СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка урока по литературе в 10 классе "Научи меня, Боже, любить..." ( рассказ Л. Н. Толстого "Чем люди живы...")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая  разработка урока по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП)

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока по литературе в 10 классе "Научи меня, Боже, любить..." ( рассказ Л. Н. Толстого "Чем люди живы...")»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ.

Автор – Хасанова А. З.,

учитель МБОУ «СОШ № 5»


Тема: «Научи меня, Боже, любить…». Рассказ Л. Н. Толстого «Чем люди живы».


Цель: знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Чем люди живы»; развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение работать с информационным текстом (в данном случае с художественным), анализировать различные учебные и жизненные ситуации, принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлексивному творческому мышлению; воспитание нравственного, умного, вдумчивого, чувствующего читателя.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Приёмы и формы работы: составление кластера, чтение со «стопами», моделирование (предсказание) сюжета, самостоятельное целеполагание, работа в парах, эссе, мозговой штурм.

Оборудование: портрет писателя, распечатка рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы».

Записи на доске: «Научи меня, Боже, любить…». Рассказ Л. Н. Толстого «Чем люди живы». Словарь. Притча – небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. Эссе – небольшая миниатюра, размышление на заданную тему.

Эпиграф:

Живы они одною любовью.

Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём,

потому что Бог есть любовь.

Л. Н. Толстой

1. Учитель. Что сегодня с нами случилось? Живём непросто, часто даже страшно. Может, слово какое – то заветное забыли? Или потеряли волшебный клубочек, который ведёт нас к Истине? Подумайте над вопросом: Что является основой человеческой жизни?

2.Самостоятельная работа учащихся. (Стадия вызова – мозговой штурм и составление кластера. Дети столбиком в тетрадях записывают свои ответы).

Пример кластера.

Здоровье.

Любовь.

Уважение.

Справедливость.

Доброта и т. д.

3.Работа в парах. Объединившись в пары, суммируйте свои ответы. Если не были уверены, обсудите и запишите новый список (кластер).

4.Коллективная работа. Составление общего списка (кластера) на доске.

5.Формулировка учащимися своей конкретной познавательной цели на основе вопроса и коллективного кластера.

Ребята ставили такие цели.

*Узнать, как Л. Н. Толстой отвечает на вопрос «Что является основой человеческой жизни?»

* Чем на самом деле люди живы?

*Чему учит рассказ Л. Н. Толстого?

*Выяснить смысл эпиграфа.

6. Стадия осмысления. Чтение рассказа со «стопами».

* Читаем первый эпизод (1, 2 главки).

- Как вы думаете, как встретит незнакомца Матрёна? (Моделирование сюжета).

* Читаем второй эпизод (3 главка).

- Предположите, кто же такой этот незнакомец?

* Читаем третий эпизод (4, 5, 6 главки до слов: «Ты что, дурак, зубы скалишь?»).

- Почему улыбнулся и весь просветлел Михайла?

* Читаем четвёртый эпизод (со слов: «Ты что, дурак, зубы скалишь?» до конца 6 главки).

- Как, на ваш взгляд, сюжет развиваться будет?

* Читаем пятый эпизод (7, 8 главки).

- Чьи же дети, по вашим предположениям?

* Читаем шестой эпизод (9 главка).

- Как вы понимаете пословицу, произнесённую Матрёной: «Без отца, матери проживут, а без Бога не проживут»?

- Чему во второй раз улыбается Михайло?

* Читаем седьмой эпизод (10 главка до слов «И сказал Семён…»).

- За что Бог наказал Михайлу?

- В какие моменты своей жизни узнал герой три слова Божии?

- Как вы думаете, что это за слова?

* Читаем восьмой эпизод (со слов «И сказал Семён…» до конца12 главки).

- Отчего отчаялся Михайла, когда встретился с Семёном?

-Объясните смысл слов: «…то в лице его была смерть, а теперь вдруг стал живой, и в лице его я узнал Бога», «… в ней уже не было смерти, она была живая, и я и в ней узнал Бога».

-Так какие же три слова Божии узнал Михайла?

Михайла искал ответы на вопросы:

«Что есть в людях?», «Что не дано людям?», «Чем люди живы?».

-Какие ответы нашёл Михайла, живя среди людей?

Ребята выписывают из рассказа ответы на вопросы:

  1. «…есть в людях любовь».

  2. «Не дано людям знать, чего им для своего тела нужно».

  3. «…жив всякий человек…любовью».

-Кем оказался Михайла? (Ангелом).

-Давайте проследим, как зарождалась любовь Семёна и любовь Матрёны к незнакомцу.

Путь любви Семёна: страх – совесть – жалость – любовь.

Путь любви Матрёны: страх – любопытство – жалость – любовь.

-Какую задачу, по вашему мнению, ставил перед собой Л. Н. Толстой? (Моральное поучение).

- Что напоминает рассказ? (Притчу)

- Прочтём нравоучение в 12 главке, которое мы записали как эпиграф к уроку: «Живы они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём, потому что Бог есть любовь». Прочтём и эпиграфы к рассказу. Как вы их понимаете и как они соотносятся?

7. Рефлексия.

* Вернёмся к нашему общему кластеру. Вычеркнем то, что не является ответом на поставленный в начале урока вопрос, допишем ответы, появившиеся после прочтения рассказа.

* Вспомним, какие цели ставили перед собой, на какие вопросы хотели получить ответ. Получили ли мы ответы, реализовали цели?

* Письменная работа. Эссе «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени?»

8. Чтение ребятами (желающими) своих миниатюр.

9. Чтение подготовленным учеником стихотворения К Бальмонта «Люби».

«Люби !» - поют шуршащие березы,

Когда на них сережки расцвели.

«Люби !» - поет сирень в цветной пыли

«Люби ! Люби !» - поют, пылая, розы.


Страшись безлюбья. И беги угрозы

Бесстрастия. Твой полдень вмиг – вдали.

Твою зарю теченья зорь сожги.

Люби любовь. Люби огонь и грезы.

Кто не любил, не выполнил закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон.


Он в каждом часе слышит мертвый звон.

Ему никак не избежать возмездья.

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.