УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ.
Автор – Хасанова А. З.,
учитель МБОУ «СОШ № 5»
Тема: «Научи меня, Боже, любить…». Рассказ Л. Н. Толстого «Чем люди живы».
Цель: знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Чем люди живы»; развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение работать с информационным текстом (в данном случае с художественным), анализировать различные учебные и жизненные ситуации, принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлексивному творческому мышлению; воспитание нравственного, умного, вдумчивого, чувствующего читателя.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Приёмы и формы работы: составление кластера, чтение со «стопами», моделирование (предсказание) сюжета, самостоятельное целеполагание, работа в парах, эссе, мозговой штурм.
Оборудование: портрет писателя, распечатка рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы».
Записи на доске: «Научи меня, Боже, любить…». Рассказ Л. Н. Толстого «Чем люди живы». Словарь. Притча – небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. Эссе – небольшая миниатюра, размышление на заданную тему.
Эпиграф:
Живы они одною любовью.
Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём,
потому что Бог есть любовь.
Л. Н. Толстой
1. Учитель. Что сегодня с нами случилось? Живём непросто, часто даже страшно. Может, слово какое – то заветное забыли? Или потеряли волшебный клубочек, который ведёт нас к Истине? Подумайте над вопросом: Что является основой человеческой жизни?
2.Самостоятельная работа учащихся. (Стадия вызова – мозговой штурм и составление кластера. Дети столбиком в тетрадях записывают свои ответы).
Пример кластера.
Здоровье.
Любовь.
Уважение.
Справедливость.
Доброта и т. д.
3.Работа в парах. Объединившись в пары, суммируйте свои ответы. Если не были уверены, обсудите и запишите новый список (кластер).
4.Коллективная работа. Составление общего списка (кластера) на доске.
5.Формулировка учащимися своей конкретной познавательной цели на основе вопроса и коллективного кластера.
Ребята ставили такие цели.
*Узнать, как Л. Н. Толстой отвечает на вопрос «Что является основой человеческой жизни?»
* Чем на самом деле люди живы?
*Чему учит рассказ Л. Н. Толстого?
*Выяснить смысл эпиграфа.
6. Стадия осмысления. Чтение рассказа со «стопами».
* Читаем первый эпизод (1, 2 главки).
- Как вы думаете, как встретит незнакомца Матрёна? (Моделирование сюжета).
* Читаем второй эпизод (3 главка).
- Предположите, кто же такой этот незнакомец?
* Читаем третий эпизод (4, 5, 6 главки до слов: «Ты что, дурак, зубы скалишь?»).
- Почему улыбнулся и весь просветлел Михайла?
* Читаем четвёртый эпизод (со слов: «Ты что, дурак, зубы скалишь?» до конца 6 главки).
- Как, на ваш взгляд, сюжет развиваться будет?
* Читаем пятый эпизод (7, 8 главки).
- Чьи же дети, по вашим предположениям?
* Читаем шестой эпизод (9 главка).
- Как вы понимаете пословицу, произнесённую Матрёной: «Без отца, матери проживут, а без Бога не проживут»?
- Чему во второй раз улыбается Михайло?
* Читаем седьмой эпизод (10 главка до слов «И сказал Семён…»).
- За что Бог наказал Михайлу?
- В какие моменты своей жизни узнал герой три слова Божии?
- Как вы думаете, что это за слова?
* Читаем восьмой эпизод (со слов «И сказал Семён…» до конца12 главки).
- Отчего отчаялся Михайла, когда встретился с Семёном?
-Объясните смысл слов: «…то в лице его была смерть, а теперь вдруг стал живой, и в лице его я узнал Бога», «… в ней уже не было смерти, она была живая, и я и в ней узнал Бога».
-Так какие же три слова Божии узнал Михайла?
Михайла искал ответы на вопросы:
«Что есть в людях?», «Что не дано людям?», «Чем люди живы?».
-Какие ответы нашёл Михайла, живя среди людей?
Ребята выписывают из рассказа ответы на вопросы:
«…есть в людях любовь».
«Не дано людям знать, чего им для своего тела нужно».
«…жив всякий человек…любовью».
-Кем оказался Михайла? (Ангелом).
-Давайте проследим, как зарождалась любовь Семёна и любовь Матрёны к незнакомцу.
Путь любви Семёна: страх – совесть – жалость – любовь.
Путь любви Матрёны: страх – любопытство – жалость – любовь.
-Какую задачу, по вашему мнению, ставил перед собой Л. Н. Толстой? (Моральное поучение).
- Что напоминает рассказ? (Притчу)
- Прочтём нравоучение в 12 главке, которое мы записали как эпиграф к уроку: «Живы они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём, потому что Бог есть любовь». Прочтём и эпиграфы к рассказу. Как вы их понимаете и как они соотносятся?
7. Рефлексия.
* Вернёмся к нашему общему кластеру. Вычеркнем то, что не является ответом на поставленный в начале урока вопрос, допишем ответы, появившиеся после прочтения рассказа.
* Вспомним, какие цели ставили перед собой, на какие вопросы хотели получить ответ. Получили ли мы ответы, реализовали цели?
* Письменная работа. Эссе «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени?»
8. Чтение ребятами (желающими) своих миниатюр.
9. Чтение подготовленным учеником стихотворения К Бальмонта «Люби».
«Люби !» - поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
«Люби !» - поет сирень в цветной пыли
«Люби ! Люби !» - поют, пылая, розы.
Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг – вдали.
Твою зарю теченья зорь сожги.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.
Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.