаю, что все поставленные цели достигнуты, учащиеся справились с поставленными задачами. Апробация прошла успешно, данный приём может активно применяться не только для решения определенных задач на уроке, но и для иллюстрации проектных работ. Для наиболее эффективного результата считаю необходимым продолжить работу в данном направлении и запланировать проведение уроков с использованием этого инновационного педагогического приема, а также использовать его при защите проектных работ учащихся, продолжить работу по формированию УУД. Уделить особое внимание индивидуальной ИКТ-компетентности учащихся, навыкам поисково-исследовательской деятельности и осознанного отношения к работе с текстом, а также развитию монологической речи учащихся.